Не столько способ правления сколько способ ограничить правительство рейган

Не столько способ правления сколько способ ограничить правительство рейган

Какому обществоведческому понятию посвящены следующие высказывания известных философов и мыслителей.

1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).

2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р. Рейган).

3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К. Макконнелл, С. Брю).

4. «Это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем взаимного договора между собой,

огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты». (Т. Гоббс)

5. «Это понятие имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно противополагается простой сумме людей».

6. « Если бы ему можно было дать сражение, я бы его не боялся; но так как нет такой артиллерии, которая бы могла с ним справиться, то его можно покорить только справедливостью и дешевизной». (Наполеон I)

7. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, не только не благо, но несомненное и очевидное . » (Л. Н. Толстой)

8. «Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы незнаем еще, что такое . » (Конфуций)

9. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого

выигрывает . » ( А. Смит)

10. Лица, обладающие интеллектуальным и Моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу (Ж. Боден)

Источник

Демократия — не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство Р. Рейган

В данной цитате приводится мысль, что демократия как политический режим является важнейшим ограничителем власти, механизмы которой способны обеспечить контроль за этой властью, а, с другой стороны, дать механизмы выражения гражданского общества и обеспечить диалог между государством и обществом. Я согласна с этим высказыванием. Действительно, демократия позволяет учитывать интересы и мнения большинства граждан.

Традиционно под понятием «демократия» политологи понимают политический режим государства, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти. Слово ,,демократия’’-древнегреческое и буквально означает ,,власть народа’’. Главная проблема демократии состоит в том, чтобы народ действительно имел реальные возможности участвовать в управлении, в формировании органов государственной власти. Проблема не простая, потому что в большинства странах число граждан больше одного миллиона, и весь народ не может постоянно участвовать в управлении обществом.

Исторически сложилось две основные формы демократии: прямая и представительная. Прямая демократия — это непосредственное выражение гражданами своих политических интересов. Такой выражение, например, может быть реализовано через референдумы. А вот представительная демократия, как правило, реализуется в форме выборов (например, депутатов ГосДумы или выборов президента РФ). В представительной демократии важную роль в формировании парламентов играют политические партии. Они выражают интересы больших групп граждан и организуют своим кандидатам поддержку на выборах.

Когда мы рассуждаем о демократии как важнейшем ограничителе власти, то, конечно, нам важно помнить, что система разделения властей, система сдержек и противовесов, которая в ней существует, действительно может бороться с произволом в политической системе. Специалисты политологи отмечают, что в зрелых сформировавшихся демократиях статистически уровень коррупции и нарушения прав человека значительно ниже, чем в государствах с недемократическими режимами. И во многом это заслуга заключается в том, что в демократиях существуют реальные альтернативные выборы, победившие на которых представители народа (например, члены парламентов) имеют законные рычаги контроля над представителями исполнительной власти (например, отправить в отставку).

Примеров эффективного ограничения правительственной власти история знает немало. Например, в Древней Греции существовал феномен афинской демократии. В Афинском полисе каждый свободный житель имел право участвовать в работе Народного Собрания, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. На таком Собрании решались ключевые вопросы жизни Афин. Отдельно существовала и судебная система, которая вершила свои дела через «Суд Присяжных». Наверно, афинская демократия не могла полностью избежать злоупотреблений, однако та прозрачность, с которой сопровождалось решение тех или иных проблем, позволяла населению эффективно решать многие вопросы. Получилось, что с введением многих примитивных демократических институтов древних грекам удалось ограничить не управляемую до этого власть аристократии, которая управляла полисом в своих интересах узкой богатой группы.

