- Образование наречий в русском языке
- Какими способами образуются наречия?
- Таблица
- Видеоурок
- Словообразование наречий в русском языке
- Словообразование наречий
- Приставочный способ
- Суффиксальный способ образования наречий
- Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
- Постфиксальный способ
- Сложение
- Слияние
- Переход из одной части речи в другую
- Таблица
- Видеоурок
- Конспект открытого урока на тему «Словообразование наречий»
Образование наречий в русском языке
Способы образования наречий весьма разнообразны. Рассмотрим наиболее распространенные способы образования наречий от слов других частей речи.
Какими способами образуются наречия?
В морфологии русского языка наречие — это производная часть речи. Все наречия произошли и происходят от слов других частей речи и их грамматических форм. Эта самостоятельная часть речи образуется от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и других наречий.
Перечислим основные способы образования наречий:
Большая группа наречий возникла в результате прямого перехода в категорию наречий слов и их грамматических форм. К примеру, существительное в форме творительного падежа «рядом» превратилось в слово новой части речи.
Сравним:
Рассмотрим каждый способ словообразования в отдельности. Укажем, от слов какой части речи образованы наречия. Для большей наглядности все способы образования наречий представим в следующей таблице с примерами.
Таблица
Способ образования наречий | Производящая часть речи | Примеры |
---|---|---|
Приставочный способ | Наречие | как — ни как, когда — не когда, туда — от туда, завтра — после завтра, вчера — по за вчера, где — кое — где, вне — во вне | Прилагательные | быстрый — быстр о , сладкий — сладк о , искренний — искренн е , тягучий — тягуч е , отеческий — отеческ и , издевательский — издевательск и |
Числительные | один — одн а жды , два — два жды | |
Существительные | низ — с низ у , утро — на утр о , начало — с начал а , век — на век и , нутро — в нутр и , тайна — в тайн е | |
прежний — по -прежн ему , добрый — по -добр ому , волчий — по -волчь и , английский — по -английск и , левый — в лев о , правый — на прав о , долгий — за долг о , из редк а , до сыт а , с прав а , равный — на равн е , тройной — в тройне, чёрный — в черн е , прямой — в прям ую , крутой — в крут ую , новый — в новь , широкий — в ширь | ||
Местоимения | иной — по -ин ому , ваш — по -ваш ему | |
Числительные | первый — во -перв ых , третий — в -треть их , двое — на дво е , трое — на тро е , трое — в тро е , семеро — в семер ом | |
Глаголы | угадать — на угад , торопить — в тороп ях | |
Постфиксальный способ | Наречия | зачем- то , как- либо , куда- нибудь |
Сложение | Повтор наречий | чуть-чуть, едва-едва, тихо-тихо, белым-бело, темным-темно, волей-неволей, строго-настрого |
Сложение с суффиксацией | Наречие + глагол | мимо+ходить — мимоход ом |
Слияние слов | сего дня → сегодня, тот час → тотчас, сей час → сейчас | |
Переход из одной части речи в другую | Существительное в форме в.п. и т.п. | капельку, чуточку, верхом, осенью, стрелой, днём, нагишом, голышом |
Глагол (деепричастие) | крадучись, играючи, лёжа, стоя, шутя, молча, не спеша, нехотя |
Видеоурок
Источник
Словообразование наречий в русском языке
Словообразование наречий — это приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ, а также сложение и слияние. Большая группа наречий образована способом перехода слов других частей речи.
Словообразование наречий
В русском языке наречие сформировалась на базе других самостоятельных частей речи. Наречия возникли от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и их грамматических форм. Укажем основные способы образования наречий в русском языке:
- приставочный
- суффиксальный
- приставочно-суффиксальный
- постфиксальный
- сложение
- слияние
- переход из одной части речи в другую.
Рассмотрим подробно, с помощью каких способов образуются наречия.
Приставочный способ
Приставочный способ словообразования характерен для всех самостоятельных частей речи русского языка. Слова одной и той же части речи образуются с помощью приставки, или префикса.
Понаблюдаем, какие наречия образованы этим способом:
- нельзя → до нельзя;
- ныне → до ныне;
- всегда → на всегда;
- против → на против;
- сквозь → на сквозь;
- вне → из вне;
- всюду → ото всюду.
Отрицательные местоименные наречия образованы от относительных наречий с помощью приставки не- и ни-:
- куда → не куда;
- когда → не когда;
- зачем → не зачем;
- откуда → ни откуда;
- где → ни где;
- как → ни как.
Суффиксальный способ образования наречий
Суффиксальный способ востребован при словообразовании наречий от прилагательных и числительных.
С помощью суффиксов -о и -е образуем наречия от полных форм качественных прилагательных:
- радостный → радостн о смеяться;
- внятный → внятн о объяснить;
- внутренний → внутренн е расслабиться;
- скрипучий → скрипуч е прошептать.
Обратим внимание, что суффикс -е образует наречия от слов с основой на шипящий или мягкий согласный.
С помощью суффикса -и образуем наречия от прилагательных:
- сатирический → описать сатирическ и ;
- комический → изобразить комическ и ;
- мастерский → изготовить мастерск и .
