Неаффиксальный способ словообразования это

Аффиксальные и неаффиксальные способы рус. словообразования, их характ-ка.

Производные слова, созданные с помощью одного и того же основного средства словообразования, характеризуются одним и тем же способом словообразования. Способ словообразования – это схема образования слова.

Суффиксация – присоединение суффикса к производящей основе (чист-еньк-ий).

Префиксация – присоединение префикса к производящему слову (после-завтра).

Постфиксация –присоединение постфикса к производящему слову (учить-ся).

Префиксация в сочетании с суффиксацией (на-стен-н-ый).

Префиксация в сочетании с постфиксацией (на-кричать-ся).

Суффиксация в сочетании с постфиксацией (петуш-и-ть-ся).

Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией (при-бедн-и-ть-ся).

Сложение: а) сложение производящей основы и производящего слова (овц-е-бык); б) сложение производящих слов (плащ-палатка).

Сложение в сочетании с суффиксацией (ясн-о-вид-ец, волн-о-рез).

Сращение: компоненты словосочетания срастаются в одно слово (долго/играющий, быстро/растворимый).

Аббревиация (вуз, ГАИ, эс/мин/ец, команд/арм). Во всех случаях сокращенные слова восходят к словосочетаниям, составным наименованиям.

Субстантивация – переход различных слов, групп слов из разряда прилагательных, местоимений, числительных, причастий в сущ-е (столовая, чаевые, учащийся).

Источник

НЕАФФИКСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Неаффиксальные способы словообразования ис­пользуются преимущественно в словообразовании сложных слов. Существует четыре разновидности не­аффиксального способа словообразования.

Чистое сложение — производное слово обра­зовано путем соединения одной или нескольких основ какой-либо части речи с самостоятельным словом. По­следний компонент — основной в сложении, так как именно он является носителем морфологических показа­телей. Этот способ действует в словообразовании су­ществительных и прилагательных. Начальный член (или члены) может находиться с основным как в равноправ­ных отношениях — отношениях сочинения (чёрно- белый, сине-зелёный, диван-кровать, плащ-палатка), так и в неравноправных — отношениях подчинения С водонепроницаемый, засухоустойчивый).

Компоненты, входящие в сложение, могут объеди­няться:

а) без интерфикса. При производстве имен сущест­вительных продуктивны сложения типа вагон-ресторан, плащ-палатка, платье-костюм, диван-кровать. Они объединяются отношениями сочинения;

б) посредством интерфикса. Этот вид сложений со­ставляют слова типа лесостепь, морозоустойчивый. Он включает и существительные, и прилагательные. Сло­жения этого вида могут быть в отношениях равноправ­ных (сочинения) — серо-жёлтый и неравноправных (подчинения) — водонепроницаемый (‘непроницаемый для воды’).

Показателями цельнооформленности сложного сло­ва являются закрепленный порядок компонентов, еди­ное ударение (обычно на последней части), а также от­сутствие изменяемости (при склонении) у начальных членов сложений, в том числе и тех, которые не имеют соединительной гласной: Он спал, укрывшись плащ- палаткой; Спросите разрешение у генерал-майора. Последний признак является факультативным для не­которых сложений: Пообедай в вагоне-ресторане.

Особый разряд в русском языке составляют единицы типа телеателье, фотопленка, киноаппарат. Первые ча­сти таких единиц тяготеют к разряду аналитических прилагательных, следовательно, такие единицы пред­ставляют собой явления промежуточные между слово­сложением и словосочетаниями с аналитическими прилагательными.

Сращение. Этот способ действует только при об­разовании имен прилагательных: быстрорастворимый, впередсмотрящий, долгоиграющий. Сращения отли­чаются от сложений тем, что они во всех своих формах тождественны по морфемному составу словосочета­ниям, на базе которых они образованы. От соответст­вующих словосочетаний сращения отличаются тем, что имеют единое ударение и закрепленный порядок частей (ср. с вышеприведенными словами: растворимый быст­ро, играющий долго).

