Недостатки облигационного способа привлечения средств по сравнению с получением банковского кредита

Преимущества и недостатки облигаций как инструмента привлечения средств

облигация — это ценная бумага, опосредствующая отношение за­йма между ее владельцем (кредитором) и эмитентом (заемщиком), является долговым обязательством. она удостоверяет право ее владель­ца (облигационера) требовать погашения облигации (выплату номи­нальной стоимости или номинальной стоимости и процентов) в уста­новленные сроки.

Это особая инвестиционная стоимость, она имеет самостоя­тельный цикл обращения:

Эмиссия — размещение — обращение — погашение. исторически раньше корпоративных утвердились государствен­

ные облигации. они выполняют две основные функции: финан­сирование бюджетного дефицита и исполнение денежно-кредитной политики.

государственные ценные бумаги бывают именными и предъяви­тельскими, кратко-, средне- и долгосрочными (со сроками обра­щения до одного года, 1—5 лет, 5—30 лет). бессрочные ГЦб назы­ваются рентами. гарантированные гЦб предоставляют полную гарантию получения дохода, а так называемые доходные могут иметь или не иметь гарантий какого-то минимального дохода. Примером рыночных гЦб служат ваучер и облигации сберегатель­ного займа; в качестве примера нерыночных назовем государствен­ный жилищный сертификат.

По функциональному признаку можно выделить: налоговые освобождения;

средства обслуживания государственного долга (гКО, «новые гКО», ОгСЗ, ОФЗ и др.);

средства финансирования непредвиденных государственных расходов (ОввЗ, государственные жилищные сертификаты, госу­дарственные займы и др.).

государственные ценные бумаги («золотые сертификаты» (ЗС), государственные краткосрочные бескупонные облигации (гКО), «новые гКО», облигации государственного сберегательного займа (ОгСЗ), облигации федерального займа (ОФЗ), казначейские обя­зательства (КО), облигации внутреннего государственного валют­ного облигационного займа (ОввЗ) и др.) выступают разновид­ностями ценных бумаг и сами по себе не представляют самостоятельного вида ценных бумаг, но образуют их особый тип.

Казначейские обязательства (КО) — это государственная, бес­купонная, процентная, курсовая, долговая, рыночная, краткосроч­ная, фондовая ценная бумага. Рынок КО сложился в 1994—1995 гг. из-за ряда ограничений в обращении КО отличаются недостаточ­ной рыночностью, а следовательно, и ликвидностью. Казначейские обязательства появились в целях финансирования дефицита фе­дерального бюджета, для сокращения неплатежей в бюджет между предприятиями, погашения государственной задолженности; эмитентом является Министерство финансов. Они относятся к типу бездокументарных ценных бумаг, существуют в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях; их особенности: вы-

пускаются сериями, имеют восьмизначный номер с буквами, оз­начающими отрасль народного хозяйства, дату выпуска и серию. казначейские обязательства предоставляют преференции их ко­нечным держателям в виде налогового освобождения. С помощью ко можно оплатить налоги, например по платежам в государствен­ный бюджет. они могут быть предметом залога. Это вид ценной бумаги, которая в основном покупается, а не продается (чаще всего ко навязываются государственными структурами). Их буду­щее, как считается, под большим вопросом. Между тем в зарубеж­ной практике получают распространение привилегированные акции с плавающей ставкой дивиденда, ориентированной на до­ходность каких-либо общепризнанных государственных ценных бумаг (в России это были гко) [12] . характеристика государственных ценных бумаг со стороны налоговых освобождений в качестве обслуживания государственного долга как средства финансирова­ния непредвиденных государственных расходов может быть дана на примере оценки конкретных гЦб.

формах. Различают кратко-, средне- и долгосрочные бумаги. они размещаются в форме свободной продажи и на аукционе. Развитие рынка МЦб сдерживается недостаточным уровнем развития его инфраструктуры; уровень их надежности ниже гКо.

Первые корпоративные облигации в ходе рыночных преобра­зований в России были эмитированы в 1992 г. Ао «гАЗ», «АвтоВАЗ», банком «тарханы». Корпоративные облигации отличаются эми­тентами, условиями выпуска, обращения и погашения. например, закладные облигации обеспечены физическими или финансовыми активами. нередко закладные облигации обеспечены недвижимо­стью, в этом случае их называют ипотеками. Довольно часто сред­ством обеспечения служит оборудование, и оно используется в лизинговых сделках. В развитых странах закладные облигации наиболее популярны. Закладные и обеспеченные имуществом третьих лиц облигации называют фундированными. и, наконец, необеспеченные (беззакладные) облигации; они выпускаются без указания конкретного вида их обеспечения и не создают каких-то дополнительных имущественных претензий к компании. Выделяют еще дебенчурные облигации (обеспеченные лишь письменным обя­зательством погасить в нужное время принципал), субординирован­ные — самые малообеспеченные облигации, джанк-облигации — не­обеспеченные облигации, представляющий рисковый (венчурный) капитал.

облигации могут быть следующих видов: именные (зарегистри­рованные) и предъявительские (как правило, купонные облигации). Купонные облигации могут быть с полным купоном, соответству­ющим усредненной рыночной ставке. если ставка существенно ниже рыночной, то это — облигация с «миникупоном». По обли­гациям могут производиться следующие выплаты: фиксированные; равномерно растущие («плавающие»); смешанного типа; избира­тельные; только в случае получения соответствующей прибыли; «товарные» — погашение путем предоставления определенного товара; «растяжимые» — погашение продлевается на определенный или неопределенный срок; «рентные» — срок погашения не опре­делен.

Читайте также:  Способом передачи сигнала гражданской обороны внимание всем является тест

Рассмотрим сравнительную характеристику ценных бумаг: обли­гации и акции. Их объединяют следующие характеристики: это — эмиссионная, каузальная, биржевая, рыночная, фондовая, основ­ная ценная бумага; она имеет курсовую стоимость. Общего больше между облигацией и привилегированной акцией: для облигации характерен фиксированный доход, как и для привилегированной акции. Акции и облигации — финансовый капитал 1-го порядка. Различия связаны прежде всего с механизмом выпуска: акции эмитируют акционерные общества, а облигации — лица любой организационно-правовой формы. Облигации можно размещать с дисконтом, а акции только по цене не ниже номинала. Различны причины выпуска: акции размещаются с целью формирования уставного капитала (уК), для гарантии функционирования произ­водства, для его расширения. Облигации выпускаются для рас­ширения производства, когда уже полностью сформирован устав­ный капитал. Различен статус держателя акции (акционера) и облигации (облигационера (кредитора)). Суммарная стоимость облигации — это заемные средства, а акции — собственные. От­личаются формы и условия выплаты доходов, выплаты по облига­ции, чаще всего, выше. Кроме того, дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, а проценты по облигации — в независимости от наличия прибыли. выплата процентов входит в затраты фирмы. Для выплаты процентов по облигации создаются фонды погашения или выкупной фонд для досрочного выкупа.

Курсовая стоимость облигации определяется соотношением

Курс = (Рыночная цена / Номинал) х 100.

Курс облигации связан с уровнем доходности какой-то альтер­нативы (например банковский процент). Поэтому Рыночная цена (Рц)=Номинальная стоимость (Н) х (1+До) n : (1+Да) п , где До — доходность облигации, т. е. купонный процент; Да — до­ходность альтернативы; n — число лет, оставшихся до погашения.

упрощенно можно представить:

где С — сумма годовых купонных выплат; при этом чем больше п, тем «длиннее» деньги.

Цена процентной облигации может быть как ниже, так и выше номинала. если цена выше номинала, то говорят, что облигация продается с премией (с ажио). если ниже — то с дисконтом (с диз­ажио).

Существуют два важных фактора, влияющих на доходность об­лигации: инфляция и налоги. в условиях высокого уровня инфля­ции инвесторы избегают вложений в долгосрочные облигации. налоги уменьшают доход по облигациям, а значит, и их доходность. Реальная доходность облигаций должна рассчитываться после вы­чета из дохода выплачиваемых налогов с учетом инфляции.

