Недоросль способы создания образов

17.1. В чём состоит своеобразие системы образов комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? (ЕГЭ по литературе)

В комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизин задаётся вопросом о том, каким должен быть настоящий дворянин. Он раскрывает эту идею с помощью системы образов, характерной для классицизма.

Во-первых, это своеобразие заключается в чётком делении героев на положительных и отрицательных. К первым относятся Стародум, Правдин, Милон и Софья, ко вторым — Простаковы и Скотинин.

В уста положительных персонажей автор вкладывает свои мысли, они являются образцом для поведения. Стародум в комедии выступает в роли резонёра. Его афоризмы помогают понять ценности жизни: «Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время». Он воспитывает племянницу Софью в том же духе. Отрицательные персонажи являют собой человеческие пороки. Простакова воплощает собой жестокость и гневливость невежественного человека: «То бранюсь, то дерусь, тем дом и держится». Её образ необходим автору, чтобы раскрыть проблему деспотизма и произвола помещиков над крестьянами. Скотинин — брат Простаковой — во всём поддерживает свою сестру. Герой утверждает, что «ученье — вздор», и это оправдывает его говорящая фамилия. Простаков, хоть и не совершает особых злодеяний, бездействует во время того, как его жена тиранит окружающих.

Во-вторых, классицистическое стремление к торжеству разума находит своё отражение в системе образов. Положительные герои разумны, стремятся к образованию. Простакова, напротив, утверждает, что «без наук люди живут и жили». Митрофан, перенявший идею матери, олицетворяет крайнее невежество, о чём можно судить по его реплике: «Не хочу учиться, хочу жениться». Митрофан является «недорослем» в умственном, моральном и гражданском плане, потому что такие люди, как он, не способны исполнять свой долг перед страной. С помощью ярких образов Фонвизин поднял проблему воспитания и образования молодых дворян.

В-третьих, важная характерная черта комедии — статичность образов. Герои не эволюционируют на протяжении всего произведения, что присуще классицизму. Митрофанушка как в начале произведения груб и невежествен, так и в конце он неподобающе обращается с матерью, не достиг никаких успехов в учёбе. Положительные действующие лица сохраняют добрые черты характера и получают вознаграждение в виде счастливой развязки.

Таким образом, своеобразная система образов комедии Фонвизина помогла автору раскрыть идею произведения.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Система образов и принципы создания характеров в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Пьеса была задумана Д. И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения — как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.
Основные темы;
1. тема крепостного права;
2. осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II;
3. тема воспитания.
Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту.
Основной конфликт комедии — борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).
«Недоросль» — яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века. Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов. В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых — это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они также, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).
Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. Он выступает как непосредственный предшественник республиканских идей Радищева.
По жанру «Недоросль» — комедия (в пьесе множество комических и фарсовых сцен). Но смех автора воспринимается как ирония, направленная против действующего порядка в обществе и в государстве.

Система художественных образов

Образ госпожи Простаковой
Полновластная хозяйка в своем имении. Правы или виноваты крестьяне, решение это зависит только от ее произвола. Она о себе говорит, что «рук не покладает: то бранится, то дерется, на том дом и держится». Называя Простакову «презлой фурией», Фонвизин утверждает, что она вовсе не исключение из общего правила. Она неграмотна, в ее роду считалось, чуть ли не грехом и преступлением учиться.
Она привыкла к безнаказанности, простирает свою власть от крепостных до мужа, Софьи, Скотинина. Но сама является рабой, лишенной чувства собственного достоинства, готовой пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова — типичная представительница мира беззакония и произвола. Она — пример того, как деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
Образ Тараса Скотинина
Такой же рядовой помещик, как и его сестра. У него «всякая вина виновата», никто не может лучше, чем Скотинин, обдирать крестьян. Образ Скотинина — пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх. Он еще более жестокий крепостник, чем его сестра Простакова, и свиньям в его деревня живется намного лучше, чем людям. «Разве дворянин не волен, поколотить слугу, когда захочет?» — поддерживает он сестру, когда она обосновывает свои зверства ссылкой на Указ о вольности дворянской.
Скотинин позволяет своей сестре играть собой, как мальчиком; он пассивен в отношениях с Простаковой.
Образ Стародума
Он последовательно излагает взгляды «честного человека» на семейную мораль, на обязанности дворянина, занятого делами гражданского правления и военной службой. Отец Стародума служил при Петре I, воспитал сына «по-тогдашнему». Образование дал «по тому веку наилучшее».
Стародум вею свою энергию, все свои знания решил посвятить своей племяннице, дочери умершей сестры. Он зарабатывает деньги там, где «не променивают их на совесть» — в Сибири.
Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. Стародум — это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор.

