Назовите второстепенные чл предложения способы их выражения

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство

Содержание:

Понятие о предложении

Предложение — это основная единица синтаксиса, средство выражения и передачи мысли.

Оно состоит из нескольких слов, бывает из одного, но они передают один смысл и содержат законченную мысль.

Слова образуют словосочетания, а из них получаются предложения.

  • Солнце. Солнце встает. Солнце встает утром. Солнце встает утром за горой.

Связаны между собой с помощью союзов: сочинительных и подчинительных.

  • Солнце красное и яркое.
  • Когда солнце встает, земля озаряется светом.

Предложение сообщает о чем-то, содержит вопрос или выражает побуждение. По цели высказывания их делят на:

  1. Повествовательные (Рыбалка удалась.)
  2. Вопросительные (Рыбалка удалась?)
  3. Побудительные (Рыбалка удалась!)

Различаются интонацией и пунктуацией в конце предложения.

В каждом предложении есть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), которые называют грамматической основой.

Что такое второстепенные члены предложения?

В предложении есть не только главные члены, но и второстепенные. Они могут пояснять как главные члены предложения, так и другие второстепенные.

В нормах современного русского языка существует три способа связи второстепенных членов между собой:

Роль второстепенных членов предложения

Второстепенные члены предложения выполняют разную роль:

  1. Поясняют
  2. Уточняют
  3. Дополняют
  4. Распространяют
  5. Помогают более красочно описывать предметы и явления окружающей действительности
  6. Обогащают нашу речь.

С их помощью текст может быть описан более подробно, а второстепенные члены могут указывать на:

  • качество предмета (Удобный диван)
  • на его принадлежность (Папин галстук)
  • место действия (Уснули у реки) и др.

Виды второстепенных членов предложения

В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

При изучении определения также рассматривают его разновидность – приложение.

Второстепенные члены неразрывно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы задаем вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

Сонная Катя шепотом позвала его по имени.

Данный разбор предложения называется синтаксический. В предложение входят слова, зависящие от главных членов предложения. Это имеет значение при расстановке пунктуационных знаков.

Для того, чтобы правильно выполнить такой разбор, нужно:

  1. Найти и выделить главные члены предложения.
  2. Задать от них вопросы к другим словам.
Читайте также:  Есть только один способ избавиться от целлюлита

Для верной постановки знаков препинания важно не только найти второстепенные члены предложения, но и определить их вид. Потому что каждый из них по-разному выделяется на письме.

Определение

Определение – это второстепенный член предложения, он обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Синий шар. Шар (какой?) синий.

Золотое солнце. Солнце (какое?) золотое.

Искренняя радость. Радость (какая?) искренняя.

Мамин портфель. Портфель (чей?) мамин.

Определение всегда относится к имени существительному и от него задается вопрос.

По характеру связи бывают:

согласованные согласуются с главным словом в роде, числе и падеже): сильный удар.
несогласованные связываются с главным словом при помощи управления или примыкания): шкаф из фанеры.

Дополнение

Дополнение – это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей (все, кроме именительного).

Дополнение может быть

  • прямым (форма винительного падежа без предлога): решаю задачу, трогаю ее
  • косвенным (все остальные формы): засмотрелся природой.

Обстоятельство

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.

Выражается сущ. В косвенном падеже возможно как с предлогом, так и без него, наречием, местоимением-наречием, деепричастием и неопределенной формой глагола.

Оно может пояснять:

  1. Глагол. (Пойти в лес).
  2. Прилагательное (Сильно злой)
  3. Наречие (Очень медленно)

Источник

Второстепенные члены предложения

Второстепенные чле­ны пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной связью.

Чтобы понять, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, напом­ним, что грам­ма­ти­че­ским и смыс­ло­вым ядром пред­ло­же­ния явля­ет­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, кото­рые состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву.

Если в выска­зы­ва­нии име­ют­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным, например:

Что такое второстепенные члены предложения?

В пред­ло­же­нии могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, а так­же дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Они зави­сят от глав­ных и дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, от кото­рых к ним зада­ют­ся син­так­си­че­ские вопро­сы, например:

Зима заво­дит с маем дол­гий раз­го­вор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).

  • (что?) зима — подлежащее;
  • зима (что дела­ет?) заво­дит раз­го­вор (раз­го­ва­ри­ва­ет) — про­стое гла­голь­ное сказуемое;
  • заво­дит раз­го­вор (с чем?) с маем — допол­не­ние; под­чи­ни­тель­ная связь управ­ле­ния;
  • раз­го­вор (какой?) дол­гий — опре­де­ле­ние, под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния.
Читайте также:  Все способы расчета амортизации

Предложение, в кото­ром, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, явля­ет­ся распространенным.

Дадим опре­де­ле­ние, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения.

Виды второстепенных членов

По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям вто­ро­сте­пен­ные чле­ны делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ния пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Дополнение и обсто­я­тель­ство при­над­ле­жат ска­зу­е­мо­му, зави­сят от него и пояс­ня­ют его.

Таблица

Название Что обо­зна­ча­ет Вопрос От како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­сит Способ выра­же­ния
Определение Признак пред­ме­та Какой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельства Существительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое числительное
Причастие
Дополнение Предмет Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­го Существительное
Местоимение
Количественное числительное
Обстоятельство Место, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д. Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­го Наречие
Существительное с предлогом
Глагол
Деепричастие

Определение

Полная луна плы­ла по ясно­му без­об­лач­но­му небу (В. Арсеньев).

