Нарушение словообразования у детей с Общим недоразвитием речи
статья
В материале отражены особенности словообразования при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narushenie_slovoobrazovaniya_u_detey_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx | 14.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушение словообразования у детей с Общим недоразвитием речи.
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием восприятия, мышления, памяти, а с другой стороны, с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
При нормальном речевом развитии в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее- слова обобщающего характера.
По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение и сотрудничество со взрослыми. Развитие словаря ребёнка во многом зависит и от социальной среды, в которой воспитывается ребёнок. Словарный запас детей одного и того же возраста может быть различным.
У детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.
Наблюдается расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
В норме у детей в процессе развития речи одни неправильные слова > и > другие, увеличивается количество слогов в воспроизводимых словах, расширяется словарный запас, усваиваются первые грамматические конструкции.
Первоначальный лексикон детей состоит из отдельных слов, т.е.:
— несколько правильно произносимых слов в 1- 2 слога, состоящих из звуков раннего онтогенеза речи ( ма — мама, па — папа);
— слова звукоподражания ( би — би- называет машинку, но- называет лошадку)
— слова- фрагменты названия предметов, животных ( у- утка, ти — птичка);
В процессе развития речи, после первых отдельных слов появляются словосочетания. Слова в словосочетаниях употребляются только в одной форме, т.к. словоизменение этим детям недоступно.
В возрасте 3-4 лет в речи детей появляются ошибки, свидетельствующие о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.
Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов ( вместо >- >), относительных и притяжательных прилагательных ( вместо >- >, вместо >- > и пр.),существительные со значением действующего лица ( >- >) и т.д.
Начало интенсивного использования морфологических элементов слов происходит в возрасте 5-7 лет. Этот период в развитии детской речи характеризуется расширением объёмом предложений (фраз), элементами построения сложных предложений , правильным использованием некоторых грамматических форм слов. В высказываниях детей имеет место:
— правильное произношение слов простых по своему звукослоговому и морфологическому составу;
— слова- фрагменты существительных, глаголов, прилагательных и других частей речи;
— оригинальные формы глаголов, прилагательных и других частей речи ( рисоват- рисует , спют — спят, улавила- поймала, бежут- бегут, мехная- меховая, делевяшный- деревянный, пухина- пуховая, шелестовая- шерстяная, петухин дом — дом петуха, зубальная — зубная и т.д.).
Ребёнок с ОНР понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим , ребёнок затрудняется в правильном выборе производящей основы ( >- >,
который дома строит>>- > и пр.), использует неадекватные аффиксальные элементы ( вместо >- >, вместо >- > и пр.).Очень часто попытки ребёнка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко- слоговой организации производного ( т.е. вновь образованного) слова, вместо >- >.Вместо >- > и т.д.
Таким образом, у детей с ОНР чрезвычайно бедны и нечётки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова, нарушается нормальный процесс словообразования.
Основных правил словообразования в русском языке сравнительно немного,
и поэтому нормально развивающемуся ребёнку овладеть ими несложно. Что же касается детей с отставанием или отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них овладение этими правилами представляет значительно большую сложность.
Ребёнок с нормально развивающейся речью обладает способностью к словообразованию ,что проявляется уже в раннем возрасте в виде всем хорошо известного детского словотворчества.
Детям же с нарушением речевого развития, не проявляющим склонности к такого рода словотворчеству, основные принципы словообразования необходимо >.
Источник
Особенности нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии
Особенности нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). От степени овладения словообразовательными умениями и навыками детьми в дошкольном возрасте во многом зависит успешность развития их «языковой компетенции» и возможность усвоения знаний в этой области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_narusheniya_slovoobrazovaniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). От степени овладения словообразовательными умениями и навыками детьми в дошкольном возрасте во многом зависит успешность развития их «языковой компетенции» и возможность усвоения знаний в этой области.
Учитывая большую степень распространенности такого нарушения, как общее недоразвитие речи, и тот факт, что впоследствии перед детьми встаёт задача изучения языка, как учебного предмета, весьма актуальным является выявление характера сформированности указанных речевых операций у данной категории дошкольников, с целью разработки теоретических обоснований для включения в логопедическую работу новых приемов, направленных на формирование осознанных навыков и умений производства новых слов.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженные и неправомерно расширенные понятия и т.п.) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий. Особенно тяжело сказываются нарушения в развитии речи. Довольно часто они являются следствием невнимательного отношения родных ребёнка или персонала детского учреждения к его речи. Иногда взрослые просто недостаточно знакомы с тем, что, собственно, представляет собой речь, на что нужно обращать внимание.
Проблемами нарушения речи занимались специалисты разных областей знаний – логопеды, психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и другие. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерности языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
При многих формах ОНР, особенно при алалии, расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Левина Р.Е. характеризуя детей с общим недоразвитие речи, отмечает следующее. У детей наблюдается неумение пользоваться способами словообразования, приводит к весьма ограниченной возможности варьировать слова. Сама задача преобразования слова нередко оказывается для детей малодоступной. Об этом свидетельствуют примеры подбора однокоренных слов. Так, по заданию подобрать однокоренные слова к слову «озеро» — дети подбирают «реки», «моря». По заданию преобразовать прилагательное «вишневый» в родственное существительное (название предмета) – дети отвечают «из фруктов». К слову «золотой» в качестве однокоренного — подбирают слово «железо». Эти и подобные примеры показывают, что средства фонетического выражения значения и морфологический состав слов ещё недостаточно подмечаются.
Дети с этим уровнем речевого развития с трудом выполняют школьные упражнения на подбор однокоренных слов. Способы их образования крайне бедны, они часто сводятся к стереотипным изменениям в роде или числе: «снег» – «снеги», «лес» – «лесы», «лед» – «леды», «час» – «часы» и т.п. во многих случаях подбор слов оказывается совсем неправильным. Так, к слову «гриб» подбирается слово «гребцы», к слову «садовник» – «садник», к слову «роса» – «рос» и т.п.
Процесс преобразования слов затруднен и звуковыми смешениями. Так, к слову «город» подбирается в качестве родственного слово «голодный», к слову «свисток» — «цветы» и т.п. В первом случае, очевидно, что сказалось смешение Р-Л, а во втором случае смешение С и Ц.
Дети с ОНР каждое однокоренное слово воспринимают как самостоятельное, не связанное по смыслу и не сходное по звучанию с родственным словом, образованным от того же корня.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. в работе «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» указывают на то, что процесс словообразования у детей с ОНР задерживается и растягивается во времени. В то время, как ребёнок с нормальным речевым развитием к школьному возрасту усваивает большую часть словообразовательных форм существительных, у ребёнка с ОНР зачастую могут отсутствовать даже те формы, которые первыми появляются в онтогенезе – уменьшительные и ласкательные суффиксы.
Туманова Т.В. (1997г., 2005г.) провела исследования состояния словообразовательных операций у детей с общим недоразвитием речи, направленных на определение характера ориентировки детей в звуковой структуре слова через вычисление морфемы и на выявление сохранности механизма производства новых слов. Результаты исследования позволили автору сделать выводы о том, что у детей с ОНР наблюдается значительная неравномерность в осуществлении ориентировочных действий по вычислению морфемных аффиксов: от практически полной невозможности вычислить морфему на слух до относительно сформированного навыка выделения ее как дискретного знака в составе слов. Внутри группы детских неологизмов, выделяются два разных типа в осуществлении операций интегративного синтеза: в одних случаях слова – универбы образованы путем присоединения несуществующего в качестве морфемы элемента (например, «как назвать человека, который носит вещи?» — «вещнат»), а в других случаях – присоединением существующей в качестве морфемы единицы («строим дом из камня, какой получается дом?» — «камниковый»). То есть ребёнок, создавая универбы второго типа, уже обращается к хранилищу морфем, но из-за отсутствия парадигматических противопоставлений, у него не формируется правильный выбор той «аналитической добавки» которая необходима для данного словаря.
В отличии от своих сверстников с речевой нормой, дошкольники с ОНР образовывают слова-неологизмы, опираясь на неадекватно выбранное мотивирующее слово.
Таким образом, анализ литературных данных по вопросу изучения особенностей словообразования у детей с ОНР показал, что формирование этой функции у данной категории детей задерживается и затягивается во времени. Грамматический строй русского языка усваивается медленно и неравномерно.
Иногда отдельные проявления с ОНР внешне сходны с теми или иными элементами нормального речевого развития ребенка на более раннем этапе. Однако полного соответствия не существует и с возрастом расхождение увеличивается, т.к. в норме один этап сменяется другими более плавно и быстро, чем в случаях с ОНР.
Анализ литературы по проблеме «Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи» позволяют сделать следующие выводы:
- Для дошкольников с ОНР характерны значительные трудности в усвоении словообразования;
- Наиболее нарушенными являются следующие процессы:
- возможность образования существительных, обозначающих названия детёнышей животных;
- возможность образования существительных с помощью суффикса -инк-;
- возможность образования существительных с помощью суффикса -ищ-;
- образование притяжательных прилагательных;
- образование сравнительной степени прилагательных.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нарушения процессов словообразования у дошкольников с ОНР является одной из актуальных проблем современной логопедии. Литературные данные свидетельствуют о том, что общее недоразвитие речи – системное нарушение, охватывающее все компоненты языковой системы. В связи с этим у детей наблюдаются значительные трудности в процессе грамматического оформления речи.
Это свидетельствует о том, что нарушения словообразования у детей с ОНР в большей мере проявляется в генерализации продуктивных словообразовательных аффиксов, в замене близких по семантике аффиксов. Степень выраженности и интенсивность проявления в речи этих нарушений взаимосвязаны с этиопатогенезом у детей с ОНР.
- Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. — Л.: Издательство Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, 1990г. – 34с.
- Цейтлин С.Н. Детские словообразовательные инновации. – Л.: Издательство Ленинградского государственного института им. А.И. Герцена, 1986г. – 65с.
- Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Москва, 1997г.
- Кольцова М. Ребёнок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1979г.
- Гараева Л.И., Шахнорович А.М. Словообразовательная деятельность в аспекте детской речевой деятельности. //Детская речь как предмет лингвистического изучения. //. – Л.: Издательство Ленинградского педагогического института, 1987 г. – 15-22с.
Источник