Второстепенные члены предложения. Определение
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Второстепенные члены предложения. Определение | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Второстепенные члены предложения. Определение
Способы подчинительной связи управление примыкание согласование
Согласование — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное: Какой? Чей? прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное волшебный край Какой?
СОГЛАСОВАНИЕ — способ Главное слово : существительное. Зависимое слово: прилагательное,причастие, местоимение, порядковое числительное. Молодая берёзка, кипящая вода, наш друг, первый снег. подчинительной связи,когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа.
Управление — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже Вопросы косвенных падежей выражается окончаниями зависимых слов и предлогами написать другу Кому?
Управление – одно слово «управляет» другим (главное — зависимым), то есть требует от него «встать» в определённом падеже, определённой форме. При этом можно изменять главное — зависимое не будет изменяться: письмо другу, письмом другу, письма другу. и т.д. Плюс снова схемы: — существительное +существительное с предлогом или без. Предлог, как правило, есть показатель связи; -глагол + существительное (писать другу); — прилагательное + существительное (интересный переводчику) и др. схемы.
Управление Помогать Помогал Помогал бы отцу Рубить(что?) дрова Веря(во что?) в дружбу Двое(из кого?) из них Доволен (кем?) тобой Три дерева (им.вин.п) Три дочери (им.п)
Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу, а также интонацией и порядком слов Вопросы наречий наречие, деепричастие, инфинитив сказал волнуясь Как?
Примыкание- способ подчинительной связи, при котором зависимое слово Главное слово — глагол, деепричастие причастие, наречие, прилагательное, существительное. Зависимое слово- наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное. связано с главным только по смыслу и интонационно .
Заполните таблицу Бегать по улице, ваша одежда, вторая смена, вычерпать до дна, глиняная миска, извивающаяся змея, кофе по-турецки, намерение искупаться, не увидеть сослепу, нос лодки, переписать набело, полюбить девушку, слушать молча, столкнуть со стола, сходить к другу, таинственная незнакомка, черная папка, читать внимательно, ходить обнявшись, его сумка. управление примыкание согласование
Запомни ! Признак предмета или явления обозначает определение. Чей и какой вопросы просты . Лишь не хватает волнистой черты
Выучить! Что нового ? Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей Который?
второстепенный член [ ], который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? Определения придают эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, несут добавочную информацию На огромном российском Севере множество удивительных сокровенных мест. Определение —
Определение – второстепенный член [ ]. Обозначает признак, качество, свойство предмета. Отвечает на ? Какой? Чей? Который? бывает согласованное несогласованное согласование управление примыкание озорной взгляд утро в лицее
Согласованные определения Это определения, которые ставятся в том же роде, числе и падеже , что и определяемое слово.
Согласованные определения Выражаются прилагательными, причастиями, местоимениями (какой), порядковыми числительными.
Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием .
Несогласованные определения Выражаются: существительными, местоимениями (падежные вопросы), наречиями, синтаксически неделимыми словосочетаниями.
Алгоритм работы с определением 1. Задать вопрос. 2. Установить, что обозначает, какой член предложения поясняет. 3. Определить, какой частью речи выражено. 4. Определить вид подчинительной связи определения с определяемым словом. 5. Установить: согласованное или несогласованное.
Определить вид определения Шёлковое платье – платье из шёлка Кареглазая девушка – девушка с карими глазами Пальто мамы – мамино пальто Варёное яйцо – яйцо всмятку Клыки медведя – медвежьи клыки Лесные звуки – звуки музыки След зайца – заячий след Волчья шкура – шкура волка Железная деталь – деталь из железа Туфли впору – новые туфли В каждом словосочетании: — подчеркните определения — отметьте главное слово — определите тип подчинительной связи
Подчеркнуть определения, определить их вид 1.На витрине стояла ваза из хрусталя. 2.Дверь слева вела в подвал . 3.Мечта отдохнуть так и не сбылась этим летом. 4.На обед подали восхитительный борщ по-флотски. 5.Напротив стоял кирпичный дом в два этажа.
Потренируемся На витрине стояла ваза из хрусталя (несогл.). Эта (согл.) ваза из хрусталя (составное именное сказуемое). Дверь слева (несогл.) вела в подвал. Мечта отдохнуть (несогл.) так и не сбылась этим (согл.) летом. На обед подали восхитительный (согл.) борщ по-флотски (несогл.). Напротив стоял кирпичный (согл.) дом в два этажа (несогл.).