Другим, уже современным примером деятельности демократии как ограничителя власти может послужить США. В США во главе государства стоит президент, который избирается представителями народа и стоит во главе исполнительной власти. У президента США много значимых полномочий, однако, один президент и его команда министров политику в этом государстве не делают. Существует представительный институт Конгресса, который имеет законное право инициировать импичмент президента США, если тот нарушил закон, а президент, в свою очередь, имеет право наложить «вето» на любой закон, принятый в Конгрессе и тем самым также ограничить деятельность Конгресса. Конечно, США уже давно перестали быть образцом современной демократии, но система сдержек и противовесов, работающая в их демократической системе помогает бороться с многочисленными злоупотреблениями и не допустить произвола власти. Недавним доказательством этой эффективной работы является борьба с абсурдной идеей построить стену на границе с Мексикой за баснословные деньги. Идея Трампа «отгородиться» стеной от мигрантов встречает активное сопротивление не только в стенах Парламента, но и на страницах газет и журналов.

Таким образом, приведенные примеры подтверждают, что высказывание Р. Рейгана справедливо. Демократия позволяет учитывать правительству мнение граждан, тем самым проводить политику в интересах народа. Демократия ограничивает возможность произвола властей, обеспечивая блага и общий интерес для всех.

Читайте также:  Способы быстрому росту волос

Источник

Готовимся к олимпиаде по обществознанию
консультация по обществознанию на тему

Готовимся к олимпиаде по обществознанию. Примерные задания.

Скачать:

Вложение Размер
primery_razlichnykh_tipov_zadaniy_predlagaemykh_dlya_primeneniya_na_shkolnom_i.doc 352 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры различных типов заданий,

предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады

Задания с рядами

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1. Обычай, прецедент, закон.

2. Эпос, былины, предания, сказки.

3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

Ответ: 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.

2. Заполните пропуск в ряду.

1. Производство, ………, распределение, потребление.

2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……

3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления

средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более

Ответ : 1. Обмен. 2. Сословие. 3. Не более пяти лет.

3. Что является лишним в ряду? лишнее слово подчеркните и объясните,

почему вы так решили.

1. Республика, монархия, федерация.

2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

3. Административное право, гражданское право, семейное право.

1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные

термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли

4. Заполните пропуск в ряду.

1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,

«Капитал»; ………………………. «Общая теория занятости, процента и денег».

2. Н.Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о

государственном правлении», Ж.Ж.Руссо , «Об общественном договоре».

3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, …….

закона Президентом РФ, опубликование закона.

4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.

5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………. .

Ответ : 1. Дж.М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия.

Выбор из перечня

1. Найдите в приведенном перечне категории населения, которые включаются

в численность рабочей силы и обведите цифры, под которыми они указаны, в

2.Частично занятые на производстве.

3. Не имеющие работы, но активно ее ищущие.

4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.

5. Работающие по гибкому графику.

6. Работающие по вахтовому методу.

7. Студенты дневного обучения.

2. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий,

принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ»,

«провозвестница истинного света» (Боэций).

2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного

товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).

Ответ : 1. Философия. 2. Демократия. 3. Рынок.

Определение правильности или ошибочности утверждений

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не

1. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам

граждан, регулируются нормами трудового права.

2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень

аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-

либо идеологии в качестве государственной.

4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких

убытков, связанных с его деятельностью.

6. Государство не является единственным носителем политической власти.

7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом

проявляется целостность политической системы.

9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах,

что обеспечивает общеобязательность их предписаний.

10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его

1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.

Соответствие имени ученого и высказанных им идей

В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.

Практические задания на знания содержательных модулей курса

Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную

Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон»

Ответ : Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые

регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и

организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Работа со схемами

1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов .

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.

2. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства,

права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три

термина: «государство», «право», «личность».

Задания с иллюстративным рядом

Перед вами портреты (в данных материалах не представлены) мыслителей и ученых, внесших вклад в развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы.

1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.

2. Объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки, положен в основу

группировки в каждом случае.

Группа 1 – российские мыслители: А.И.Герцен, В.С.Соловьев, В.И.Вернадский,

И.А.Ильин. Группа 2 – мыслители эпохи Просвещения: Б.Франклин, Ж.Ж.Руссо, А.Смит

Грамотность написания обществоведческих терминов

Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка

2. М…н…т…ризм – экономическая теория.

