Назовите способы выполнения скульптуры
Главные жанры скульптуры
портретный;
исторический;
мифологический;
бытовой;
символический;
аллегорический;
анималистический.
Художественно-выразительные средства скульптуры:
построение объёмной формы;
пластическое построение модели (лепка);
разработка силуэта;
разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).
круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством;
рельеф, где фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него.
Различают три вида рельефа:
барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);
горельеф(выпуклая фигура выступает наполовину);
контррельеф (фигура не выпуклая, а, наоборот, заглублённая)
В зависимости от предназначения скульптура делится:
монументальная скульптура (памятники, монументы), связанная с архитектурной средой. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами;
монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);
станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Рассчитана на восприятие с близкого расстояния.
Способ получения скульптуры зависит от материала:
пластика — наращивание объёма скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск)
ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы)
отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)
Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).
Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой, составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно-объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура.
Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции); затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Иногда, особенно в том случае, когда задуманное изваяние должно быть велико и сложно, художнику приходится изготовить другую, более крупную и детальную модель. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Если предстоит исполнить статую, то берется для её подножия доска и на ней утверждается стальной каркас, изогнутый и пригнанный таким образом, чтобы ни одна его часть не выходила за пределы будущей фигуры и сам он служил для неё как бы остовом; кроме того, в тех местах, где тело фигуры должно иметь значительную толщину, прикрепляются к каркасу стальной проволокою деревянные кресты; в таких же частях фигуры, которые выдаются на воздух, например в пальцах рук, волосах, свесившихся складках одежды, деревянные кресты заменяются крученою проволокой или пенькой, напитанной маслом и свернутой в виде жгутов. Поместив такой остов статуи на треножном, неподвижном или горизонтально вращающемся станке, называемом кобылкою, художник начинает обкладывать каркас лепною глиной так, чтобы получалась фигура, в общих чертах сходная с моделью; затем, удаляя в одном месте излишне наложенную глину, добавляя в другом её недостаток и отделывая в фигуре часть за частью, он постепенно доводит её до желаемого сходства с натурой. Для этой работы ему служат пальмовые или стальные инструменты различной формы, называемые стеками, но ещё больше пальцы его собственных рук. Во всё продолжение лепки необходимо, во избежание появления трещин в высыхающей глине, постоянно поддерживать её влажность и для этого, от времени до времени, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом. Подобные приёмы употребляются и при производстве рельефов значительного размера — с той только разницей, что для укрепления глины пользуются вместо каркаса большими стальными гвоздями и болтами, вбитыми в досчатый щит или неглубокий ящик, служащий основанием рельефа. Вполне окончив лепку, ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, более прочного, чем глина, и с этою целью прибегает к помощи формовщика. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму (á creux perdu) из алебастра, и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме (à bon creux), изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Формовка).
Без предварительной лепки глиняного оригинала и отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного более или менее крупного произведения скульптуры — будет ли оно каменное или металлическое. Правда, бывали ваятели, как, например, Микеланджело, работавшие прямо из мрамора; но подражание их примеру требует от художника необычайной технической опытности, и всё-таки он рискует при таком смелом труде впасть на каждом шагу в неисправимые ошибки.
Важнейшим материалом для скульптур, наряду с мрамором, служит бронза; мрамор наиболее пригоден для воспроизведения нежных, идеальных, преимущественно женственных форм; бронза — для передачи форм мужественных, энергичных. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. Наконец, для произведений, назначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности, называемый патиной. Бронзовое изваяние исполняется либо посредством отливки расплавленного металла в заранее приготовленную форму, либо выбивается молотком из металлических пластин.
Один из способов производства бронзовых скульптур, это метод полого бронзового литья. Секрет его заключается в том, что первоначальную форму под статуэтку делают в воске, потом наносят глиняный слой и вытапливают воск. И только потом заливают металл. Бронзовое литьё — это совокупное название всего этого процесса.
Что касается до выбивной работы (так называемой работы репуссè), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Этот приём, для которого художник должен обладать особою ловкостью и продолжительною опытностью, употребляется преимущественно при исполнении барельефов не особенно крупного размера; при изготовлении же больших и сложных произведений, статуй, групп и горельефов, к нему прибегают в настоящее время только тогда, когда необходимо, чтобы они имели сравнительно малый вес. В этих случаях выбивка произведения производится по частям, которые затем соединяются винтами и закрепами в одно целое. C XIX столетия выбивную работу и литье во многих случаях заменяют осаждением металла в формы при помощи гальванопластики.
Источник
Тесты к урокам изобразительного искусства
Тест для 5 класса. По программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Тест для 6 класса по программе Б. М. Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тест для 5 класса | 17.33 КБ |
тест для 6 класса | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по ИЗО в 5 классе I вариант
1. С какой целью с давних времён воины разрисовывали своё тело?
а) для устрашения и защиты;
б) чтобы привлечь внимание;
в) ради забавы;
2. В Русском государстве царское платье олицетворяло :
а) силу, достоинство и могущество;
б) тщеславие;
в) особое положение.
3. Какое изображение является символом бога утреннего солнца:
а) лотос;
б) скарабей.
в) глаз-уаджет;
4. Символами императора в Древнем Китае были:
а) белый журавль на синем небе;
б) цвет золота — жёлтый и дракон;
в) барс, тигр, лев.
5. В Западной Европе XVII века роскошь и огромная стоимость королевского костюма говорили:
а) о процветании государства;
б) чтобы поднимать престиж среди других стран;
в) все варианты ответов верны.
6. Что такое костюм?
а) одежда, которую носит человек;
б) стиль и цвет, аксессуары;
в) знак-символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию.
7. Что такое Герб:
а) это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности, основные занятия и заслуги представителей рода;
б) отличительный знак;
в) это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. 8. Символика изображения медведя:
а) власть, господство, прозорливость (предвидеть будущее, прозрение);
б) верность, преданность, повиновение;
в) сила, мужество.
9. Какое символическое значение имел жёлтый цвет:
а) богатства и справедливости;
б) любви, смелости;
в) невинности и чистоты.
10. Созвучие цветовой гаммы:
а) контраст;
б) композиция;
в) колорит.
Тест по ИЗО в 5 классе II вариант
1. Что не входило в дополнение облачения царя:
а) царский трон.
б) царский венец;
в) держава и скипетр;
2. Зачем людям понадобились отличительные знаки?
а) чтобы украсить себя;
б) различать друг друга на расстоянии;
в) таковы требования и правила.
3. Что значит украсить предмет. Какое определение лишнее:
а) наполнить вещь смыслом;
б) определить положение хозяина в обществе;
в) расписать вещь для красоты.
4. Выберите верное определение:
а) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
в) геральдика – наука о марках.
5. Знаками царского достоинства и могущества фараона в Древнем Египте были:
а) передник изысканной формы, пояс;
б) два скипетра, искусственная борода;
в) клафт – полосатый платок, тиара – высокая двойная корона.
6. Какое символическое значение имел зелёный цвет:
а) богатства и справедливости;
б) любви, смелости;
в) символ изобилия.
7. Символика изображения дракона:
а) могущество;
б) верность, преданность, повиновение;
в) сила, мужество. 8. В Западной Европе XVII века кто был законодателем моды: а) король;
б) придворные;
в) аристократы. 9 . Созвучие цветовой гаммы:
а) контраст;
б) композиция;
в) колорит.
10. Что такое костюм?
а) одежда, которую носит человек;
б) стиль и цвет, аксессуары;
в) знак-символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию.
Источник
Материалы и техника скульптуры
Смысл, идея, задача задуманного произведения определяют и выбор материала. Из фарфора не выполнишь монументальной скульптуры, а гранит вряд ли удачный материал для настольного украшения.
Техника скульптуры разделяется на три вида — лепка, т. е. собственно пластика, в мягком материале (глина, воск), ваяние — обработка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), отливка и чеканка в металле.
Обычно процесс работы скульптора начинается с рисунка, наброска, затем он переходит к созданию модели в мягком материале (глина, пластилин, воск).
Мягкие материалы считаются временными, при работе с ними обычно предполагается дальнейшая отливка в более долговечные — чугун, бронзу. В наше время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пластмассы.
Широко известны слова Микеланджело о том, что работая он просто удаляет из камня все лишнее. «Всякая статуя должна быть задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».
Глина — один из основных скульптурных материалов. Это осадочная порода, основу которой составляет каолин. Важнейшее качество глины — пластичность, а также способность длительное время сохранять обеспечивающую пластичность насыщенность влагой. Обжиг придает глине не только механическую прочность, но и определенную завершенность, ощущаемую зрителем.
