Не трудный способ образования

Содержание
  1. Основные способы словообразования с примерами
  2. Содержание:
  3. Морфологические способы словообразования
  4. Приставочный (префиксальный) способ
  5. Суффиксальный способ
  6. Приставочно-суффиксальный
  7. Бессуффиксный способ
  8. Сложение
  9. Сращение
  10. Переход одной части речи в другую
  11. Аббревиация
  12. Усечение
  13. Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
  14. Лексико-синтаксический способ словообразования
  15. Морфолого-синтаксический способ словообразования
  16. Лексико-семантический способ словообразования
  17. Таблица с примерами
  18. Разбор по составу слова «нетрудный»
  19. Сходные по морфемному строению слова
  20. Делаем Карту слов лучше вместе
  21. Ассоциации к слову «нетрудный&raquo
  22. Синонимы к слову «нетрудный&raquo
  23. Предложения со словом «нетрудный&raquo
  24. Цитаты из русской классики со словом «нетрудный»
  25. Сочетаемость слова «нетрудный&raquo
  26. Значение слова «нетрудный&raquo
  27. Афоризмы русских писателей со словом «нетрудный&raquo
  28. Отправить комментарий
  29. Дополнительно
  30. Значение слова «нетрудный&raquo
  31. Предложения со словом «нетрудный&raquo
  32. Синонимы к слову «нетрудный&raquo
  33. Ассоциации к слову «нетрудный&raquo
  34. Сочетаемость слова «нетрудный&raquo
  35. Морфология
  36. Правописание
  37. Карта слов и выражений русского языка
  38. Трудные случаи словообразования материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
  39. Скачать:
  40. Предварительный просмотр:
  41. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные способы словообразования с примерами

Содержание:

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

  • Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Читайте также:  Способы взятия крови у свиней

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная) – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

  • График (план работы) – график (художник)

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)

  2. Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
    • Отворила (дверь) – отварила (картошку)

  3. Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
    • Печь (протопить) – печь (пироги)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

  • Древний храм (прям) – храм природы (перен)

Таблица с примерами

Способ образования

Примеры

Приставочный

  • Чистить —очистить
  • Искренний – неискренний
  • Жечь — сжечь

Суффиксальный

  • Нефть – нефтяной
  • Парник – парниковый
  • Производство — производственный

Приставочно-суффиксальный

  • Правый – вправо
  • Граница – безграничный
  • Грязь — загрязнение

Постфиксальный

  • Приходить – приходиться
  • Связывать, связываться
  • Располагать — располагаться

Сложение основ

  • Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
  • Пар, ходить – пароход
  • Лес, заготовка — лесозаготовка

Сложение усеченных основ с целым словом

  • Экологический, система –экосистема
  • Физическая культура – физкультура
  • Драматический кружок — драмкружок

Аббревиатура

  • Средства массовой информации – СМИ
  • Правила дорожного движения – ПДД
  • Организация Объединенных Наций — ООН

Приставочно-постфиксальный

  • Писать – расписаться
  • Думать – задуматься
  • Плакать — расплакаться

Суффиксально-постфиксальный

Источник

Разбор по составу слова «нетрудный»

не приставка
трудн корень
ый окончание

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова борный (прилагательное):

Ассоциации к слову «нетрудный&raquo

Синонимы к слову «нетрудный&raquo

Предложения со словом «нетрудный&raquo

  • Он согрелся настолько, что теперь поведать мне о своих проблемах стало делом нетрудным.

Цитаты из русской классики со словом «нетрудный»

  • Служба была совсем нетрудная, и Вахрушка старался.

Сочетаемость слова «нетрудный&raquo

Значение слова «нетрудный&raquo

НЕТРУ́ДНЫЙ , —ая, —ое; —ден, —дна́, —дно. Не требующий больших усилий, не представляющий особых трудностей для осуществления, решения и т. п.; легкий. Нетрудная задача. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «нетрудный&raquo

  • Жизнь отдать нетрудно, а прожить так, чтобы жизнь твоя людям послужила, — это вот и есть самая настоящая радость.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «нетрудный&raquo

НЕТРУ́ДНЫЙ , —ая, —ое; —ден, —дна́, —дно. Не требующий больших усилий, не представляющий особых трудностей для осуществления, решения и т. п.; легкий. Нетрудная задача.

Предложения со словом «нетрудный&raquo

Он согрелся настолько, что теперь поведать мне о своих проблемах стало делом нетрудным.

Ведь это для вас будет совсем нетрудным делом – можно перейти играть в другое место или попробовать иную, более спокойную игру.

Утро выдалось великолепное, море мало-помалу успокоилось, и лёгкий бриз, дувший с моря, обещал нетрудное плавание.

Синонимы к слову «нетрудный&raquo

Ассоциации к слову «нетрудный&raquo

Сочетаемость слова «нетрудный&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Трудные случаи словообразования
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Анализируя контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений, можно прийти к выводу, что в непрофильных классах можно ограничиться повторением четырёх способов словообразования: приставочного, приставочно-суффиксального, суффиксального и бессуффиксного;

рассмотрим трудные случаи словообразовательного разбора и научимся решать экзаменационные задания с наименьшей затратой времени;

вспомним способы образования слов.

Скачать:

Вложение Размер
трудные случаи словообразования 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трудные случаи словообразования

(по материалам журнала «Русский язык в школе»: № 7, 2010 г.; № 2, 2011 г.)

Анализируя контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений, можно прийти к выводу, что в непрофильных классах можно ограничиться повторением четырёх способов словообразования: приставочного, приставочно-суффиксального, суффиксального и бессуффиксного;

рассмотрим трудные случаи словообразовательного разбора и научимся решать экзаменационные задания с наименьшей затратой времени;

вспомним способы образования слов:

1) Префиксация, или приставочный способ:

всегда  на всегда

2) Суффиксация, или суффиксальный способ:

синий  син ев а;

3) Постфиксация, или постфиксальный способ:

радовать  радовать ся

1) Префиксально-суффиксальный, или приставочно-суффиксальный:

дорога  без -дорож- j (е)

читать  за -читать- ся

нужда  нужд- а -ть- ся

шептать  пере -шёпт- ыва- ть- ся

вагон + рестроран  вагон-ресторан

много + уважаемый  многоуважаемый

3) Аббревиация, или сложение сокращённых элементов слов:

«Русский язык в школе»  РЯШ

Исторический факультет  истфак

5) Субстантивация – образование существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных и причастий:

раненый (боец)  раненый (в госпитале)

— рассмотрим трудные случаи; запомним:

1. Суффиксальным способом образуются :

б) существительные женского рода, обозначающие живые существа женского пола:

в) существительные, имеющие значение «невзрослости»:

г) существительные, имеющие значения «отвлечённое действие» (они образуются от глаголов):

2. Нулевая суффиксация используется при образовании :

а) существительных от глагола:

б) существительных от прилагательных:

3. Приставочно-суффиксальным / постфиксальным способом образуются разные части речи; учащимся раздаётся памятка :

под –

Например: соратник, бездельник, напарник

без–

Например: безделье, Поволжье

На-

до-

по-

Например: покашливать, присвистывать

по-

Например: пояснить, озеленить, углуб и ть

— самый трудный случай словообразования – «нулевая суффиксация»; с помощью нулевого суффикса образуются, в основном, имена существительные от глаголов (тогда они сохраняют в своём значении сему действия) или прилагательных (сохраняют указание на признак), реже – от других существительных (при образовании пары по полу); и на этот раз воспользуемся таблицей.

В представленной таблице использован принцип сопоставления: в первой части находятся слова, образованные с помощью нулевого суффикса, в правой – с помощью материально выраженных суффиксов, имеющих такое же значение.

При работе с таблицей закрепляется навык обнаружения связей между близкородcтвенными и одноструктурными словами, осмысляется такое явление, как морфемная синонимия.

Существительные, образованные от прилагательных

Сырой  сыр ость

Тихий  тиш ин а

Синий  син ев а

Высокий  выс от а, выш ин а

Белый  бел изн а

Отприлагательные существительные со значением лица

Интеллектуаль н ый  интеллектуал

Нейтраль н ый  нейтрал

Добрый  добр як

Глупый  глуп ец

Отглагольные существительные со значением процесса

Полив а ть  полив

Выход и ть  выход

Бегать  бег отн я, бега ни е

Поливать  полив к а

Бороться  борь б а

Отглагольные существительные со значением лица

Заик а ть ся  заика

Задир а ть  задира

Говорить  говор ун

Обманывать  обман щик

Наименование лиц женского пола

Артист  артист к а

Учитель  учитель ниц а

Пловец  пловч их а

Другие части речи

Гореть  горе л ый

Надеемся, это поможет избежать ошибок при выполнении заданий ЕГЭ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении»

Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку в разделе:»Синтаксис и пунктуация» . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков .

Программа элективных курсов «Трудные случаи пунктуации».11 класс.

Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к .

Программа элективных курсов «Трудные случаи орфографии». 10 класс.

Курс «Трудные случаи орфографии» 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка.

Трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных.

Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множ.

Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)

Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ:Трудные случаи словообразования

Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствуют пов.

Трудные случаи словообразования.

Материалы рассматривают наиболее трудные случаи способов образования слов.Помогут в подготовке к ЕГЭ .

Источник

Читайте также:  Рецепт засолки зеленых помидор холодным способом с горчицей
Оцените статью
Разные способы