Назовите виды баз данных различающихся по способу хранения данных
Классификация баз данных
По типу хранимой информации БД делятся на
- документальные,
- фактографические и
- лексикографические.
Среди документальных баз различают библиографические, реферативные и полнотекстовые.
К лексикографическим базам данных относятся различные словари (классификаторы, многоязычные словари, словари основ слов и т. п.).
В системах фактографического типа в БД хранится информация об интересующих пользователя объектах предметной области в виде «фактов» (например, биографические данные о сотрудниках, данные о выпуске продукции производителями и т.п.); в ответ на запрос пользователя выдается требуемая информация об интересующем его объекте (объектах) или сообщение о том, что искомая информация отсутствует в БД.
В документальных БД единицей хранения является какой-либо документ (например, текст закона или статьи), и пользователю в ответ на его запрос выдается либо ссылка на документ, либо сам документ, в котором он может найти интересующую его информацию.
БД документального типа могут быть организованы по- разному: без хранения и с хранением самого исходного документа на машинных носителях. К системам первого типа можно отнести библиографические и реферативные БД, а также БД- указатели, отсылающие к источнику информации. Системы, в которых предусмотрено хранение полного текста документа, называются полнотекстовыми.
В системах документального типа целью поиска может быть не только какая-то информация, хранящаяся в документах, но и сами документы. Так, возможны запросы типа «сколько документов было создано за определенный период времени» и т. п. Часто в критерий поиска в качестве признаков включаются «дата принятия документа», «кем принят» и другие «выходные данные» документов.
Специфической разновидностью баз данных являются базы данных форм документов. Они обладают некоторыми чертами документальных систем (ищется документ, а не информация о конкретном объекте, форма документа имеет название, по которому обычно и осуществляется его поиск), и специфическими особенностями (документ ищется не с целью извлечь из него информацию, а с целью использовать его в качестве шаблона).
В последние годы активно развивается объектно- ориентированный подход к созданию информационных систем. Объектные базы данных организованы как объекты и ссылки к объектам. Объект представляет собой данные и правила, по которым осуществляются операции с этими данными. Объект включает метод, который является частью определения объекта и запоминается вместе с объектом. В объектных базах данных данные запоминаются как объекты, классифицированные по типам классов и организованные в иерархическое семейство классов. Класс — коллекция объектов с одинаковыми свойствами. Объекты принадлежат классу. Классы организованы в иерархии.
По характеру организации хранения данных и обращения к ним различают
- локальные (персональные),
- общие (интегрированные, централизованные) и
- распределенные базы данных
Персональная база данных — это база данных, предназначенная для локального использования одним пользователем. Локальные БД могут создаваться каждым пользователем самостоятельно, а могут извлекаться из общей БД.
Интегрированные и распределенные БД предполагают возможность одновременного обращения нескольких пользователей к одной и той же информации (многопользовательский, параллельный режим доступа). Это привносит специфические проблемы при их проектировании и в процессе эксплуатации БнД. Распределенные БД, кроме того, имеют характерные особенности, связанные с тем, что физически разные части БД могут быть расположены на разных ЭВМ, а логически, с точки зрения пользователя, они должны представлять собой единое целое.
БД классифицируются по объему. Особое место здесь занимают так называемые очень большие базы данных. Это вызвано тем, что для больших баз данных по-иному ставятся вопросы обеспечения эффективности хранения информации и обеспечения ее обработки.
По характеру организации данных БД могут быть разделены на
- неструктурированные,
- частично структурированные и
- структурированные.
Этот классификационный признак относится к информации, представленной в символьном виде. К неструктурированным БД могут быть отнесены базы, организованные в виде семантических сетей. Частично структурированными можно считать базы данных в виде обычного текста или гипертекстовые системы. Структурированные БД требуют предварительного проектирования и описания структуры БД. Только после этого базы данных такого типа могут быть заполнены данными.
Структурированные БД, в свою очередь, по типу используемой модели делятся на
- иерархические,
- сетевые,
- реляционные,
- смешанные и
- мультимодельные.
Классификация по типу модели распространяется не только на базы данных, но и на СУБД.
Иерархические, сетевые, реляционные
Источник
Классификация баз данных. 1. По характеру хранимой информации БД делятся на:
1. По характеру хранимой информации БД делятся на:
· Фактографические БД — это картотеки, где хранится краткая информация в строго определенном формате.
· Документальные БД — это архивы, где хранятся всевозможные документы, это могут быть не только текстовые документы, но и графика, видео и звук (мультимедиа).
2. Классификация по способу хранения данных делит БД на:
· Централизованные БД – где вся информация хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи-клиенты.
· Распределенные БД — используются в локальных и глобальных компьютерных сетях. В таком случае разные части базы хранятся на разных компьютерах.
3. Третий признак классификации баз данных — по структуре организации данных:
Источник
Классификация баз данных. Базы данных можно классифицировать по следующим признакам:
Базы данных можно классифицировать по следующим признакам:
0. По характеру хранимой информации
§ фактографические — хранят краткую информацию в строго определенном формате
§ документальные — хранят всевозможную документацию
1. По способу хранения данных
§ централизованные — вся информация хранится на одном компьютере
§ распределенные — разные части базы хранятся на разных компьютерах, соединенных в сети.
2. По структуре организации данных
§ реляционные(relation — отношение) — хранят данные в табличном виде, причем каждая запись в таблице содержит информацию, относящуюся только к одному конкретному объекту.
§ иерархические — характерна подчиненность объектов нижнего уровня объектам верхнего уровня
§ сетевые — характерна взаимосвязь различных объектов в базе
Наиболее распространенными на практике являются реляционные БД.
Система управления базами данных(СУБД) — это программное обеспечение, с помощью которого пользователи могут определять, создавать и поддерживать базу данных, а также осуществлять к ней контролируемый доступ. |
Основными функциями СУБД являются:
o Определение базы данных, что обычно осуществляется с помощью языка определения данных (DDL — Data Defenition Language). Язык DDL предоставляет пользователям средства указания типа данных и их структуры, а также средства задания ограничений для информации, хранимой в базе данных.
o Вставка, обновление, удаление и извлечение информации из базы данных, что обычно осуществляется с помощью языка управления данными (DML — Data Manipulation Language). Наличие централизованного хранилища всех данных и их описаний позволяет использовать язык DML как общий инструмент организации запросов, который иногда называют языком запросов (query language).
Существует две разновидности языков DML — процедурные и непроцедурные языки, — которые отличаются между собой способом извлечения данных. Основное отличие между ними заключается в том, что процедурные языки обычно обрабатывают информацию в базе данных последовательно, запись за записью, а непроцедурные оперируют сразу целыми наборами записей. Поэтому с помощью процедурных языков обычно указывается, как можно получить желаемый результат, тогда как непроцедурные языки используются для описания того, что следует получить. Наиболее распространенным типом непроцедурного языка является язык структурированных запросов (Structured Query Language — SQL), который в настоящее время определяется специальным стандартом и фактически является обязательным языком для любых реляционных СУБД.
o Предоставление контролируемого доступа к базе данных с помощью перечисленных ниже средств:
§ системы обеспечения безопасности, предотвращающей несанкциониро ванный доступ к базе данных со стороны пользователей;
§ системы поддержки целостности данных, обеспечивающей непротиворе чивое состояние хранимых данных;
§ системы управления параллельной работой приложений, контролирую щей процессы их совместного доступа к базе данных;
§ системы восстановления, позволяющей восстановить базу данных до предыдущего непротиворечивого состояния, нарушенного в результате сбоя аппаратного или программного обеспечения;
§ доступного пользователям каталога, содержащего описание хранимой в базе данных информации.
К реляционным СУБД относится целый ряд программных проодуктов для персональных компьютеров. Исторически одной из первых таких систем былаdBASE. Используемые в этой системе форматы представления данных, язык обработки данных стали стандартом для ряда последующих СУБД. К ним относятсяFoxPro, Paradox. Простейшим для изучения вариантом реализации баз данных является СУБД Access из пакета Microsoft Office.
Рис. 21. Рабочее окно СУБД Microsoft Access
Помимо рассмотренных программных средств, возникает много трудноклассифицируемого по способам применения ПО. Многие из них роднит среда их применения — в делопроизводстве, в различных аспектах управления мелкими и средними предприятиями. Эти программы можно назвать офисными. Сюда можно отнести следующие виды программ:
o Средства разработки презентаций и публикаций
Microsoft Power Point, StarOffice Impress.
Компьютерная публикация представляет собой набор электронных документов, который может использоваться как для показа и рекламирования своей продукции как на компьютере, так и в сети. Наиболее часто используются такие публикации в сети Интернет. Они могут быть представлены в виде Web-сайтов, бюллютеней, буклетов. Характерным примером такой программы является программа Microsoft Publisher, входящая в расширенную версию пакета Microsoft Office.
o Автоматизация ввода информации в компьютер
Основным методом перевода бумажных документов в электронную форму является сканирование, в результате которого создается графический образ бумажного документа.
Принцип действия сканирующих устройств или сканеров одинаков. Документ освещается светом от специального источника, а отраженный свет воспринимается светочувствительным элементом. В результате сканирования получается графическое изображение, состоящее из точек, т.е. растровое изображение. Количество точек определяется как размером изображения, так и разрешением сканера.
Существуют специальные стандарты программного интерфейса, обеспечивающего связь между сканерами и операционной системой. Этот интерфейс основан на специальном протоколе TWAIN.
Графический образ, получаемый после сканирования документа, чаще всего необходимо перевести в текст. Для этого используются специальные программные средства, называемые средствами распознавания образов. Многие из программ используют совершенно различные алгоритмы распознавания, но при этом распознавание не зависит ни от шрифтов, ни от алфавита. Из программ, способных распознавать текст на русском языке наиболее известными являются программы Fine Reader и CuneiForm.
Рис. 23. Рабочее окно программы ABBYY FineReader
Преобразование документа в электронный вид происходит в три основных этапа. Каждый из этих этапов может выполнятся программами как автоматически, так и под контролем пользователя.
1. Сканирование. Запускается сканирующий модуль, настраиваются параметры сканирования(разрешение, размер, тип сканирования) и происходит собственно сканирование.
2. Сегментация и распознавание текста. Прежде чем получить готовый текст, необходимо разбить фрагменты документа на блоки(текст, рисунок, таблица и т.д.), для того, чтобы правильно их распознать(превратить в текст).
3. Проверка орфографии и передача текста в нужное приложение для дальнейшей работы или сохранение в файл.
o Автоматизация перевода документов
Идея автоматического перевода текстов с одного языка на другой зародилась с появлением первых компьютеров. Если бы полноценный перевод был бы возможен, то значительно упростилось бы общение между народами. Но это очень сложная задача, о полном решении которой пока говорить рано.
Программы автоматического перевода позволяют переводить отдельные слова и строить смысловые связи в предложениях, не всегда учитывая те или иные особенности языка. Поэтому они предназначены лишь для общего ознакомления с содержением документа.
Программные средства автоматического превода можно условно разделить на две основные категории:
§ Компьютерные словари. Назначение их — предоставить значения неизвестных слов быстро и удобно для пользователя. Из отечественных разработок веделяются тройка словарей — МультиЛекс от «МедиаЛингва», Лингво от ABBYY Software House и Полиглоссум от ETS Publishing House.
§ Системы автоматического перевода — позволяют выполнять автоматический перевод связного текста. В ходе работы программа использует огромные словари, наборы грамматических правил, обеспечивающих наилучшее качество перевода. Самым популярным разработчиком таких систем является компания «Promt». Наиболее универсальным продуктом, который тесно интегрируется с Microsoft Office, является программа Promt XT.
Рис. 24. Рабочее окно программы Promt
o Издательские системы — приобрели широкую популярность в различных сферах деятельности. Компьютерные издательские системы — это комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для компьютерного набора, верстки и издания текстовых и иллюстративных материалов. Главным отличием настольных издательских систем от текстовых редакторов является то, что они предназначены, в первую очередь, для оформления документов, а не для ввода и редактирования. Процесс верстки состоит в оформлении текста и задании условий взаимного расположения текста и иллюстраций. Целью верстки является создание оригинал-макета, пригодного для размножения документа полиграфическими методами.
Существуют различные программные системы, среди которых можно выделить следующие:
§ Adobe InDesign — недавно появившийся пакет фирмы Adobe, оптимизированный под верстку документов самого широкого профиля, от одностраничных буклетов до толстых книг, обогащенный набором специфических визуальных инструментов.
§ Adobe PageMarker — еще один пакет фирмы Adobe, с довольно сложным интерфейсом и системой команд, но в то же время с высокой производительностью и богатыми возможностями, особенно при работе с цветом.
§ Corel Ventura — альтернативный пакет фирмы Corel, несколько утративший в последнее время свои позиции, но вследствие своей универсальности(имеет широкие функции обычных текстовых и графических редакторов, интеграция с Web, поддрежка различных платформ) не потерявший актуальности.
§ QuarkXPress — достаточно легкая в освоении и гибкая издательская система, которая традиционно используется многими издательствами газет, журналов, рекламными агенствами.
o Системы автоматизации бухгалтерской деятельности.
К этому виду относятся как простейшие программы для подготовки бухгалтерских документов и отчетности, так и очень сложные распределенные системы комплексного бухгалтерского учета 1C, Парус, Галактика, Инфо-бухгалтер и т.д.
Программа «1С:Предприятие» является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия и может применятся на различных участках бухгалтерского учета.
Система состоит из откомпилированного ядра и конфигурации, написанной на объектом макроязыке высокого уровня и содержит три основных компонента:
§ бухгалтерский учет, отражающий финансовые операции;
§ оперативный учет, предназначенный для автоматизированного учета движения и остатков товарных, материальных, денежных средств предприятия;
§ расчет, позволяющий выполнять периодические расчеты различной сложности.
Источник