Сочинение
Идейно-нравственное содержание комедии Д. И.

Источник

Система образов в комедии Фонвизина «Недоросль».

Главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам. Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой в нем является госпожа Простакова. ей присвоено слово «госпожа», остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж за своего брата. Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей породы.

Читайте также:  Операция это способ которым выполняется действие

Уже начало пьесы — знаменитое примеривание кафтана — сразу же вводит нас в атмосферу дома Простаковых. Здесь и грубая брань в адрес доморощенного портного Тришки, и голословное обвинение его в воровстве, и привычное распоряжение наказать розгами ни в чем не повинного слугу. Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. Порядок в доме наводится бранью и побоями.

Примитивная натура Простаковой особенно явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью.

Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых

С образом Митрофана связана другая проблема — раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он груб и нахален со слугами и учителями. Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует ее силу. Но стоило ей лишиться власти в доме, как Митрофан резко отталкивает от себя и Простакову. И наконец, Митрофан — недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством.

противопоставлены в пьесе идеальные дворяне. Стародум и Правдин безоговорочно осуждают помещичий произвол, ограбление и насилие над крестьянами. В отличие от Простаковой, строящей свое благополучие на ограблении крестьян, Стародум выбирает другой путь обогащения. Он отправляется в Сибирь, где, по его словам, «требуют денег от самой земли». Видимо, речь идет о добыче золота, что вполне согласуется с мнением самого Фонвизина о необходимости для России «торгующего дворянства».

Еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян занимает Правдин. Он служит чиновником в наместничестве. Так назывались учреждения, созданные в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов. Главной своей задачей не только по должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает наблюдение над теми помещиками, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Узнав о жестокостях и бесчинствах Простаковой, Правдин от имени правительства берет в опеку ее имение, лишая помещицу права самовольно распоряжаться крестьянами. В своих действиях Правдин опирается на указ Петра I

Не менее важным был для Фонвизина вопрос об отношении дворян к службе. После указа о «вольности» эта проблема приобрела особую остроту, поскольку многие из дворян уже на законном основании предпочитали отсиживаться дома. У Фонвизина эта тема вынесена даже в название комедии и тем самым специально акцентирована. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать.

Диаметрально противоположной точки зрения придерживается Стародум. Имя этого героя указывает на то, что его идеалы принадлежат Петровской эпохе, когда каждый дворянин службой должен был подтвердить свои сословные права. С возмущением указывает Стародум на практику фаворитизма, получившую широкое распространение в царствование Екатерины II, когда рядовые офицеры, без всяких заслуг, получали высокие звания и награды. Об одном из таких выскочек — молодом графе, сыне такого же «случайного», как говорили в то время, человека, вспоминает с глубоким презрением Стародум в разговоре с Правдиным.

Антиподом Митрофанушки является в пьесе Милон — образцовый офицер, который, несмотря на свою молодость, участвовал уже в военных действиях и обнаружил при этом подлинную «неустрашимость».

Особое место занимают в пьесе размышления Стародума о «должности» монарха и критические замечания в адрес екатерининского двора. Здесь имел место явный вызов императрице, которая выдавала себя за преемницу и продолжательницу дел Петра I. Правитель, по глубокому убеждению Стародума, должен не только издавать полезные обществу законы, но и сам быть образцом их исполнения и высокой нравственности. Такой монарх обязан окружить себя исполнительными, полезными обществу вельможами, которые, в свою очередь, могли бы служить примером для подчиненных и для всего дворянского сословия в целом. Но действительность оказалась разительно непохожей на просветительскую программу Стародума. О нравах придворного общества Стародум судит не понаслышке, а по собственному горькому опыту, так как после службы в армии его «взяли ко двору». То, что он здесь увидел, привело его в ужас. Придворные думали только о своей корысти, о своей карьере. Чувствуя свое полное бессилие изменить сложившиеся порядки, Стародум оставил придворную службу.

