Недаром каким способом образовано

Недаром каким способом образовано

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 9 И 11 КЛАСС!
Для разбора в школе даются только те слова, способ образования которых определить МОЖНО.
ПОМНИМ, ЧТО КАЖДЫЙ РАЗ, ОПРЕДЕЛЯЯ, ОТ ЧЕГО ОБРАЗОВАНО ДАННОЕ СЛОВО, МЫ ИЩЕМ СЛОВО, КОТОРОЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НАШЕГО МИНИМАЛЬНО. (На одну, максимум — на две морфемы)

ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ.
Слова образуются при помощи ПРИСТАВКИ от целого слова ТОЙ ЖЕ ЧАСТИ РЕЧИ, отличающегося по значению только на эту приставку:
Уехал ( от «ехал»), Выработал (от «работал»), ПОДОшёл (от «шёл»), ПРАбабушка (от «бабушка»), ПРЕДыстория (от «история»), Некрасивый (от «красивый»)БЕСснежный (от «снежный»), ДОледниковый (от «ледниковый»).

(ВНИМАНИЕ! Глаголы в форм прошедшего времени образуются от основы инфинитива путём прибавления суффикса -Л. ЭТО НЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, а ФОРМООБРАЗОВАНИЕ! Суффикс -Л формообразующий: он образует форму того же самого слова, а при словообразовании мы получаем новое слово с ДРУГИМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ! Поэтому слово «подбежал» образовано приставочным способом, а не суффиксальным!))

На практике мы просто закрываем пальцем приставку и смотрим, получилось ли у нас нормальное русское слово, отличающееся по смыслу только на значение приставки и относящееся к той же части речи. Например, слово «ПОбежал» образовано приставочным способом, а слово «Поскользнулся» — нет, потому что в языке отсутствует слово «скользнулся»)) Слово «НЕсильный» образовано приставочным способом, а слово «БЕСформенный» — нет, потому что слово «форменный» в языке есть, но «бесформенный» — не имеющий формы, а «форменный» бывает китель или идиот.)) Наречие «Сначала» образовано не приставочным способом, потому что слово «начала» в языке есть, но это не наречие, а существительное в форме множественного числа.

СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ.
Слова образуются от так называемой производящей основы при помощи СУФФИКСА (только одного. того, который в слове последний)). Практические действия аналогичные: закрываем пальцем последний суффикс в слове и смотрим, есть ли в языке слово с такой ОСНОВОЙ:
дальнозоркОСТЬ (от основы слова «ДАЛЬНОЗОРКий») Обратите внимание! Часто вас пытаются «поймать» на подобных словах. Это НЕ СЛОЖЕНИЕ. Сложением образовано слово «дальнозоркий».))
перебежЧИК (от основы слова «ПЕРЕБЕЖать». Это не приставочно-суффиксальный способ. )
сочинЕНИе (от основы слова «СОЧИНить) (Суффикс -ЕНИ- и суффикс -НИ- встречаются часто!!))
Этим способом образованы такие слова, как заказЧИК, признаНИе, досрочнО, водолазНый, отзывчивОСТЬ,удивлЁННый. Проверьте!)))

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ.
Возможен только тогда, когда вы убедились, что образовать данное слово только при помощи приставки или только при помощи суффикса НЕВОЗМОЖНО. Например, слово «подбородок». Первый шаг: слова «бородок» в языке нет, значит, это не приставочный способ. Второй шаг: слова, с основой «подбород. » (например, прилагательного «подбородый»))) в языке нет, значит, это не суффиксальный способ. Тогда остаётся только предположить, что слово «подбородок» образовано ОДНОВРЕМЕННЫМ ПРИСОЕДИНЕНИЕМ ПРИСТАВКИ И СУФФИКСА к основе слова «БОРОДа».)) Это приставочно-суффиксальный способ.
Этим способом образованы слова ПЕРЕлесОК, ОживИть, БЕЗдарНый, ЗАзеркалье (суффикс Й «спрятан» в конечной букве))
Приставочно-суффиксальным способом образованы все наречия, пишущиеся через дефис, кроме тех, которые образованы сложением:
Приставочно-суффиксальный:
по-своему, по-старому, по-другому, по-иному, («по-любому», которого нет в литературном языке, тоже так образовано)), по-дружески, по-английски.
Сложение:
еле-еле, очень-очень, мало-помалу и т.п..

БЕССУФФИКСНЫЙ СПОСОБ
Во-первых, не напишите «бессуффиксальный». Компьютер вас не поймёт (ЕГЭ не за горами!)). (Про необходимость удваивать С и Ф я даже не говорю)).
Во-вторых, следует помнить, что этим способом образуются ТОЛЬКО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ЧАЩЕ — ОТ ГЛАГОЛОВ, значительно РЕЖЕ — ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (Неприятно то, что в ЕГЭ попадаются слова, подобрать глагол к которым не представляется возможным (ПОТОК, например). Я считаю такое задание некорректным, но это вас ни от чего, к сожалению, не гарантирует.(( )
Итак, по определению, бессуффиксный способ — это способ образования слов без участия суффикса. Более того, точное и «правильное» название способа — «безаффиксный», т. е. не только без суффикса, но и без приставки. Т.е. приставка в словах вполне может быть (и даже чаще всего бывает!), но не при помощи неё образованы эти слова.
разгром — от «разгромИТЬ» подпись — от подписАТЬ
приход — от «приходИТЬ» восход — от восходИТЬ
прорубь — от «прорубИТЬ» ответ — от ответИТЬ
рассказ — от «рассказАТЬ» выход — от выходИТЬ
накипь — от «накипЕТЬ» загон — от загонЯТЬ
созыв — от «созывАТЬ» запас — от запасАТЬ
припев — от «припевАТЬ» занавес — от «занавесИТЬ»
отрава — от «отравИТЬ» замах — от замахнУТЬСЯ
исток, поток — чёрт знает от чего, но по аналогии — тоже бессуффиксный способ.
У глаголов «просто обрубили хвост».)) Таких слов великое множество: замер, взрыв, заплыв, расстрел, заказ, отгул, привет, нарыв, завал, привал, запруда, отчёт и т. д.)) Как видите, подавляющее большинство существительных — мужского рода, но изредка попадаются и существительные женского рода.
От прилагательных образуются короткие существительные женского рода:
синь (от «синИЙ»)
рвань (от «рванЫЙ)
дрань (от «дранЫЙ»)
Последние два прилагательных — отглагольные, поэтому в них есть суффиксы. Но эти суффиксы НЕ УЧАСТВУЮТ В ОБРАЗОВАНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, поэтому существительные образованы БЕССУФФИКСНЫМ СПОСОБОМ.))

Читайте также:  Современные способы минимизации риска

ПЕРЕХОД ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ

ВНИМАНИЕ. При образовании слов при помощи суффикса часто исходное слово является одной частью речи, а получившееся — другой: перебежЧИК (сущ.) — от перебежать (глаг.), досрочнО (нар.) — от досрочный (прилаг.) Всё это НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕРЕХОДУ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ НЕ ИМЕЕТ.

ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ В СЛОВЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ, НЕ ИСЧЕЗАЕТ И НЕ ПРИБАВЛЯЕТСЯ НИ ОДНА БУКВА.
Просто было, например, прилагательное и отвечало не вопрос КАКОЙ?, а стало существительное и отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? Это самый распространённый вариант перехода. При этом в языке могут одновременно существовать и прилагательное, и существительное, а может быть и так, что прилагательного уже нет.
Рабочий (какой?) человек — он (кто?) рабочий
Кондитерская (какая?) лавка — есть (что?) кондитерская
Столовая (какая?) комната — есть (что?) столовая
Мостовая, мастерская, земноводное, насекомое, пирожное, мороженое, Вселенная, набережная, парикмахерская т.д.. Окончание у слова — как у прилагательного, изменяется оно, как прилагательное, а отвечает на вопрос существительного, в предложении является подлежащим, или дополнением, или обстоятельством, как существительное: Мастерская закрыта. Съешь пирожное. Вошёл в кондитерскую.
Путём перехода образуются производные предлоги из наречий:
Прошёл МИМО — прошёл МИМО меня
Вышел НАВСТРЕЧУ — НАВСТРЕЧУ гостям
Оглянись ВОКРУГ — обошёл ВОКРУГ дома
или из деепричастия:
Уходил, БЛАГОДАРЯ друга за помощь — справился БЛАГОДАРЯ помощи друга

