Тестовая проверка знаний: достоинства и недостатки
материал по теме
Достоинства и недостатки устной и тестовой проверки знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovyy_kontrol.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестовая проверка знаний: достоинства и недостатки.
Важным условие оптимизации учебного процесса является систематическое получение учителем информации о ходе усвоения знаний учащимися, которую учитель получает в ходе контроля учебно-познавательной деятельности. Учащимся также необходимо получать от учителя информацию о правильности и неправильности усвоенного материала. Сделать это учитель может только на основе поступления обратной информации от учащихся к учителю. Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, прогнозировать результаты. Для того, что бы получить требуемый результат, следует отслеживать и контролировать, в первую очередь качество учебного процесса, уровень знаний умений и навыков, получаемых учащимися на каждом предмете учебного цикла. Контроль за качеством знаний является одним из важных средств повышения эффективности образовательного процесса.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т.е. определение объёма, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса, для внесения необходимых корректив в процесс обучения. Для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. Проверка — стимул к регулярным знаниям, к добросовестной работе учащихся, а также объективная форма самоконтроля учителя.
Наиболее распространённым являются традиционные формы контроля, к которым относится устный опрос индивидуальный или фронтальный. Наряду с этим применяются и различные виды письменного опроса.
Рассмотрим достоинства и недостатки устной проверки знаний.
Развивать речь, логическое и образное мышление, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.
В ходе обсуждения выясняется, понятны ли учащимся изучаемые закономерности.
Выясняется, могут ли ученики делать выводы мировоззренческого характера.
Возможность ликвидации пробелов в учебной подготовке учащихся.
Невозможность организовать систематический и полный индивидуальный контроль знаний каждого ученика, т.к. в классах большое количество учеников.
Невозможно провести сравнение ответов учащихся на один и тот же вопрос.
Не позволяет сделать объективный вывод об уровне подготовки учащихся, т.к. оценка учащихся зависит от субъективного мнения учителя, характера и темпа ответа ученика, от уровня подготовленности класса.
Исходя из этого, трудно говорить об объективности оценивания ученика.
Необходимо применять новые, более объективные формы контроля, которые будут иметь чёткую определённость, однозначность, надёжность. Такой формой можно считать тестовую проверку знаний и умений. Тест – это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определённых психологических качеств, способностей, особенностей личности. Тест отличается от привычного контроля знаний, тем, что к нему заранее готовиться эталон, с которым сравнивают ответ учащегося. (Коэффициент усвоения). Тестовый контроль знаний требует больших усилий со стороны педагога. Педагог должен знать, как правильно подобрать тесты и как их составлять. Ведь не каждый набор вопросов с вариантами ответов на них можно назвать тестом. Работа по созданию тестов и оценка их эффективности достаточно сложная и долгая.
Необходимо оценивать качество каждого теста – соответствие программе и реальным возможностям учащихся, учитывая при этом сильно действующие временные ограничения на выполнение тестовых заданий. Соответствие программе проверяется при анализе литературы . Проверка «посильности» теста и даже каждого задания в тесте возможна только после проверки в реальном эксперименте.
Желателен захват всего программного материала или хотя бы наиболее существенной его части.
Рассмотрим достоинства и недостатки тестовой проверки знаний.
От традиционных оценок контроля знаний учащихся тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение учителя, а на объективные эмпирические критерии.
Быстрота получения результата и таким образом установления связи с учеником и обсуждения результатов.
Повышается познавательная активность учащихся.
Охват большого числа учащихся на уроке.
Дисциплинирует школьников, приучая их постоянно готовиться к систематическому тестовому контролю.
Экономия времени на контроле.
Улучшение психологической атмосферы учебного процесса, учитель перестаёт быть источником отрицательных эмоций при оценивании знаний.
Возможность угадывания в заданиях закрытого типа. Если тестовое задание содержит всего два варианта ответа, то половину ответов на такое тестовое задание можно угадать. (Придавая большую правдоподобность неправильным ответам можно снизить возможность угадывания, оптимальное число вариантов ответов четыре).
Возможность списать ответы на тесты закрытого типа (Большое число вариантов тестовых заданий и ограниченное время устраняет возможность списывания).
