- Способы отбора поставщика
- Запрос предложений
- Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
- Неконкурентные способы закупок
- Закупка у единственного поставщика (источника)
- Конкурентные способы закупок
- Аукцион
- Конкурс (открытый конкурс)
- Запрос котировок
- Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
- Переторжка (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
- Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)
- 5 типов процедур
- Что в итоге?
- Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
- В 2022 году сократили количество способов определения поставщика
- Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2021 году
- Конкурентные способы определения поставщика по № 44-ФЗ
- Неконкурентные способы
- Способы определения поставщика по 223-ФЗ
Способы отбора поставщика
Определение поставщика путем проведения торгов (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме) или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, товарные биржи).
Запрос предложений
Способ отбора, при котором заказчик описывает требования к объекту закупки, а победителем становится участник с предложением, наиболее соответствующим требованиям заказчика.
Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила ранее других.
Благодаря отдельному фильтру в сервисе, пользователи, которые ищут уже активные закупки, смогут пропускать запросы цен, и наоборот. Запросы цен не всегда реальные закупки, в которых договор заключают с тем, кто отправил лучшее предложение; с их помощью заказчик может просто собирать информацию для анализа рынка.
Зачем запросы цен заказчикам
Когда заказчик хочет разместить закупку, ему нужно знать начальную максимальную цену контракта (НМЦ). НМЦ он может получить несколькими способами. Один из них — это запросить цены у потенциальных поставщиков.
Заказчик размещает в ЕИС информацию о том, какие товары, работы или услуги ему требуются, какие требования у него есть к поставщику, и ждет, пока не наберет достаточное количество предложений. На основе полученных предложений заказчик рассчитывает НМЦ будущей закупки.
Подробнее про НМЦ и ее формирование можно почитать в статье в Справочной.
Зачем запросы цен поставщикам
Поставщикам запросы цен помогают заранее узнать, какие товары, работы, услуги планирует купить заказчик, их характеристики, и поучаствовать в формировании стартовой цены.
Поставщику может быть интересно участие в запросах цен, потому что:
- можно повлиять на НМЦ будущей закупки,
- можно уточнить параметры ТРУ для заказчика, возможно, подстроить под свой товар,
- заранее понять, стоит ли идти в будущую закупку,
- заявить о себе и своем товаре заказчику, направив свое предложение.
Неконкурентные способы закупок
Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников.
Закупка у единственного поставщика (источника)
Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору.
Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.
Конкурентные способы закупок
Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).
Аукцион
Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.
Лучшая цена зависит от типа аукциона:
- Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона. Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
- Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены. Победителем становится участник с наименьшей ценой.
Шаг аукциона
Шаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену. Для закупок по 44-ФЗ шаг аукциона находится в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Для остальных закупок шаг определяется заказчиком.
Электронный аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.
Открытый аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.
Конкурс (открытый конкурс)
Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.
- цена,
- потребительские свойства, качество,
- квалификация участника конкурса,
- сроки,
- гарантия.
- Поставщики подают заявки
- Заказчик вскрывает конверты
- Заказчик оценивает заявки по критериям.
Двухэтапный конкурс
Конкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.
Конкурс с ограниченным участием
Конкурс, при котором участники проходят предквалификационный отбор. В ходе отбора оценивают соответствие поставщика требованиям.
Запрос котировок
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила раньше других.
Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Способ отбора, при котором организатор ведет переговоры с участниками (их должно быть не меньше двух) и определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки. После переговоров заказчик заключает с ним договор.
Переторжка (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Процедура после проведения торгов, при которой участники могут ещё раз подать свои ценовые предложения с улучшенной ценой.
Источник
Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)
Представьте, что вам нужно выбрать поставщика, чтобы он предоставил оборудование для газопровода. Вы точно знаете, что за оборудование вам нужно. Упомянуть производителя в ТЗ вы не можете, но можете назвать технические характеристики. Дальше вы описываете все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и прочие условия, рассчитываете начальную цену (обычно среднерыночную в текущем году или цену прошлого года с поправкой на инфляцию) и объявляете торги.