Из данного предложения выпишите несогласованное определение. На Сергее Алексеевиче прекрасно сидел пиджак в клетку.
Найти определения , определить их вид 1.Я подошел к огромному разросшемуся дубу. 2.Волна счастья и радости захлестнула его. 3.Есть тема получше. 4.Книга сказок сохранилась в его библиотеке. 5.Беспокойство мое исчезло. 6.Дребезжит третий звонок.
1.Я подошел к огромному, разросшемуся дубу. 2.Волна счастья и радости захлестнула его. 3.Есть тема получше . 4.Книга сказок сохранилась в нашей библиотеке. 5. Беспокойство моё исчезло. 6Дребезжит третий звонок.
Образец для самопроверки самостоятельной работы На витрине стояла ваза из хрусталя (несогл.). Дверь слева (несогл.) вела в подвал. Мечта отдохнуть (несогл.) так и не сбылась этим (согл.) летом. На обед подали восхитительный (согл.) борщ по-флотски (несогл.). Напротив стоял кирпичный (согл.) дом в два этажа (несогл.).
Прочитайте предложения и сформулируйте к ним задание. 1. Из окна открывался потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий . 2.Утром начался сильный дождь. – Утром дождь был сильный . 3.Мы живем в первом от площади доме. – Наш дом первый от площади. 4. В лагерь вернулись усталые туристы. – В лагерь туристы вернулись усталые. 5 Доводы комиссии были очень убедительные . – Комиссия представила убедительные аргументы .2
Произведи синонимичную замену. Укажи тип связи. Подчеркни определение Здание для библиотеки, сев весной, скульптура из бронзы. Утренняя зарядка. Лекарство против гриппа. Январский день. Масло для смазки. Надпись на память. Дежурство по ночам.
Чем выражено определение? Платье из шелка Дом из дерева Ваза из стекла Кувшин из глины Совет друга Ограда из камня С любым выражением составить предложение
Найдите определения 1. Медом и чаем усталого путника мы угощаем. 2. Примите мой поклон. 3. Дорога шла шоколадною лентою. 4 В сыром мартовском дне сияли леса за Обью. 5 В крутом овраге под горой бьет из камней родник холодный.
1) Выпишите номера предложений с согласованными определениями. А. Хорошее слово – половина дела. Б. Полный месяц показался из-за горизонта. В. В поле росли ромашки величиной с ладонь. Г. Мы вошли во двор при соборе.
2) Выпишите номера предложений с несогласованными определениями. А. Парк при доме отдыха обнесен забором. Б. Голос поэта сливается с голосами читателей. В. Хороши снеговые метели. Г. Запах сырости переполнял воздух.
№ 3 Укажите предложение, в котором выделенное слово является определением. 1) Смелый к победе стремится. 2) Предложение было написано на доске. 3) С любимыми не расставайтесь! 4) Поездку в горы ожидали все..
№ 4 . Укажите предложение с несогласованным определением. 1) Днём её примнут колёса автомобилей, но сейчас по траве ходит голубь и урчит. (Евдокимов Н.) 2) Река проснулась, она заворочалась, подставляя солнцу свою остывшую за ночь чешую. (Евдокимов Н.) 3) В воде отразилось далёкое облако. (Евдокимов Н.) 4) А потом наступило долгое затишье. (Евдокимов Н.)
№ 5 Укажите предложение с несогласованным определением. 1) Мы возвращались, таща на окровавленной шипели одного из наших товарищей. (Евдокимов Н.) 2) Шёл тяжёлый сорок первый год. (Евдокимов Н.) 3) Каждую ночь мы ползли к немецким окопам в надежде поймать «языка». (Евдокимов Н.) 4) Этот длинный скользкий шест заменил нам миноискатель. (Евдокимов Н.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Второстепенные члены предложения. Определение
Урок — презентация; урок знакомит учащихся с новым понятием – определение, позволяет выявить основные способы выражения определений, их роль в речи. Ученики приобретают умение находить определение в п.
Второстепенные члены предложения. Определение
Урок русского языка Второстепенные члены предложения . Определение. Русский язык. 8 класс.
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот.
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.
Ход урока I.Организационны.
Второстепенные члены предложения.( Определение).
Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди».
Второстепенные члены предложения. Определение.
