Не пройдешь способ образования

Не пройдешь способ образования

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 9 И 11 КЛАСС!
Для разбора в школе даются только те слова, способ образования которых определить МОЖНО.
ПОМНИМ, ЧТО КАЖДЫЙ РАЗ, ОПРЕДЕЛЯЯ, ОТ ЧЕГО ОБРАЗОВАНО ДАННОЕ СЛОВО, МЫ ИЩЕМ СЛОВО, КОТОРОЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НАШЕГО МИНИМАЛЬНО. (На одну, максимум — на две морфемы)

ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ.
Слова образуются при помощи ПРИСТАВКИ от целого слова ТОЙ ЖЕ ЧАСТИ РЕЧИ, отличающегося по значению только на эту приставку:
Уехал ( от «ехал»), Выработал (от «работал»), ПОДОшёл (от «шёл»), ПРАбабушка (от «бабушка»), ПРЕДыстория (от «история»), Некрасивый (от «красивый»)БЕСснежный (от «снежный»), ДОледниковый (от «ледниковый»).

(ВНИМАНИЕ! Глаголы в форм прошедшего времени образуются от основы инфинитива путём прибавления суффикса -Л. ЭТО НЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, а ФОРМООБРАЗОВАНИЕ! Суффикс -Л формообразующий: он образует форму того же самого слова, а при словообразовании мы получаем новое слово с ДРУГИМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ! Поэтому слово «подбежал» образовано приставочным способом, а не суффиксальным!))

На практике мы просто закрываем пальцем приставку и смотрим, получилось ли у нас нормальное русское слово, отличающееся по смыслу только на значение приставки и относящееся к той же части речи. Например, слово «ПОбежал» образовано приставочным способом, а слово «Поскользнулся» — нет, потому что в языке отсутствует слово «скользнулся»)) Слово «НЕсильный» образовано приставочным способом, а слово «БЕСформенный» — нет, потому что слово «форменный» в языке есть, но «бесформенный» — не имеющий формы, а «форменный» бывает китель или идиот.)) Наречие «Сначала» образовано не приставочным способом, потому что слово «начала» в языке есть, но это не наречие, а существительное в форме множественного числа.

СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ.
Слова образуются от так называемой производящей основы при помощи СУФФИКСА (только одного. того, который в слове последний)). Практические действия аналогичные: закрываем пальцем последний суффикс в слове и смотрим, есть ли в языке слово с такой ОСНОВОЙ:
дальнозоркОСТЬ (от основы слова «ДАЛЬНОЗОРКий») Обратите внимание! Часто вас пытаются «поймать» на подобных словах. Это НЕ СЛОЖЕНИЕ. Сложением образовано слово «дальнозоркий».))
перебежЧИК (от основы слова «ПЕРЕБЕЖать». Это не приставочно-суффиксальный способ. )
сочинЕНИе (от основы слова «СОЧИНить) (Суффикс -ЕНИ- и суффикс -НИ- встречаются часто!!))
Этим способом образованы такие слова, как заказЧИК, признаНИе, досрочнО, водолазНый, отзывчивОСТЬ,удивлЁННый. Проверьте!)))

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ.
Возможен только тогда, когда вы убедились, что образовать данное слово только при помощи приставки или только при помощи суффикса НЕВОЗМОЖНО. Например, слово «подбородок». Первый шаг: слова «бородок» в языке нет, значит, это не приставочный способ. Второй шаг: слова, с основой «подбород. » (например, прилагательного «подбородый»))) в языке нет, значит, это не суффиксальный способ. Тогда остаётся только предположить, что слово «подбородок» образовано ОДНОВРЕМЕННЫМ ПРИСОЕДИНЕНИЕМ ПРИСТАВКИ И СУФФИКСА к основе слова «БОРОДа».)) Это приставочно-суффиксальный способ.
Этим способом образованы слова ПЕРЕлесОК, ОживИть, БЕЗдарНый, ЗАзеркалье (суффикс Й «спрятан» в конечной букве))
Приставочно-суффиксальным способом образованы все наречия, пишущиеся через дефис, кроме тех, которые образованы сложением:
Приставочно-суффиксальный:
по-своему, по-старому, по-другому, по-иному, («по-любому», которого нет в литературном языке, тоже так образовано)), по-дружески, по-английски.
Сложение:
еле-еле, очень-очень, мало-помалу и т.п..