  • луна (какая?) пол­ная
  • по небу (како­му?) ясно­му, без­об­лач­но­му .

Указанные опре­де­ле­ния пол­но­стью сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мы­ми сло­ва­ми, поэто­му назы­ва­ют­ся согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Несогласованные опре­де­ле­ния свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния или при­мы­ка­ния. Они выра­жа­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми частя­ми речи и их формами:

1. суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом и без него

2. при­тя­жа­тель­ным место­име­ни­ем 3 лица (его, её, их)

  • его лицо — лицо (чье?) его ;
  • её радость — радость (чья?) её ;
  • их забо­ты — забо­ты (чьи?) их ;

3. наре­чи­ем

4. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного

5. инфи­ни­ти­вом

6. нечле­ни­мым словосочетанием

  • ребе­нок шести лет ;
  • това­ры повсе­днев­но­го спро­са ;
  • дом в трех шагах ;
  • доб­рей­шей души жен­щи­на.

Дополнение

Дополнение при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в предложении.

Например:

  • накор­ми­ла (кого?) малы­ша ;
  • выпи­ла (чего?) сока ;
  • добав­лю (к чему?) к хле­бу ;
  • отдам (кому?) това­ри­щу ;
  • взял­ся (за что?) за пери­ла ;
  • гор­жусь (кем?) доче­рью ;
  • оза­бо­чен (чем?) пре­пят­стви­я­ми ;
  • думаю (о чём?) о рабо­те ;
  • рас­ска­жу (о ком?) о соба­ке .

От того, в какой падеж­ной фор­ме нахо­дит­ся допол­не­ние и управ­ля­ет им пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный гла­гол, раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное дополнение.

Я лёг на снег и закрыл (что?) гла­за (Вениамин Каверин. Два капитана).

Глаза — пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без предлога.

Мы увле­ка­ем­ся (чем?) ката­ни­ем на коньках.

Катанием — кос­вен­ное допол­не­ние, выра­жен­ное фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа существительного.

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Обстоятельство при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии. Чаще оно пояс­ня­ет ска­зу­е­мое, но может отно­сить­ся и к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам предложения.

(Где?) На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И. Соколов-Микитов).

Обстоятельства делят­ся на основ­ные виды:

1. обра­за дей­ствия (как? каким обра­зом?)

Ленивые круп­ные хло­пья сне­га (как?) бес­шум­но сколь­зи­ли мимо окна (В. Тендряков).

Шел он (как?) мед­лен­но , впе­ре­вал­ку (А. Гайдар).

2. меры и сте­пе­ни (в какой сте­пе­ни?)

До вече­ра оста­ва­лось не более полу­ча­са, а заря едва-едва (в какой сте­пе­ни?) зажи­га­лась (И. С. Тургенев).

В пер­вый раз голос у неё немно­го (в какой сте­пе­ни?) дрог­нул (В. Каверин).

3. обсто­я­тель­ства места (где? куда? отку­да?)

Снег висел (где?) на дере­вьях , лежал (где?) на кры­ше кара­уль­но­го поме­ще­ния (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Анна Васильевна роб­ко шаг­ну­ла (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).

Отсюда (отку­да?), свер­ху , откры­вал­ся вели­ко­леп­ный вид во все сто­ро­ны (В. Арсеньев).

4. обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?)

(Когда?) Сегодня я дол­жен буду дать свое сло­во без­воз­врат­но (Ф. М. Достоевский. Идиот).

Я всё шел и уже соби­рал­ся было при­лечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).

(С каких пор?) С само­го утра небо ясно (И. С. Тургенев).

5. обсто­я­тель­ства усло­вия (при каком усло­вии?)

Начнем собра­ние (при каком усло­вии?) при нали­чии боль­шин­ства .

(При каком усло­вии?) При жела­нии все­го мож­но добиться.

Он выпол­нит это пору­че­ние (при каком усло­вии?) в слу­чае дого­во­рен­но­сти с поставщиками.

6. обсто­я­тель­ство при­чи­ны (поче­му? отче­го? по какой при­чине?)

Сенокос запоз­дал (отче­го?) из-за дождей (К. Паустовский).

Она боя­лась, что кни­ги погиб­нут (поче­му?) от сыро­сти (И. Эренбург).

Прихватим с собой в доро­гу зон­ти­ки (по какой при­чине?) на слу­чай дождя .

7. обсто­я­тель­ство цели (зачем? с какой целью? для чего?)

Шагал по мок­рой доро­ге седой ста­рик. Шагал (с какой целью?) поко­сить тра­вы коро­вён­ке (В. Шукшин).

(Для чего?) Для укреп­ле­ния здо­ро­вья сле­ду­ет про­во­дить зака­ли­ва­ю­щие вод­ные процедуры.

Хозяин дома вышел на крыль­цо (с какой целью?) встре­тить гостей.

8. обсто­я­тель­ство уступ­ки обо­зна­ча­ет, вопре­ки чему совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ет на вопро­сы: вопре­ки чему? несмот­ря на что?

В Петербурге вопре­ки его соб­ствен­ным ожи­да­ни­ям ему повез­ло (И. С. Тургенев).

Повезло (вопре­ки чему?) вопре­ки ожиданиям.

Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»

Источник

Читайте также:  Способы нарезания резьбовых поверхностей
Оцените статью
Разные способы