Основные неисправности ГРМ и способы их устранения.
Повышение надёжности автомобилей в эксплуатации и снижение затрат на их содержание составляют одну из проблем эксплуатационного значения. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью, выпускающей новые автомобили, обладающие большей эксплуатационной надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью), с другой — службой технической эксплуатации, совершенствующей методы поддерживания автомобилей в технически исправном состоянии.
В процессе эксплуатации техническое состояние автотранспортных средств непрерывно ухудшается, причем сроки службы отдельных узлов и агрегатов различны. Они во многом определяются совершенством конструкции, качеством изготовления, применяемыми эксплуатационными материалами, дорожными и климатическими условиями, организацией технического обслуживания и хранения автомобилей.
Влияние дорожных условий. Дорожные условия характеризуются видом покрытий, сопротивлением движению автомобиля, элементами дороги в плане, ровностью дорожного покрытия и его пыленасыщенностью.
По виду покрытий дороги бывают капитальными, облегченными с усовершенствованным покрытием и грунтовыми. Покрытием для капитальных дорог служит бетон, асфальтобетон и брусчатка; для облегченных — щебенка, гравий, булыжник. Грунтовые дороги бывают профилированными и естественными.
Влияние режимов работы. Реализация технических возможностей автомобиля характеризуется режимами его работы в соответствии с условиями эксплуатации. Режимы движения определяются сочетанием скоростей движения и силой тяги на ведущих колесах автомобиля. Режимы движения задаются водителем в зависимости от дорожных условий, его квалификации и технического состояния автомобиля.
Режим движения автомобиля может быть постоянным и переменным. При постоянном режиме сила тяги и скорость движения автомобиля на заданном участке пути неизменны, а при переменном они изменяются.
Влияние качества вождения. Топливная экономичность, долговечность автомобиля и безопасность его движения зависят от качества его вождения.
Качество вождения определяется, во-первых, методами вождения и, во-вторых, мастерством водителя. Основными методами вождения являются импульсивный метод (разгон-накат), вождение без использования наката и смешанный метод.
Влияние технического обслуживания. Качество и своевременность выполнения технического обслуживания автомобилей существенно влияют на надежность, долговечность, топливную экономичность, безопасность движения и другие эксплуатационные качества автомобиля.
Для удобства и простоты, неисправности газораспределительного механизма будут приведены в виде таблицы с описанием самой неисправности её характерных признаков и способами устранения.
Таблица 2. Возможные неисправности газораспределительного механизма, их признаки и способы устранения.
Неисправность | Характерные признаки | Причины неисправности | Способы устранения |
Неплотное закрытие клапанов | Двигатель теряет мощность, появляются перебои в работе цилиндров, затрудняется пуск двигателя, выстрелы (хлопки) из глушителя (для выпускного клапана). | Износ, обгорание ра-бочей фаски, отсутствие зазора между рычагами и кулачками распределительного вала. | Замена изношенных и вышедших из строя деталей, регулировка тепловых зазоров клапанов. |
Неполное открытие клапанов | Ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью, двигатель теряет мощность, возникает сильный стук. | Увеличенный зазор между рычагами и кулачками распределительного вала, усиленный износ торцов клапанов. | Восстановление или замена изношенных деталей, регулировка тепловых зазоров. |
Износ маслоотражательных колпачков | Появление дыма при перегазовках, после долгой работы на холостом ходу, сразу после торможении двигателем, повышенный расход масла. | Износ и разрушение в следствии истечения срока службы, неправильная установка. | Замена маслоотражательных колпачков клапанов. |
Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок | Появление дыма при перегазовках, после долгой работы на холостом ходу, сразу после торможении двигателем, повышенный расход масла. | Неправильная регулировка или работа газораспределительного механизма, достижение максимального срока службы. | Замена клапанов, ремонт головки блока цилиндров. |
Поломка распределительного вала | Стук впускных и выпускных клапанов при правильной регулировке, как правило с равномерными интервалами, упало давление в системе смазки двигателя. | Износ или не корректная работа подшипников распределительного вала, использование низкокачественного масла, повреждения масляного фильтра | Заменить распределительный вал, и рычаги клапанов. |
Поломка цепи привода газораспределительного механизма | Чрезмерный шум цепи, четко прослушивающийся при малой частоте вращения коленчатого вала. | Ослабление натяжения цепи, поломка башмака натяжителя или успокоителя, заедание штока плунжера натяжителя цепи. | Натянуть цепь, заменить башмак натяжителя или успокоитель, устранить заедание. |
Поломка клапанной пружины | Стук впускных и выпускных клапанов. | Износ, усталостные разрушения. | Заменить пружину. |
Нарушение фаз газораспределения | Двигатель не развивает полной мощности, и не обладает достаточной приемистостью. | Износ роликов и осей роликов цепи, вытягивание цепи, износ зубьев звездочек распределительного и коленчатого вала. | Восстановление или замена изношенных деталей, регулировка натяжения цепи, проверка правильности установки распределительного вала. |
В таблице приведены наиболее часто встречающиеся неисправности и их краткое устранение. Рассмотрим в качестве примера более подробно регулировку клапанов и замену распределительного вала.
Регулировка зазоров в приводе клапанов.
О необходимости регулировки зазоров в приводе клапанов свидетельствует отчетливый громкий стук, слышный при закрытом капоте с места водителя при работе двигателя на холостом ходу. Увеличенные зазоры не приводят к аварийным поломкам двигателя, но вызывают усиленный износ деталей клапанного механизма. Кроме того, регулировать зазоры необходимо после выполнения всех работ, связанных со снятием распределительного вала.
Перед началом регулировки обязательно проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение цепи привода распределительного вала.
Потребуются: отвертка с плоским лезвием, ключи (желательно торцовые) «на 8», «на 10», «на 13», специальный ключ для проворачивания коленчатого вала или головка «на 36», плоский щуп толщиной 0.15 мм и ключ «на 17».
Пользуйтесь специальными щупами увеличенной ширины для регулировки зазоров «классических»
двигателей ВАЗ, так как стандартные узкие щупы не перекрывают по ширине весь зазор между кулачками распределительного вала и нажимными рычагами, вследствие чего его значение будет определено неправильно. Иногда на чехле щупа бывает приведена таблица последовательности регулировки зазоров.
1. Снимите крышку головки блока цилиндров и установите поршень 4-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия. В этом положении 6-й и 8-й клапаны (отсчет ведется от передней части двигателя полностью закрыты, зазоры между нажимными рычагами и кулачками максимальны.
2. Вставьте щуп в зазор у очередного регулируемого клапана (табл. 3). Щуп должен перемещаться в зазоре с довольно ощутимым сопротивлением.
3. Если зазор не соответствует норме, отрегулируйте его:
— ключом б ослабьте затяжку контргайки;
— ключом а заверните или отверните регулировочный болт, добиваясь необходимого зазора;
— ключом б затяните контргайку.
При затяжке контргайки зазор обычно несколько уменьшается, поэтому обязательно проверяйте его окончательную величину и при необходимости повторите регулировку.
4. Последовательно проворачивая коленчатый вал на 180°, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры, соблюдая очередность, указанную в табл. 3.
Величину поворота коленчатого вала удобно контролировать по положению бегунка распределителя зажигания, у которого нужно снять крышку. Нужно пометить любым способом положение бегунка при установке поршня 4-го цилиндра в ВМТ такта сжатия и затем проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока бегунок не повернется на четверть оборота.
Более точно зазоры в приводе клапанов можно отрегулировать с помощью
имеющегося в продаже индикаторного приспособления, Однако, для работы с ним нужны некоторые навыки. Поэтому предварительно внимательно ознакомьтесь с инструкцией, приложенной к комплекту приспособления.
5. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.
Таблица 3. Последовательность регулировки зазоров в клапанном
Угол поворота коленчатого вала | Угол поворота распределительного вала | Номера цилиндров | Номера регулируемых клапанов |
0 о | 0 о | 4 и 3 | 8 и 6 |
180 о | 90 о | 2 и 4 | 4 и 7 |
360 о | 180 о | 1 и 2 | 1 и 3 |
540 о | 270 о | 3 и 1 | 5 и 2 |
Задания.
1. Выполнить операции по ТО-1 двигателя.
2. Проверить состояние ГРМ двигателя.
3. Описать регулировки ГРМ.
Содержание отчёта.
Отчёт должен содержать операции с подробным описанием по ТО-1 двигателя, проверке и регулировке ГРМ.
Контрольные вопросы.
1. Какие операции во время ТО-1 проводят на двигателе ?
2. Какие недостатки и преимущества ГРМ автомобилей ВАЗ-2101(07)?
3. Чем отличаются впускные и выпускные клапана?
Источник
МДК 01.02 ПЛАН УРОКА № 57 ТЕМА УРОКА: «Характерные неисправности, их причины, признаки, способы определения и устранения системы питания»
ТЕМА УРОКА: « Характерные неисправности, их причины, признаки, способы определения и устранения системы питания»
Закрепить, углубить и расширить знания. Проверить знания по теме: Диагностирование и ТО системы питания
Изучить: Характерные неисправности, их причины, признаки, способы определения и устранения системы питания .
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать внимание, усидчивость, сознательную дисциплину, культуру речи, способствовать воспитанию профессиональной направленности.
РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать память, техническую речь, умение свободно и правильно использовать усвоенную профессиональную терминологию. Поиск аналога изучаемого
МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА
ТИП УРОКА: комбинированный
МЕТОДЫ: Ведение эвристической беседы. Постановка основной
проблемы. Словесный, наглядный /информационный, репродуктивный/. Обсуждение, дискуссия, упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ студентов: восприятие информации /слушание, наблюдение, запись конспекта/. Запоминание информации. Умение применять усвоенные знания путем речевого общения, проявление умение применять ранее полученные знания.
ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: Разрезы двигателей ЗМЗ-53. , КамАЗ-740
Плакаты № 129-139 Узлы системы питания. Таблицы неисправности, причины и способы устранения системы питания
ТСО: Компьютер. Мультимедийный проектор
Физика. Разряжение. Свойства жидкостей. Детонация.
Уравнение Бернули . Движение жидкости по трубкам. Соотношение количества кислорода к количеству топлива
Химия. Октановое число . Фильтрование. Горение в кислороде.
Производственное обучение. Вождение автомобиля.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ(1 мин). Принять рапорт дежурного. Проверить наличие учебных принадлежностей. Объявить тему и цель урока.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 5 мин.
2.1. Техническое обслуживание системы питания.
2.2. Операции ЕО, ТО 1, ТО 2, СО за системой питания.
3.ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И УМЕНИЙ.
. Изложение нового материала. 16 мин
Назвать причины когда:
3.1.1. Неудовлетворительная подача топлива из бака к карбюратору .
3.1.2. Неисправная работа бензонасоса
3.1.3. Карбюратор не обеспечивает оптимального состава горючей смеси
3.1.4. Неисправности системы питания дизельного двигателя КамАЗ
3.1.5. Неудовлетворительное поступление топлива
3.1.6. Момент начала подачи топлива секциями тнвд не соответствует оптимальному
3.1.7. Неудовлетворительная работа форсунок
— имеется в виду, как качество впрыска, так и соответствие момента впрыска оптимальному варианту.
Закрепление и совершенствование приобретённых знаний.10мин.
3.2.1 Назовите причины при неудовлетворительной подаче топлива из бака к карбюратору .