Образ госпожи Простаковой
Полновластная хозяйка в своем имении. Правы или виноваты крестьяне, решение это зависит только от ее произвола. Она о себе говорит, что «рук не покладает: то бранится, то дерется, на том дом и держится». Называя Простакову «презлой фурией», Фонвизин утверждает, что она вовсе не исключение из общего правила. Она неграмотна, в ее роду считалось, чуть ли не грехом и преступлением учиться.
Она привыкла к безнаказанности, простирает свою власть от крепостных до мужа, Софьи, Скотинина. Но сама является рабой, лишенной чувства собственного достоинства, готовой пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова — типичная представительница мира беззакония и произвола. Она — пример того, как деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
Образ Тараса Скотинина
Такой же рядовой помещик, как и его сестра. У него «всякая вина виновата», никто не может лучше, чем Скотинин, обдирать крестьян. Образ Скотинина — пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх. Он еще более жестокий крепостник, чем его сестра Простакова, и свиньям в его деревня живется намного лучше, чем людям. «Разве дворянин не волен, поколотить слугу, когда захочет?» — поддерживает он сестру, когда она обосновывает свои зверства ссылкой на Указ о вольности дворянской.
Скотинин позволяет своей сестре играть собой, как мальчиком; он пассивен в отношениях с Простаковой.
Образ Стародума
Он последовательно излагает взгляды «честного человека» на семейную мораль, на обязанности дворянина, занятого делами гражданского правления и военной службой. Отец Стародума служил при Петре I, воспитал сына «по-тогдашнему». Образование дал «по тому веку наилучшее».
Стародум вею свою энергию, все свои знания решил посвятить своей племяннице, дочери умершей сестры. Он зарабатывает деньги там, где «не променивают их на совесть» — в Сибири.
Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. Стародум — это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор.

Читайте также:  Способы поиска персонала схема

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 2916 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Урок литературы по теме «Система образов в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Анализ 2-3 действий. (8 класс)

Литература 8 класс.

«____»________________ 20_____ г.

Автор Бутримова Наталья Александровна

Тема. Система образов в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Анализ 2-3 действий.

— продолжить знакомство учащихся с комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль»; рассмотреть особенности пьесы, выявить ее художественное своеобразие; рассмотреть особенности речевых характеристик персонажей;

— развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

— воспитывать стремление быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке.

I . Организационный этап

1. Цитатная характеристика героя

— Обратимся к домашнему заданию. Вы составили цитатную характеристику Митрофанушки, подбирая его реплики, по которым мы можем составить представление о его характере.

Ответы учащихся. В процессе чтения цитат повторить понятия «невежа», «невежда».

Вывод. По сути, сам герой говорит не так уж много. Но по этим репликам мы всё же можем судить о нём. Мы убедились, что он невоспитан и необразован, но стоит ли ограничиться таким категоричным суждением, ведь «Митрофан рассуждает по-своему находчиво и умно» (Ключевский). Он изворачивается, хитрит, чувствует свою выгоду. В общем, он не глуп.

От героя классической комедии мы ждём однозначного воплощения порока или добродетели, но герой комедии Фонвизина не таков. Он живой человек, и в этом новаторство Фонвизина, отмеченное критиками.

Итак, наш герой любит плотно поесть, в нём кровь кипит, он непоседа, причём силы его не востребованы, поэтому он всё время вертится, бегает, а порой проявляет неплохую смекалку.

— Назовите главные темы комедии.

— Кто является главным героем комедии?

— Каким видит своего сына госпожа Простакова и каков он на самом деле?

— Охарактеризуйте учителей Митрофана. Чему они могут научить своего ученика?

III . Формирование новых понятий и способов действия

— А теперь давайте попробуем понять, в чем своеобразие этой пьесы. Итак, перед нами произведение, написанное в жанре комедии. Докажите это. Каковы задачи комедии?

1. Нравоописательная — описание нравов, жизни своего времени.

