Название видов информации по способу ее восприятия информатика 3 класс

Название видов информации по способу ее восприятия информатика 3 класс

Виды информации. Представление информации.

По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).

Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.

Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.

По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).

Рис. 4. Виды информации по форме представления

Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.

Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.

С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .

Читайте также:  Способ неразъемного контактного соединения

Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом

Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.

Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.

Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).

Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.

Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.

Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.

Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.

Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.

Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.

По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.

Источник

Урок «Виды информации по способу восприятия» 3 класс

План – конспект урока по информатике и ИКТ

Учитель: Чубарева Ю.А.

Дата: _________ Факт:___________

Тема: Виды информации по способу восприятия

учебная: ознакомить обучающихся с видами информации по способу восприятия;

развивающая: развивать навыки работы за компьютером;

Читайте также:  Солить рыжики горячим способом простой рецепт

воспитательная: воспитывать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга .

Тип урока : усвоение новых знаний

Методы и приемы : слово учителя, работа за компьютерами.

Оборудование : учебник «Информатика и ИКТ» для 3-го класса, компьютерное оборудование, презентация.

І . ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Приветствие. Проверить присутствие учеников, отметить отсутствующих. Проверить готовность учеников к уроку (наличие рабочих тетрадей, шариковых ручек).

ІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Образовательные: изучить виды информации по способу восприятия;

Развивающие: развить познавательные интересы, навыки работы с мышью и клавиатурой, самоконтроль, умение конспектировать;

Воспитательные: воспитать упорство, ответственность и настойчивость учащихся; развить аккуратность, внимательность.

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Давайте вспомним правила нахождения и работы в компьютерном классе:

не следует прикасаться к открытым разъемам, дергать провода, работать с открытым корпусом системного блока;

не следует допускать попадания влаги на устройства компьютера;

необходимо сидеть ровно, опираясь спиной на спинку стула, ноги должны стоять ровно,а не висеть;

расстояние от глаз до экрана должно быть не менне длины вытянутой руки;

верхний край экрана должен располагаться на уровне глаз;

нужно делать паузы при работе за компьютером каждые 30-40 минут.

І V . ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Слайд 2). Информация – это сведения об окружающем нас мире.

Информацию можно получать разными способами. В получении информации нам помогают органы чувств.

В процессе всех заданий вы должны внимательно следить за тем, что происходит, что вы делаете. Это позволит вам сделать выводы.

– Расскажи про предмет, не прикасаясь к нему. (Мяч, конфета, часы…)

– Какой орган помог получить информацию?

– Закройте глаза. Расскажите про предмет, не видя его. (Лимон, сахар, конфета…)

– Какой орган помог получить информацию?

– Вы не видите и не слышите. Расскажите про предмет. (В руках пакет, лист от цветка, фантик…)

– Какой орган помог получить информацию?

– Вы не видите, не слышите, не трогаете руками. Расскажите про предмет. (Духи, освежитель воздуха …)

– Какой орган помог получить информацию?

– Вы не видите. Какие звуки вы услышали? (Прошёл по классу, скрипнула дверь…)

– Какой орган помог получить информацию?

– Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями.

– Чем мы с вами занимались, исследуя все предметы и вещества?

– Собирали информацию, используя органы чувств.

– Сколько органов чувств у человека? (5)

– Какие это органы чувств? (Глаза, уши, нос, язык, кожа.)

(Слайд 3) . Человек получает информацию с помощью 5 органов чувств. Глаза, уши, нос, язык, кожа.

(Слайд 4). С помощью глаз человек получает зрительную информацию об окружающем мире.

Приведите примеры, когда человек получает зрительную информацию. (Читает книгу, смотрят друг на друга, рассматривают рисунки…)

(Слайд 5). Информация, полученная с помощью глаз, называется зрительной или визуальной.

Зрение помогает различить цвета предметов, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Глаза словно окна в мир. Берегите зрение.

Какой орган, позволил нам определить звуки? (Уши).

(Слайд 6). С помощью ушей человек получает слуховую информацию: слышит речь, музыку, шум.

Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью ушей. (Ответы учащихся)

(Слайд 7). Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже нужны нам. Эти звуки – часть окружающей нас красоты. Шум может не только мешать, но и нести полезную информацию – например, шум мотора сообщает нам о том, что приближается машина, и нужно быть внимательнее. Помните, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте в тишине.

Читайте также:  Способы позиционирования с примерами

Какой орган, позволил нам почувствовать запах? (Нос)

(Слайд 8). С помощью носа человек получает обонятельную информацию: ощущает запахи окружающего мира.

Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью носа. (Ответы учащихся)

(Слайд 9). Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности, например об утечке газа из газовой плиты или о том, что пища испорчена и есть её нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. При насморке человек плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды!

Какой орган позволил нам определить сладкий или кислый вкус у предмета? (Язык).

(Слайд 10). С помощью языка человек получает вкусовую информацию: горькая, солёная, сладкая или кислая.

Приведите примеры, когда человек получает вкусовую информацию. (Ответы учащихся)

(Слайд 11). На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей!

Какой орган позволил нам определить гладкий предмет или шершавый? (Кожа)

(Слайд 12). С помощью кожи (особенно на кончиках пальцев) человек получает тактильную или осязательную информацию.

Приведите примеры, когда человек получает тактильную или осязательную информацию. (Ответы учащихся)

(Слайд 13). С помощью кожи человек узнаёт о том, каков предмет на ощупь – тёплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый. Даже с закрытыми глазами или в темноте на ощупь можно получить информацию о размерах и форме предмета.

(Слайд 14.) Какие виды информации вы знаете?

(Слайд 15) . Задание «Информационная ветряная мельница»

Мельница отвечает за обработку информации. Механизм сломался, и все виды перепутались. Наша задача – определить что подходит к данной мельнице.

Картина, мороз, радуга, иголка, сладкий, холодно, дождь, гром, мороженое, радио, телевизор, лимонад, телефон, компьютер, кактус, солнце.

А теперь поиграем в игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная – закрываем глаза, звуковая – прикрываем ладошками ушки, если информацию получаем в виде запаха – закрываем нос, определяют на вкус – рот, распознают кожей – хлопаем в ладоши.

Звонок, горячо, дым, сладко, музыка, колется, жарко, мокрый, горький, зелёный, шершавый, радио, липкий, бензин, лимонад, мороз.

Работа с клавиатурным тренажером и манипулятором типа «мышь».

что такое «Информация»?

Какие виды информации мы изучили?

Помогает ли нам в жизни информация?

VIII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ИНСТРУКТАЖ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Повторить виды информации, изученные на уроке. Нарисовать человека любой профессии и рассказать, какими видами информации он будет пользоваться.

Источник

Оцените статью
Разные способы