- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Неморфологические способы словообразования
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник
Неморфологические способы словообразования
Впервые вопрос о неморфологических способах словообразования был поставлен в работах академика В.В.Виноградова, который показал, что словарный состав языка не только расширяется за счет появления новых слов путем присоединения морфем. Есть иные пути пополнения словарного состава языка. Они получили название лексико-семантического, морфолого-синтаксического и лексико-синтаксического способов словообразования. Благодаря этим способам в языке возникают омонимы разных типов: омографы быстрорастворимый и быстро растворимый, омоформы мороженое мясо и вкусное мороженое, вверх (наречие) в верх (существительное с предлогом), лексические омонимы бригадир 1 ‘чин в дореволюционной армии’ бригадир 2 ‘тот, кто возглавляет производственную бригаду’. В качестве производящей базы может выступать слово и словосочетание.
Лексико-семантическим называется такой способ словообразования, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменения в семантике уже существующих слов в русском языке. Например, подполье 1 ‘помещение под полом’ и подполье 2 ‘нелегальное положение’. В результате возникают лексические омонимы. Причем единица с новым значением продолжает (какое-то время) употребляться наряду со старым. Успеть ‘сделать что-либо вовремя, добиться успеха’, а видовая пара успевать наряду с вышеуказанными значениями имеет еще одно, переносное значение ‘хорошо учиться’, которого не имеет глагол совершенного вида. Новое значение у глагола успевать возникло лексико-семантическим способом. Далее слово успевать явилось производящим для слова успеваемость.
Лексико-семантическим способом новые слова могут возникать и на базе словосочетания. Например, слово осадки возникло из словосочетания атмосферные осадки. Таким образом, семантика слова атмосферные вошла в семантику слова осадки. Вновь образовавшееся слово не может употребляться в ед.ч. Аналогично образовалось слово песок ‘сахар’ ← сахарный песок.
В результате лексико-семантического словообразования фонетически новых слов не образуется. Все изменения происходят в семантике. Можно сказать, что для появления нового слова используется старая форма. Например, гнет ‘груз для отжима’ → гнет ‘эксплуатация’, казенный ‘относящийся к казне’ → казенный ‘формальный’.
Морфолого-синтаксическим называется такой способ словообразования, при котором новые лексические единицы возникают путем перехода слова или отдельной словоформы из одной части речи в другую. При морфолого-синтаксическом способе изменяется семантика слова и его грамматические свойства, что и приводит к переходу исходного слова в другой грамматический разряд. Фонетически новых слов не образуется.
Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:
1. субстантивация ( от латинского substantivium — существительное) – переход слов других частей речи в разряд имен существительных: мороженое мясо (отглагольное прилагательное) → мороженое (существительное), учащиеся в пятом классе (причастие) → учащиеся (существительное), столовая комната (прилагательное) → столовая (существительное), колыбельная песня (прилагательное) → колыбельная (существительное). При субстантивации причастия и прилагательные, перешедшие в существительные, утрачивают способность изменяться по родам, изменяют синтаксическую функцию. Например, Столовая расположена внизу//Столовая комната небольшая. Пели колыбельную//Пели колыбельную песню.
2.адъективация (от латинского adjectivum — прилагательное) – переход слов других частей речи, обычно причастий, в разряд прилагательных. О переходе обычно свидетельствует переносное значение: блестящие капли росы (причастие) → блестящие способности, открытая дверь (причастие) → открытая натура. При адъективации бывшие причастия утрачивают способность управлять существительными и местоимениями. Можно сказать открытая мною дверь, но не *открытая мною душа. При адъективации синтаксическая функция не изменяется.
3.прономинализация (от латинского pronomen — местоимение) – переход слов других частей речи в местоимения: в определенный момент, данное определение, при следующих обстоятельствах. В разряд определительных местоимений перешли причастия.