Конспект урока «Второстепенные члены предложения. Определение».
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ.5класс
Работа содержит конспект урока, схему-конспект и презентацию по теме. Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение. Цели урока: Воспитательные : -воспитывать чуткое отношение к родно.
Источник
Не увидеть сослепу способ связи
Цель: 1. закрепить знаний о подчинительных видах связи; Актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
2. развитие коммуникативной компетентности обучающихся
3. Воспитывать внимание учащихся.
2. Этап проверки домашнего задания.
Примечание. учебник Русский язык: учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения. Второе издание, переработанное, дополненное. – Алматы: Мектеп, 2011. – 344 с
упражнение № 52. замените глаголы отглагольными существительными. Сотсавьте три предложения с любыми словосочетаниями
3. Этап проверки знаний.
Устный ответ на лингвистическую тему: «Виды связи слов в словосочетании»
4. Сегодняшний урок мы посвятим повторнеию и закреплению темы «Типы связи слов в словосочетании»
5. Этап повторения. Слово учителя
Способы подчинительной связи — согласование, управление, примыкание.
Согласование — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное:
Лениво дышит(Что делает?) полдень (какой?) мглистый. (Ф. Тютчев.)
В предложении сказуемое дышит согласуется с подлежащим полдень в ед. ч., а определение мглистый согласуется с подлежащим в м. р., ед. ч., им. п. Согласование выражено окончаниями: -ит — у сказуемого, -ый — у определения.
Чаще всего согласуются сказуемые и определения.
Управление — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже: тормозить (что?) движение, препятствовать (чему?) движению; писать (о чем?) о поездке; описывать (что?)местность; написать (что?)письмо; написать (кому?) другу; написать(о чем?) об экзаменах и др.
Управление выражается окончаниями зависимых слов и предлогами.
В предложении управляются чаще всего дополнения:
Старик ловил (чем?) неводом рыбу. (А. Пушкин.)
При согласовании изменение формы главного слова вызывает изменение формы зависимого (летн\ий дождь, летн\его дожд\я и т. д.)„ а при управлении изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого:
участвую в движени\и, участвовать в движени\ и, участвуешь в движени\и и т. д.).
Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу, а также интонацией и порядком слов: очень милый, уехал (куда?) учиться, сказал (как?) волнуясь. Примыкают наречия, инфинитив и деепричастия.
В предложении чаще всего примыкают обстоятельства:
Лениво катится (как?) река. (Ф. Тютчев.)
6. Этап закрепления темы
Задание № 1. распределите данные словосочетания в три столбика:
Восьмое января, голос учителя, дремать стоя, крайне усталый, моя биография, находиться в комнате, очень много, позвать тебя, поющий скворец, розовый цветок, старик рыбак, усталый от дел.
Бегать по улице, ваша одежда, вторая смена, вычерпать до дна, глиняная миска, извивающаяся змея, кофе по-турецки, намерение искупаться, не увидеть сослепу, нос лодки, переписать набело, полюбить девушку, слушать молча, столкнуть со стола, сходить к другу, таинственная незнакомка, черная папка, читать внимательно, ходить обнявшись, его сумка.
Прочитайте предложения. Выпишите из предложений словосочетания, слова в которых связаны управлением.
1. Щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. 2. Матвей сидел в буфете, пил чай с лимоном и говорил. 3. В выборе пьес и распределении ролей я не принимал никакого участия. 4. Декорации писал я у Ажогиных в сарае или на дворе. 5. Они свернули в сторону и шли всё по скошенному полю, то прямо, то забирая направо, пока не вышли на дорогу. (А.Чехов)
Дополните предложения словами, которые примыкали бы к главным словам в словосочетаниях.
1. . на улице шел дождь. 2. Очень вредно читать . . 3. Собака . подбежала к хозяину. 4. . дети катаются на санках и лыжах. 5. На завтрак были яйца. 6. Мы . отдохнули. 7. Дочка говорила.
Слова для справок: взволнованно, вкрутую, замечательно, зимой, лежа, тотчас, утром.
По схемам определите, каким видом связи связаны слова в словосочетаниях (главные слова выделены). Составьте словосочетания по данным схемам.
1. Прил.+Сущ. 2. Прич.+Сущ. 3. Глаг.+Сущ. в Т.п. 4. Глаг.+Нар. 5. Сущ.+Сущ. в Р.п.