Учитель не видит хода решения (хода мыслительной деятельности учащегося), если результаты своей работы учащийся представляет только в виде номера ответа. Гарантии наличия знаний у учащегося нет (Включение заданий открытого типа, в результате ответа на которые ученик должен самостоятельно логически построить ответ на вопрос и конкретно изложить его).
Трудно выявить степень овладения умениями проводить наблюдения, опыты, определять объекты (Необходимо включать задания на проверку умений).
Не развивается речь ученика (Процесс компьютерного тестирования на уроках можно совмещать с другими формами контроля знаний).
На основании сказанного, можно сделать вывод о преимуществе тестовой проверки знаний по сравнению с традиционными формами контроля. Использование компьютерных тестовых программ является оптимальным средством контроля и оценки знаний в силу своей объективности, простоты в использовании и анализе результатов. Тестовые задания удобно использовать при организации самоконтроля, при повторении учебного материала, при подготовке к уроку. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля. Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки в её основательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания для проверки знаний по теме «Экономико-географическое положение России» 9 класс
Тестовые задания включают вопросы разных уровней сложности. Задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задание 7,8,9 каждый правильный ответ — 0, 5 баллов. 10 задание — 2 балла. Максимально возможн6ое количест.
«Система интерактивных тестовых приложений для проверки знаний обучающихся 9 класса по предмету «Информатика и ИКТ» по теме «Моделирование»
Данная система может быть использована учителями информатики и ИКТ для проверки знаний учащихся 9-х классов по теме «Информационное моделирование.Для успешного использования продукта ИОД необходимо на.
Тестовая проверка знаний . Биология 6 класс
Тестовая проверочная работа по разделу «Общее знакомство с цветковыми растениями».
Использование тестовых заданий при проверке знаний
Выступление на методическом семинаре.
Тестовая проверка знаний обучающихся по физике
Тесты подготовлены для проверки усвоения учебного материала обучающимися лицея за 1 полугодие учебного года. Однако могут быть использованы по мере прохождения затронутых в них тем.
тестовая проверка знаний по теме «Рыбы»
Работа представлена в двух вариантах.
Тестовая проверка знаний по биологии 7 класс Тема: «Систематика и классификация»
Тест по биологии для 7 класса на тему «Систематика и классификация».
Источник
Преимущества и недостатки тестового контроля знаний
Тестирование имеет следующие достоинства:
-объективность результатов проверки;
— повышение эффективности контролирующей деятельности со стороны преподавателя за счет увеличения ее частоты и регулярности;
— возможность автоматизации проверки знаний учащихся, в том числе с использованием компьютеров;
— возможность использования в дистанционном образовании.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся не может сравниться с тестированием. Тесты в настоящее время широко применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Но с другой стороны, абсолютизировать возможности тестовой формы пока не следует. Не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связано, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков, диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими(традиционными) формами и методами проверки.
Тестирование как одна из форм аттестации представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений учащихся: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Но для эффективного тестирования необходимо помнить о некоторых правилах (положениях), касающихся составления тестов – о целях, требованиях и полезных методических рекомендаций.
1. Цели. Целями построения комплексной системы промежуточного и итогового контроля знаний учащихся являются:
– систематизация знаний; использование потенциала дисциплины для формирования умений и навыков свободного поиска информации, ее отбора и пересмотра знаний; развитие навыков анализа информации; формирование у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности; стимулирование мотивации учащихся к учебе на основе информирования их о результатах учебной деятельности;
— овладение учащимися технологической диагностикой знаний и умений.
2. Требования. Для того чтобы тесты могли выявлять достижение (знания) учащихся одного из уровней усвоения в процессе обучения сами тесты должны быть разработаны с учетом названных исходных положений и отвечать определенным требованиям:
— соответствие теста содержанию и объему полученной студентами информации;
— соответствие теста контролируемому уровню усвоения;
— определенность теста; простота теста; однозначность теста, надежность теста.