в сложившихся российских условиях облигации по сравнению с акциями являются более привлекательным финансовым инстру­ментом для инвесторов. в отличие от первичного рынка акций, используемого главным образом для перераспределения собствен­ности, размещение облигаций помогает предприятиям привлечь реальные инвестиции. они предоставляют большую определен­ность с точки зрения условий использования и возврата заемных средств, так как не возлагают на инвестора риски нарушения его прав как акционера при выплате дивидендов, проведении общих собраний акционеров и иных корпоративных событиях. вместе с тем корпоративные облигации российских эмитентов занимают скромное место на российском рынке ценных бумаг из-за относи­тельно высокой инфляции и высокой стоимости заемных средств.

и векселями, поскольку они позволяют увеличивать сроки заим­ствования (в среднем срок заимствования составляет 3-4 года); формировать публичную кредитную историю эмитента, что по­зволяет в будущем снижать стоимость заемных ресурсов и выходить на международные рынки капитала, если на момент рассмотрения доступа к ним нет; использовать более гибкие формы обеспечения займов, в том числе за счет гарантий третьих лиц; диверсифици­ровать источники заимствования за счет увеличения числа креди­торов (инвесторов), что обеспечивает снижение стоимости, так как снижаются риски; оперативно управлять структурой долга за счет использования потенциала фондового рынка (покупка и продажа собственных облигаций на вторичном рынке). Стоит отметить, что по сравнению с получением банковского кредита первый выпуск облигаций не дает ощутимой экономии. однако привлечение средств за счет облигационного займа является более выгодным при больших объемах финансирования.

еврооблигации, номинированные в иностранной валюте, на рынке евробумаг составляют более 90 %, совокупная стоимость находящихся в обращении облигационных займов равна пример­но 4 трлн. дол., что составляет приблизительно 10 % мирового рынка облигаций. типичная еврооблигация — предъявительская ценная бумага в форме сертификата с фиксированной процентной ставкой, по которой доход выплачивается путем предъявления купонов к оплате; погашение производится в конце срока едино­временным платежом или в течение определенного срока из фон­да погашения. они выпускаются в документарной и в бездокумен­тарной формах, чаще всего без предоставления залога. участниками рынка евробумаг выступают: эмитенты (наднацио­нальные институты, государственные институты, частные финан­совые институты, корпорации), инвесторы и посредники. Первый выпуск еврооблигаций состоялся в 1963 г. итальянской государ­ственной компанией по строительству дорог Autostrade (60 000 облигаций с номиналом 250 дол.). До этого были и другие примеры займов в европе долларов США, но данный пример является клас­сической схемой размещения.

Читайте также:  Способ контрацепции после родов

Реальный выход России на еврорынок произошел в 1996 г. в этом году правительство России осуществило еврооблигацион­ный займ с объемом эмиссии в 1 млрд. дол., с датой погашения 27.11.2001 г.; купонная ставка первого транша — 9,25 % годовых. Низкая доходность определяется присвоенным низким кредитным рейтингом. До июля 1998 г. Россией было размещено 9 выпусков на общую сумму около 16 млрд. дол. США. выпуски еврооблигаций в июле 1998 г. стали результатом конвертации гКО в эти инстру­менты. Причиной организации этого обмена стало отсутствие возможности произвести погашение большой массы гКО в сентя­бре—октябре 1998 г. Эта сделка стала примером трансформации государственного долга во внешние долговые обязательства. Па­раметры выпуска этих бумаг подтвердили тенденцию к ухудшению позиций России того периода на международных финансовых рынках. выпуск еврооблигаций — это способ привлечения ресурсов крупными российскими предприятиями. С 01.01.1999 г. стал воз­можным выпуск еврооблигаций с номиналом в евро. 24 декабря 2014 г. состоялись выплаты купонных доходов по 1-му выпуску еврооблигаций на общую сумму 159.38 млн. дол. [13] .

