- Урок русского языка 10 класс на тему : Неморфологическое словообразование.
- Охрана труда
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Сценарий внеклассного мероприятия:»Journey through the stations» между учащимися 5-11 классов
- Сценарий заключительного концерта недели иностранного языка «YOUR MAJESTY, THE FOREIGN LANGUAGE
- «Негізгі және жүк таситын көліктер»
- Проверочная работа по самопознанию 5 класс раздел «Духовный опыт человечества»
- Статья «Система поэтапного обучения устной речи при подготовке учащихся к итоговой аттестации в формате ОГЭ «
- «Бәрі де татулықтан бастау алады»
- Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»
- Консультация для родителей «Секреты психологического здоровья дошкольника»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Урок русского языка в 10 классе методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок русского языка 10 класс на тему : Неморфологическое словообразование.
Тема: Неморфологическое словообразование.
Изучить неморфологические способы образования словосочетания.
Повторить морфологические способы образования словосочетаний.
Воспитать уважительное отношение к русскому языку.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Методы: словесные, практические
Форма: Урок – практикум
Оборудование: тетрадь, учебник.
2. Проверка домашнего задания
3. Словарная работа
Написание –н-, -нн- в прилагательные и наречиях.
Бадминтонный, балованный, бедственный, безвременный, безустанный, бережёный, берестяник, берестяной, бесписьменный, беспламенный, бессемянный, бессребреник, бешеный, ботвинник, великомученик, венчанный, верченный (резко), верченый мальчишка, ветреничать, веяное зерно, веянное на току зерно, взвинченный, вишенник, вклеенный, вкушённый, власяница, воспитанник, вулканизированный, выветренный, выдворенный.
4. Изучение новой темы
Неморфологические способы образования слов
1. Морфолого – синтаксические (переход слова одной части речи в другую): — мостовая (сущ.) – мостовая (прил.), улицам, утром (наречие) — утром (сущ. В ТВ. Пад.)
2. Лексико – синтаксический (слияние двух или нескольких слов в одно слово): долгоиграющий – долго играющий, вышеуказанный – выше указанный.
6. Домашнее задание
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 95 человек из 44 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 335 человек из 66 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 171 человек из 47 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Сценарий внеклассного мероприятия:»Journey through the stations» между учащимися 5-11 классов
Сценарий заключительного концерта недели иностранного языка «YOUR MAJESTY, THE FOREIGN LANGUAGE
«Негізгі және жүк таситын көліктер»
Проверочная работа по самопознанию 5 класс раздел «Духовный опыт человечества»
Статья «Система поэтапного обучения устной речи при подготовке учащихся к итоговой аттестации в формате ОГЭ «
«Бәрі де татулықтан бастау алады»
Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»
Консультация для родителей «Секреты психологического здоровья дошкольника»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5310967 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок русского языка в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Урок русского языка
в 10 классе
Тема:
Способы словообразования.
Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.
Выразительные словообразовательные средства.
(Подготовка к ЕГЭ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_dlya__sayta.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.
Выразительные словообразовательные средства.
(Подготовка к ЕГЭ).
1. Практическое задание:
(от данных глаголов образовать слова разных частей речи); (материал на экране)………………………………………………………………………….….3
2. Способы словообразования (материал на экране)…………………………. 4
1. Определить способы образования слов………………………………………5
3. Индивидуальная работа по карточке…………………………………………6
4. Задание классу, основанное на выполнении индивидуальной работы по карточке…………………………………………………………………………. 7
5. Индивидуальная работа у доски……………………………………………6-7
6. Фронтальная работа с классом……………………………………………. 8
7. Выразительные словообразовательные средства………………………. 8-14
III. Словотворчество писателей………………………………………………. 15
1. Образовать слова разных частей речи:
глаголы с формообразующими суффиксами
— Объясните, от глагола вдохновлять или от глагола вдохновить вы образовали новые слова?
— Это глаголы с фонетическими менами звуков речи (по типу: ловить-ловлю ) или это видовая пара?
— Слово какой части речи нельзя образовать от этих глаголов? Почему?
2. Способы словообразования :
— приставочный: облачн ый → за облачный
— суффиксальный: придир аться → придир чив ый
— приставочно-суффиксальный: мор е → при мор ск ий
— бессуффиксный: дик ий → дичь
проруб ить → прорубь
* без соединительной гласной: спорт ивная база → спортбаза
* с соединительной гласной: темн ый + о + синий → темн о -синий
* с присоединением суффикса:
перв ый + о + проход ить + ец → перв о проход ец
* аббревиатуры: О рганизация О бъединенных Н аций → ООН
в ысшее у чебное з аведение → вуз
1. Определить способы образования слов:
— избра ни е ← избра ть – суффиксальный способ
— обновл ени е ← обновл ять – суффиксальный
— без билет н ый ← билет – приставочно-суффиксальный
— удар ← удар ять — бессуффиксный
— сталевар ← сталь + е + вар ить – сложение с соединительной гласной
— близорук ость ← близорук ий – суффиксальный
— ТЮЗ ← Т еатр Ю ного З рителя – сложение начальных букв (а в произношении — звуков)
— не удача ← удач а — приставочный
— съёжи вши сь ← съёжи ться – суффиксальный
3. Индивидуальная работа у доски по карточке:
Определить, от каких слов и с помощью каких морфем образованы данные слова:
(хлопотал, суше, ярчайший, укажи, заячий)
хлопотать, сухой или сухо, яркий, указать, заяц
(Учащийся должен везде увидеть формообразующие суффиксы).
— Какое фонетическое явление характерно для всех примеров? (чередование согласных) .
4. Задание классу, основанное на выполнении индивидуальной работы по карточке. (Письменно).
1) От глагола хлопотать образовать действительное причастие настоящего времени, обозначить суффикс.
— Оказывается, словообразовательный анализ помогает овладевать орфографическими нормами.
2) Со словом суше составить два предложения так, чтобы в одном было прилагательное, в другом – наречие.
3) Образовать прилагательное в простой превосходной степени от исходного горький .
(В это время у доски начинает работать второй ученик).
4) От глагола отрезать образовать форму повелительного наклонения единственного числа.
(Повторяется орфографическое правило).
5) Найдите суффикс в притяжательном прилагательном заячья .
5. Задание для второго ученика (на обратной стороне доски):
Укажите слова, которые образованы неправильно. Исправьте ошибки.
Печорин не раз проявлял бесстрашность.
Не так-то легко сломить разбудившийся народ.
В будующем энергия атома найдет самое широкое применение.
Проверка второго индивидуального задания.
6. Фронтальная работа с классом.
Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.
Растер…нно ← ( е или я ?)
Колыш…щийся ← (- ущ — или – ащ -?)
Кле…щий ← (- ющ — или – ящ -?)
Невид…мый ← (- е м- или – им -?)
Копч…ности ← (- он — или – ён -?)
Лишё…ый ← (- н — или – нн -?)
7. Выразительные словообразовательные средства.
— Сейчас вы работали со словами, в которых есть суффиксы, имеющие разные значения. Суффиксальный способ – наиболее продуктивный в русском языке.
Как ни странно, но именно слова с суффиксами субъективной оценки помогают нам при анализе художественного произведения понять авторскую позицию, идейный смысл произведения, помогают охарактеризовать человека или предмет, выразить собственное отношение к кому-либо или чему-либо.
8. Разыгрывается сценка:
Пациент: Здравствуйте, доктор.
Доктор (показывает на стул): На что жалуетесь? (берет медицинскую карту)
Пациент: Доктор, у меня болит в правом боку.
Доктор: Да, дорогой!
Муж: Ты освободилась?
Доктор: Последний пациент, кажется.
Муж: Ну, я тебя жду в машине, котенок.
Доктор: Хорошо, пупсик. (Подкрашивает губы).
Так что у вас болит?
Пациент: Правый бок. Наверно, печень.
Доктор: Печень? (Слегка дотрагивается пальцами).
Ну, попринимаем эссенциале форте.
Пациент: Может, УЗИ надо сделать?
Доктор: Нет, потом. Понаблюдаем. Извините, мне пора. До свидания.
Пациентка (одна): (недоуменно-презрительно): Разве это доктор? Это даже не докторишка.
Учитель: Вы слышали, как сейчас прозвучало недоуменно — презрительное: «Докторишка». И вы поняли отношение пациента к доктору с помощью слова, имеющего суффикс с уничижительно-пренебрежительным значением (- ишк -).
9. Работа с текстом.
— Конечно, вы сразу увидели слова с суффиксами субъективной оценки, с помощью которых выражена любовь к матери, дочерняя и сыновья. (Называют). Меня больше интересует другое. (Учитель читает стихотворение М.Луконина.
— Почему здесь звучит только «мама»?
(Стихотворение о суровом времени – войне. Для молодого поколения те грозные годы были школой мужества, взросления, переоценки ценностей. Повзрослевший на войне сын, думая о своей маме, поднимает на пьедестал облик женщины с горячим материнским сердцем, чье имя общее для вех детей земли – мама! И «мамочка» здесь было бы неуместно).