Однако обычно производное сращение не является простой суммой значений производящих, а содержит нечто своеобразное — какое-то обобщение значений производящих, иногда некоторый элемент терминологи­зации значения. Это отражается на сочетаемости сра­щений с существительными. Так, прилагательное долго­играющий применяется только к пластинкам (можно лишь в шутку сказать о ребенке: «Какой у нас долго­играющий Петенька!»), быстрорастворимый — к саха­ру и т. п. Этой семантической и сочетаемостной при- крепленностью сращения как целостные слова отли­чаются от свободных сочетаний слов, послуживших ба­зой для их образования.

Аббревиация — сложение усеченных основ или усеченных и полных основ. Аббревиация действует толь­ко в словообразовании имен существительных: колхоз, СССР, ВЛКСМ, СЭВ, исполком, зарплата. Производ­ные слова, относящиеся к способу аббревиации, назы- ‘ ваются аббревиатурами (или сложносокращен­ными словами). По значению аббревиатуры эквивалент­ны словосочетаниям, путем сокращения которых они образованы: ГУМ — Государственный универсальный, магазин, СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи, ООН — Организация Объединенных Наций, зарпла­та — заработная плата. При утрате соотносительности между аббревиатурой и словосочетанием утрачивается ее словообразовательная мотивированность, т. е. про­исходит опрощение. Так, например, слово загс широко* известно людям, говорящим по-русски. Это учреждение, где регистрируются браки, рождение, смерть. Однако расшифровка этой аббревиатуры известна немногим (запись актов гражданского состояния); ср. также ко­жимит — имитация кожи; метизы — металлические из­делия.

В зависимости от того, из каких компонентов скла­дываются аббревиатуры, различают разные виды их ‘. Назовем основные из них:

а) буквенные, т.е. состоящие из названий на­чальных букв каждого слова словосочетания: СССР (эсэсэсэр), ВЛКСМ (вээлкаэсэм), ПТУ (пэтэу);

б) з в у к о в ы е, т. е. состоящие из начальных звуков каждого слова словосочетания (они читаются, как сло­ва): ГАИ — Государственная автоинспекция, ЦУМ — Центральный универсальный магазин, МНИТ — Мо­сковский институт инженеров транспорта;

в) слоговые, т.е. состоящие из начальных ча­стей каждого слова словосочетания: колхоз — кол­лективное хозяйство, исполком — исполнительный ко­митет, профком — профсоюзный комитет;

г) состоящие из начальной части первого слова и целого второго слова: подлодка — подводная лодка, детсад — детский сад, жилотдел — жилищный отдел;

д) состоящие из начальных звуков ряда первых слов и начальной части последнего: Институт мировой ли­тературы — И МЛ И;

е) состоящие из начала первого слова словосочета­ния и конца последнего (этот вид аббревиатур форми­руется в последнее время): ра\дио ->- стан] ция — ра­ция, вело [сипед ->- авто] мобиль — веломобиль, мо- \то ->- в ело си] пед — мопед, био [логия ->- электро] пи­ка — бионика, пара ]шют ->- аква] ланг — параланг. Этот вид словообразования развивается в современном русском языке под влиянием западноевропейских, отку­да заимствуются существительные, произведенные ука­занным способом, для названия новых явлений действи­тельности. Так, слово мотель со значением ‘гостиница для автомобилистов’ появилось в русском языке в конце 50-х годов нашего века из английского ток>П5<'5 Ьо<е1 — мотель '. Однако появление этой группы слов (небольшой, но постепенно возрастающей) позволяет говорить о рождении в русском языке нового подвида аббревиатурного способа словообразования. Во всяком случае часть таких слов (например, мопед, бионика) могла быть произведена и на русской почве, и заимство­вана [63] .

Сложносокращенный способ словообразования по­лучил развитие после Великой Октябрьской социалисти­ческой революции, когда возникла необходимость со­здать много новых названий для явлений советской действительности.