И вот тут нужно определить схему выбора поставщика.
Самая простая — запрос котировок. Каждый из участников в закрытом режиме предлагает цену, а затем организатор рассматривает и оценивает котировочные заявки на предмет их соответствия. У кого заявка соответствует всем требованиям, а цена при этом минимальная, тот и поставляет.
В этой процедуре не учитывается ничего, кроме цены и факта соответствия требованиям извещения. Ни требования к оборудованию для работ по монтажу (если есть работы), ни опыт аналогичных работ, ни наличие специалистов — ничего такого можно не предоставлять заказчику. Это приводит к возникновению существенных рисков: могут привезти доступный дешёвый товар, но низкого качества.
И что делать, чтобы защитить себя от некачественной продукции, пусть и по дешёвой цене?
Можно прибегнуть к двум вариантам: усложнить техзадание или выбрать другой способ закупки.
5 типов процедур
Процедуры закупки бывают конкурентными и неконкурентными. Неконкурентные — это закупки у единого поставщика. Например, только одно предприятие в России производит ядерное топливо для атомных электростанций. Если поставщиков больше и рынок развит (например, рынок молочных продуктов), то компании-производители на рынке нешуточно конкурируют (об этом рассказывал мой коллега в прошлом материале). На таких конкурентных рынках выгодно проводить конкурентные процедуры.
К конкурентным процедурам в 44-ФЗ относятся аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок.
Про запрос котировок вы уже знаете: это упрощённый отбор поставщиков по ценовым предложениям за один раунд.
Аукцион — это такая процедура в несколько раундов, где открыто виден ход торгов, и после каждого предложения любой из участников может уменьшить заявку. Когда участники перестают это делать (обычно есть минимальный шаг и время от последней заявки до конца процедуры), аукцион считается отыгранным, контракт достаётся тому, кто назвал минимальную цену.
Конкурс проводится, когда заказчика интересует, помимо экономии средств, качество закупаемых товаров, работ, услуг. На основании конкурсной документации заказчик оценивает поставщиков в несколько этапов. На первом этапе оценивается соответствие самой продукции требованиям документации. Большое внимание уделяется качеству поставляемых товаров, работ или услуг и гарантиям, которые даёт на этот счёт поставщик. На втором этапе оценивается поставщик: его надёжность и квалификация. На третьем этапе идёт конкуренция по цене. Поставщику нужно серьёзно постараться, чтобы найти оптимальный баланс между ценой своего предложения, желаниями заказчика, а также взять на себя ответственность по гарантии качества исполнения контракта на несколько месяцев или даже лет.
Бывают конкурсы с ограниченным участием, где надо соответствовать каким-то критериям на входе. Например, когда надо реконструировать музей — объект культурного наследия. Ограничением тут работает факт наличия или отсутствия лицензии на строительные работы на объектах, охраняемых Минкультом России или ЮНЕСКО.
Запрос предложений — это процедура, которая чуть проще конкурса, но сложнее запроса котировок. Этот способ применяется нечасто, например, если, проведя конкурс и аукцион, заказчик так и не смог найти себе поставщика. Отбирается победитель и по критериям, и по цене, но значительное внимание уделяется условиям исполнения контракта.
Правильно прописать критерии конкурса или запроса предложений — отдельное искусство, требующее знаний в предметной области и основ экономики. Поэтому, когда закупка простая, нужна и простая процедура. Аукционы проще и быстрее в разы, чем конкурсы: документации меньше, запуск оперативнее. Например, стоит задача закупить продукты для детского сада. Нужна одна тысяча банок детского питания, я объявляю аукцион в такие-то сроки максимум по такой-то цене. На такую процедуру легко найдётся поставщик — перекупщик или производитель, — которому выгодно быстро сбыть большую партию продукции.
Что в итоге?
Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой. Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность.
Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру. А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время. Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то). Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям.
Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась. Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются. Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно.
Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься.
Вот тут есть больше деталей про то, как это всё работает:
Источник
Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Способы осуществления закупок:
- конкурентные и неконкурентные;
- закрытые и открытые;
- конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений.
С 2022 года вступает в силу так называемый оптимизационный закон, и все изменится. Готовиться рекомендуем уже сейчас.
В 2022 году сократили количество способов определения поставщика
С 2022 года вступает в силу федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021. В п. 9 ст. 5 этого закона указано, что количество основных способов закупки в рамках 44-ФЗ сокращается до 6 форм определения поставщика:
- Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ»
- Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме. Подробнее: «Как правильно провести закрытую закупку по 44-ФЗ».
- Аукционы (открытый аукцион в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ».
- Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
- Запрос котировок в электронной форме. Подробнее: «Инструкция по проведению электронного запроса котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
- Малая электронная закупка у единственного поставщика. Подробнее: «Как закупают у единственного поставщика до 3 млн рублей с 01.04.2021».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как определить типовой способ закупки при планировании. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2021 году
Вот удобная таблица по № 44-ФЗ, которая наглядно демонстрирует все варианты форм определения поставщика в 2021 году.
Конкурентные формы закупок по 44-ФЗ | Неконкурентные |
---|---|
Конкурсы (в т. ч. электронные) | Закупки у единственного поставщика |
Аукционы | |
Запросы котировок (в т. ч. электронные) | |
Запросы предложений (в т. ч. электронные) | |
Закрытые способы (в т. ч. электронные) |
Конкурентные способы определения поставщика по № 44-ФЗ
Для удобства сделали сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице, отражающей все конкурентные виды тендеров в рамках действующего контрактного законодательства.
Виды конкурентных процедур по 44-ФЗ | Подвид | Описание процедуры | Как определяют победителя |
---|---|---|---|
Конкурсы | Открытый | Как и другие конкурсы, открытый проводится в «живом» виде. Какие-либо ограничения по ценам отсутствуют. Это самый распространенный подвид. Ко всем участникам предъявляются одинаковые требования. Конкурс адресован неопределенному кругу поставщиков. Извещение о процедуре должно публиковаться в ЕИС. | Побеждает поставщик, предложивший наилучшие условия. |
С ограниченным участием | Применяется при госзакупках сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Круг лиц, выступающих в качестве адресатов, неограничен, требования ко всем участникам едины. | ||
Двухэтапный | Помимо основных требований, заказчик вправе добавлять дополнительные. Побеждает тот, чьи условия окажутся наилучшими по результатам второго этапа. Двухэтапные конкурентные процедуры по 44-ФЗ проводятся в целях заключения госконтракта на проведение научных экспериментов, различных исследований, изысканий и т. д. и при необходимости обсудить с компаниями-участниками характеристики объекта. Конкурс адресуется неопределенному кругу лиц. | ||
Закрытый | Конкурсное предложение адресуется ограниченному кругу поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Применяются, когда присутствует государственная тайна, либо закупают перевозку средств госфонда, либо при поиске водителей и персонала для обслуживания судей и судебных приставов. С 01.07.2018 этот список дополнили процедурами для федеральных органов исполнительной власти, составляющих и реализующих государственную политику в сфере обороны, обеспечения безопасности, и закупками для подведомственных им учреждений и ГУП. Полный перечень таких заказчиков утвержден ПП № 223 от 28.02.2019. В него попали Министерство обороны, СВР и ФСБ. | ||
Закрытый с ограниченным участием | |||
Закрытый двухэтапный | |||
Электронные конкурсы | Электронные конкурсные процедуры по 44 ФЗ — это аналог «бумажных». | Проводятся по аналогии с «бумажными» процедурами. Заказчики в обязательном порядке применяют с 01.01.2019. | |
Аукционы | Открытый в электронной форме | Открытые аукционные конкурентные процедуры закупок — это самая популярная форма. В качестве критерия для выбора победителя выступает предложенная ими цена. Процедура проводится без какого-либо ограничения по сумме. Перечень закупок, обязательный для этой формы торгов, устанавливается правительством. Открытые аукционы проводятся на электронных площадках. В настоящий момент их восемь. | Побеждает поставщик, чья цена в ходе торгов с пошаговым снижением стала наименьшей. |
Закрытый | За получение документации об этом виде аукциона устанавливают определенную плату. Ее назначает заказчик, а информация об этом должна указываться в приглашениях на принятие участия в аукционе. В Распоряжении Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждается специализированная площадка для таких торгов — АСТ «ГОЗ». | ||
Запросы котировок | Используются, когда НМЦК назначена менее 500 000 рублей. Проводятся посредством передачи поставщиками конвертов с ценами заказчику. В качестве участников выступает неопределенный круг лиц. Извещение о процедуре должно размещаться в ЕИС. | Побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену. | |
Электронные запросы котировок | С 01.01.2019 электронные запросы котировок обязаны проходить в цифровой форме. В качестве оснований для выбора этого вида закупок выступают те же, что и для «бумажного» варианта. В соответствии с ч. 45 ст. 112 № 44-ФЗ в 2019 году годовой объем госзакупок «бумажных», электронных запросов котировок или одновременно тех и других в совокупности не превышает 10 % СГОЗ. | ||
Запросы предложений | Это тоже закупки конкурентным способом по № 44-ФЗ. Используются при госзакупке лекарственных препаратов для пациентов по медицинским показаниям, спортивной экипировки и инвентаря для Олимпийских и Паралимпийских игр в случае признания повторного круга несостоявшимся. Участниками выступает неопределенный круг лиц. Информация о процедуре должна размещаться в ЕИС. Еще одно название запроса предложений — мини-конкурс. | Побеждает та компания, у которой в окончательном предложении будут отражены самые идеальные условия. | |
Электронные запросы предложений | С 01.01.2019 они перешли на дистанционный метод определения победителя. Наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений выбирают после того, как признали:
|
Комплексный анализ Закона о контрактной системе определяет, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб. в 2021 году, — только запрос котировок в «бумажной форме». Это указано в ст. 72 № 44-ФЗ. Но это не означает, что другие процедуры не проводят при таких объемах, для аукциона, конкурса, запроса предложений предельной начальной (максимальной) цены не предусмотрено.
А с 01.04.2021 заказчики вправе проводить электронные запросы котировок на сумму до 3 млн руб. До этой даты предельная стартовая цена была ограничена 500 000 рублей.
Обратите внимание на сводный отчет мониторинга госзакупок. Минфин ежегодно публикует таблицу способов закупок по 44-ФЗ, в которой показывает, какие из них чаще проводятся, а какие практически не используются заказчиками. Вот пример такой таблицы из отчета за 2020 год.
Неконкурентные способы
Существует только один неконкурентный способ закупки по № 44-ФЗ — у единственного поставщика. Она предусматривает возможность заключения госконтракта без организации процедуры по отбору компании-победителя (так записано в ст. 93 № 44-ФЗ). Список случаев является закрытым. В нем 55 различных оснований, в их числе:
- покупка лекарств;
- ликвидация аварий;
- и др.
Способы определения поставщика по 223-ФЗ
В настоящее время по № 223-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют способы закупок конкурентного и неконкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялось только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но, после того как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов и запросов предложений и запросов котировок по № 223-ФЗ.
Для остальных процедур заказчики вправе задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:
- редукцион (представляет собой аукцион на повышение);
- многолотовый аукцион и др.
Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися.
Для неконкурентных способов по № 223-ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица определяют их самостоятельно. Ограничивают эти действия только правовые акты о защите конкуренции.
Источник