4.адвербиализация (от латинского adverbium — наречие) – переход слов других частей речи в наречие. В этом случае в качестве производящей базы выступает отдельная словоформа. Например, бывшие существительные в косвенном падеже: бе´гом (существительное в т.п) → бего´м, ве´рхом → верхом. Аналогично образовались наречия шагом, рядом. Это как будто застывшие отдельные формы, выпавшие из парадигмы склонения и утратившие способность к словоизменению. Особую трудность представляют слова летом, зимой, осенью, ночью. Их трудно квалифицировать – как существительные или как наречия? Зимой птицы летят на юг//Холодными зимами птицы летят на юг В этом случае говорят, что процесс адвербиализации завершился не до конца: не утрачена соотнесенность с производящими существительными. В начальной школе имеет смысл рассматривать как существительные.
5.переход в служебные части речи: благодаря хозяйку (деепричастие) → благодаря хозяйке (предлог), идти навстречу (наречие) → навстречу поезду (предлог), пожалуй сюда (глагол в повел.накл.) → пожалуй, сделаю (частица). Все производные предлоги образованы данным способом.
6.Переход других частей речи в междометия: батюшки! (возглас удивления). Данное междометие образовалось от существительного. Караул! – еще одно существительное, ставшее междометием. Перейдя в разряд междометий, существительные утратили свои грамматические категории рода, числа, падежа, способность выполнять определенную синтаксическую функцию в предложении.
При переходе в иную часть речи слово может сохранять некоторые признаки лексико-грамматического класса, как например при переходе причастий в прилагательные, прилагательных – в существительные, то есть способность к словоизменению новые слова сохраняют. Субстантивированные прилагательные и причастия склоняются как прилагательные и причастия и имеют окончания прилагательных и причастий, а не существительных. Такой тип склонения получил название «адъективное склонение существительных».
Лексико-синтаксическим называется такой способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одно слово двух и более единиц. В.В.Виноградов определял его как «Синтаксическое преобразование глагольных предложений в слова: не-тронь-меня, иван-да-марья». Это способ, как правило, действует в сфере исторического словообразования. Слова образуются в течение длительного исторического периода и обычно производятся индивидуальным путем.
В современном словообразовании данным способом чаще всего образуются сложные прилагательные на базе омонимичных им словосочетаний, построенных по схеме «наречие + прилагательное» или «наречие + причастие». Сравните:
Быстрорастворимый кофе ← быстро растворимый в воде,
Труднодоступные участки ← трудно доступные для пешехода,
Сильнодействующие таблетки ← сильно действующие на нервы.
По сути, два слова сращиваются в одно и пишутся без пробела. В результате происходит утрата семантической, фонетической и грамматической самостоятельности производящего словосочетания: глубоко´ уважаемый мной → глубо´коуважаемый профессор. Таким образом, происходит превращение слов в морфемы.
Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, надо отличать от слов, образованных сложением:
Сложение (морфологический способ) | Лексико-синтаксический (неморфологический способ) |
Образуются сложные существительные, прилагательные, наречия. | Образуются только сложные прилагательные |
Происходят морфонологические изменения (интерфиксация, усечение основы). | Не происходит морфонологических изменений. |
Складываются основы без окончаний | Сращиваются воедино целые слова. Словосочетание становится словом, поэтому и используется термин «лексико-синтаксический» |
Используются разные модели. | Используются модели: Прилагательное ← наречие + прилагательное; Прилагательное ← наречие + причастие. |
Лексико-синтаксическим способом были образованы наречия на базе предложно-падежных форм существительных: вдребезги ← сращение предлога в и формы в.п. мн.ч. слова дребезг ‘осколок, черепок’, внизу ← сращение предлога в и формы п.п. ед.ч. существительного низ, дотла ← ДО + ТЪЛА. Лексико-синтаксическим способом образованы наречия сейчас, тотчас, слова отсебятина, времяпрепровождение, сумасшедший, умалишенный. Нередко в составе этих слов встречаются бывшие окончания; итого ← и того, если ← есть ли.
Учитывать способ образования необходимо будет при правописании наречий и служебных частей речи.
Источник