На рейтинг влияют различные факторы. Рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный кредитный рейтинг России на одну ступень до уровня «ввв-». Сообщение об этом было размещено 09. 01.2015 г. на сайте агентства. любой рейтинг ниже «ввв-» на сленге фондового рынка обозначается как «мусорный». Причина­ми понижения рейтинга названы почти двукратное падение курса рубля к доллару и евро, высокая инфляция (11,4 % в 2014 г. и 10—15 % в январе 2015 г.), падение цен на нефть (до $ 50 и ниже за баррель), а также значительное увеличение ключевой ставки до 17 %. Fitch также отмечает, что негативное влияние на российскую экономику по-прежнему сохраняют западные санкции. Прогноз российского рейтинга, как отмечается в сообщении, «негативный»; эта оценка соответствует нижней ступени рейтинга, но находящей­ся в инвестиционной зоне. в середине января 2015 г. международ­

ное рейтинговое агентство Standard&Poor’s понизило кредитный рейтинг России до спекулятивного уровня BB+. Прогноз по рейтин­гу негативный. Понижение рейтинга России до «мусорного» уровня может вызвать техническое закрытие позиций ряда инвестиционных фондов, в декларациях которых прописано инвестирование в бума­ги не ниже инвестиционной категории, отмечают аналитики Промс­вязьбанка. По их подсчетам рынок синдицированного кредитования на текущий момент составляет порядка 115 млрд. дол.

Рейтинг спекулятивной категории хотя бы от одного агентства является поводом для продаж бумаг российских заемщиков, прежде всего российских долговых обязательств, номинированных в евро 14 .

Представим данные, характеризующие зависимость доходности еврооблигаций от рейтинга страны (табл. 2).

Зависимость доходности еврооблигаций от рейтинга страны

Страна Рейтинг Доходность, % в год
Франция АА+ 5,97
Испания АА 6,97
Италия АА 7,15
Польша ВВВ- 6,80
Колумбия ВВВ- 7,23
юаР ВВ+ 7,61
Венгрия ВВ+ 8,12
Чехия ВВ+ 8,21
Перу ВВ 9,89
Мексика вв 10,62
Россия в 14,9
Аргентина вв- 10,85
Турция в+ 8,59

В табл. 3 представлены кредитные рейтинги, также оказывающие влияние на доходы по еврооблигациям.

кредитные рейтинги ведущих стран (актуально на 31.01.2014 г.)

Страна Рейтинг S&P Рейтинг Moody’s Рейтинг Fitch
Австралия ААА ААА ААА
Великобритания ААА ААА АА+
Германия ААА ААА ААА
Греция B- Саа3 B-
Ирландия ВВВ+ Ваа3 ВВВ+
Исландия ВВВ- Ваа3 ВВВ-
Испания BBB- Baa3 BBB
Италия ВВВ A2 ВВВ+
Канада ААА Ааа ААА
Китай АА- Аа3 А+
Новая Зеландия АА Ааа АА
Португалия ВВ Ва2 ВВ+
Россия BBB Baal BBB
США АА+ ААА ААА
Франция АА+ ААА АА+
Швейцария ААА ААА ААА
Швеция ААА ААА ААА
Япония АА- ААА А+

Конкретизируем значения кредитных рейтингов (табл. 4).

Значения кредитных рейтингов (актуально на 31.01.2014 г.)

Рейтинг Значение рейтинга
ААА Наименьший риск, максимальная кредитоспособность
АА+ умеренный риск, очень высокая кредитоспособ­ность, первый уровень
АА умеренный риск, очень высокая кредитоспособ­ность, второй уровень
АА- умеренный риск, очень высокая кредитоспособ­ность, третий уровень
А умеренный риск, высокая кредитоспособность, второй уровень
А- умеренный риск, высокая кредитоспособность, третий уровень
ввв+ умеренный риск, достаточная кредитоспособность, первый уровень
ввв умеренный риск, достаточная кредитоспособность, второй уровень
ввв- умеренный риск, достаточная кредитоспособность, третий уровень
ССС высокий риск и угроза дефолта, значительный кре­дитный риск
Читайте также:  Паркетная фанера укладка способы укладки

еврооблигации интересны тем, что они номинированы в дол­ларах США и защищают инвестора от риска девальвации рубля по отношению к доллару. Для многих это весьма актуальный воп­рос.

Купонная доходность по еврооблигациям невысока и находит­ся на уровне 7—8 % годовых, но это с лихвой компенсируется тем, что основной долг торгуется с дисконтом, например в 15 %. Не­сложные расчеты показывают, что приобретение еврооблигации по 85 дол. за каждые 100 дол. номинала принесет инвестору более 17 % прибыли при погашении, которое запланировано, например, через год. Прибавляем к этим 17 % купонный доход в размере 7 %, в итоге получаем доходность 24 % годовых в долларах США.

