- III – 3. Неморфологический способ образования слов (с ответами)
- Упражнения по теме «Словообразование»
- Тест по теме «Словообразование»
- НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
- Неморфологический способ образования слов ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Неморфологический способ образования слов ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
III – 3. Неморфологический способ образования слов (с ответами)
Информация о работе
- Тема: III – 3. Неморфологический способ образования слов (с ответами)
- Количество скачиваний: 28
- Тип: Шпоры и тесты
- Предмет: Русский язык
- Количество страниц: 4
- Язык работы: Русский язык
- Дата загрузки: 2014-10-07 12:19:06
- Размер файла: 11.28 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
- III – 3. Неморфологический способ образования слов (с ответами) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sesiya.ru/shpory-i-testy/russkiy-yazyk/iii-%E2%80%93-3-nemorfologicheskiy-sposob-obrazovaniya-slov-s-otvetami/ (дата обращения: 20.11.2021).
- III – 3. Неморфологический способ образования слов (с ответами) // https://www.sesiya.ru/shpory-i-testy/russkiy-yazyk/iii-%E2%80%93-3-nemorfologicheskiy-sposob-obrazovaniya-slov-s-otvetami/.
Есть ненужная работа?
Добавь её на сайт, помоги студентам и школьникам выполнять работы самостоятельно
Информация о документе
Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.
Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»
Можно ли скачать документ с работой
Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:
III – 3. Неморфологический способ образования слов.
1. Укажите слово, образованное путём слияния основ:
А) Слабослышащий.
В) Весело.
С) Беленький.
D) Выход.
Е) Расчёска.
Правильный ответ: А.
2. Укажите слово, образованное путём слияния основ:
А) Присыпать.
В) Вечнозелёный.
С) Подосиновик.
D) Лесной.
Е) Разгорается.
Правильный ответ: В.
3. Укажите слово, образованное путём слияния основ:
А) Набег.
В) Перестройка.
С) Ссориться.
D) Жизненный.
Е) Вперёдсмотрящий.
Правильный ответ: Е.
4. Укажите слово, образованное путём слияния основ:
А) Неугомонность.
В) Подрубить.
С) Слабоуспевающий.
D) Округ.
Е) Сахарный.
Правильный ответ: С.
5. Укажите слово, образованное путём слияния основ:
А) Трудновоспитуемый.
В) Ласточка.
С) Перерождение.
D) Размах.
Е) Озорничать.
Правильный ответ: А.
6. Укажите слово, образованное путём слияния основ:
А) Разлад.
В) Вскипячённый.
С) Скоропортящийся.
D) Денежный.
Е) Ссора.
Правильный ответ: С.
7. Укажите ряд слов, образованных путём перехода из одной части речи в другую.
А) Сенокос, гипсокартон.
В) КВН, вуз.
С) Сверхсекретный, полузащитник.
D) Служащие (банка), мороженое (пломбир).
Е) Сбербанк, спецкор.
Правильный ответ: D.
8. Слово образовалось путём перехода одной части речи в другую:
А) Булочная.
В) Неискренняя.
С) Надземная.
D) Золочёная.
Е) Бумажная.
Правильный ответ: А.
9. Слово образовалось путём слияния:
А) Птицефабрика.
В) Хлебозавод.
С) Черноморец.
D) Нижеподписавшиеся.
Е) Новогодний.
Правильный ответ: D.
10. Существительное, образованное путём перехода одной части в другую:
А) Пригород.
В) Перестройка.
С) Служащий.
D) Ковёр-самолёт.
Е) Автоматика.
Правильный ответ: С.
11. Определите способ образования слова ледокол.
А) Приставочный.
В) Суффиксальный.
С) Бессуффиксный.
D) Приставочно-суффиксальный.
Е) Слияние основ.
Правильный ответ: Е.
12. Определите способ образования слова диван-кровать.
А) Бессуффиксный.
В) Сложение целых слов.
С) Суффиксальный.
D) Приставочно-суффиксальный.
Е) Приставочный.
Правильный ответ: В.
13. Определите способ образования существительного мороженое.
А) Приставочный.
В) Переход из одной части речи в другую.
С) Сложение основ.
D) Приставочно-суффиксальный.
Е) Суффиксальный.
Правильный ответ: В.
14. Укажите слово, образованное сложением целых слов:
А) Труженик.
В) Опилки.
С) Прослезиться.
D) Плащ-палатка.
Е) Прачечная.
Правильный ответ: D.
15. Укажите слово, образованное сложением основ:
А) Листопад.
В) Заросли.
С) Камышовый.
D) Старость.
Е) Переделать.
Правильный ответ: А.
16. Укажите слово, образованное сложением основ:
А) Железнодорожник.
В) Умывальник.
С) Автомобилизм.
D) Книголюб.
Е) Африканец.
Правильный ответ: D.
17. Укажите зависимое слово, образованное переходом из одной части речи в другую:
А) Оглядеться кругом.
