- ЕГЭ. Познание. Тема 4. Практика как критерий истины
- Что такое практика
- Виды практики
- Практика как критерий истины
- Особенности практики
- Функции практики
- Абсолютность и относительность практики
- Механизм практики
- 8.3. Практика как способ познания и отношения к миру.
- Роль практики в познании: основные понятия, их формы и функции, критерий истинности
- Определение понятий
- Формы практики:
- Функции практического опыта
- Объяснение функций
- Роль практики в познании
- Критерии истины
ЕГЭ. Познание. Тема 4. Практика как критерий истины
Критерии истины, то есть те основания, которые дают возможность утверждать, что то или иное знание истинно, соответствует предмету познания, были изложены в предыдущей статье.
Критерии истины – это средства проверки того или иного утверждения, гипотезы, теории и т.д.Остановимся подробнее на практике, как основном критерии истины.
Что такое практика
Практика — это предметная деятельность людей. Это значит, что в процессе практики люди используют материальные предметы, а сама деятельность направлена на преобразование окружающего мира и общества, явлений, происходящих в нём.
Практика — это активная деятельность людей, направленная на преобразование действительности и её познание.
Виды практики
- Производственная — труд, преобразование действительности
- Общественная — реформы, войны, революции и другие социальные явления
- Научный эксперимент
Практика как критерий истины
Практика является основным критерием истины. Именно на практике люди убеждаются в истинности знаний. Конечно, она не является единственным критерием. Существуют и вспомогательные: соответствие законам логики, непротиворечивость, принцип простоты, эффективное практическое использование знаний и др. Они дополняют практику, делая знания ещё объективными и истинными.
Особенности практики
- Носит предметный характер
- Практика — это всегда общественное явление
- Практике свойствен конкретно — исторический характер, так как она осуществляется в конкретное время, эпоху, исторический период.
- Практика носит целеполагающий характер, то есть люди видят конкретные цели своей практической деятельности.
Функции практики
- Источник познания (именно практическая деятельность людей дала толчок к изучению тех или процессов и явлений, стимулировала их познавательные потребности) – креативная функция.
- Основа познания (то есть именно на практике человек преобразует мир, а не просто является сторонним наблюдателем процессов и явлений)- детерминирующая функция.
- Цель познания (для чего человек познаёт мир? Чтобы потом использовать эти знания на практике в своей деятельности) – целеполагающая функция.
- Критерий истины( именно практика убеждает людей в истинности знаний)- критериальная функция.
- Преобразовательная функция, то есть практика направлена на преобразование природы и общества.
Абсолютность и относительность практики
Практика одновременно и абсолютна, и относительна.
Абсолютность практики заключается в том, что она может доказать абсолютность истины, какие-либо утверждения, как практические, так и теоретические.
Относительность практики заключается в том, что она не всегда в состоянии доказать абсолютность истины, так как практика сама ещё не совершенна и только стремится к этому.
Механизм практики
- Постановка целей
- Осмысление средств и методов деятельности
- Проектирование
- Реализация замысла
Таким образом, практика является основным и самым надёжным критерием истины. Именно на практике человек узнаёт, соответствует или нет его знание предмету познания.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
8.3. Практика как способ познания и отношения к миру.
Одним из важнейших вопросов теории истины является вопрос о её критерии, о путях обоснования и доказательства объективно истинных знаний. Различные философы и философские школы по-разному отвечают на этот вопрос. Некоторые из них полагали, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств (сенсуализм). Другие утверждали, что только разум (логика, интуиция) может проверить и показания органов чувств, и свои собственные выводы (рационализм, интуитивизм).
Диалектико – материалистический подход к этой проблеме иной. Не показания органов чувств, не логика и интуиция и даже не личный опыт индивида, а общественно – историческая практика, материальная деятельность людей во всем её объеме и историческом развитии являются критерием истины.
В истории развития теории познания проблема роли практики в познании занимала и занимает одно из центральных мест. Слово практика от греческого «practice» – дело, действие. Впервые в философии это понятие начали применять Платон и Аристотель как общественные действия людей, как нравственная, политическая деятельность личности.
К.Маркс в «Тезисах о Фейербахе» определяет её как предметно-чувственную, материальную деятельность людей.
Это человеческая деятельность, которая отличается осмысленностью, осознанностью, целенаправленностью. Это целесообразная деятельность.
Как же в истории философской мысли рассматривают характер отношения человека к реальному миру?
Признают органическую включенность человека в материальный мир, но исключают его как деятельного, активного существа.
2. Идеалистический подход.
Признание деятельной сущности человека. Но эта деятельная сущность отрывается от реального мира. Она рассматривается как выражение духовного начала. Дух при этом понимается как внутренняя активность человека, спонтанная человеческая деятельность, как способность, определяющая свободу человека.
3. Диалектический материализм.
Выделил определяющую характеристику человека: личность практически воздействуя на реальный материальный мир, активно преобразует его. Как и любое живое существо, человек вписан в окружающую среду. Но способ его включения в социальную среду носит принципиально иной характер.
Способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира представляется практикой.
Практика – чувственно-предметная деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человечества и познания.
Практика как специфический человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя:
1. реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъект — объектные отношения);
2. общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъект — субъектные отношения);
3. совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают практическую деятельность.
1. Практика – специфическая форма деятельности, качественно отличающаяся от поведения животных, запрограммированного их биологической природой.
2. Практика – деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества.
3. Практика – деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определенной, заранее поставленной цели.
4. Практика – имеет общественно-исторический характер.
Одно дело опыт первобытных людей, вооруженных каменным топором, совершенно другое – опыт современных людей, вооруженных новейшими достижениями науки и техники.
Любая практика имеет общественный, социальный характер. В практике человек действует как природная сила. Но эта сила наделена, кроме всего прочего, еще и общественной силой, воплощаемой прежде всего в духовном, идеальном компоненте практики. Выдвижение цели, идеи сопровождается ориентацией на определенные нормы и ценности общества, группы. Сам субъект – результат общественных отношений, их концентрированное выражение; сознание и мышление индивида невозможны без коммуникаций с другими людьми.
Объем и результат практической деятельности тоже общественные.
Практика выступает как общественный процесс изменения, преобразования материального мира в мир социальной предметности, культуры, в очеловеченный мир. В практике человек имеет средство для преобразования природы в своих интересах, в интересах человеческой цивилизации.
В практике изменяется не только природа, изменяется и сам субъект, в частности, индивид. Практика воздействует на его органы чувств, на его сознание, мышление, идеи. Происходит взаимоотражение, ведущее к взаимообогащению и индивида, общества, и природы. Такое взаимообогащение осуществимо благодаря идеальному моменту практики, имеющему в своей основе объективные закономерности.
Духовная сторона практики включает в себя наиболее общие принципы действий субъектов, вытекающие из общего представления о мире.
Центральное место, однако, занимают идеи, планы, проекты будущего материальной системы, организующие весь комплекс всеобщих и частных регулятивов практической деятельности.
Особенностью практики, как специфической формы бытия человека, является её открытость перед лицом объективной реальности, возможность развития новых средств и способов взаимодействия с этой реальностью.
Главным же, что отличает человека от животного – это создание человеком системы искусственных средств и орудий преобразования действительности. Эта система орудий и средств преобразования воспроизводится в процессе исторического развития человечества, передается от поколения к поколению как особая культурная реальность. Именно создание такой системы отношений к миру и составляет основу практически – преобразовательного отношения к миру.
В рамках практики формируется творческий способ отношения человека к действительности, который выходит за рамки приспособительного поведения. В строго научном подходе следует различать понятия: поведение и деятельность.
Поведение – активность, система действий, которая состоит в адаптации, приспособлении к уже имеющейся наличной среде.
При этом, у животных – приспособление только к природной среде, у человека – приспособление также и к среде социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке. Пример социального поведения: следование принятым в социальной среде обычаям, правилам и нормам.
Деятельность — присущая только человеку форма его отношения к действительности.
Деятельность в отличие от поведения не ограничивается приспособлением к существующим условиям (социальным и природным), а перестраивает, преобразует эти условия. Деятельность предполагает целеполагание, способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в её основе программ.
В современной философской литературе идёт дискуссия по вопросам соотношения понятий «деятельность» и «практика».
Имеются два аспекта решения данной проблемы.
Практика – в широком смысле – это вся деятельность общества.
В узком смысле: категория «деятельность» шире понятия «практика». В этом аспекте выделяют: теоретическую и практическую формы деятельности. Данные формы деятельности взаимосвязаны друг с другом. Однако они выражают различные способы отношения к миру: результатом теоретической формы деятельности является воспроизведение объекта в сознании, его теоретическая модель. В результате практической формы деятельности имеет место материальное преобразование предмета. Поэтому, с данной точки зрения, ни научно-теоретическая, ни педагогическая, ни воспитательная деятельность при всей их важности практикой не является.
Мы ориентируемся на понимании деятельности в широком смысле слова, т. е. практика – есть идентичное деятельности понятие. Практика начинается там, где имеют место предметно-чувственная форма деятельности, где идет изменение мира не только в мыслях, но и в реальной предметности. Отсюда деятельность включает в себя два основных звена:
познавательно-теоретическое (производство знаний)
практическое (преобразование действительности).