Источник

Тест по теме «Словообразование. Морфология»,10-11 классов

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ»

Морфемы (значимые части слова): приставка, корень, суффикс, окончание.

Основные способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую.

Запомните, как правильно пишутся названия способов образования слов в русском языке:

БЕ СС У ФФ ИКСНЫЙ (две буквы СС и две буквы ФФ)

СУ ФФ ИКСАЛЬНЫЙ (две буквы ФФ)

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите, к какой части речи относится указанное слово.

2. Вы определили, что это имя существительное:

• если это отглагольное имя существительное, в котором после корня сразу идет окончание и нет суффикса, то оно образовано бессуффиксным способом (например, СПОРЫ, В ПЕРЕХОДАХ, ПРИ ПЕРЕЛЕТЕ);

• если это отглагольное имя существительное, которое оканчивается на -НИЕ, -ИЕ, то оно образовано суффиксальным способом (например, УГЛУБЛЕНИЕ, ПРЕДЧУВСТВИЕ);

• если это неотглагольное имя существительное с приставками ПОД, БЕЗ, ЗА, ПО, ПРИ и последними буквами в слове -ЬЕ, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ПОДМОСКОВЬЕ, БЕЗДОРОЖЬЕ, ПОБЕРЕЖЬЕ, ПРИУРАЛЬЕ);

• если это неотглагольное имя существительное, которое оканчивается на -ОСТЬ, то оно образовано суффиксальным способом (например, БЕСПОМОЩНОСТЬ);

• если это имя существительное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕПОНИМАНИЕ).

3. Вы определили, что это имя прилагательное:

• если это имя прилагательное со значением «отсутствие, нехватка чего-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ, БЕСПОМОЩНЫЙ);

• если это имя прилагательное со значением «нахождение где-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, НАТЕЛЬНЫЙ, ПРИБРЕЖНЫЙ);

• если это имя прилагательное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЙ).

4. Вы определили, что это глагол:

• если в этом глаголе есть приставка и ее можно отбросить (получится глагол другого вида), то этот глагол образован приставочным способом (ПРИСЛАЛ, ПРОЛИЛ);

• если в глаголе есть приставка и суффикс -СЯ и их нельзя отбросить (при отбрасывании либо приставки, либо суффикса -СЯ получается не существующее в русском языке слово), то этот глагол образован приставочно-суффиксальным способом (например, ВЫСПАТЬСЯ, РАЗБЕЖАТЬСЯ).

5. Вы определили, что это причастие:

• если причастие не начинается с НЕ, то оно образовано суффиксальным способом, независимо от наличия в нем приставки (например, ПРИЛЕТЕВШИЙ, ПРОЧИТАВШИЙ);

• если причастие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (НЕПРОЧИТАННАЯ книга).

6. Вы определили, что это деепричастие:

• деепричастия образуются только суффиксальным способом.

7. Вы определили, что это наречие:

• если наречие оканчивается на -О, то оно образовано суффиксальным способом от исходного имени прилагательного (например, БЕЗЗВУЧНО, БЕСПОМОЩНО);

• если наречие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕМНОГО, НЕДОЛГО);

• если наречие не оканчивается на -О, то оно чаще всего образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ВО-ПЕРВЫХ, ВСКОРЕ, СМОЛОДУ).

Читайте также:  Способ плоской печати форма плоской печати

1. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ?

2. Определите способ образования слова ЛЕГКО?

3. Определите способ образования слова РАЗРАБОТКА?

4. Определите способ образования слова ИЗГОТОВЛЕНИЕ?

5. Каким способом образовалось слово СООТЕЧЕСТВЕННИК?

