ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация на тему
В дошкольном возрасте формируются основные стереотипы поведения человека, которые он «понесет» по своему жизненному пути. На становление поведения ребенка огромное влияние оказывает семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_i_tipy_np.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В дошкольном возрасте формируются основные стереотипы поведения человека, которые он «понесет» по своему жизненному пути. На становление поведения ребенка огромное влияние оказывает семья.
Неконструктивное поведение – это поведение, ведущее к разрушению, не являющееся основой для развития личности ребенка, его познавательной сферы.
Возникает масса вопросов: можно ли считать эти недостатки поведения типичные для дошкольников? Какова их причина? Как эффективно решить уже возникающие проблемы?
Умение управлять собой, своим поведением даётся с большим трудом дошкольникам. Желая как можно быстрее развить в ребёнке способность управлять своим поведением, взрослые нередко прибегают к малоэффективным средствам: читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим самым самостоятельность; наказывают за малейшую провинность.
Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к тому, что ребёнок приобретает привычку вести себя неорганизованно, недисциплинированно.
Таким образом, типичными формами неконструктивного поведения в старшем дошкольном возрасте:
- импульсивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка)
- демонстративное
- протестное
- агрессивное
- конформное
- недисциплинированное
- симптоматическое поведение,
в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.
Рассмотрим формы неконструктивного поведения.
Такое поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Нередко начинает выполнять задания не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Такой ребенок легко переносит наказание, не держит зла, поминутно ссориться со сверстниками и тут же мирится.
Формы протестного поведения детей это негативизм, упрямство, строптивость. В определенном возрасте (кризис 3-х лет и т. д.) подобные изменения в поведении свидетельствуют о нормальном формировании личности. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.
Дети с протестным поведением чаще других сверстников инициируют конфликтные ситуации или попадают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают её «до победы»; они склонны разрешать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.
Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Агрессивное поведение может быть непосредственным, то есть прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки.
Как правило, детям с этим типом поведения свойственны безответственность, развязность, леность, неряшливость, эгоизм.
Это дети — тихони, которые легко « идут на поводу» у более активных и бойких сверстников. Не имея своей позиции, своей точки зрения, они легко принимают чужую. Если конформное поведение закрепляется, становится для ребенка привычным, то оно неизбежно приводит к искажению его личностного развития.
Вполне закономерно, что дети с данным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них это избирательность контактов и боязнь публичных выступлений.
Качества личности, противоположные конформности – это самостоятельность и независимость.
Признаками такого поведения будет стремление ребёнка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние, капризы, а так же вычурность действий и поведения в целом.
Часто встречающийся вариант демонстративного поведения – детское кривляние. Можно выделить две закономерности. Во – первых, ребёнок кривляется только в присутствии взрослых и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во – вторых, когда взрослые показывают ребёнку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развёртывается особый коммуникативный акт, в котором ребёнок на невербальном языке говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Чтобы грамотно ответить на вопрос – присущ ребёнку тот или иной тип неконструктивного поведения, и если да, то в какой мере, воспитатели, родители могут воспользоваться диагностической таблицей, отражающей возможные варианты поведения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников.
Определение причин неконструктивного поведения детей, обучение педагогов и родителей взаимодействию с дошкольниками, имеющими нарушения в поведении.
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения дошкольников
Неконструктивное поведение- основная причина нарушения психофизического здоровья детей. Поведение детей- это чаще всего то, на что жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. На.
Консультация для воспитателей:»Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста»
Предупреждение и исправление поведения возможно, если соблюдать единую систему требований.
Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников.
Определение причин неконструктивного поведения детей, обучение педагогов и родителей взаимодействию с дошкольниками, имеющими нарушения в поведении.
Причины и типы неконструктивного поведения детей
Вторая часть рассматривает причины и типы неконструктивного поведения детей.
Консультация для педагогов Причины неконструктивного поведении дошкольников
Причины неконструктивного поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная з.
3-П (причины, проявления, последствия неконструктивного поведения)
Уважаемые педагоги, воспитатели, родители! В представленных данных , подробно расписаны признаки, причины и последствия неконструктивного поведения детей. Данные в таблицах погут в наблюдении, к.
Источник
Особенности работы с детьми с неконструктивным поведением
Марина Фёдоровна Райкова
Особенности работы с детьми с неконструктивным поведением
Райкова Марина Федоровна,
первая квалификационная категория,
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С
НЕКОНСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.
СЛАЙД 2 Начиная со старшего дошкольного и на всём протяжении школьного возраста у ребёнка формируется определённый поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. В трудных ситуациях ребёнок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребёнок принимает решение, какое поведение он будет культивировать.
Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за такими детьми, мы видим, что они, во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе. Во-вторых, дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, в третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца.
СЛАЙД 3 Если ребёнок постоянно реализует произвольное поведение, значит,у него сформированы важные качества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиняться собственным целям и общественным установкам (норма, правилам поведения).
Нередко, как «произвольное» определяют поведение исключительно послушных детей. Однако послушание ребёнка, если оно есть не что иное, как «слепое» следование правилам или указаниям взрослых, не может быть безоговорочно принято и одобрено. «Слепое» (непроизвольное) послушание лишено важных характеристик произвольного поведения – осмысленности, инициативности. Поэтому ребёнок с таким «удобным», другими словами, — конформным поведением нуждается в коррекционной помощи.
Другим детям приобретение опыта произвольности даётся с большим трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. В таких случаях поведение характеризуется, как отклоняющееся, неконструктивное.
СЛАЙД4 Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников,как правило являются:
— симптоматическое поведение.
СЛАЙД 5 В некоторых случаях нарушение поведения ребёнка имеют первичную обусловленность, нестабильность психических процессов, психомоторная расторможенность.
