СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК
При оформлении записей в учетных регистрах могут быть допущены различного рода ошибки. Это может быть неправильная запись сумм операций, ошибочная корреспонденция счетов, неверный подсчет итогов и другие. Следует отметить, что ошибки в данных бухгалтерского учета приводят к искажению или сокрытию объектов налогообложения, что влечет за собой применение санкций по результатам проведения контролирующими органами проверки полноты и правильности расчетов с бюджетом по налогам и сборам. А все это ощутимо отражается на финансовом состоянии организации. В связи с этим в бухгалтерском учете существует ряд обязательных учетных процедур, позволяющих выявлять и исправлять допущенные ошибки. Порядок исправления ошибок, допущенных в бухгалтерском учете, регламентируется пунктом 4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов СССР 29.07.1983 №105 и пунктом 7 Инструкции о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.02.2004 № 16.
Основным приемом выявления ошибок является повторная проверка (сверка) записей в регистре с суммами и другими показателями в первичных документах. Аналогично сверяются записи и итоги аналитических регистров с синтетическими. Соблюдение принципа двойной
записи проверяют на основе сличения записей по дебету и кредиту синтетических и аналитических счетов в соответствии с проводками. Окончательно ошибки в двойной записи выявляют в оборотных ведомостях по всем синтетическим счетам (оборотном балансе), где должно быть обеспечено равенство дебетовых и кредитовых оборотов (итогов).
Поскольку регистры в своем большинстве имеют форму таблиц, содержащих записи сумм по нескольким строкам и нескольким графам (шахматная форма), то проверку частных итогов по строкам и графам следует осуществлять приемом «сверкой на уголок». Для этого суммируют частные итоги строк по последней итоговой графе и итоги граф по последней итоговой строке. Пересечение итоговой графы и итоговой строки, т. е. нижний правый угол таблицы, должно дать одну и ту же сумму.
Особенно эффективен этот прием в регистрах, имеющих более сложную математическую связь между показателями (итогами). Например, в расчетно-платежной ведомости – «начислено» минус «удержано» равно «к выдаче на руки»; в отчетах, накопительных (оборотных) ведомостях по движению материалов – показатель «начальный остаток» плюс «приход» минус «расход» равно «конечный остаток» и т. д.
Существуют и другие, более сложные приемы и способы выявления ошибок – сверка остатков (сальдо) при учете, например, материалов (сальдовый метод), «встречные», т. е. взаимные сверки расчетов между предприятиями, повторная обработка данных по другим (контрольным) программам при использовании для учета и аудита ПЭВМ и другие.
Следует отметить, что не всегда допускаются исправления ошибок в первичных документах. Согласно статье 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. Если в названных документах имели место ошибки, документ подлежит полному переоформлению. Что касается иных первичных документов, то исправления могут вноситься, если исправление подтверждается подписями тех же лиц, которые подписали документы, с обязательной расшифровкой подписи, при этом должна быть указана дата внесения исправлений.
Обнаруженные в регистрах и документах ошибки должны, быть исправлены. Однако в настоящее время единая методика внесения исправлений и дополнений в данные бухгалтерского учета отсутствует. Выбор метода исправления ошибок зависит в основном от предпочтений организации , но можно выделить три общепризнанных способа их исправления:
— корректурный (от латинского слова “correktuira” – исправление, улучшение);
— дополнительной записи (проводки);
— отрицательной записи (проводки), или, как ее еще принято называть, «красное сторно» (от итальянского “storno” – перевод счета).
Корректурный способприменяется в случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденцию счетов и не отражается на итогах учетных записей. Ошибочный текст или сумма зачеркиваются одной чертой, чтобы можно было прочесть ранее написанное, и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Исправление ошибки в документах подтверждается подписями лиц, составивших документ, в учетных документах – подписями лиц, производящих исправление. Оговорка об исправлении выполняется на полях или в конце страницы и содержит слово «исправлено», правильный текст или сумму и дату исправления. Неоговоренные исправления в первичных документах и учетных регистрах бухгалтерского учета не допускаются.
Способ дополнительной записи (дополнительной проводки) используется для дополнения оборотов в текущем месяце (периоде) по операциям, относящимся к прошлым месяцам (периодам). При этом в регистрах бухгалтерского учета дополнительная информация отражается дополнительной записью, которая недостает до правильной, нужной суммы. Данный способ применяется в тех случаях, когда в счетных записях не нарушена правильность корреспонденции счетов, но допущена ошибка в результате преуменьшения суммы операции. Дополнительные записи (проводки) для исправления ошибок делаются в регистрах учета на основании специальных документов — справок бухгалтерии на исправление ошибок.
Например, стоимость фактически поступивших материалов составила 950 тыс. рублей, а при обработке документов в бухгалтерии выполнена запись:
Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»–900 тыс. рублей.
При проверке ошибка была обнаружена и выполнена дополнительная запись:
Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 50 тыс. рублей.
Способ «сторнировочной записи». Его использование было предложено в 1889 г. российским бухгалтером А.А.Беретти. Первоначально метод носил название «цветной провод», современное название –«красное сторно» –применяется, если ошибка обнаружена в учетных регистрах после представления бухгалтерского баланса. В этом случае корректурный способ недопустим, ибо данные представленного отчета не будут соответствовать данным бухгалтерского учета, где внесено исправление. В случае если операция отражена не на тех корреспондирующих счетах, применяют прием «красное сторно». Этот способ заключается в том, что неправильная запись повторяется красными чернилами. Это означает, что сумма, указанная красными чернилами, исключается из оборота. Затем записывают дополнительную проводку с правильной корреспонденцией счетов. При этом сумму проставляют обычными чернилами. Например: На оприходованные на склад поступившие от поставщика материалы на сумму 720 тыс. рублей в бухгалтерском учете была составлена корреспонденция счетов:
Источник
Приёмы исправления орфографических ошибок
Наумова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
Приемы исправления орфографических ошибок.
В психологической, дидактической, лингвистической, методической литературе рассматриваются различные аспекты проблемы работы по следам орфографических ошибок. Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, невысоким уровнем орфографической грамотности учащихся.
Вопрос о предупреждении и исправлении орфографических ошибок возник с зарождением методики обучения русскому языку.
В середине XIX столетия методике работы по следам орфографических ошибок большое внимание уделяли Ф.И.Буслаев, И.И. Срезневский, Я.К. Грот, К.Д. Ушинский, Н.А.Корф. В методике работы по следам ошибок наибольшую значимость приобретают такие направления, как:
-роль проверки в процессе исправления ошибок;
-роль какографии в обучении орфографии;
-дифференциация работы при исправлении и предупреждении ошибок;
-приемы исправления и предупреждения ошибок.
Однако разработка системы работы по следам орфографических ошибок остается нерешенной проблемой.
Наличие большого количества ошибок в письменных работах как творческого, так и репродуктивного характера послужило одной из причин возникновения в начале XX века двух направлений в методике обучения правописанию — грамматического (К.Д. Ушинского, Н.А. Корф, Ф.Ф. Пуцыкович, Д.И. Тихомиров и др.) и антиграмматического (Борман, Лай, Мейман,Б.П. Шереметевский, И. Соломоновский и др.) [4, 69].
Среди вопросов, вызывавших споры антиграмматистов и грамматистов, были вопросы о приемах предупреждения и исправления орфографических ошибок.
Представители антиграмматического направления, утверждавшие, что орфографический навык формируется механическим путем как постепенное закрепление зрительно-моторных образов слов на основе списывания, надежным способом исправления орфографических ошибок, считали многократную запись одного и того же слова. При этом ошибку, допущенную учеником в письменной работе, следовало зачеркивать, заштриховывать или заклеивать, для того чтобы учащиеся не усвоили неправильного образа слова.
Представители грамматического направления выступали против механической природы орфографического навыка и ведущую роль в усвоении орфографии отводили грамматике, мыслительной деятельности учащихся. Они не считали необходимым скрывать ошибки от ученика: исправление орфографических ошибок должно опираться на теоретические знания, приобретенные учащимися. Это положение послужило основой для дальнейшей разработки вопроса о предупреждении и исправлении орфографических ошибок.
В 40-60-е годы XX века в методике обучения орфографии (Е.С.Истрина, Н.А.Костин,С.П.Редозубов,Н.С.Поздняков,Н.С.Рождественский,Н.П.Каноныкин,Н.А.Щербакова, Л.К. Назарова и другие) разрабатываются вопросы классификации и учета орфографических ошибок, приемы их предупреждения и исправления, причины возникновения. В настоящее время исправление орфографических ошибок понимается как использование учителем различных приемов и видов заданий в процессе работы над ошибками [1, 78].
Приемы исправления орфографических ошибок учащихся рассматриваются с двух сторон: с одной – вид заданий, предлагаемых учащимся с целью преодоления ошибок, с другой – вид указания учителя на ошибку при проверке письменных работ. Виды заданий перекликаются с приемами предупреждения ошибок. Это различные упражнения, использование таблиц, карточек, перфокарт. Большинство учителей предпочитают традиционный прием указания на ошибку зачеркивание орфографической ошибки, надписывание нужной буквы, обозначение на полях условным знаком. При этом не учитываются тип ошибки, ее причины, индивидуальные особенности учащихся, цель исправления ошибки, уровень овладения умением исправлять орфографические ошибки. Цель исправления ошибки должна меняться от класса к классу и быть взаимосвязанной с уровнем овладения умением. Чем старше ученик, тем больше доля самостоятельности в работе по следам ошибок [3, 167].
Использование одного и того же приема исправления ошибки приводит к тому, что учащиеся не выполняют работу по следам ошибок и допускают типичные ошибки.
Т.Г.Рамзаева — академик Российской академии образования, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, известный методист, автор программ по русскому языку, учебного комплекса для 4-летней начальной школы, учебных пособий для студентов с целью активизации учебной деятельности учащихся в процессе выполнения работы по следам ошибок и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению ошибок, учителям рекомендует использовать различные способы исправления ошибок в тетрадях учащихся. Выбор способа должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Учащиеся могут быть разделены на четыре группы. Каждая группа характеризуется как качественными, так и количественными показателями, что является основанием для применения того или иного способа исправления ошибки [5, 46].
