Недостатки произношения свистящих звуков способы коррекции

Сообщение на МО « Недостатки произношения звуков С, С ‘, З, З’, Ц. Приемы их постановки .»
материал

Материал раскрывает особенности работы по устранению недостатков произношения звуков С,З,Ц.

Скачать:

Вложение Размер
soobshchenie_na_mo_sigmatizm.docx 67.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад « Ласточка» г. Десногорска Смоленской области

Сообщение на МО

« Недостатки произношения звуков С, С ‘, З, З’, Ц.

Приемы их постановки .»

Подготовила : учитель-логопед Хазикова Оксана Валерьевна

« Недостатки произношения звуков С, С ‘, З, З’, Ц. Приемы их постановки .»

Хазикова Оксана Валерьевна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Ласточка»

Характеристика группы свистящих звуков.

Звуки С, Сь, З, Зь и Ц (в транскрипции: [с], [с’], [з], [з’], [ц]). входят в группу свистящих звуков. Они отнесены к одной группе, так как имеют сходную артикуляцию. Например, звуки [с] и [з] отличаются лишь наличием-отсутствием голоса, звуки [с] и [с’] — дополнительным подъемом средней части языка.

[С]: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый;

[З]: согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый;

[Ц]: согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый.

В группе свистящих звуков основой является артикуляция звука [с]. Этот звук является базовым для всей группы.

Звуки С.З, Ц одного места образования: во время их произношения кончик языка находится у нижних резцов. В русистике они называются зубными переднеязычными.

Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.

Правильная артикуляция звука «С»

  • Кончик языка упирается в нижние передние зубы;
  • Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов;
  • Зубы сближены или сомкнуты;
  • Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя;
  • Голосовые складки разомкнуты, поскольку звук «С» глухой.

Правильная артикуляция звука «Сь»

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Правильная артикуляция звука «З »

  • Губы в улыбке, зубы видны;
  • Зубы сближены, но не сомкнуты;
  • Широкий кончик языка находится за нижними резцами;
  • Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка, по которому идет воздушная струя. Она ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;
  • Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос, поэтому звук «З» звонкий.

Правильная артикуляция звука «Зь»

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляция звука [Ц ] представляет собой тесное соединение смычного согласного [Т] и щелевого [С]:
• в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;
• мягкое нёбо поднято;
• голосовые связки разомкнуты;
• вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука [С].

Варианты нарушений свистящих звуков (С, З)

Межзубное произношение . Такой вид нарушений выглядит, как попадание кончика языка между зубами — в большинстве случаев получается нечистое С и З (шепелявость — хорошо видно при произнесении звуков С и З), реже — звучание нормальное, но некрасивая артикуляция. Причиной нарушения является: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков (от 2- 3,5 лет), вялый кончик языка (пониженный тонус при стертой форме дизартрии), аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом.

Носовой сигматизм , при котором слышится своеобразный акустический эффект (носовой оттенок, гнусавость). Воздух во время произношения устремляется в носовую полость вместо ротовой. Причина — неплотное смыкание мягкого нёба с задней стенкой глотки, парезом .(Неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы, мышц мягкого неба и задней стенки глотки, расщелины твердого и мягкого нёба.)

Боковой сигматизм . Выделяется двухсторонний и односторонний сигматизм.
При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов, поэтому образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух — слышится хлопающий звук, несколько напоминающий хьль, льхь(хлюп вместо суп) . При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево.
Предрасполагающим фактором могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность (повышенный тонус мышц языка и лица), вялость мышц правой или левой сторон языка.

Призубный сигматизм . Кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов), преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель; вместо С и З слышится притупленный звук, сходный с межзубным С и З, отчасти с Т и Д с присвистом (котса, кодза, вместо коса и коза).

Губно-зубной сигматизм . Нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку «Ф». Причина возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия (выступление верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) в следствии ее чрезмерного развития) .

Шипящий сигматизм . При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии языка не образовывается. Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким Ш и Ж (шанки, жямок).

Парасигматизм (стойкие замены свистящих звуков)
Шипящий (с-ш, с`-щ, з-ж)
Внутригрупповые замены и смешения (с-с`, ц-с,з-с)
Призубный (с-т, з-д, ц-т)
Губно-зубной (с-ф, з-в, ц-в)

Исправление недостатков произношения свистящих звуков С, С ‘, З, З’, Ц

Подготовительный этап обязателен на пути исправления звукопроизношения, и включает в себя важные компоненты, а именно: развитие слухового восприятия, слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия, развитие дыхания, развитие артикуляционной моторики.
Для того чтобы научить детей правильно произносить звуки родного языка, необходимо прежде всего научить их внимательно слушать и слышать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия — важная предпосылка формирования правильного звукопроизношения.
Начинать следует с развития слухового внимания. Для развития слухового внимания целесообразно использовать доступные для детского восприятия окружающие звуки: сигналы машин, голоса животных, музыкальные звуки и др.

Важное место в подготовительной работе на пути развития правильной речи должна занимать артикуляционная гимнастика. Целью ее является — отработка правильных, четких движений органов речи, необходимых для правильного произношения данных звуков.

Артикуляционные упражнения для языка для свистящих звуков С, З, Ц

(Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет до 5-7 .)

  • Улыбка: растянуть губы в улыбке.
  • Заборчик: губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Затем зубы зажать «заборчиком».
  • Лопаточка: рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
  • Красим нижний заборчик (Чистим нижние зубки): у лыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
  • Кошечка сердится (Горка): приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
  • Футбол: улыбнуться положить широкий край языка на нижнюю губу. И произнося звук «Ф», сдуть ватку, мячик на противоположный край стола или забить гол в ворота!

Упражнения для губ

Растягиваем губы в улыбку до предела и удерживаем их в напряжённом положении какое-то время. Зубы смыкаем. Повторять упражнение.

Упражнение для развития выдоха

Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя.

Приемы постановки звуков С, З, Ц

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.

Хорошо поставленный и отработанный « базовый» звук С обеспечит в дальнейшем быстрое усвоение нормальных артикуляций не только «производных» от звука С ( З и Ц ) , но и звуков верхнего подъема кончика языка ( Ш,Ж.Ч,Щ.).

В простейших случаях ( при отсутствии звука ) звук С ставится по подражанию :

Перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться и показать зубки (« сделать заборчик») , а затем , не разжимая зубы ( заборчик не ломать !) , сильно подуть , как насос : с…с…с….Можно посвистеть : с,с,с.

Внимание ребенка следует обратить на « тонкий» свист и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку.

Если звук С не вызывается по подражанию, надо использовать специальные приемы его постановки , которые определяются характером дефекта.

Приемы постановки свистящих при разных видах сигматизма

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи : специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного ( а не комообразного ) языка, опустив его за нижние зубы . Механически придерживая язык в таком положении ,предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз ( сделать насос ) : с…с…с. затем попробовать в слогах : са – са– са.

При боковом сигматизме ставить звук С целесообразно в три приема : а) межгубное дутье , язык широкий, края языка достают до уголков губ; б) межгубное дутье заменяется на межзубное ; в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии , если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.

При носовом сигматизме : необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости . Упражнения проводятся сначала в межгубном положении с тем, чтобы выдыхаемая струя воздуха ощущалась на кончике языка.Затем язык переводится в межзубное положение.Закрепление навука дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха : задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос – не эффективен .

Исправление губно-зубного ( щечного ) сигматизма включает два момента : а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы ( « до ушей») ; б) удержание ( можно с механической помощью ) нижней губы , чтобы она не подтягивалась к верхним резцам. Чтобы струя воздуха не уходила в щеки, рекомендуется сначала отработать ротовой выдох.

При шипящем сигматизме важно отучить ребенка от привычки оттягивать язык при произношении свистящих вглубь рта. С этой целью рекомендуется временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже фразах. Когда язык укрепится в таком положении , перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.

Для всех видов сигматизма можно рекомендовать универсальный прием постановки С в два приема ( из практики Жуковой Н.В ) и вместо зондов использовать указательный палец ребенка .

Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык , лежащий за нижними зубами .Пальчик прикусывается резцами : « кладем свисток» в рот . Ротик улыбается до ушей , передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка ( передней его части ) показываются с двук сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать « свисток» в рот, ему предлагается подуть в « свисток» , не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется в обратных слогах , а затем в словах, заканчивающихся на С ( лес, нос, пес и т п.) Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги . Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.

При разных видах сигматизма работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы [с] другой. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации [с] и звукозаменителей: губно-зубной (с — ф), призубный (с — т), шипящий (с — ш).

После автоматизации С вызывают путем подражания С ‘ со слуховым и зрительным контролем (с помощью слогов си, ся, се, сю) — просят шире улыбнуться, так как это способствует смягчению звука. В наиболее трудных случаях – с механической помощью от С – са — са – са , нажимая шпателем на кончик языка и отодвигая язык вглубь рта – ся – ся – ся.

Постановка звуков З и З ‘ не вызовет трудностей после того, как С и С ‘ будет автоматизирован в словах, фразах и стихах (ощущение вибрации голосовых связок в гортани). Ставится по подражанию от С — со слуховым и тактильно – вибрационным контролем. В случае необходимости надо применить те же приемы , что и при постановке звуков С и С ‘ .

Постановка Ц возможна только после того, как звук С будет исправлен и войдет в речь ребенка. Ставят Ц от Т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. В случае дефекта артикуляции звука Т ( что бывает редко ) этот недостаток устраняется в первую очередь. Ребенка просят произнести Т с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят Т и С. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным А (атс). Постепенно пауза между произносимыми Т и С сокращается до одномоментального произношения двух звуков на одном сильном выдохе. Ребенку предлагается сильно растянуть губы и как бы сплюнуть сквозь оскаленные зубы – Ц. после отработки утрированного произношения Ц ( показ резцов) , сначала в обратных слогах, а затем в прямых, целесообразно в течение какого – то времени сохранять « нажим» на звук Ц в словах и фразах.

При автоматизации звуков [С], [З], [Ц] следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.

1.Жукова Н.С.Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – Москва, ЭКСМО, 2012

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков С,СЬ.З,ЗЬ, Ц у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1. – Москва, Издательство Гном, 2018.

3.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : практикум по логопедии : учебное пособие для учащихся педучилищ. – Москва : Просвещение , 1989.

Источник

Читайте также:  Способы оптимизации ценовой политики
Оцените статью
Разные способы