Источник
Недостаток тестирования как способа проверки результатов обучения
В Концепции модернизации российского образования задача создания независимой системы оценки качества образовательного процесса рассматривается как одна из важнейших современного образования. К важным элементам системы качества образования относится мониторинг результатов деятельности обучающихся, который должен проводиться на всех уровнях и ступенях образовательного процесса. Проблема выбора метода исследования уровня подготовки обучающихся, качества сформированных знаний, умений и навыков имеет важное значение для общего среднего образования [1].
Определенный вклад в решение этой проблемы в свое время внесли Френсис Гальтон, создавший тест как инструмент для мониторинга результатов обучения, Э. Торндайк и Р.Д. Фишер [2]. Согласно современным требованиям, оцениваться должен уровень образовательных результатов обучающихся, определяемый для каждого учебного предмета в соответствии с образовательными программами и ФГОС. Одним из современных методов оценки уровня подготовки обучающихся является тестирование.
Тестирование как метод контроля позволяет получить оценку качества подготовки обучающихся, стандартизировать методику измерений и интерпретации результатов. Тестирование можно организовывать как работу обучающихся с тестом на печатной основе, так и с компьютером. Используя современные средства программирования, можно разрабатывать достаточно универсальные компьютерные тесты многоцелевого назначения. Данная форма контроля позволяет использовать различные виды наглядности, учитывать индивидуальные особенности тестируемых, автоматизировать обработку получаемых данных. Проблемой компьютерного тестирования является выбор инструментов и программ для разработки тестовых заданий.
К достоинствам этого метода относятся: технологичность исследования, возможность хранить и сравнивать результаты контроля, а также выявлять причины пробелов в обучении [3]. Тестирование может выполнять различные функции в зависимости от этапа урока. Например, при актуализации знаний для правильного решения тестового задания обучающимся может понадобиться ранее изученный материал, таким образом, тестирование позволяет выявить «пробелы» в знаниях [4]. Тестовые методики позволяют выделять главное в рассматриваемой теме, обратить внимание обучающихся на важные теоретические аспекты в процессе первичного закрепления материала. Тестирование предполагает реализацию как самостоятельной, так и коллективной форм работы, обсуждение наиболее трудных заданий, способствует активизации самоконтроля и рефлексии обучающихся на различных этапах урока [5].
Тестовые методики играют важную роль в оптимизации учебного процесса при разноуровневой подготовке класса, реализации широкого и глубокого контроля за освоением знаний обучающимися. С одной стороны, они способствуют решению проблемы индивидуализации заданий в зависимости от уровня освоения изучаемого материала обучающимся [2]. С другой стороны, использование информационных технологий позволяет автоматизировать расчеты, организовать изучение нового материала с применением развивающих игр и программ, что, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у обучающихся, развивает их информационную культуру, знакомит с современными подходами решения проблемных ситуаций на уроках.
Несомненными достоинствами тестовых методик являются: объективность получаемой оценки, «равенство» обучающихся в процессе контроля, охват значительного объема учебного материала при проверке, сравнительная легкость интерпретации результатов тестирования, экономия времени на проверку знаний. Применение компьютерного тестирования в учебном процессе способствует обобщению учебного материала, выявлению причинно-следственных связей, актуализации ранее изученных тем, развитию логического мышления при решении нетиповых тестовых заданий.
К недостаткам тестирования можно отнести: длительность и трудоемкость разработки тестов; необходимость конфиденциальности для обеспечения объективности результатов тестирования; возможность большой вероятности «угадывания» правильных ответов; необходимость устранения некорректных заданий после каждого тестирования.
Разработка тестов, по нашему мнению, предполагает выполнение следующих требований: значимость; научная достоверность; репрезентативность (наличие в тесте основных структурных элементов содержания предмета в необходимом для контроля объеме); возрастающая сложность учебного материала; вариативность в зависимости от содержания изучаемого материала и объема часов; системность содержания; валидность; комплексность и сбалансированность теста; взаимосвязь содержания и формы.
В работе представлены результаты эксперимента по оценке эффективности использования компьютерного тестирования на занятиях по технологии. Эксперимент проводился на базе МБОУ «Школа № 190» г. Нижнего Новгорода с обучающимися 7-х классов.