2. Показ идеала жизни и отклонение от него, и это смешно, но и грустно, поэтому сатира и юмор слиты здесь воедино.

3. Конфликт здесь разрешимый. Все это мы видим в комедии «Недоросль».

— Но это комедия классицизма, а у классицистов каждый жанр подчинятся определенным правилам. Рассмотрите таблицу и скажите, какие признаки классицизма мы видим в комедии Фонвизина?

Обращение к образам и формам античности как к идеалу.

Принцип рационализма, культ разума.

Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения.

Соблюдение в драме единства места, времени и действия.

Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений.

Обращение к общественной проблематике.

Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности.

Прямолинейность подачи человеческих характеров.

Утверждение идей абсолютизма,

Классицизм как литературное направление

— Классицизм возник в первой половине XVIII века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютистского государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.

— В переводе с латинского «классицизм» — «образцовый», «первоклассный». В XVII — XVIII веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего греко-римского искусства.

— Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.

— Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.

— Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры: высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).

— Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие лица обычно являлись носителями какой-либо одной черты и четко подразделялись на носителей добра или зла.

— Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.

1. Соблюдение единства времени и места действия.

2. Деление персонажей на высоких и низких, порочных и добродетельных.

3. Вера в разум, в то, что закон и просвещение могут исправить нравы общества — прямое выражение авторского идеала.

4. Наказывается порок, вознаграждается добродетель (дидактизм).

— А от каких канонов классицизма отходит писатель? Докажите свои слова примерами.

1. Герой-схема, носитель одного качества (у Фонвизина — индивидуальные черты, типы).

2. Внешний комизм, построенный на фарсовых сценах — комические сцены, вплетающиеся в действие, составляющие его основу, смех имеет силу отрицания.

3. Чистота жанра — смешение жанров (сатира и юмор).

4. Образы положительных героев — черты реально новых людей.

5. Условность места действия, выдуманные картины жизни — конкретное место действия, правдивые картины быта.

6. Условные характеры — обусловленность характеров средой, воспитанием.

— Какие особенности имён персонажей обращают на себя внимание? Можно ли фамилии и имена назвать говорящими?

Читайте также:  Найти значение сумм удобным способом

Да, можно. Митрофан — от греч. «подобный матери», Софья – «мудрость», Милон – милый человек, Правдин – говорящий правду и т. д .

2. Работа с таблицей

— А теперь обобщите наш разговор о традициях классицизма и новаторстве Д.И. Фонвизина и заполните правую колонку таблицы.

Изображение повседневной жизни, людских пороков

Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;

Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока

Чёткое деление на положительных и отрицательных героев

Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт)

Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток

Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки)

Установка на разговорный язык

3. Слово учителя

— Однако подлинное новаторство Фонвизина заключалось в широком использовании разговорной речи, в принципах её отбора, в мастерстве индивидуализации. Всё это тем более важно, что во второй половине XVIII века формируется общерусский литературный язык, и Фонвизин собственно выступил активным участником этого процесса.

Отчётливое деление героев на положительных и отрицательных у всех комедиографов того времени влекло за собой необходимость дифференциации речи героев. Язык положительных героев, носителей абстрактных добродетелей, — книжно-литературный, насыщенный славянской лексикой, сложными синтаксическими конструкциями.

Образы положительных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» на первый взгляд созданы в тех же традициях. Язык Софьи, Милона, Правдина — книжный, разговорная лексика почти не используется. Однако комедия Фонвизина резко отличается от других.

У Фонвизина мы не только видим поступки положительных героев, но и узнаем их нравственный идеал — честное служение Отечеству, нетерпимое отношение к пороку, несправедливости. Образованные, прогрессивно мыслящие герои Фонвизина выражают сокровенные мысли автора, близкого к дворянской оппозиции в период царствования Екатерины II, — в этом основная идейно-художественная функция положительных героев. Следовательно, высокий строй их речи психологически мотивирован. И это отличает их речь от речи абстрактно положительных героев других комедий — мудрых отцов, честных, преданных друзей и так далее.

Речь Стародума, например, — это речь оратора. Он, по мысли Фонвизина, должен донести до читателя новые идеи, растолковать их. Поэтому речь его образна, афористична.

Невежа без души — зверь; Гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану; Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время; Наличные деньги — не наличные достоинства; Золотой болван — всё болван; Просвещение возвышает одну добродетельную душу; Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

В то же время речь Стародума проще, конкретнее, она более образна, чем речь Правдина, Милона. Стародум играет своеобразную роль переводчика, посредника между крепостниками и своими друзьями-правдолюбами. Именно он может объясниться со Скотининым, «смеючись» найти с ним общий язык, тогда как Милон по поводу реплик Скотинина в состоянии лишь восклицать: «Какая дерзость. Я насилу могу удержаться. Какое скотское сравнение!»

Именно Стародум умеет понять своеобразную логику Митрофана, обнаруживающего свои «знания» в области грамматики: «Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?» (На что Митрофан отвечает: «И ведомо».) Когда Простакова просит Правдина и Стародума объяснить ей, что такое «еоргафия», Правдин даёт ответ, непонятный Простаковой: «Описание земли», а Стародум растолковывает ей так, что она сразу понимает. С Простаковой Стародум, в отличие от Милона и Правдина, не философствует, не подавляет её абстракциями, а говорит просто.

Создавая образы отрицательных персонажей, Фонвизин воспроизводит живую, непринуждённую речь. Для отрицательных героев характерно использование народных пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, что придаёт речи национальный колорит.

Г-жа Простакова (за кулисами). Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!

Простил! Ах, батюшка. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям.

(Стоя на коленях). Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечёт. Мой грех! Не губите меня. (К Софье.) Мать ты моя родная, прости меня. Умилосердись надо мною (указывая на мужа и сына) и над бедными сиротами.

Фонвизин тщательно отбирает просторечную и «сниженную» лексику, употребляет ее для создания ярких речевых характеристик отрицательных персонажей. Например, речь Простаковой. Впечатление о невежестве Простаковой создаётся прежде всего включением в её лексикон слов просторечно-простонародных: де, ба, к статью ли, достальные, куды, никуды, ища («ещё»), я чаю, потакать, авось-либо, застращать, нынче, пока, пота, смотри-тка, кабы, нещечко . Именно эта лексика создаёт «простонародный» фон речевой характеристики. Звучащие на этом фоне бранные слова ( рыло, мошенник, вор, воровская харя, скот, болван, бестия, урод, рохля, каналья, рожа, ведьма, дура бессчётная ) резче передают грубость, необузданность, жестокость Простаковой.

Г-жа Простакова (за кулисами). Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!

Ах я собачья дочь! Что я наделала!

Ненасытная душа! Кутейкин! За что это?

— Каковы же всё-таки непривлекательные черты в языке фонвизинских крепостников, компрометирующие их в согласии с намерениями автора? Прежде всего это обилие вульгаризмов, резкие и грубые слова. Это особенно видно в обращении Простаковых со слугами и учителями, в сравнениях отрицательных персонажей с животными — собаками, свиньями.

«Я и своих поросят завести хочу» (Скотинин хочет иметь детей); «Слыхано ли, чтобы сука щенят своих выдавала» (Простакова объясняет своё заступничество за Митрофана).

Подобные параллели и всякого рода вульгаризмы служат сатирическому развенчанию героев — в комедии Фонвизина они выполняют именно эту роль.

Индивидуализация речи у Фонвизина достигает высокого совершенства: каждый комический персонаж различается характером своих изречений.

Речь персонажей пьесы — производное от социально-бытовых реалий, это важное средство создания комического, а также психологической характеристики героев.

Так автору удаётся преодолеть противоречие: с одной стороны, его комедия связана с традициями классицизма, поэтому все персонажи носят речевые маски; с другой стороны, в речевой характеристике персонажей ему удаётся достичь их индивидуализации, что придаёт «Недорослю» черты реализма.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Словарная работа

Найти в словаре толкование понятия антитеза и записать его в литературоведческий словарь. Привести примеры антитезы.

— Используется ли прием антитезы в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

V . Этап информации о домашнем задании

Читать действие 4-5.

Охарактеризовать героев комедии с помощью его реплик-цитат.

1 ряд: характеристика Стародума, «учителей» Митрофана.

2 ряд: характеристика Простаковой, Скотинина.

Источник

Оцените статью
Разные способы