В) Покрываться льдом.
С) Идти полем.
D) Пробираться лесом.
Е) Услышать голоса.
Правильный ответ: А.
18. Укажите, какое наречие образовано от глагола:
А) Изнутри.
В) Надвое.
С) Всюду.
D) Вперемешку.
Е) Издалека.
Правильный ответ: D.
19. Укажите, какое наречие образовано от местоимения:
А) Под мышкой.
В) Поодаль.
С) Нигде.
D) Без толку.
Е) Вдесятером.
Правильный ответ: С.
20. Укажите, какое наречие образовано от прилагательного:
А) Насухо.
В) Кстати.
С) Замужем.
D) Подчас.
Е) Вдали.
Правильный ответ: А.
21. Словообразование изучает:
А) Части речи и их формы.
В) Слова и их значения.
С) Строение и состав слов.
D) Правила произношения слов.
Е) Правила написания слов.
Правильный ответ: С.
22. Укажите правильный вариант постановки гласных в корнях:
Выб..ру, отб..ру, соб..раем, переб..раешь, зам..реть, зам..рать, уд..рать, зап..реть, зап..рать.
А) и, и, и, е, е, и, и, е, и.
В) е, и, и, и, е, и, и, е, и.
С) е, е, и, и, е, и, и, е, и.
D) и, и, е, и, е, и, и, е, и.
Е) е, е, и, и, е, и, е, е, и.
Правильный ответ: С.
23. Путём перехода из олной части в другую образовалось слово:
А) Внеплановое.
В) Честолюбие.
С) Тщеславие.
D) Мороженое.
Е) Печенье.
Правильный ответ: D.
24. Путём слияния образовалось слово:
А) Глубь.
В) Ультразвук.
С) Разукрасить.
D) Камышовый.
Е) Многоуважаемый.
Правильный ответ: Е.
25. Слово образовалось путём слияния:
А) Прицеп.
В) Кладовка.
С) Тотчас.
D) Малышка.
Е) Силач.
Правильный ответ: С.
26. Путём перехода из одной части речи в другую образовалось существительное:
А) Неприятель.
В) Угол.
С) Мостовая.
D) Бодрость.
Е) Трудоустройство.
Правильный ответ: С.
27. Путём слияния образовалось слово:
А) Сегодня.
В) Стряпня.
С) Изменчивость.
D) Купальня.
Е) Привоз.
Правильный ответ: А.
28. Путём перехода из одной части речи в другую образовалось существительное:
А) Косичка.
В) Недомерок.
С) Изменчивость.
D) Белизна.
Е) Дежурный.
Правильный ответ: Е.
29. Путём перехода из одной части речи в другую образовалось существительное:
А) Поводья.
В) Смятение.
С) Учительница.
D) Копчение.
Е) Больной.
Правильный ответ: Е.
Источник
Упражнения по теме «Словообразование»
а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.
Упражнение 4.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Тест по теме «Словообразование»
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ
Источник
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
1. Формирование умения определять неморфологический способ образования слов.
2. Закрепление словообразовательных умений.
3. Орфографический контроль.
I. Орфографический контроль.
1. Орфографическое чтение слов из ЗСП-2, 3, толкование их значения.
2. Орфографическая диктовка (объем — приблизительно 15-16 словосочетаний) словосочетаний из упр. 39, 66, ЗСП-1, 2, 3. Словосочетания записываются на листочках.
II. Закрепление изученного.
1. Словообразовательная разминка.
• Проанализируйте схему, вставьте пропущенные звенья.
• Найдите слово, чье словообразовательное гнездо соответствует схеме (по словообразовательному словарику):
Назовите слова из этого гнезда, образованные приставочным. суффиксальным способами.
III. Углубление знаний.
1. Исследование плана изучения темы «Основные способы образования слов» (упр. 65). Что вам не знакомо еще? Пункты 1.4 и 2.2. Прочитайте и перескажите информацию об этих явлениях (с. 25).
2. Упр. 58 (2 примера письменно по образцу).
3. В чем отличие выделенных слов в этих парах?
Девочка умна и воспитанна. Она воспитана в детдоме.
В первом случае — краткое прилагательное, это ее качество; прилагательное перешло из причастия, употребленного во втором примере. В нем можно сказать: «ту, которую воспитали в детдоме».
Определите, где краткое причастие и где краткое прилагательное, пришедшее из причастия, объясните орфографию.
Дети послушны и организованны. — Комиссия организована.
Маша красива и образованна. — Контора образована.
Записать эти примеры, указав часть речи каждого из слов, подчеркнуть суффиксы.
IV. Подготовка к контрольной работе.
1. Устно перечислить способы словообразования с примерами.
2. Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует моделям:
1) (деепричастие, совершенный вид; например, сделав):
2) (причастие, действительное, прошедшего времени, возвратное, женский род, именительный падеж, единственное число; например, закружившаяся);
3) (прилагательное, качественное, полное, мужского или среднего рода, родительный падеж, единственное число);
4) Вспомните отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова в переносном значении. Мы их много учили в 6-м классе. Запишите, укажите вид средств выразительности.
5) Охарактеризуйте письменно звуки: [т’], [о], [и’], [л], [ш].
6) Поставьте правильное ударение в словах: красивее, звонит, начался, подняв, квартал.
V. Домашнее задание: повторить поэтический отрывок, упр. 62, готовиться к контрольной работе по заданиям в классной.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Неморфологический способ образования слов ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемimatveeva.ucoz.ru
Похожие презентации
Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Неморфологический способ образования слов ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
2 Неморфологический способ образования слов ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 Неморфологический способ словообразования Неморфологическими называются способы образования слов без использования морфем. В зависимости от конкретных процессов выделяют морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический способы.
4 Морфолого-синтаксический неморфологический способ словообразования При морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль. больной (прилагательное) – больной (существительное) вокруг (наречие) – вокруг (предлог)
5 Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа переход в существительные столовая посуда (прил.) – заводская столовая мороженое блюдо (прил.) – ванильное мороженое отдыхающие (прич.) в санатории – отдыхающие гуляли переход в прилагательные блестящий (прич.) на солнце – блестящие способности любимый (прич.) людьми – любимый человек первый (числ.) в ряду – первый ученик переход в местоимения определенный (прич.) законом – определенный успех
6 переход в наречия медленным шагом (сущ.) – ехали шагом лежа (дееприч.) на кровати – думать лежа попали в заключение (сущ.) – скажу в заключение переход в служебные части речи благодаря (дееприч.) за помощь – благодаря помощи (предлог) что ты сказал? (местоимение) – сказал, что (союз) знает возвратился один (числ.) – один (частица) он знал переход в междометия кремлевский караул (сущ.) – караул! давай (гл. в повелит. накл.) вещи – давай! (=пока) Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в контексте – в составе словосочетания или предложения.
7 Лексико-синтаксический способ При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.
8 За благо рассудится – заблагорассудится с ума сошедший – сумасшедший вечно зелёный – вечнозеленый сильно действующий – сильнодействующий ума лишённый – умалишённый тяжело раненный – тяжелораненый Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений. многообещающий – обещающий много вышеуказанный – указанный выше
9 Лексико-семантический неморфологический способ словообразования При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов. Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой.
10 Титан* — гигант, вступивший в борьбу с врагами. Титан** — большой кипятильник для воды. Титан*** — серебристо-белый твёрдый металл. Губка* — пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу. Губка** — пористое, упругое изделие из резины, поролона, используемое для мытья. Удел* — область, управляемая князем- феодалом на Руси. Удел** — судьба, участь.
11 Борис Ольшанский. Слово о Полку Игореве Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперёд… Тяжелораненому не подняться с земли, не постоять за землю русскую. Решительно и смело идёт на врага впереди своего войска князь Игорь.
12 Борис Ольшанский. Сеча на Днепре Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом Рубит князь мечом головы поганых, бьют их и дружинники храбрые: все в ход пошло и копье острое, и палица тяжелая. Уже вся земля усеяна ранеными и мертвыми.
13 Борис Ольшанский. Подводное Царство Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом Садко очутился в палатах морского царя, который повелел, чтобы тот сыграл на гуслях. Затем царь морской потребовал, чтобы Садко выбрал среди танцующих себе невесту.
14 Борис Ольшанский. Рождение Воина Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом Над новорождённым совершают обряд посвящения в воины. Многое придётся преодолеть ему на пути к славе. Воина ждёт героическое будущее. Он до конца исполнит свой воинский долг.
15 Борис Ольшанский. Морозко Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом Редко увидишь прохожего на заснеженной улице морозным днём. Впереди хозяйки бежит дворовая собачонка. Какой же птице заблагорассудится петь в холодную зимнюю пору?!
16 Борис Ольшанский. Добрый Молодец Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом Медленно идёт вдоль тихой реки добрый молодец. Одни белоснежные лебеди мирно плещутся в светлой воде. Печально одинокому смотреть на пару верных лебедей.
17 Борис Ольшанский. Купала Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
18 Борис Ольшанский. Берендей Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом Племя берендеев, как многие древние народы, жило общиной; во главе её мог стоять только мудрейший и старейший.
19 Борис Ольшанский. Алеша Попович Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом Об Алеше Поповиче рассказывают следующее: он сразился с Тугарином Змеевичем и уничтожил его. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, несмотря на то, что они такие разные, составляют единое целое.
20 Повторим Способы неморфологического образования слов Распадение многозначного слова на омонимы долг (задолженность) — долг (обязанность) Переход слова из одной части речи в другую он сегодня дежурный — дежурный сотрудник Слияние сочетания слов в одно слово сегодня (сложено из сего дня)
Источник