Среди существительных, созданных аббревиатурным способом словообразования, есть такие, которые ока­зались очень удобными и прочно вошли в русский язык. От них образуются новые слова: комсомолец, комсо­мольский; колхозник, колхозный. Однако в образовании сложносокращенных слов, особенно составленных не из частей слов, а из отдельных звуков или названий букв, необходима умеренность и осторожность. Сами по себе,

по своей звуковой форме, эти слова непонятны и нередко чужды русскому языку.

В истории аббревиации наблюдается движение от создания еди­ниц, не похожих на обычные слова, к созданию аббревиатур, напо­минающих обычное слово. Для современного русского языка харак­терна тенденция к созданию аббревиатур, близких обычным словам ‘. При этом ставятся следующие задачи:

а) аббревиатура должна быть благозвучной, многосонорной, не вызывающей нежелательных ассоциаций: релин — резиновый лино­леум, бестер — гибрид белуги и стерляди-,

б) желательно, чтобы аббревиатура напоминала обычное слово, вплоть до полной омонимии: ДОМ — добровольное объединение мо­лодежи; АРФА — архитектурный факультет.

В художественной литературе могут создаваться, с установкой иа шутку, каламбур, аббревиатуры, напоминающие слова далекой семантической сферы, например в научно-фантастических романах А. и Б. Стругацких: НИИЧАВО — Научно-исследовательский инсти­тут чародейства и волшебства.

Усечение. В современном языке под влиянием аб­бревиации создается еще один способ неаффиксального словообразования — усечение производящей основы по, аббревиатурному способу, т. е. вне зависимости от гра­ницы морфем. Этот способ действует только в слово­образовании имен существительных (заместитель — зам, заведующий — зав, магнитофон — маг, рок-н- ролл — рок, бадминтон — бад) [64] . Он характерен для разговорной речи. Возможно, что активации этого спо­соба словопроизводства в современном русском языке способствовало влияние современных западноевропей­ских языков [65] .

Неаффиксальные способы образования сложных слов характерны только для имен существи­тельных (чистое сложение и аббревиация) и прилага­тельных (сращение). Их отличие от аффиксальных спо­собов состоит в том, что производные слова не имеют категориального, классифицирующего значения (носи­телем которого является аффикс), отличающего их от производящего. Значение производного складывается из объединения значений производящих слов.

СУБСТАНТИВАЦИЯ

В словообразовании особое место занимает способ, при котором деривационное значение в производном выражается с помощью специфического преобразова­ния парадигмы словоизменения производящего. Этот способ принято называть конверсией (от лат. соп- уегзю — обращение).

В русском языке конверсия действует при образова­нии имен существительных, мотивированных и по фор­ме, и по смыслу прилагательными или причастиями. Данный вид конверсии называется субстантива­цией (ср. термин субстантив — имя существитель­ное). При этом парадигма прилагательного или прича­стия преобразуется: 1) количественно — существитель­ное сохраняет лишь часть «прилагательной» парадигмы (формы одного из трех родов или формы мн. ч.) и 2) ка­чественно — согласовательные флексии прилагатель­ного или причастия преобразуются в независимые аф­фиксы существительного ‘: сладкое, холодное, рыбное, молочное, мясное, третье, первое, второе; слабительное, наружное, внутреннее; бобовые, зонтичные, цитрусо­вые, парнокопытные; учительская, диспетчерская, про­фессорская, ординаторская, прорабская; ванная, аппа­ратная, телевизорная, бильярдная, душевая. Такие производные называют субстантиватами [66] .

Сущность этого способа состоит в том, что изменение парадигмы словоизменения производящего играет роль словообразовательного средства. Таким образом, этот способ занимает промежуточное место между спосо­бами неаффиксальными (при которых аффиксы не иг­рают роли словообразовательного средства) и аффик­сальными (при которых действуют специальные дери­вационные аффиксы).