Читайте также:  Венгерский способ для подгузников

БЕССУФФИКСНЫЙ СПОСОБ
Во-первых, не напишите «бессуффиксальный». Компьютер вас не поймёт (ЕГЭ не за горами!)). (Про необходимость удваивать С и Ф я даже не говорю)).
Во-вторых, следует помнить, что этим способом образуются ТОЛЬКО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ЧАЩЕ — ОТ ГЛАГОЛОВ, значительно РЕЖЕ — ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (Неприятно то, что в ЕГЭ попадаются слова, подобрать глагол к которым не представляется возможным (ПОТОК, например). Я считаю такое задание некорректным, но это вас ни от чего, к сожалению, не гарантирует.(( )
Итак, по определению, бессуффиксный способ — это способ образования слов без участия суффикса. Более того, точное и «правильное» название способа — «безаффиксный», т. е. не только без суффикса, но и без приставки. Т.е. приставка в словах вполне может быть (и даже чаще всего бывает!), но не при помощи неё образованы эти слова.
разгром — от «разгромИТЬ» подпись — от подписАТЬ
приход — от «приходИТЬ» восход — от восходИТЬ
прорубь — от «прорубИТЬ» ответ — от ответИТЬ
рассказ — от «рассказАТЬ» выход — от выходИТЬ
накипь — от «накипЕТЬ» загон — от загонЯТЬ
созыв — от «созывАТЬ» запас — от запасАТЬ
припев — от «припевАТЬ» занавес — от «занавесИТЬ»
отрава — от «отравИТЬ» замах — от замахнУТЬСЯ
исток, поток — чёрт знает от чего, но по аналогии — тоже бессуффиксный способ.
У глаголов «просто обрубили хвост».)) Таких слов великое множество: замер, взрыв, заплыв, расстрел, заказ, отгул, привет, нарыв, завал, привал, запруда, отчёт и т. д.)) Как видите, подавляющее большинство существительных — мужского рода, но изредка попадаются и существительные женского рода.
От прилагательных образуются короткие существительные женского рода:
синь (от «синИЙ»)
рвань (от «рванЫЙ)
дрань (от «дранЫЙ»)
Последние два прилагательных — отглагольные, поэтому в них есть суффиксы. Но эти суффиксы НЕ УЧАСТВУЮТ В ОБРАЗОВАНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, поэтому существительные образованы БЕССУФФИКСНЫМ СПОСОБОМ.))

ПЕРЕХОД ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ

ВНИМАНИЕ. При образовании слов при помощи суффикса часто исходное слово является одной частью речи, а получившееся — другой: перебежЧИК (сущ.) — от перебежать (глаг.), досрочнО (нар.) — от досрочный (прилаг.) Всё это НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕРЕХОДУ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ НЕ ИМЕЕТ.

ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ В СЛОВЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ, НЕ ИСЧЕЗАЕТ И НЕ ПРИБАВЛЯЕТСЯ НИ ОДНА БУКВА.
Просто было, например, прилагательное и отвечало не вопрос КАКОЙ?, а стало существительное и отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? Это самый распространённый вариант перехода. При этом в языке могут одновременно существовать и прилагательное, и существительное, а может быть и так, что прилагательного уже нет.
Рабочий (какой?) человек — он (кто?) рабочий
Кондитерская (какая?) лавка — есть (что?) кондитерская
Столовая (какая?) комната — есть (что?) столовая
Мостовая, мастерская, земноводное, насекомое, пирожное, мороженое, Вселенная, набережная, парикмахерская т.д.. Окончание у слова — как у прилагательного, изменяется оно, как прилагательное, а отвечает на вопрос существительного, в предложении является подлежащим, или дополнением, или обстоятельством, как существительное: Мастерская закрыта. Съешь пирожное. Вошёл в кондитерскую.
Путём перехода образуются производные предлоги из наречий:
Прошёл МИМО — прошёл МИМО меня
Вышел НАВСТРЕЧУ — НАВСТРЕЧУ гостям
Оглянись ВОКРУГ — обошёл ВОКРУГ дома
или из деепричастия:
Уходил, БЛАГОДАРЯ друга за помощь — справился БЛАГОДАРЯ помощи друга

Читайте также:  Каким способами можно получить гидроксид железа

Источник

«Памятка для определения способа образования слов в русском языке»

слов в русском языке

(продукт проектной деятельности учащихся

11 класса МКОУ «СОШ №1» с.п. Шалушка Чегемского района КБР).

Руководитель — учитель русского языка и литературы Керефова Аксана Барасбиевна

При выборе производящего слова

(при имеющемся производном)

При определении способа словообразования

Неправильное восстановление словообразовательной цепочки

Что нужно знать?

В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным -существительное женского рода:

В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлеченное действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное производным:

Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→ приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

писать→ за писать→запис ыва ть

Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:

хороший → хорош о

Приставочный способ – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия:

дедушка→ пра дедушка

Суффиксальный способ – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему слову.

В русском языке есть суффиксы, которые состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного слова. Наиболее часто образуются таким образом

имена существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:

Бессуффиксный способ – присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим способом образуются следующие группы слов:

существительные от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:

существительные от прилагательных путём замены окончания прилагательного на нулевое окончание:

Сложение – способ, при котором происходит образование новых слов путём соединения частей нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).

Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий, сем-и-летний).

Запомни! В сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т. к. изменяются обе части: шест и десят и.

Запомни наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Переход – это способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Наиболее распространенные переходы: из прилагательного в существительное ( дежурный ученик – дежурный по подъезду),

из причастия в существительное ( управляющий производством человек – главный управляющий ),

из причастия в прилагательное ( ведущий судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог( ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая Вадика).

Сращение – это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём слияния, сращения слов в одно слово:

сей час→ сейчас; сего дня→ сегодня.

Воспользуйся схемой словообразовательного анализа.

Если нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни следующие действия:

-определи все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);

-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;

Читайте также:  Способ передачи звука динамики

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.

Подобным образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).

Например: близорук ость/

лес н ой, здоров енн ый.

Если нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то выполни следующие действия:

-выбери слова с приставкой и суффиксом;

-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если «нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если «нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Схема словообразовательного разбора:

определить какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).

найти производящее слово: истолковать значение производного ( это можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого оно образовано ) или подобрать слово, родственное производному (оно обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).

сравнив состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с помощью которой оно образовано.

определить способ образования исследуемого слова.

Пример словообразовательного разбора :

имеет значение «не имеющий дома ». Значит, образовано от слова «дом»

слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1506039

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы