Недемократический способ принятия конституции
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр КонституцииПредложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. 1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. 2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. 3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. 1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. 2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. Источник Способы принятия и изменения конституцийСуществуют следующие способы принятия конституций. Октроированные (дарованные) конституции — по жалованные единолично главой государства (обычно абсолютным монархом) своему народу. Сейчас такие конституции действуют в Омане, Непале и др. Разновидность октроирования имела место в эпоху приобретения колониями независимости, когда метрополия даровала им конституции, которые впоследствии были заменены. Принятие конституции представительным органом — способ широко распространенный. В качестве органа, принимающего конституцию, может выступать специально избранное для этой цели учредительное собрание (оно может именоваться по-разному, например, конституционное собрание, учредительный конгресс и пр.). Обычно сразу после принятия конституции такой орган распускается. Учредительным собранием принимались конституции в Италии, Болгарии, Колумбии и др. Также конституции могут приниматься парламентом (Китай, Украина, Финляндия и др.) или надпарламентским органом (Афганистан, Монголия). Как правило, для принятия конституции парламентом требуется квалифицированное большинство голосов депутатов. Принятие конституции на референдуме — общегосударственное голосование избирательного корпуса за предложенный проект или против него. С одной стороны, подобный способ, безусловно, демократичен, так как народ непосредственно принимает основной закон государства. Но, с другой стороны, избиратели, одобряя конституцию в целом, лишены возможности предлагать какие-либо изменения и дополнения. На референдумах были приняты конституции Франции, Швейцарии, Беларуси и др. Существует также комбинированный способ: на референдум выносятся уже принятые представительным органом конституции (Испания, Польша) или принятые на референдуме конституции утверждаются парламентом (Эфиопия и др.). Помимо названных, истории известны и такие способы, как принятие конституции высшим партийным органом, военными властями при переходе к гражданскому правлению и ряд других. По способу изменения конституции принято делить на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут изменяться в том же порядке, что и обычный закон (Великобритания, Саудовская Аравия). Для внесения поправок в жесткие конституции предусмотрен особый усложненный порядок, например принятие поправок на референдуме (Швейцария), квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия), утверждение поправок субъектами Федерации (США, Германия). В ряде стран некоторые нормы, а иногда и главы конституции не подлежат изменению (Греция, Португалия и др.). Источник Порядок принятия и изменения конституцийИзучим особенности порядка принятия и изменения конституций. В зависимости от порядка принятия конституции зарубежных стран делятся на: – одобренные на референдуме; – принятые представительным органом (парламентом, учредительным собранием). Октроированные конституции (от франц. слова «octroyer» – жаловать, даровать) – это основополагающие документы, порядок принятия и изменения которых предполагает их дарование единоличной властью монарха без какого-либо участия представительных органов (Кувейт, Малайзия). Они представляют собой наименее демократичный способ принятия и изменения Основного закона. Октроированные конституции имели широкое распространение во времена перехода от абсолютизма к конституционной монархии. В XX веке широко известны случаи октроирования конституций не только монархами, но и руководителями государств в республиках (например, в Пакистане в 1962 году Конституция была октроирована Президентом). Первый Основной закон Японии 1889 года также относят к данной группе. В настоящее время способ принятия и изменения конституций представительным органом является весьма распространенным. В новейшей истории данный механизм реализовывался в Италии – 1947 г., Индии – 1950 г., Греции – 1975 г. Учредительное собрание представляет собой специально создаваемый для выработки и (или) принятия Основного закона высший государственный орган, который избран народом. Этот орган завершает свою деятельность после принятия новой конституции. При помощи Учредительного собрания были разработаны основополагающие документы Болгарии, Бразилии, Колумбии и ряда иных государств. Данный способ в юриспруденции получил наименование конституанты. Принятие основного закона законодательным органом (парламентом) производится в особом усложненном порядке. Как правило, это требует получение квалифицированного большинства голосов депутатов. Принятие большей части конституций социалистических государств происходило на специальных заседаниях национального парламента. В ряде стран одобрение её проекта представительным органом не является заключительным шагом, поскольку после этого проект Основного закона выносится на референдум. Однако в некоторых случаях общенациональное голосование использовалось недемократическими силами. Так, референдум использовался после захвата власти военными в Турции в 1961 году, Чили – в 1980 году. Одобренные на референдуме конституции справедливо признаются демократическими по способу своего принятия. Конституционный референдум приобрел широкое распространение в послевоенный период. Конституционный проект разрабатывается специально созданным для этого учредительным собранием либо правительством, после чего он выносится на голосование в рамках референдума. В условиях демократической формы правления реализуется сочетание следующих двух способов: одобрение представительным (законодательным) органом и окончательное её принятие и утверждение на референдуме. В зависимости от способа изменения конституции подразделяют на жесткие и гибкие. К жестким относят конституции, для изменения и дополнения которых установлен особый усложненный порядок. Жесткость может реализовываться различными способами: – необходимость голосования в парламенте квалифицированным большинством голосов (Италия, Япония); – принятием изменений и поправок на референдумах (Франция); – повторным принятием разработанных изменений и поправок парламентом следующего созыва (Греция); – утверждением изменений и поправок всеми либо определенным количеством субъектов федерации (Германия, США). Гибкие конституции изменяются в том же режиме, что и обычный закон. Примерами гибких Основных законов являются неписаные конституции, а также конституции монархических государств (Монако, некоторые государства Ближнего Востока). Источник 2.3. Порядок принятия и изменения конституцииПорядок принятия конституций имеет четыре разновидности: октроирование, принятие учредительным (конституционным) собранием, принятие парламентом, принятие путем всенародного голосования (референдума). Октроированные – это дарованные, пожалованные властью монарха конституции. Октроирование конституций было характерно в прошлом в основном для абсолютных монархий. При этом в самих конституциях прямо указывалось на их октроированный характер. Октроированными считаются также конституции, разработанные и дарованные метрополиями своим колониям при освобождении от колониального господства. Такие конституции были дарованы, например, Великобританией некоторым странам Африки. В России такая попытка была сделана Николаем II 17 октября 1905 г. путем издания Манифеста о даровании свобод. В практике современного конституционализма уже почти не встречается октроирование конституций. Чаще всего для разработки и принятия новой конституции, а иногда и для внесения в нее существенных изменений, созывается Учредительное собрание. Порядок его избрания, организация деятельности и компетенция определяются самой конституцией или специальным законом. Впервые Учредительное собрание было созвано в США в 1878 г. в Филадельфии. Филадельфийский конвент состоял из назначенных в него 74 делегатов и заседал четыре месяца. Во Франции Учредительное собрание было созвано в 1791 г. В дальнейшем созыв учредительных собраний получил достаточно широкое распространение. В России после свержения монархии Временное правительство уже в декларации от 2 марта 1917 г. провозгласило созыв Учредительного собрания, а 25 марта было создано Особое совещание для подготовки проекта положения о его выборах. Учредительное собрание было избрано в ноябре 1917 г. по партийным спискам на основе пропорциональной избирательной системы в составе 707 депутатов. Абсолютное большинство голосов было отдано эсерам. Большевики получили на выборах менее 25 процентов голосов, несмотря на то, что выборы проводились уже после захвата ими власти в стране. Учредительное собрание не смогло принять решений, которые бы определили форму правления и конституционный строй России, так как оно было насильственно распущено большевиками в ночь на 20 января 1918 г., т. е. путем прямого захвата власти вооруженным путем. Широкое распространение созыв учредительных собраний получил после Второй мировой войны. В одних странах учредительные собрания избирались на основе всеобщих и прямых выборов; в других – создавались путем делегирования государственными органами, политическим партиями и общественными организациями, социальными и профессиональными группами своих представителей; в третьих – ранее избранный парламент был преобразован в учредительное собрание. Основной функцией учредительных собраний была только разработка или разработка и принятие новой конституции, после чего они распускались. В некоторых странах учредительные собрания после осуществления этой функции продолжали выполнять полномочия парламента. Некоторые современные конституции были приняты путем всенародного голосования – референдума. Этот способ принятия конституций оценивается специалистами конституционного права неоднозначно. Если конституция разработана специально созванным для этого учредительным (конституционным) собранием, парламентом или другими аналогичными представительными учреждениями, а затем проводится референдум для утверждения разработанного проекта, то это вполне отвечает современным требованиям демократии. В этом случае народ выражает свою волю, отвечая на вопрос «за» или «против» принятия новой конституции. Однако на референдум может выноситься проект конституции, подготовленный захватившей власть военной хунтой или руководящей верхушкой единственной правящей партии. В условиях массовых репрессий и давления со стороны властных структур, когда свобода выбора отсутствует или сильно ограничена, избиратели одобряют и реакционные конституции. Форма принятия конституций парламентом характерна в основном для бывших социалистических стран. Принимается она квалифицированным большинством. Такой способ принятия конституций был и в некоторых демократических государствах (например, в Греции). Внесение в конституцию поправок – явление нередкое. Конституция – не застывшая глыба догматических положений, а живой организм, пребывающий в конституционном развитии. Большинство конституций мира претерпели изменения. Со времени принятия Конституции США было внесено 27 поправок (предложений о пересмотре Конституции в Конгрессе США рассматривалось более десяти тысяч). Другие страны (даже более часто, чем США) также вносили поправки в свои конституции. В Конституцию Российской Федерации 1978 г. в конце 80?х – начале 90?х гг. было внесено более 300 поправок, что, естественно, повлияло не только на «букву», но и на «дух» действовавшей тогда Конституции. Это позволяет говорить о существовании в России не пяти (1918, 1925, 1937, 1978, 1993 гг.), а шести конституций. В то же время конституции некоторых стран ввиду жестких правил внесения в них поправок остались неизменными со времени их принятия (например, Конституция Японии). Не существует проблем изменения конституции, если речь идет о пересмотре гибкой конституции. Это осуществляется путем принятия обычного закона. Без всяких сложностей вносились любые поправки в советские конституции и в конституции других стран, хотя и предусматривалось требование квалифицированного большинства в палатах Верховного Совета СССР или в высших представительных органах других социалистических стран. Но Верховный Совет не был парламентом, а конституция, хотя и считалась Основным законом, таковым по существу не была, так как страной руководила по своим партийным правилам огосударствленная КПСС, как бы это ни маскировалось. Значительно сложнее пересмотреть жесткие конституции. Для их изменения предусматривается требование квалифицированного большинства в парламенте, а кроме того, в ряде стран предусмотрено утверждение поправок на референдуме или большинством субъектов федерации, если речь идет о федеративных государствах. Известны и другие способы обеспечения жесткости конституции. Это повторное голосование в парламенте через определенный промежуток времени. Пересмотр Конституции Бельгии, например, осуществляется по инициативе законодательной власти, после чего обе палаты парламента распускаются. Вновь избранные палаты утверждают в согласии с королем положения, подлежащие пересмотру. Некоторые статьи конституций вообще нельзя менять: ни всегда, ни в течении какого-то периода времени, что также придает жесткость конструкции. Правом законодательной инициативы для случаев внесения поправок в конституцию пользуются те же субъекты, что и в законодательном процессе. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Источник |