Дисконт появляется за счет того, что многие инвесторы в условиях кризиса ликвидности ищут наличные средства и готовы продавать евробонды со скидкой. что-то вроде визита в ломбард, только в качестве ломбарда в этом случае выступает организованный рынок, т. е. биржа. Из российских еврооблигаций следует выделить круп­ные финансовые институты, так называемые банки первого круга. они в той или иной степени пользуются поддержкой государства (втб, Сбербанк, Альфа-банк, газпромбанк). в то же время по евробондам именно у этих банков есть хороший дисконт, за ис­ключением, может быть, Сбербанка.

Рынок еврооблигаций предназначен в основном для крупных институциональных инвесторов, чем обусловлен высокий порог вхождения ($ 100 000, € 50 000 или 2 млн. Р — размер минимально­го лота на лондонской бирже (London Stock Exchange) и других европейских биржах).

По сравнению с банковским кредитом облигационные способы привлечения средств имеют определенные преимущества и недо­статки. назовем несомненные преимущества:

большие объемы и сроки займов;

предоставление обеспечения не обязательно;

возможность самостоятельного определения основных параме­

тров займа и свойств размещаемых облигаций (снижение зависи­мости от банков);

выплата процента происходит раз в квартал, а погашение займа всегда в конце срока. При кредите часто встречается схема платежей равными долями в течение всего кредитного периода. Это приводит к тому, что даже при равной процентной ставке и с учетом допол­нительных расходов облигационный заем может оказаться выгод­нее привлечения кредита. на практике процентная ставка по об­лигациям ниже ставок по кредитам;

проценты по долговым обязательствам включаются во внереа­лизационные расходы и уменьшают сумму налога на прибыль;

возможность самостоятельного управления объемом долга через покупку своих же облигаций на вторичном рынке (уменьшаем

объем долга на выгодных для нас условиях: например, номинал по 100, а мы выкупаем по 95);

создание публичной кредитной истории фирмы-эмитента. При своевременном выполнении своих обязательств фирма-эмитент облигаций получает имидж надежного заемщика.

отметим некоторые недостатки облигационного займа: трудности и дополнительные расходы при организации и обслу­

высокий порог минимального объема выпуска, оправдывающий дополнительные расходы и необходимый для рыночного обраще­ния облигаций (при биржевом размещении от 500 млн. руб., а при закрытой подписке на порядок меньше);

предъявление специальных требований по обеспечению. чтобы не привлекать обеспечение, фирма может осуществить номиналь­ное увеличение уК за счет имущества общества. Например, она может перевести в уК средства из других источников и выпустить на эту сумму дополнительные акции, пропорционально распреде­ляемые среди всех акционеров. такого же результата можно до­стигнуть, увеличив номинальную стоимость уже имеющихся акций; значительное требование к эмитенту по прозрачности финан­

выплата основной суммы долга не исключается из налогообла­гаемой прибыли (ст. 265 и ст. 266 НК РФ);

задержки с выплатой процентов или несвоевременное погаше­ние долга могут отрицательно сказываться на публичной кредитной истории фирмы и снизить ее рейтинг.

основные различия еврокредитов и еврооблигаций заключа­ются в стоимости, сроках займа, его размерах, гибкости и быстро­те получения средств. Прежде всего, расходы по эмиссии евро­облигаций гораздо выше стоимости еврокредитов. еврооблигации выпускаются с фиксированной и плавающей процентной ставкой, тогда как еврокредиты выдаются под плавающую процентную ставку, размер которой регулярно пересматривается. еврокредиты представляют собой среднесрочные ссуды, хотя средние сроки

имеют тенденцию к увеличению. еврооблигации являются долго­срочными ценными бумагами. Размеры еврокредитов обычно выше сумм, на которые проводится эмиссия еврооблигаций. Предостав­ление ссуд на рынке еврокредитов осуществляется гораздо быстрее.

Источник

Оцените статью
Разные способы