Апробация разработанных тестовых заданий в исследовании осуществлялась на уроках технологии в 7 «А» классе – экспериментальная группа, и 7 «Б» классе – контрольная группа. Обучающиеся 7 «А» класса проходили компьютерное тестирование, при этом в случае ошибки при ответе на конкретный вопрос они имели возможность ответить повторно на аналогичный вопрос. В 7 «Б» классе обучающимся выдавался бланковый тест, предполагающий только одну попытку ответа. Тестирование проводилось по теме «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов», общее количество тестируемых – 24 мальчика (по 12 человек в каждой группе), количество тестовых заданий j =20. Для создания тестов использовалась программа Visual Studio [6]. В работе определялось «среднее» достижение группы испытуемых (ДГ), позволяющее оценить эффективность тестирования как средства контроля знаний, валидность теста. Валидность тестовых заданий характеризуется ниже представленными показателями:
– частота выполнения j – го задания (количество правильных ответов j – го задания);
– доля правильных ответов, пропорциональная числу тестируемых;
– количество неправильных ответов j –го задания;
– индекс трудности, который определяется по формуле [7]:
, (2)
где – количество тестируемых,
j – число тестовых заданий (j=20),
i – количество тестируемых,
первичный балл испытуемых (дает оценку за пройденное тестирование).
Необходимо отметить, что при компьютерном тестировании в случае правильного ответа с первой попытки , при повторной попытке
.
«Среднее» достижение группы испытуемых (ДГ) определялось по формуле [8]:
. (3)
Анализ полученных результатов (рисунки 1–3) позволяет сделать следующие выводы:
— тест валиден, так как индекс трудности тестовых заданий лежит в промежутке;
— имеют индекс трудности заданий, находится в пределах от 0,3 до 0,4, что свидетельствует о грамотности построения теста;
— процент угадывания находится в интервале от 0,14 до 0,25;
— эффективность тестирования как средства контроля знаний по технологии, определенная по формуле (3):
Полученные данные показывают, что при равном количестве тестируемых (12 обучающихся) «среднее» достижение класса 7 «А» выше, чем у контрольной группы 7 «Б». Во-первых, это связано с возможностью использования при компьютерном тестировании второй попытки ответа. Во-вторых, при компьютерном тестировании обучающиеся лучше понимают инструкцию и смысл вопроса в заданиях на установление соответствия, которые составляют 30 % теста. В-третьих, несмотря на то, что показатель эффективности теста лежит в интервале от 12 до 16 верно решенных заданий (рисунок 1), значительная часть обучающихся получила оценку «3». Количество обучающихся, получивших оценки «4» и «5», при компьютерном и при бланковом тестировании примерно одинаково.
Рис. 1. Сравнительный анализ оценок обучающихся экспериментальной и контрольной групп по результатам тестирования по технологии
Анализ матрицы ответов тестируемых обеих групп позволил выявить задания, вызвавшие наибольшие затруднения у обучающихся:
— задания на альтернативный ответ (воспроизведение), направленные на выявление умения рассуждать;
— задания множественного выбора (самостоятельное изучение), направленные на проверку знаний классификации токарных резцов и их назначения;
— задания на установление соответствия (самостоятельное изучение), направленные на проверку уровня знаний профессий, связанных с обработкой металла, умения соотносить элементы станков, ручных режущих инструментов, технологических операций с их названиями;
— задания множественного выбора (использование знаний при выполнении нестандартных заданий), направленные на выявление умения интерпретировать изученный материал и владения навыками соотношения элементов режущего инструмента и их буквенного обозначения.
Основными факторами, оказывающими влияние на качество выполнения тестовых заданий по теме «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов», являются:
— снижение уровня самостоятельности обучающихся при работе с учебниками, в частности, такими как [9,10];
— недостаточное количество учебников одного образца, что усложняет подготовку к тестированию;
— неумение обучающихся интерпретировать изученный материал в соответствии с тестовым вопросом;
— несформированность навыка соотносить технологические элементы и понятия с их названиями и обозначениями.