От количественных числительных суффиксальным способом были образованы наречия:
- один → одна жды ;
- два → два жды посолить;
- три → три жды перекреститься;
- четыре → четыре жды переписать.
Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
С помощью сразу двух морфем, приставки и суффикса, образуем наречия от существительных:
- верх → с верх у ;
- начало → в начал е ;
- нутро → из нутр и ;
- век → во век и ;
- даль → в дал и .
От кратких форм прилагательных с помощью приставок из-/ис-, до-, с- и суффикса -а образованы наречия:
- из далек а
- ис кос а
- до сух а
- с лев а
Аналогично приставки в-, на-, за- и суффикс -о образуют слова этой же части речи:
Весьма продуктивно словообразование наречий от прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и суффиксов -ому-/-ему, -и:
- домашний → по -домашн ему приготовить;
- новый → по -нов ому сделать;
- приятельский → по -приятельск и общаться;
- мужской → по -мужск и ответить;
- свой → поступить по -сво ему ;
- всякий → делать по -всяк ому .
Многие наречия образованы от прилагательных с помощью приставок в- и на- и суффикса -ую:
- темный → сыграть в тёмн ую ;
- круговой → занять оборону в кругов ую ;
- сухой → разгромить в сух ую ;
- рукопашный → драться в рукопашн ую ;
- прямой → идти на прям ую .
Порядковые числительные образуют наречия с помощью приставок в-/во- и суффикса -ых/-их:
- второй → во -втор ых ;
- седьмой → в -седьм ых ;
- третий → в -треть их .
Собирательные числительные являются производящей основой для ряда наречий:
- четверо → в четвер о сложить лист;
- двое → в дво ем работать;
- шестеро → в шестер ом справились;
- трое → на трое разрубить.
Постфиксальный способ
Постфиксальный способ укажем в образовании неопределенных местоименных наречий с помощью частиц -то, либо, -нибудь:
- где → где- то ;
- куда → куда- либо ;
- как → как- нибудь .
Частица -таки образует новые слова этой части речи от однокоренных наречий:
- совсем → совсем- таки ;
- так → так- таки ;
- наконец → наконец- таки ;
- слишком → слишком- таки .
Сложение
Способом сложения образуются сложные наречия:
Слияние
Способ слияния двух слов в одно образовал наречия:
- сей час → сейчас;
- тот час → тотчас;
- сего дня → сегодня.
Переход из одной части речи в другую
Многие наречия образованы путем прямого перехода слов других частей речи и их грамматических форм.
Существительные в форме винительного и творительного падежа пополнили категорию наречий:
- потерпи капельку;
- помоги чуточку;
- спуститься с лестницы бегом;
- отправился следом;
- кататься на санках зимой.
Часть наречий возникла способом перехода глагольных форм:
Таблица
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ | ||
Мотивирующая основа | Способ словообразования | Примеры |
1. прилагательного | суффиксальный | привычн о , вызывающ е , творческ и , бос ик ом |
приставочно-суфф. | по — делов ому , по ровн у , в рассыпн ую , во общ е , из редк а , на легк е , с горяч а | |
2. существительного | суффиксальный | дн ем , чуд ом , гусь ком , дуг ой , весн ой , дом ой , пор ою , рысь ю , времен ами |
приставочно-суфф. | в верх ø , во круг ø , на изнанк у , по близост и , из дал и , на утр о | |
слож.-пр.-суффикс. | в пол сил ы , в пол голос а | |
3. числительного | суффиксальный | одна жды , два жды |
приставочно-суфф. | в дво ем , на дво е | |
4. глагола | суффиксальный | стой мя , мельк ом , молч ком , уме ючи |
приставочно-суфф. | в плавь ø , в догонк у , на угад ø , в тороп ях | |
слож.-суффикс. | мимо + ход ить ← мимоход ом | |
слож.-пр.-суффикс. | в пол у леж а | |
5. причастия | суффиксальный | утверждающ е , ожидающ е |
6. наречия | ||
приставочный | на всегда, ото всюду, не зачем, по за вчера | |
приставочно-суфф. | внутрь → во внутрь ø |
Видеоурок
Источник
Конспект открытого урока на тему «Словообразование наречий»
Выбранный для просмотра документ 0004029b-9b143f4c.docx
Учитель русского языка и литературы:
Тип урока : «открытие» новых знаний.
Цель урока : формирование знаний по словообразованию наречий
-самовоспитание внимания и активности на уроке.
-ученик на практике научится применять теоретические знания.
Регулятивные универсальные учебные действии
-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия:
-добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре, в группах.
Раздаточный материал: диагностическая карта, карточки.
Необходимое оборудование: учебник 6 класса, экран. Демонстративный материал: таблица проверки словообразование наречий, эталон для самопроверки.
I.Мотивация к учебной деятельности.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
— Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения и
отличной работы на уроке.
Учитель.Ребята,сегодня свои знания вы будете оценивать по оценочному листу.
Учитель. Проверим домашнее задание. Какие затруднения были при
выполнении домашнего задания?