3.2.2. Причины неисправной работы бензонасоса
3.3.3. Каковы причины когда карбюратор не обеспечивает оптимального состава горючей смеси
Самостоятельная работа.10 мин
Записать в тетрадь
Характерные неисправности системы питания
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Объявить студентов оценки и дать им анализ
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЕ.1 мин. Техническое обслуживание и диагностика двигателей внутреннего сгорания А.С.Кузнецов НПО 2011 г. стр.172-173
Неисправности системы питании карбюраторного двигателя.
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОДАЧА ТОПЛИВА ИЗ БАКА К КАРБЮРАТОРУ .
засорение сетки топливоприемника в баке смолистыми отложениями;
засорение шламом топливопроводов и фильтров;
образование паровых пробок в системе подачи топлива — происходит обычно в жаркое время года при перегреве двигателя и бензонасоса;
образование ледяных пробок в системе топливоподачи — происходит при замерзании конденсата воды, причем при замерзании воды увеличивается объем, ледяные пробки могут полностью перекрыть трубопровод;
подсос воздуха через неплотности с образованием воздушных пробок — происходит в штуцерных соединениях, через прокладки, из-под крышек фильтров и т.д.;
неисправная работа бензонасоса:
ослабло крепление, чрезмерная растянутость, коробление или разрыв эластичных пластин диафрагмы — при этом значительно ухудшается всасывающая способность; поломка или засорение клапанов;
уменьшение упругости рабочей пружины БН — в результате снижается давление подаваемого к карбюратору топлива, что приводит к снижению уровня топлива в поплавковой камере;
поломка или повышенный износ деталей привода — при этом уменьшается ход диафрагмы, ухудшается всасывающая способность и снижается количество подаваемого топлива;
коробление стыковочных плоскостей крышки и корпуса БН — происходит при ослаблении их крепления, особенно при перегреве двигателя и самого БН, изготовленного из легкого сплава, при этом БН может полностью прекратить подачу топлива.
КАРБЮРАТОР НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА ГОРЮЧЕЙ СМЕСИ — соотношение объемов воздуха и топлива при различных режимах работы двигателя является важнейшим фактором для процесса сгорания рабочей смеси — даже незначительное отклонение этого соотношения от нормы приводит к целому ряду негативных явлений.
переобогащение рабочей смеси — приводит к неполному сгоранию топлива и смыву смазки с зеркала цилиндров, к неустойчивой работе и потере мощности двигателя, с одновременным перегревом его, к повышению расхода топлива и содержания СО и СН в отработанных газах, сопровождающегося выхлопами темно-бурого дыма:
уровень топлива в поплавковой камере превышает норму — это связано с неправильной регулировкой, с потерей герметичности поплавка, с заеданием игольчатого клапана в гнезде или его износом;
износ топливных жиклеров — увеличение диаметров жиклеров приводит к повышению их пропускной способности;
неправильная регулировка дозирующих систем карбюратора — например, системы холостого хода, установлен слишком ранний момент начала открытия клапана экономайзера и т.д.;
неисправен привод различных систем карбюратора — механического, пневматического, комбинированного или электронного типа;
засорение воздушных жиклеров — забиваются пылью или происходит их закоксовывание смолистыми веществами, попадающими через трубку вентиляции поддона картера; засорение воздушных фильтров.
ПЕРЕОБЕДНЕНИЕ ГОРЮЧЕЙ СМЕСИ — в результате происходит «вялое» сгорание, падение мощности, перегрев двигателя, кроме того, пламя от догорающей смеси может попасть через уже открывающийся впускной клапан во впускной коллектор, вызвать в нем хлопки или взрывообразное сгорание и пожар в подкапотном пространстве:
мал уровень топлива в поплавковой камере — неправильная регулировка или заедание игольчатого клапана;
засорение (засмоление) топливных жиклеров;
неисправная работа дозирующих систем, включая неправильную регулировку ,
подсос воздуха через неплотности в соединениях карбюратора — при разрыве прокладок, ослаблении крепления деталей, при короблении стыковочной плоскости карбюратора (от перезатяжки или перегрева).
Неисправности системы питания дизельного двигателя КамАЗ
Признаки и причины неисправностей приведены в табл. 5.
Не подается топливо к форсункам
Двигатель не пускается (стартер не проворачивает коленчатый вал с требуемой частотой)
Нет топлива в баке или закрыт кран всасывающего топливопровода
Засорены топливопроводы или заборник в топливном баке
Замерзание воды в топливопроводах или на сетке заборника топливного бака
Проверить наличие топлива в баке и при необходимости довести до нормы.
Промыть заборник, промыть и продуть топливопровод
Осторожно прогреть топливные фильтры, трубки и бак паром или ветошью, смоченной горячей водой. Открытым пламенем для прогрева пользоваться нельзя
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ ТОПЛИВА
подсос воздуха через неплотности;
неисправная работа топливоподкачивающего насоса низкого давления
уменьшение подачи и развиваемого давления может возникнуть при чрезмерном износе деталей насоса, засорении перепускного клапана и т.д.;
засорение топливных фильтров;
образование парафиновых пробок — при низких температурах и несоответствии сорта топлива.
ПОДАЧА ТОПЛИВА СЕКЦИЯМИ ТНВД НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НОРМЕ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ДИЗЕЛЯ .
неправильная регулировка ТНВД на минимальную (пусковую) и максимальную подачу;
негерметичность нагнетательных клапанов секций;
несоответствие норме давления начала открытия нагнетательных клапанов;
неисправная работа центробежного регулятора — происходит нарушение нормального воздействия на привод рейки управления подачей топлива при изменении частоты вращения КВ дизеля;
отклонение от нормы подачи топлива отдельными секциями ТНВД (неравномерность подачи) — происходит ввиду различной степени износа плунжерных пар секций ТНВД.
МОМЕНТ НАЧАЛА ПОДАЧИ ТОПЛИВА СЕКЦИЯМИ ТНВД НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ОПТИМАЛЬНОМУ
происходит опережение или запаздывание впрыска топлива форсунками.
неправильно установлен момент начала подачи топлива;
запаздывание подачи топлива отдельными секциями ТНВД — при нормальной работе нагнетательных клапанов секций ввиду износа (по высоте) рабочих поверхностей деталей привода плунжерных пар секций, включая кулачки распределительного вала, плунжеры секций в процессе эксплуатации постепенно меняют свое положение (опускаются) по сравнению с первоначальным (заводским).
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ФОРСУНОК
— имеется в виду, как качество впрыска, так и соответствие момента впрыска оптимальному варианту.
давление впрыска (момент начала подъема запорной иглы) не соответствует нормативному — при этом нарушается качество впрыска — диаметр капелек топлива не соответствует оптимальному, что нарушает нормальный процесс смесеобразования в камере сгорания, причем в процессе эксплуатации имеется тенденция к постоянному снижению этого параметра ввиду снижения упругости рабочей пружины форсунки, при этом впрыск топлива будет происходить чуть раньше;
негерметичность форсунки — имеется в виду как нарушение герметичности соединений форсунки, так и подтекание топлива из сопел ввиду неудовлетворительной притертости запорного наконечника иглы к гнезду;
неудовлетворительное качество распыления топлива — топливо должно впрыскиваться в камеру сгорания в туманообразном состоянии (без капель), с равномерным выходом из всех отверстий распылителя.
П р и м е ч а н и е.
Перечисленные неисправности, включая возможное загрязнение смолой и лаками фильтрующей сетки форсунки, приводит обычно к нарушению нормальной работы двигателя: к затрудненному пуску, неустойчивой работе на различных режимах, к потере мощности и к повышению расхода топлива, к повышению дымности и т.д.
Источник