Задания в тестах были I, II и III уровней (I уровень – задания на воспроизведение знаний; II уровень – на применение знаний в нестандартной ситуации; III уровень – задания на самостоятельно освоенный материал). Следует отметить, что у обучающихся вызывали затруднения задания I и II уровней трудности (рисунок 2), что подтверждает вышеперечисленные причины наиболее частых ошибок при выполнении тестовых заданий. Анализ результатов тестирования 7 «А» класса показал, что при одинаковом количестве испытуемых общее число допущенных ошибок равно 84 (I – 29, II – 30, III — 25), в то время как у 7 «Б» класса – 97 (I – 35, II – 35, III – 27). Это связано с тем, что при компьютерном тестировании обучающиеся имели возможность повторно ответить на аналогичный вопрос, а для бланкового тестирования характерно невнимательное прочтение обучающимися инструкций по выполнению тестовых заданий и, как следствие, ошибки при ответе.
Рис. 2. Распределение тестовых заданий по уровню трудности
Наибольшее число ошибок было допущено при выполнении тестовых заданий на дополнение (рисунок 3), что свидетельствует о явных затруднениях в применении полученных знаний.
При компьютерном тестировании открытые вопросы вызвали меньше затруднений, чем при бланковом контроле, несмотря на то, что вероятность ошибки в первом случае значительно выше. Связано это с тем, что в программе ответ дается в конкретной форме и любое отличие от нее в ответе обучающегося (изменение окончания, орфографическая ошибка и т.п.) приводит к тому, что ответ не засчитывается. Индекс трудности тестовых заданий 7 «А» класса можно охарактеризовать как равномерно распределенный в отличие от результатов 7 «Б».
Основной ошибкой обучающихся при бланковом тестировании было неправильное распределение времени для выполнения заданий.
Рис.3. Распределение тестовых заданий по индексу трудности
Как правило, испытуемые в первую очередь отвечали на вопросы, не вызывающие у них сомнения, а затем приступали к остальным тестовым заданиям, пытаясь ответить на них, используя общую эрудицию и интуицию или пробуя просто угадать ответ. Это свидетельствует о том, что обучающиеся не всегда уверены в своих знаниях, умениях и навыках, полученных на учебных занятиях.
Тестирование по теме «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» можно считать эффективным, так как оно позволило выявить уровень знаний обучающихся, причины ошибок при выполнении ими тестовых заданий.
Проведение качественного анализа тестовых заданий предполагает выполнение следующих рекомендаций:
— предварительное изучение психолого-педагогических особенностей группы тестируемых;
— руководство правилом: чем больше число тестируемых, тем достовернее результаты интерпретации;
— анализ учебного материала для тестирования с учетом темпа освоения учебного материала обучающимися;
— построение тестовых заданий разного уровня сложности;
— исключение некорректных заданий после каждой апробации теста, увеличение его репрезентативности.
Необходимо учитывать, что незначительно на результаты тестирования могут влиять такие факторы, как окружающая обстановка (свет, погода, шум, температура), эмоциональное и физическое состояние тестируемых и другие. Ниже представлены особенности компьютерного тестирования как средства контроля знаний обучающихся:
1) обеспечение объективности оценки учебных достижений;
2) реализация автоматизированной статистической обработки достижений обучающихся;
3) возможность проводить проверку большого объема информации и уровня владения ею каждым испытуемым;
4) более точная шкала оценивания, состоящая из 20 делений (вопросов) в отличие от обычной, состоящей из четырех;
5) обеспечение равных условий для всех обучающихся за счет использования единой процедуры и критериев оценки, что снижает психоэмоциональные стрессы.
Таким образом, тест как инструмент проверки знаний обучающихся, основными задачами которого является контроль и обобщение изученного материала, является эффективным при организации учебного процесса. Однако следует отметить, что при решении других задач, например, творческих задач или в проектной деятельности, необходимо сочетать тесты с другими методами контроля усвоения обучающимися учебного материала, так как они не всегда позволяют в полной мере оценить умения и навыки обучающихся. В заключение следует отметить, что разработка адаптированных к личностным особенностям испытуемых программ тестирования, так называемых нетрадиционных тестов, возможна только с использованием информационных технологий.
Источник