6. Каким способом образовалось слово ПРОЕЗД?

7. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ?

8. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ?

9. Каким способом образовании выделенное слово в предложении В ТЕЧЕНИЕ дня погода не изменилась?

10. Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

(1)Подошел день отъезда. (2)Было осеннее утро. (3)Тёплое и неяркое. (4)Нам было жаль расставаться с озером.

11. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(1) Много любопытного было в доме. (2) Были там заводные китайские человечки. (3) Погонится один за другим и машет палкой. (4) А мы смотрим, смеёмся. (5) Очень любили мы бывать в этом доме.

12. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.

13. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Ответ:

14. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1) Современная молодежь, поглощённая компьютерами, совсем перестала читать. (2) Спросите у молодого человека, какую книгу он читает? (3) В лучшем случае вы услышите, что какой-нибудь карманный детектив или любовный роман.

15. Из предложений 7-10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

(7) Ранним утром мы шли вдоль реки. (8) Несколько чаек кружили высоко в небе. (9)Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. (10) Тишь кругом и красота.

16. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1) Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2) Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3) Но мало кто мог её найти.

17. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(6) Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось говорить с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он перед началом работы любовался живописью Ларионова или Гончарова.

18. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(1) Все знали, что вечером Сергей уедет. (2) Маша долго ждала от него весточки. (3) И вот однажды глухой осенью…

19. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

(1) Впереди нас ждали ещё километры пути. (2) Мы присели отдохнуть и разожгли костёр. (3) Дымок окутал поляну.

20. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Устроившись в открытом месте, в кустах дубняка, жадными глазами следила она за передвижениями батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму — пороховом и от пожаров.

Источник

«Памятка для определения способа образования слов в русском языке»

слов в русском языке

(продукт проектной деятельности учащихся

11 класса МКОУ «СОШ №1» с.п. Шалушка Чегемского района КБР).

Руководитель — учитель русского языка и литературы Керефова Аксана Барасбиевна

При выборе производящего слова

(при имеющемся производном)

При определении способа словообразования

Неправильное восстановление словообразовательной цепочки

Что нужно знать?

В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным -существительное женского рода:

В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлеченное действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное производным:

Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→ приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

писать→ за писать→запис ыва ть

Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:

хороший → хорош о

Приставочный способ – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия:

дедушка→ пра дедушка

Суффиксальный способ – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему слову.

В русском языке есть суффиксы, которые состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного слова. Наиболее часто образуются таким образом

имена существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:

Бессуффиксный способ – присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим способом образуются следующие группы слов:

существительные от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:

Читайте также:  Виды очистки овощей способы удаления кожицы

существительные от прилагательных путём замены окончания прилагательного на нулевое окончание:

Сложение – способ, при котором происходит образование новых слов путём соединения частей нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).

Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий, сем-и-летний).

Запомни! В сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т. к. изменяются обе части: шест и десят и.

Запомни наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Переход – это способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Наиболее распространенные переходы: из прилагательного в существительное ( дежурный ученик – дежурный по подъезду),

из причастия в существительное ( управляющий производством человек – главный управляющий ),

из причастия в прилагательное ( ведущий судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог( ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая Вадика).

Сращение – это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём слияния, сращения слов в одно слово:

сей час→ сейчас; сего дня→ сегодня.

Воспользуйся схемой словообразовательного анализа.

Если нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни следующие действия:

-определи все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);

-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.

Подобным образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).

Например: близорук ость/

лес н ой, здоров енн ый.

Если нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то выполни следующие действия:

-выбери слова с приставкой и суффиксом;

-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если «нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если «нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Схема словообразовательного разбора:

определить какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).

найти производящее слово: истолковать значение производного ( это можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого оно образовано ) или подобрать слово, родственное производному (оно обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).

сравнив состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с помощью которой оно образовано.

определить способ образования исследуемого слова.

Пример словообразовательного разбора :

имеет значение «не имеющий дома ». Значит, образовано от слова «дом»

слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 326 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1506039

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы