Назовите возможные способы совершенствования учебного процесса

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .

Изменение направлений развития современной образовательной системы ставит перед школой задачу формирования творческой личности ,способной ориентироваться в многообразие мира .Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества ,потребностями в творчески мыслящих людях ,обладающих нестандартным взглядом на проблемы , владеющих навыками исследовательской работы .

Одной из приоритетных задач современной школы является создания необходимых и полноценных условий для личностного развития ребенка, субъективности ученика в учебном процессе , формирования активной позиции ребенка .Решение данной задачи особенно актуально для начальной школы поскольку с позиции отечественных психологов В .В.Давыдова, Л.С.Выгодског Д.Б.Давыдова и др. учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 –10 лет.

В связи с этим огромное значение приобретает совершенствование

нового учебного содержания и методов обучения. Методы обучения выполняют много функци. Главными являются обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. Это означает, что с помощью методов учителя не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно – воспитательного процесса.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижения ими образовательных целей, [ 1] Метод является частью вида

Метод может быть не только способом деятельности, но и способом организации деятельности, то есть метаметодом. Методы обучения состоят из приемов — отдельных разовых действий . В методе ярко просматриваются объективная и субъективная части. Там, где педагог вносит конкретные изменения в метод, проявляется его творчество.

Среди последних наиболее успешными с точки зрения решения названной задачи в начальной школе признаны методы проблемного изложения, частично — поисковый метод, метод исследования, проектный метод.

Рассмотрим более подробно данные методы обучения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской деятельности к творческой деятельности. В начальной школе ученики еще не могут самостоятельно решать проблемные задачи , а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы , излагая ее решение от начала до конца. И хотя ученики при таком методе не участники, а лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Частично –(поисковый (эвристический) метод обучения заключается в следующих характерных признаках

а) знания детям нужно добывать самостоятельно

б) учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств.

в) ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникшие задачи, разрешают проблемные ситуации, проводят анализ, сравнение, обобщение, приходят к выводу, в результате данной работы у учеников формируются осознанные прочные знания. Частично — поисковый метод получил своё название потому, что ученики не всегда самостоятельно решают сложную учебную проблему от начала и до конца .Исходя из этого учебная деятельность развивается по схеме -ученики — учитель — ученики и т.д Часть знаний сообщает учитель, часть ученики добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая ) беседа.

Исследовательский метод обучения выражается в следующих характерных признаках

А) учитель вместе с учениками формирует проблему, решению которой посвящается отрезок учебного времени.

Б) знания ученикам не сообщаются. Школьники самостоятельно добывают их процессе исследования проблем сравнения различных вариантов полученных ответов .

В) деятельность учителя сводится к управлению процессом решения проблемных задач.

Г) обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Этот метод предусматривает творческое усвоение знаний.

Метод проектирования распространён крайне редко. Учитывая достоинство метода проекта и возрастные возможности учащихся 7 –10 лет целесообразно уже в начальной школе. Основными достоинствами проектного метода является высокая степень самостоятельности, инициативности учеников и их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков детей в процессе групповых взаимодействий, приобретение ими опыта исследовательско — творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений, навыков.

Читайте также:  Интерактивное обучение это способ познания

,, …Проектное обучение поощеряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия. [ 4 , 260 ]

Для продуктивной проектно- учебной деятельности младших школьников необходимо постепенно сформировать особую готовность , ,,зрелость ,, , которая заключается в следующим .

1Это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально — интелликтуальных взаимодействий в процессе обучения

— умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации дефицита информации или способов действий)

— умение управлять голосом (говорить чётко регулировать громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали

— умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, и доказывать его)
– умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере рациональное, оригинальное решение)

2 Это развитие мышления учащихся, определённая интеллектуальная зрелость. Прежде всего, сформированность обощённости умственных действий как интегративной характеристики, включающий

— развитие аналитико — синтетических действий

— сформированность алгоритма сравнительного анализа

— умение вычленять существенный признак, соотношения данных, составляющих условие задачи

— возможность выделять общий способ действий

— перенос общего способа действий на другие учебные задачи

К интеллектуальной зрелости относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самодеятельность .3 Это готовность младших школьников к эффективной проектной деятельности рассматривается как развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая формирует у детей необходимые умения

-адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников

обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное — выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания и замечания Формирования данных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения

В целом в проектной деятельности младших школьников выделяют структурные этапы учебной деятельности — мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой, ученики обсуждают, предлагают собственные идеи — планирующий — подготовительный (определяется тема и цели проекта ,вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса ,согласовываются способы совместной деятельности сначала с помощью учителя, с нарастанием самостоятельности — информационно — операционный ( ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, выполняя проект, учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником) — рефлексивно — оценочный (ученики, представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности ) Проектное обучение не должно вытеснять классно – урочную систему, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

Современная дидактика стоит перед проблемой гуманизации обучения, принципиальным переосмыслением роли учителя и учащихся в учебно – воспитательном процессе, перед необходимостью создания условий для организации учебного сотрудничества во взаимодействии педагог…учащийся. . Учебное сотрудничество может сложиться при определенной организации обучения , когда постановка учебных задач требует поиска новых способов действий .Невозможность действовать по готовому образцу создает потребность взаимодействовать со взрослыми .

Вступая в новые отношения с учителем и друг с другом, дети постепенно становятся субъектами учебной деятельности, приобретая самое главное умение — умение самостоятельно учится. Кроме того, их отличает хорошая ориентировка в ситуациях, требующих новых способов действий, умение дискутировать, рассуждать, доказывать, наличие творческой, критической, самостоятельной мысли, проявление личностных черт, убеждений и позиций. Работа в малых группах, парах, оказывает большое влияние на формирование детского коллектива, учебной мотивации и произвольного принятия учебной задачи в любой предметной области.

ЛИТЕРАТУРА

1 А.В.Хуторской Современная дидактика. Санкт – Петербург 2001 2 И.П.Подласый Педагогика начальной школы 2000 3 Г.А.Цукерман Виды общения в обучении . Томск 1993 4 Д.Г.Левитес Практика обучения современные образовательные технологии Воронеж 1998 5 Журнал Начальная школа 2004 — 2 6З.И.Калмыкова Продуктивное мышление как основа обучаемости Москва 1981

Источник

Совершенствование образовательного процесса: использование ЭОР, ЦОР в работе образовательной организации
статья

Отправляясь с детьми в путешествие по дороге школьной жизни нам необходимо научить их самостоятельно добывать новые знания. Собираясь в путешествие мы берём с собой всё самое необходимое. Что? Раньше это был рюкзак, спички, палатка и т.д. А сегодня? Современные дети обязательно возьмут с собой гаджеты.

Читайте также:  Перспективные способы получения энергии

Скачать:

Вложение Размер
moe_vystuplenie.doc 664.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Совершенствование образовательного процесса: использование ЭОР, ЦОР в работе образовательной организации»

С 1 сентября 2011 введен ФГОС НОО, с 1 сентября 2015 –ФГОС ООО. Все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Новый стандарт определил требования , которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в систему финансирования;

• в учебно-методическое обеспечение;

• в учебный план и учебные программы;

• в деятельность учащегося и преподавателя.

Государством определены приоритетные задачи образования. Для реализации поставленных задач каждая образовательная организация функционирует согласно своей Программе развития, наша школа не является исключением. Поэтому все изменения, а также направления совершенствования образовательного процесса определены нашей программой развития.

Сейчас наша ОО реализует

Направление1. «Переход на новые стандарты»

Направление 2. «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»

Направление 3. «Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми»

Направление 4. «Здоровье ученика»

Направление 5. «Развитие ученического самоуправления»

Направление 6. «Развитие информационной среды школы»

Направление 7. «Развитие системы государственно-общественного управления»

Реализация в полном объеме данных направлений, позволяет приблизиться учителям, ученикам и всей школе к своим моделям: модели учителя, модели ученика, модели школы

Таким образом, отправляясь с детьми в путешествие по дороге школьной жизни нам необходимо научить их самостоятельно добывать новые знания. Собираясь в путешествиемы берём с собой всё самое необходимое. Что? (можно обратиться к зрителям) Раньше это был рюкзак, спички, палатка и т.д. А сегодня? Современные дети обязательно возьмут с собой гаджеты.

Именно поэтому, в последние годы в системе образования Российской Федерации продолжаются работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями.

Сегодня мы можем констатировать внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, направленных на достижение результатов, отвечающих целям развития личности учащихся.

Знакомство педагогов школы с современными педагогическими технологиями и возможностью их использования в образовательном процессе – осуществляется по средством работы творческой группы по реализации ФГОС, через работу педагогических советов, кроме того опыт работы по использованию педагогических технологий представляют учителя на заседаниях ШМО.( по итогам каждого учебного года по школе издается приказ по обмену опытом).

Кроме того, мы можем говорить о расширении сфер использования ИКТ в школе. В школе осуществляется ведение уроков информатики согласно учебному плану и занятиям по программам внеурочной деятельности; организуется компьютерная поддержка преподавания общеобразовательных предметов.

В период реализации программы осуществляется обновление компьютерной техники — в прошлом учебном году 10 АРМов было приобретено нашей организацией.

Продолжена работа по совершенствованию сайта школы (Обновление информации на сайте по законодательству обновляется не реже 1 раза в 10 дней).

Вся система взаимодействия педагогического коллектива в решении рабочих вопросов осуществляется через электронную почту (которая на сегодняшний день есть у всех педагогов).

Курсовая подготовка педагогов в последние годы в основном практикуется в дистанционном режиме, каждый педагог школы принимал участие в дистанционном обучении.

Внедрение ведения электронного журнала и дневника

У каждого педагога есть уже ему полюбившие сайты, которые оказывают ему хорошее методическое подспорье в решении педагогических задач. Требование времени – современный учитель, учитель, хорошо владеющий компьютером. В модели педагога 2020 (которая есть в нашей программе развития) Наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:

Освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

И кому как не учителю надо этому учиться и стремиться, поскольку наши ученики порой в некоторых информационных вопросах на голову, а то и на две выше нас. Мы должны удивлять – удивление — одно из важнейших основ мотивации учения. Учить детей учиться – основа нового стандарта, а как это сделать, если педагог владеет этой компетенцией на минимальном уровне?

Сегодня мы можем утверждать каждый педагог нашей школы (за исключением 1,2) ЕЖЕДНЕВНО осуществляет свою педагогическую деятельность посредством персонального компьютера.

Сами, того не замечая, мы можем говорить о том, что информационные технологии очень крепко вошли нашу в профессиональную деятельность.

Небольшими шагами, мы начинаем использовать и приемы дистанционного обучения. Карантинные мероприятия – это лишь тысячная доля в возможностях ДО. Дистанционное обучение – технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого, возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. Формы организации дистанционных занятий. Чат – занятия — это учебные занятия с использованием чат – технологий. Веб – занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы.

Процесс обучения с использованием Интернета направлен на развитие у учащихся навыка самостоятельной активной учебной деятельности с высоким уровнем её эффективности. Конечно, говорить сегодня о ДО в нашей школе в том виде как это должно быть крайне рано, причиной тому многие факторы: МТБ- создание платформы по ДО, составление РУП на ДО и создание в итоге целостной системы ДО.

Тем не менее, использование электронных ресурсов в работе ученика и учителя, хорошее подспорье для разнообразия методов обучения. И прежде чем предоставить слово своим содокладчикам по применению ЭОР, ЦОР в своей работе, я бы хотела остановиться на

О ПРОЕКТЕ «РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА» ПРОСТЫМ ЯЗЫКОМ

«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.

Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Уроки «Российской электронной школы» – это выверенная последовательность подачи дидактического материала на протяжении всего периода обучения, преемственность в изложении тем, формирование связей между предметами.

В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут по-новому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание, снова «сесть за парту» вместе со своими детьми.

О ПРОЕКТЕ «РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА» ОФИЦИАЛЬНО

«Российская электронная школа» создается в рамках исполнения подпункта «б» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. № Пр-15ГС с целью обеспечения массового использования дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений: обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

по использованию данного ресурса я принимала участие в дистанционном семинаре, проводимым КРИРО иПК

Источник

Читайте также:  Способы продвижения товарного знака
Оцените статью
Разные способы