Учитель. Кто выполнил упражнение №157 (ст.122). Сверьте выполненное задание по эталону.
Эталон к упр.157.
1)Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.(А.С.Пушкин) 2) Почему при звуке песни и цветы сильнее пахнут, и плоды быстрее зреют, и сердца сильнее бьются?(Б.Захадер) 3) Длинней с горы ложится тень.(Ф.Тютчев) 4) Леса вдали виднее , синее небеса, заметней и чернее на пашне полоса.(А.Блок) 5) Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнце золотой…(М.Лермонтов) 6) Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало. (А.Плещеев) 7) А злые языки страшнее пистолета. (А.Грибоедов) 8) Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем. (М.Горький) 9) Гул усиливался, сырая трава становился гуще и выше , кусты попадались чаще , и горизонт постепенно суживался. (Л.Толстой) 10) Небо всё ниже и ниже опускалось к земле, и вокруг становился всё темнее , пока не пошёл снег. (К.Паустовский)
Учитель. Кто выполнил упражнение 161.(ст.125). Сверьте выполненное задание по эталону на слайде.
Эталон к упр.161.
Хорошо- лучше, очень хорошо, лучше всех; точно- точнее, более точно, точнее всех; высоко- выше, выше всех; энергично- энергичнее, более энергично, энергичнее всех; быстро- быстрее- более быстро-быстрее всех; часто- чаще- менее часто- чаще всех; активно- активнее- очень активно- активнее всех; дружно- дружнее- очень дружно- дружнее всех; согласованно- согласованней- менее согласованно- наиболее согласованно; результативно- результативнее- более результативно- результативнее всех; ответственно- ответственнее- более ответственно- наиболее ответственно; ловко- ловче- очень ловко- наиболее ловко; метко- метче- более метко- наиболее метко; легко- легче- легче всех, стремительно- стремительнее- менее стремительно- наиболее стремительно.
Учитель. Какие затруднения испытывали при выполнении упр.161?
Ученик. При выполнении упр.161 я не ко всем словам подобрал однокоренные слова.
Учитель. Как вам кажется, на каком уровне вы усвоили материал предыдущих
Ученик. На хорошем уровне.
Учитель. Ребята, посмотрите на слайд и отгадайте, какая часть речи зашифрована в этих схемах.
Корень+ суффикс+ суффикс
Приставка+ корень +суффикс
Учитель. А как вы догадались?
Ученик. Отсутствие окончания, так как наречие – неизменяемая часть речи.
Учитель. Приведите примеры по этим схемам.
Ученик. Близко, внизу.
Учитель. Ребята, выполните задание. Определите способ образования наречий.
Недолго, вечером, всухомятку.
Ученик. Наречие недолго образовано приставочным способом,вечером-суффиксальным,всухомятку-приставочно-суффиксальным.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Все ли правильно определили способ образования наречий?
Учитель. Какова же проблема?
Ученик. Не могу правильно обозначать части слова.
Учитель. Ребята, обратите внимание на слайд. Прочитайте.
IV. Выход из затруднительной ситуации.
Учитель. Значит, какую цель мы должны сегодня достигнуть?
Ученик. Научиться образовывать наречия различными способами. Определить, от каких частей речи образуются наречия.
Учитель: Какими методами воспользуемся?
Ученик: Методом наблюдения.
Учитель. Какую тему нам предстоит изучить сегодня на уроке?
Учитель. Словообразование какой части речи?
Ученик. Сегодня нам нужно изучить тему «Словообразование наречий»
Учитель. Ребята, поработаем по тексту, записанному на доске.
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физически. Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперёд! Не отставайте, друзья!.
Учитель. Как вы понимаете слова А.П.Чехова? К чему он нас призывает?
Ученик.А.П.Чехов призывает нас быть умными, чистыми нравственно, здоровыми. Чтобы достичь цели, должны хорошо учиться.
Учитель. Чем интересен текст с точки зрения нашей темы? Зачем автор использует их?
Ученик. В тексте много наречий. Они помогают живописать глаголы.
Учитель. Молодцы. Найдите и распределите в 3 колонки наречия по способу образования и сверьте с эталоном на слайде.
Эталон проверки. Суффиксальный
Учитель. Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?
Ученик. Можно сделать такие выводы:
1) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных;
2) наречия образуются приставочными, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.
Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны.
V.Реализация построения проекта.
Учитель. От исходных слов каких частей речи ещё могут образовываться наречия в этих словах?
Неважно, смешно, досуха, еле-еле, во-первых
Ученик. Слова неважно образовано приставочным способом, слова досуха, во-первых образованы приставочно-суффиксальным, еле-еле путем сложения, смешно суффиксальным
Учитель. Какие дополнительные способы образования наречий вы обнаружили при разборе слов?
Ученик. Наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи.
Учитель. Поработайте в парах и выполните задание по карточке №1 . Запишите данные наречия. Укажите от какой части речи и с помощью чего они образованы.
Вчерне, вконец, бе(сс,с)ледно, верхом, настороже, недаром, по-чес(?)ному, впустую, допоз(?)на.
Источник