Источник
Роль практики в познании: основные понятия, их формы и функции, критерий истинности
Любопытство – это двигатель прогресса, без которого сложно представить развитие нашей цивилизации. Знание представляет собой объективную реальность, которая воспроизводит реальную картину окружающего мира. Человек всегда стремился разобраться в том, как все работает. Поэтому так важна роль практики в познании, ведь она обеспечивает совершенствование, расширение и углубление уже собранных сведений. Ей и будет посвящена сегодняшняя статья. Мы обсудим понятие практики, роль практики в познании и критерии истинности.
Определение понятий
Если мы хотим понять, какова роль практики в познании, сначала нужно определиться с основными терминами. Оба понятия плотно взаимосвязаны. Считается, что познание и практика – это две стороны исторического процесса. Человек стремится разобраться в закономерностях и особенностях работы мира. Однако это нельзя сделать за один раз, поэтому нужны годы практики, помогающие расширить накопленный опыт. Выделяют три основных аспекта знания:
- Способности, навыки и умения. Этот аспект связан с осведомленностью человека, как что-то делается или осуществляется.
- Вся информация, значимая для процесса познания мира вокруг.
- Гносеологическая форма связи человека и действительности. Этот аспект представляет собой особую познавательную единицу. Она существует только во взаимосвязи с практическим отношением.
Знание – это идеальный образ действительности. Второй и третий аспект являют предметом гносеологии. Данная наука изучает закономерности познания. Ею занимались еще античные философы. В гносеологии преуспели софисты. Например, Протагор и Горгий. Они стремились развивать гибкость мышления, а для этого был необходим целостный взгляд на мир, понимание его сущности.
Формы практики:
- Трудовая деятельность (материальное производство). Эта форма является естественным бытием для людей. Она направлена на преобразование природы.
- Социальная деятельность. Эта форма представляет собой изменение общественного бытия. Она направлена на преобразование сложившихся традиций взаимодействия между людьми. Социальное действие выполняется так называемыми массовыми силами: революциями, войнами, реформами.
- Научный эксперимент. Данная форма практики представляет собой активную деятельность. В этом случае исследователь не просто наблюдает, а включается в процесс. Он может искусственно создавать условия, которые ему нужны для анализа свойств окружающего мира.
Функции практического опыта
Для человека крайне важно понимать объективную картину окружающей действительности. Практика и познание – это две стороны этого процесса. Только опытом проб и ошибок человек может разобраться, как все работает. Роль практики в познании философия можно объяснить через функции первой:
- Источник познания. Опыт вступает необходимым элементом анализа окружающей действительности.
- Движущая сила. Практика выступает основой научного познания.
- Побочная цель познания.
- Критерий истинности. Только на практике можно проверить правильность научных знаний. И это целый процесс, а не одноразовый акт.
Объяснение функций
Если описывать роль практики в познании кратко, то всегда можно сказать, что все известные нам сведения были собраны совсем не случайно. Например, человеку нужно было правильно распределять земельные участки. Для этих целей и развивалась математика. Из-за развития мореплаванья человек стал уделять внимание астрономии. Однако не всегда практика определяет познание. Иногда случает наоборот: так произошло с открытием периодического закона Менделеева. Весь познавательный процесс обусловлен практическими задачами и целями. Даже выведение абстрактных теорий направлено на разрешение проблем, с которыми столкнулось человечество на пути своего развития. Роль практики в познании такова, что она помогает находить все новые свойства знакомых явлений. Она обеспечивает науку все новыми техническими средствами, оборудованием, приборами и инструментами. Метод проб и ошибок используется на всех этапах исследования. Нужно понимать, что все эксперименты и наблюдения осуществляются не столько из праздного любопытства, а из необходимости. Все полученные знания получают практическое применение. Они являются своеобразным руководством действия и служат для улучшения жизни людей.
Роль практики в познании
Гносеология – это отдельный раздел философии. Он изучает роль практики в научном познании. Ф. Бэкон выделял три способа изучения мира:
- «Путь наука». В этом случае исследователь выводит истины из чистого сознания. Бэкон подвергал этот присущий схоластам метод.
- «Путь муравья». В этом случае исследователь собирает различные факты, но не обобщает их концептуально. Это также ложный способ познания.
- «Путь пчелы». Данный способ представляет собой обобщение первых двух. В этом случае исследователь использует как свое чувственное, так и рациональное начало.
Критерии истины
Цель познания – это понимание объективной картины мира. Категория истины является главной для теории познания. Получение объективной картины мира возможно только методом проб и ошибок. Истина представляет собой знание, которое соответствует своему реальному предмету. Основным ее критерием является то, что она признается многими людьми. Также истина должна быть полезной и выгодной для человеческого сообщества. Однако зачастую это понятие является относительным. Выбор между различными концепциями и теориями, которые рисуют картину окружающего мира, часто является достаточно субъективным.
Источник