3. Д…в…рс…фикация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые

4. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам.

5. …кси…логия – учение о ценностях.

6. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.

7. Стр…т. ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.

8. Л…г…тимность – законность.

9. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.

10. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

1. Конформизм. 2. Монетаризм. 3. Диверсификация. 4. Дивиденд. 5. Аксиология. 6. Дискриминация. 7. Стратификация. 8. Легитимность. 9. Сепаратизм. 10. Глобализация.

Задания на знание обществоведческих понятий

1. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы .

2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое о занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией семейным положением.

Ответ: 1. Инфляция. 2. Социальный статус.

2. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух

понятий. Назовите эти понятия.

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления

2. социальной, стремление, противостояние, политической, группы, курсу, бороться, или, влияние, официальному, власть, за, нее, на.

Ответ: 1. Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть.

2. Противостояние социальной или политической группы официальному курсу,

стремление бороться за власть или за влияние на нее – оппозиция.

Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

По г о р и з о н т ал и . 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мераположительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.

По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение. 5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина. 9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал. 13. Племя.

По вертикали. 2. Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

Задания на соответствия

Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие ЦИФРЫ и БУКВЫ в нужные графы. Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

1. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……. ». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .

Ответ: 7, 13, 6, 4, 11, 1, 8, 2, 3, 5

2. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя

мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму.

Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую

он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка.

1. ……… раскрыл истории законы,

пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)

2. По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)

3. Прочел он Гиббона, …… ,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Staёl, Биша, Тиссо,

Прочел скептического Беля,

Прочел творенья Фонтенеля,

Прочел и наших кой-кого… (А.С.Пушкин).

4. Мы диалектику учили не по ………. .

Бряцанием боев она врывалась в стих,

когда под пулями от нас буржуи бегали,

как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)

1. К.Маркс, XIX в., экономист, социолог, философ. Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата. 2. И.Кант, XVIII – начало XIX в., философ. 3. Ж.Ж.Руссо, XVIII в., философ. 4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.

Задания по тексту

1. Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

1. Что такое прогресс?

2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?

3. Какие иные критерии прогресса вам известны?

Ответ: 1. Направленное движение от менее совершенного в более совершенному. 2. Способность общества заботиться о недостаточно обеспеченных слоях населения. 3. а) Совершенствование техники, б) прогресс науки, в) развитие разума, г) постепенное приближение к правовому устройству, д) рост сознания свободы, е) развитие производительных сил, ж) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, з) все, что способствует возвышению гуманизма. Возможны другие правильные критерии.

2. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности 1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.

В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов. В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока – жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане . Индустриальное общество (7) вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых. Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя. Исследуя процесс зарождения профессий, Г.Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало- помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.

1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

2. Автор пишет о первобытности и древности. Назовите известные вам признаки,

отличавшие древность от первобытности.

3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?

Деятельность – такая форма активности, для которой характерно целенаправленное преобразование окружающего мира. Профессиональная группа – совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием, как профессия. Первобытное общество – самая длительная в истории человечества эпоха, охватывающая время от появления первых людей до возникновения государства.

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения.

Дифференциация – разделение целого на различные части. формы и ступени.

Жрецы – социальная группа, занимавшаяся отправлением культов в первобытных и древних обществах.

Индустриальное общество – стадия развития общества, сменяющее традиционное общество. Институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. 2. Переход к производящему хозяйству, усложнение социальной структуры, возникновение городов, появление государства, писаного права, письменности. 3. Г Спенсер (1820 – 1903), английский философ и социолог. Учащимся известен как представитель позитивизма.

3. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.

Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию,

от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

1) перерисовав таблицу, озаглавить ее колонки;

2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;

3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;

4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы.

1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом.

2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения

производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.

Источник

Читайте также:  Способ употребления кристаллов мдма
Оцените статью
Разные способы