Этого качества лишен пластилин, обладающий как промежуточный скульптурный материал рядом преимуществ по сравнению с глиной. Являясь продуктом смешения очищенной глины с воском, жиром и другими компонентами, он не высыхает, допускает тончайшую, не всегда доступную глине моделировку поверхности, но недостаточно пластичен для работы с крупной скульптурной формой, неудобен для длительного хранения и экспонирования. Пластилин используется обычно для лепки эскизов, исполнения миниатюрных и медальерных работ, впоследствии переводимых в другие скульптурные материалы.
Лепка в мягком материале осуществляется на специальном каркасе, составляющем основу и остов будущего произведения. Он должен соответствовать ему по своим размерам и форме. В переводе с французского языка carcasse — буквально означает — скелет, остов. Его непосредственная задача — гарантировать конструктивную прочность изображения, не давать глине или пластилину оседать под собственной тяжестью, деформируя скульптурный объем.
Глина может быть и самостоятельным материалом, тогда она требует обжига и называется терракотой.
Из Испании техника цветной глазури (по-видимому, от острова Майорки возникло название «майолика») перешла в Италию.
В XVIII в. майолику сменяет открытый китайцами еще в VII в. фарфор.
Гипсбольше служит как вспомогательный материал для отливок с глины и воска, но и как отлив с живой модели он известен очень давно.
Из твердых материалов скульптуры древнейшим было дерево, известное в Египте и архаической Греции, совсем забытое в эпоху зрелой античности в классической Греции и в Риме. Дерево можно легко окрашивать, чем широко пользовались как египетские мастера, так и западноевропейские в эпоху Средневековья и барокко.
Скульпторы итальянского Возрождения прибегали к дереву очень редко, его вытеснили мрамор и бронза.
Другой крепкий материал — слоновая кость, известная еще с каменного века. Слоновая кость используется чаще всего для мелкой скульптуры.
Камень — самый распространенный из твердых материалов, который может быть разных цветов и разной степени твердости. Наиболее твердый — обсидиан, черный или темно-зеленый базальт, красный или фиолетовый порфир, черный диорит. Все это — излюбленные материалы египтян, высекающих из них свои огромные, мрачные, застывшие в вечной статике статуи. Хрупкий и прозрачный алебастр, известный еще шумерам, употреблялся как для монументальной скульптуры, так и для мелкой пластики.
Более мягкий (но и более ломкий) камень — известняк, широко применялся в скульптуре Древней Греции. Мрамор, собственно, — особая порода известняка, только наиболее твердая и разных, очень красивых цветов — от ярко-белого до черного, дающая сложнейшую игру светотени. Этим и объясняется его успех у скульпторов.
Из металлов, применяемых для отливки скульптуры, наиболее распространена бронза, — смесь олова с медью, известная на Востоке еще в III тысячелетии до н. э. Новое время знает и отливку из чугуна, алюминия, формование из бетона и т. д. Приемы отливки, чеканки, ковки, естественно, отличны от приемов работы в камне. Прежде всего бронза легче камня, ибо она полая внутри. Поэтому она дает возможность для более разнообразных решений: просветы,сложные повороты, большие ответвления от основной массы, — чего нельзя выполнить в камне. В бронзе более четкий, темный силуэт, большая игра светотени. Наконец, бронза менее мрамора поддается атмосферным влияниям, воздействию сырого воздуха, а патина (зеленоватый налет), возникающая от сырости, иногда даже придает ей благородный «оттенок времени».
Литье из бронзы было знакомо еще древним египтянам, от них перешло к грекам. Скульптор IV в. до н. э. (так называемой поздней классики) Лисипп работал в основном в бронзе и, как говорят источники, оставил более 1500 статуй. Раннее Средневековье предпочитало бронзу в отличие от позднего, любившего дерево и особенно камень. С эпохи Возрождения история литья из бронзы практически уже не прерывалась.
Холодная ковка металла (необязательно бронзы, это может быть и золото, и серебро) известна была и в древности — в Вавилоне и Египте, где металлическими пластинами с выкованными на них рельефами (они ковались изнутри) обкладывались большие статуи, основа которых была деревянной или глиняной.
Источник