Первую группу составляют учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, самостоятельно могут обнаружить и исправить их во время само- и взаимопроверки, систематически выполняют работу по следам ошибок и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и в выборе соответствующего способа её исправления.
Ко второй группе относятся учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, частично обнаруживают их во время само- и взаимопроверки, эпизодически выполняют работу над ошибками и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.
Третья группа включает учащихся, которые допускают 3-5 ошибок в письменных работах, самостоятельно не могут обнаружить и исправить их во время само — взаимопроверки, эпизодически выполняют работу над ошибками, затрудняются в выборе способа исправления ошибки.
Для четвертой группы учащихся характерно большое количество ошибок в письменных работах. Учащиеся не могут обнаружить и исправить их, не выполняют работу над ошибками, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки[2, 156].
На протяжении обучения состав групп может меняться в зависимости от качественных изменений показателей каждой группы, с целью развития самостоятельности в процессе работы по следам ошибок и исключения «привыкания» к однообразному способу исправления ошибки учителем.
Применение учителем разных способов указания на ошибки в процессе проверки письменных работ не только позволяет учитывать индивидуальные
особенности учащихся, но и помогает правильному выбору способа исправления ошибки.
Так, 7-й способ указания на ошибку побуждает учащихся к репродуктивной деятельности, однако исключает возможность неверного выбора способа исправления ошибки. 6-й и 5-й способы содержат подсказку, которая помогает учащимся ориентироваться в памятке работы по следам ошибок и исправлять ошибку по образцу. Если 4-7-й способы указания на ошибку прямо или косвенно определяют ее характер, то 1-3-й требуют от учащихся самостоятельного распознавания характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и с учетом этого, выбора способа ее исправления.
Среди разнообразных приемов исправления ошибок наиболее ценным следует признать тот, который обеспечивает осознание учащимися допущенных ими ошибок. Когда учитель уверен, что учащийся сам исправит ошибку и не сделает при этом новой, то использует приемы, рассчитанные на большую степень самостоятельности. Чем конкретнее и подробнее указание на ошибку. Тем легче учащимся исправить ее. Исправления, сделанные учителем в тетради, должны обязывать учащихся к определенной работе по следам ошибок, которую нужно контролировать. Сами по себе, без последующей работы, исправления учителя не способствуют исправлению орфографических ошибок.
После того как ошибка зафиксирована учителем, ученик должен выполнить работу по следам ошибок. Чаще всего учащиеся используют приемы исправления, которые соответствую образцу, данному учителем после письменной работы, или многократно переписывают слово. Такие способы исправления ошибки характеризуются репродуктивной деятельностью учащихся и не достигают нужного результата. Кроме того, многократно переписывая слово, учащиеся пишут его во второй и третий раз с той же ошибкой, тем самым закрепляя вариант неправильного написания.
В таблице представлены способы исправления орфографических ошибок для учащихся каждой группы.
Например: висенняя пора /
6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой находится ошибка.
Например: зиленая трава
зимнем утром
прешел
е
малинький
7. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки.
Например: выбижал из леса бег
Летнем днем м.р., Т.п.
Общий способ исправления орфографических ошибок Т.Г. Рамзаева рекомендует выполнять по памятке.
Приведем образец памятки:
Разбери слово по составу и определи место ошибки в слове.
Определи характер орфограммы, на которую допущена ошибка.
Вспомни (прочитай правило).
Выполни указания правила.
Выбери ошибки на то же правило и исправь их.
Приведи примеры на то же правило.
Составленная учащимися памятка способствует осознанному усвоению совокупности действий для исправления орфографических ошибок, выполняемых в определенной последовательности.
Практика показывает, что внимание учащихся следует постоянно обращать на общий способ исправления орфографических ошибок для прочного его усвоения. С этой целью необходимо специально планировать работу, направленную на применение общего способа исправления ошибки:
— создавать на уроках проблемные ситуации, требующие применения общего способа исправления ошибок;
— во время проверки домашнего задания на уроке предложить одному из учащихся объяснить, как он исправил ошибки, допущенные в письменных работах;
— разрабатывать фрагменты уроков по исправлению типичных ошибок;
-исправление орфографических ошибок включать в работу по следам ошибок по материалам анализа изложений и сочинений.
В целом овладение учащимися общим способом исправления ошибок способствует закреплению как общеучебных (рассуждать, доказывать, сопоставлять), так и специальных (распознавать орфограмму, разбирать слово по составу, устанавливать способ исправления ошибки) умений.
Литература
1. Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. — М.: Просвещение, 1990.-368 с.
2.Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/Под общей редакцией Т.Т. Рамзаевой. — СПб: «Специальная литература», 1998.-168 с.
3. Рамзаева Т.Г. Функционально-семантический аспект обучения русскому (родному) языку в современной начальной школе и его реализация в авторских учебниках “Русский язык” (1-4 классы)// Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. — 289 с.
4. Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3-м (1-3) и 4-м классах начальной школы.- СПб.: ЭОС, 1994.-346 с.
5. Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
Источник