1. Какое из сочетаний слов НЕ является словосочетанием?
В) ХОРОШАЯ ПОГОДА
Г) ДУМАЛ О БУДУЩЕМ
2. Какое из сочетаний слов НЕ является словосочетанием?
А) РЕШИЛ ПЕРЕДОХНУТЬ
Б) СПРАВА ОТ ДОРОГИ
В) НА ЛИЛОВОМ ПЛАТЬЕ
Г) НЕБО ПРОЯСНИЛОСЬ
3. Какое из сочетаний слов НЕ является словосочетанием?
А) ДЕЙСТВОВАЛ ВСЛЕПУЮ
Б) В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ
В) В ТЕМНОМ ЛЕСУ
Г) ГРОЗЯЩИЙ ОПАСНОСТЬЮ
4. Укажите количество словосочетаний
«Звёзды гаснут; книги Горького; многие ошибки; подул ветер; книги помогли; снег и дождь; у огня; уверенность в победе; позади дома; говорить по-французски; не только белый, но и красный; очень красиво; гулять по парку».
5. Укажите словосочетание, в котором способ связи согласование:
Б) ДУМАТЬ О БЛИЗКИХ
В) НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ
Г) ХОРОШО УЧИТЬСЯ
6. Укажите словосочетание, в котором способ связи управление:
В) ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
7. Укажите словосочетание, в котором способ связи примыкание:
Б) СКАЗАЛ ВОЛНУЯСЬ
Г) НЕВЕСТА НА ВЫДАНЬЕ
8. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях:
9. Укажите номер ответа, в котором содержится ошибка в определении способа связи в словосочетании:
1) выиграть битву — управление
2) грубую игру — согласование
3) прийти засветло — примыкание
4) идти свистя — управление
10. Укажите номер ответа, в котором содержится ошибка в определении способа связи в словосочетаниях
1) серебряный шар – согласование
2) писать письмо – согласование
3) решение задачи — управление
4) отвечал невежливо — примыкание
11. Среди представленных ниже сочетаний слов одно не является словосочетанием. Предложение: Долг каждого русского человека – знать, любить и хранить свой язык, чтобы передать его во всём богатстве следующим поколениям
А) Каждого русского
В) Знать, любить и хранить
Г) Во всём богатстве
12. Определите вид связи в словосочетании:
13. Выпишите словосочетание с видом связи примыкание. Предложение: Было отчётливо видно, что они не спрашивали разрешения куда-то пойти или поехать
Б) Отчётливо видно
В) Спрашивали разрешения
Г) Пойти или поехать
14. Укажите словосочетания с видом связи согласование. Предложение: К дому иногда забредали коровы и ещё приезжали деревенские мальчишки на лошадях.
А) Мальчишки на лошадях
Б) Приезжали к дому
В) Деревенские мальчишки
Г) Иногда забредали
15. Укажите словосочетания с видом связи управление. Предложение: Город довольно быстро добрался до деревни и поглотил её.
А) Довольно быстро
Б) Добрался до деревни
В) Быстро добрался
16. Укажите словосочетание с видом связи примыкание.
Для любителей поиграть в снежки нет лучшего места на земле, чем небольшой норвежский городок Варде
Б) Лучшего места
В) Поиграть в снежки
Г) Для любителей поиграть
17. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
А) Старинная запись, кто-то из нас
Б) Прекрасные мысли, развешанные на стенах
В) У твоего дома, вымытый пол
Г) Небольшие затруднения, придуманный мною
18. В каком ряду все словосочетания со связью управление:
А) Образованный от глагола, каждый из присутствующих
Б) Любить жизнь, смотреть пристально
В) Оба претендента, долго сомневались
Г) Некоторые из нас, рассмотреть вдали
19. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
А) Постоянно сомневаться, работать на ноутбуке
Б) Кофе по-турецки, яйцо вкрутую
В) Говорить невпопад, рассматривая себя
Г) Говорить вполголоса, развешивая бельё
20 Найдите правильное определение словосочетания.
А) Словосочетание — это два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу.
Б) Словосочетание — это два или несколько самостоятельных слов, объединённых грамматически.
В) Словосочетание — это два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически.
7. Этап рефлексии
8. Этап оценивания
9. Этап информированности о домашнем задании
Пройденные темы повторить. Практика – упражнение 80. списать, определить тип связи в словосочетании
Источник