Я любимой мамочке
Вышью ей платочек.
Как живой, цветочек!
Чисто уберу в квартире —
И нигде не будет пыли.
Вкусный испеку пирог
С яблочным вареньем.
Только мама на порог —
Тут и поздравления!
Ты мамуленька моя,
Поздравляю я тебя:
С этим праздником,
С первыми цветочками
И с хорошей дочкой.
Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!
Я маму не целовал давно.
С улицы жаловаться спешил,
Потом торопливо мужать решил.
Думал: «Мужество! Вот оно!»
Думал: «Мужество — это вот:
И повернуться спиной к слезам,
К зовам маминым, —
Женщина вырастила меня.
Морщины уже на лицо легли.
Губы сомкнуты. Отцвели.
Но много в глазах моего огня.
Женщине, вырастившей меня.
Я маму не целовал давно.
Только бы мне возвратиться лишь!
Если меня простишь
Я расцелую тебя одну,
Перед тем как уйти на войну.
10. Работа с раздаточным материалом.
(Каждый ученик получает текст с признанием в любви маме, выбирает предложенные обращения, вставляет в текст. А прочитать вслух учитель предлагает такому ученику (юноше), который сумеет передать сыновнее чувство любви к матери).
Как я люблю смотреть в глаза твои, …!
Сколько в них любви, ласки, нежности!
… …, ты для меня самый дорогой человек! Я знаю, что ты меня всегда поймешь и простишь, даже если я тебя обидел, … … .
И сколько бы мне ни было лет, я всегда буду чувствовать твой теплый взгляд, … … .
Прости меня за все мои грехи, свершенные и ещё ожидающие тебя мои нелепые сюрпризы. И знай: ты главное моё счастье на земле — … … .
(Обращения для вставки:
мудрая моя мамочка
драгоценная моя мама
мамуленька моя единственная).
— Мы, учителя, мамы и знаем, что вы нередко бываете скупы на ласковые слова и нежные признания, особенно мальчики.
Пусть сейчас прозвучит признание сына в любви к матери.
Найдите нужные слова и вставьте их в текст.
Как я люблю смотреть в глаза твои, (мамочка)!
Сколько в них любви, ласки, нежности!
Родная моя, ты для меня самый дорогой человек! Я знаю, что ты меня всегда поймешь и простишь, даже если я тебя обидел, (мудрая мамочка).
И сколько бы мне ни было лет, я всегда буду чувствовать твой теплый взгляд, (мамуленька моя единственная).
Прости меня за все мои грехи, свершенные и ещё ожидающие тебя мои нелепые сюрпризы. И знай: ты главное моё счастье на Земле – (драгоценная моя мама)!
III. Сообщение учащегося.
Новые слова образуются постоянно. Их появление связано и с творческой работой писателей. Властное стремление к свежему, не банальному слову толкает их к словотворчеству.
Известно, что Пушкин редко прибегал к этому. Его неологизмы рождались обычно в шутливой или иронической речи. Например: стихоткач, стишистый, хандрливый, дамоподобный, вицеканцлерша .
Ф.Достоевский вкладывал в уста персонажей свои редкие словечки: шлепохвостница, белоручничать, недоразвитка .
Меткие и яркие новообразования засвидетельствованы у Герцена: цензороквизиция – по аналогии с инквизицией , людокрады, розгословье, секолюбивый, умоотвод .
У Л.Толстого такие слова находим главным образом в письмах: свободолегкомыслие, мягкоступы, побеждание .
Мастером виртуозной имитации под народную речь был Николай Лесков. Придуманные им гибридные словечки прозрачны по форме и ёмки по содержанию: клеветон, стричь пупоны, долбица умножения, публицейские ведомости, пищеприёмная зала, мелкоскоп.
Особенно заметный след в создании политически острых, наполненных иронией и сарказмом слов и выражений оставил Салтыков-Щедрин: умонелепствовать, душедрянствовать, белибердоносцы, хныкательная эссенция .
В эпистолярном наследии Чехова более ста авторских неологизмов: окошкодохлиться, опреподобиться, пассажирство, толкастика, драмодел, прозоплёт, храмоиздатель, блиноед, кувырколлегия, мордемондия .
Справедливо говорят, что Маяковский как поэт-новатор неотделим от Маяковского-творца и создателя сотен новых слов и словосочетаний. В поэтических произведениях Маяковского содержится 2840 новообразований. Способы их создания крайне разнообразны: свин, звездь, слонячий, звончище, молоткастый, серпастый, крикогубый, словоблудьище, разулыбить и т.п.
Новообразования писателей называются окказионализмами.
Источник