Исследуя способы словообразования, В. В. Виногра­дов, помимо «нескольких типов морфологического сло­вообразования (т. е. образования новых слов с помо­щью аффиксов)», выделил ряд иных способов, с помо­щью которых производятся новые слова ‘. Выделение этих способов словообразования было важно для пони­мания процессов словообразования, для углубления теории словообразования. В. В. Виноградов показал, что словарный состав языка не только расширяется за счет появления новых производных слов, но есть и иные пути появления новых слов. Рассматривая эти способы словообразования, В. В. Виноградов не ставил перед собой задачи разграничивать явления синхронии и диа­хронии, однако он понимал глубокое своеобразие аф-‘ фиксальных способов и подчеркивал их принципиаль­ное отличие от неаффиксальных способов словообразо­вания. Он писал: «В сущности. при анализе синтакти- ко-морфологических, синтаксических и лексико-морфо­логических способов образования слов мы вкладываем в термины «словообразование» несколько иное содер­жание по сравнению с теми случаями, когда говорим об образовании производных слов посредством сочета­ния основ и аффиксов, корневых и аффиксальных мор­фем» [67] .

На современном этапе изучения словообразования представляется принципиально важным разграничи­вать способы синхронного словообразования и способы словообразования, действующие в диахронии. Исходя из этой задачи, кратко охарактеризуем способы слово­образования, выделенные В. В. Виноградовым и отно­сящиеся к историческому словообразованию, т. е. к диахронии:

а) лексико-семантический, состоящий «в переосмыслении прежних слов, в формировании омони­мов путем распада одного слова на два» [68] : успевать —■ ‘хорошо учиться’; ср. успеваемость и успевать — форма несовершенного вида к успеть. Слова, образованные этим способом,— результат исторического развития. Многие из них в системе современного языка являются непроизводными, т. е. не связанными со словами, поро­дившими их когда-то;

б) лексико-синтаксический — «довольно редкая лексикализация словосочетаний» (умалишён­ный, сумасшедший — из с ума сшедший, простофиля), а с другой стороны, «синтаксическое преобразование глагольных предложений в слова (например, почти, по­целуй; не-тронь-меня и т. п.)» [69] . Этот способ так же, как правило, действует в сфере исторического словообразо­вания. Слова, образуемые этим способом, создаются в результате длительного исторического развития и обычно производятся индивидуальным путем, а не ка­ким-либо типизированным образом.

К синхронному словообразованию относится лишь один типизированный вид лексико-синтаксического сло­вообразования — сращение (см. 5, 33);

в) морфолого-синтаксический — возник­новение нового слова в результате перехода слова или отдельной словоформы в другую часть речи: благода­ря — предлог (из формы деепричастия глагола благо­дарить). Морфолого-синтаксический способ объединяет разные явления. К диахроническому словообразованию относятся происходящие в результате длительного исто­рического развития изменения принадлежности той или иной единицы к определенной части речи, к синхронно- му — регулярные виды перехода слов какой-либо части речи в иную часть речи. К последним относится субстан­тивация.

От субстантивации как способа синхронного слово­образования следует отличать иные виды перехода слов или словоформ одних частей речи в другие, например переход словоформ различных частей речи в междоме­тия (батюшки! господи!), переход причастий в прилага­тельные, который принято называть термином «адъекти­вация» (блестящий ум, начитанный мальчик) а также употребление словоформ различных частей речи в роли существительных (Ваше ох меня испугало; Это резкое уходите! до сих пор звучало в ушах). В последнем слу­чае новых имен существительных не образуется: ох и уходите\ не новые имена существительные, а именно употребление междометия и глагола в функции сущест­вительного.

Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразо­вания [1951] Ц Избр. труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 155—165.

Лопатин В. В. Субстантивация как способ словообразования в современном русском языке Ц Русский язык: Грамматические ис­следования. М„ 1967.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 535 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Читайте также:  Лучший способ управления запасами
Оцените статью
Разные способы