Характерна для такого поведения эмоциональная неустойчивость, достаточно лёгкий переход от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.
В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребёнка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребёнок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребёнка отрицательных эмоций и аффектов неизбежно ведёт к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
СЛАЙД 6 Предупреждение нарушений в поведении детей, довольно легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (воспитатели, родители) обращают внимание уже на первые проявления такого поведения. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно вслед за их возникновением. Важность быстрого реагирования взрослых в этих случаях объясняется тем, что раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются сами по себе.
СЛАЙД 7 Нередко плохое поведение ребёнка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности (эстетической, игровой, трудовой, спортивной и др.) воспитательной среде. Нарушения в поведении также появляется у детей из-за незнания правил поведения.
Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребёнка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности. Конкретизировать правила поведения ребёнка в соответствии с условиями данного детского сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования их соблюдать, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.
СЛАЙД 8 Воспитательно-коррекционную работу с детьми осуществляю в большой степени через игру (совместные игры, игры с правилами, театрализованные, сюжетно-ролевые, народные). Игра, как ведущая деятельность дошкольников обладает мощным развивающим и воспитательно-коррекционным средством. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей. Использую такие игры,как: «Клубочек», «Разговор с руками», «Эмоциональный словарь» и другие.
СЛАЙД 9 Важное значение имеет музыка. Музыка снижает психо-эмоциональное напряжение. Слушание музыкальных произведений, музыкальных импровизаций, ритмичность движений, выполняемых под музыку, являются эффективным средством развития личности ребёнка и коррекции его поведения.Использую музыку:
• Бах-Гуно «Аве Мария»
• А. Вивальди «Времена года» Весна, зима,
• Э. Григ «Ниро», П. И. Чайковский «Времена года»,
• В. Шуберт «Аве Мария» и другое.
СЛАЙД 10 Также помогает в работе с детьми работа по программе оптимизации межличностного общения детей старшего дошкольного возраста — профилактика нарушений психического здоровья «Учимся общению, играя», авторы В. М. Матюх, Панихидина Р. А.
СЛАЙД 11 Использую в воспитательно-коррекционной работе мимические и пантомимические этюды, этюды и выражения, характеризующие отдельные качества характера и эмоции, этюды и игры для предельно естественного перевоплощения в заданный образ и игровые упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения.
СЛАЙД 12Упражнение «Катушка» — создаёт ощущение единства, развивает умение действовать согласованно, СЛАЙД 13упражнение «Сороконожка» — способствует сплочению детского коллектива, обучает взаимодействию со сверстниками, упражнение «Доброе животное» даёт детям осознание общности с группой, единого целого. Упражнение «Я очень хороший» повышает уровень самооценки, учит говорить комплименты себе и другим.
СЛАЙД 14 Через дидактические игры «Наши помощники», «Что я могу», «Ласковое имя», «Как живёте?» — идёт осознание возможностей своего тела, формирование убеждённости в своей ценности, положительности, создание позитивного эмоционального настроя. СЛАЙД 15 Продуктивная деятельность «Соберём ёлочку», «Солнышко» — развивает коммуникативные навыки, учит договариваться, понимать важность своего вклада в общее дело.
СЛАЙД 16 Провожу тренинговые занятия «Конфликт «нападающего» и «защищающегося»», «Кто не ошибается?», «Упрямая подушка», которые помогают научить детей вести себя в конфликтной ситуации, снимают агрессию, упрямство, негативизм.
Неотъемлемая часть моей работы – театрализация.
СЛАЙД 17 Эмоции – один из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности человека, а также его поведения, направленных на удовлетворение его актуальных потребностей. Но сама по себе эмоциональная сфера не развивается, её необходимо развивать. Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. В этом помогает «Психогимнастика» Чистяковой М. А., которую я использую в работе с 1995 года. Основная цель – научить ребёнка справляться с жизненными трудностями. Ребёнок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь. Занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.
Ценность заключается в следующем:
— у детей расширяется круг понимаемых эмоций;
— они начинают глубже понимать себя и других;
— у детей чаще наблюдаются эмпатичные проявления по отношению к окружающим. Начинаю работу с младшего возраста. Постепенно игры берутся всё сложнее и уже в старшем возрасте использую игры на выражение различных эмоций, этюды на отображение положительных черт характера, где упор делается на осознание детьми отрицательных черт своего характера.
СЛАЙД 18 В играх, этюдах отражена та, или иная отрицательная черта характера ребёнка, затем этюд повторяется так, чтобы в нём была показана модель желательного поведения в точно такой же ситуации.
Театральные игры пользуются у детей неизменной любовью. Восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывает нравственно-эстетические переживания, которые в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъём, повышает жизненный тонус детей.
СЛАЙД 19Опыт работы показывает, что создание благоприятной эмоциональной атмосферы самими детьми является эффективным средством регуляции поведения каждого и группы в целом. Я учу детей избавляться самостоятельно от сильных отрицательных эмоций и объясняю, что пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть.
Очень важна работа с родителями. Я провожу доверительные беседы с родителями, рекомендую им ту или иную литературу, привлекаю к подготовке театральных постановок (изготовление костюмов, декораций, что сплачивает детей и родителей. Родители видят мою заинтересованность в воспитании их детей и стараются помочь мне, активно учувствуют в жизни группы (помогают пополнять развивающую среду и т. д.)
СЛАЙД 20 В результате у детей к концу дошкольного детства сформировалась способность адекватно себя вести на основе внутренних побуждений, умение самостоятельно решать жизненные проблемы (доступные в этом возрасте) без помощи взрослого, дети интеллектуально развиты, любознательны, умеют творчески подходить к решению проблем во всех видах детской деятельности. Дети уверены в своих силах, уважают себя и других, способны считаться с мнением других.
Источник