- Счет 26 «Общехозяйственные расходы»
- Состав, функции и учет общехозяйственных расходов преприятия
- Что относят к ОХР
- Распределение и списание ОХР
- Пример распределения ОХР по базе – по оплате труда на производстве продукции
- Учет ОХР
- Бухучет
- Налоговый учет
- Какие проводки делаются при списании общехозяйственных расходов
- Проводки по счетам 20 и 90: выбираем способ списания расходов
- Схема списания общехозяйственных расходов на себестоимость продукции (основное производство)
- Выручка нулевая: что делать с общехозяйственными расходами
- Проводка с участием счета 91: как списываются расходы при отсутствии доходов
- Итоги
Счет 26 «Общехозяйственные расходы»
СЧЕТ 26 «ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ»
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. На этом счете отражают следующие расходы: административно-управленческие, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещение общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с другими организациями и др.
Расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списывают в дебет счетов: 20 «Основное производство», 90 «Продажи», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону), 08 «Вложение во внеоборотные активы» при капитальном строительстве хозяйственным способом при отсутствии специального хозяйственного аппарата, обеспечивающего административно-хозяйственное обслуживание строительства.
Общехозяйственные расходы в сельском хозяйстве не относят на затраты по орошению, осушению земель, содержание и использование машинно-тракторного парка, текущий ремонт зданий, сооружений, подлежащих распределению, а также общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, пекарни, ремонтно-пошивочные мастерские, парикмахерские, детские дошкольные учреждения, дома отдыха и другие объекты культурно-бытового назначения.
В строительных организациях, в том числе в управлениях механизации, домостроительных комбинатах, заводах по производству строительных материалов и стройках, на данном счете отражают накладные расходы по содержанию административно-хозяйственного персонала, обслуживанию рабочих строительства, организации работ на строительных площадках и др. Указанные расходы ежемесячно относят на затраты по выполнению строительно-монтажных работ, учитываемые на субсчете 20-4. Накладные расходы основного производства в управлениях механизации ежемесячно распределяют между строительно-монтажными работами, выполненными по договорам субподряда, и оказанными услугами сторонним организациям пропорционально суммам их прямых затрат и иными способами.
Накладные расходы подсобных производств строительных организаций, а также домостроительных комбинатов и заводов распределяют по видам выпускаемой продукции и оказанных услуг.
В сельскохозяйственных организациях общехозяйственные расходы ежемесячно (ежеквартально) относят на соответствующие виды производства (подразделения) в плановом или размере от общей суммы затрат (без затрат по организации и управлению производством), за исключением стоимости семян, кормов, а также сырья материалов и полуфабрикатов в подсобных промышленных производствах с корректировкой их в конце года до уровня фактических затрат. Общехозяйственные расходы в качестве условно постоянных могут списываться непосредственно в дебет счета 90 «Продажи» в соответствии с учетной политикой организации.
Аналитический счет по счету 26 «Общехозяйственные расходы» ведут по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.
Источник
Состав, функции и учет общехозяйственных расходов преприятия
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Общехозяйственные расходы (ОХР) – затраты, не связанные непосредственно с производством продукции или другой основной деятельностью. Однако они необходимы для нормального функционирования любой организации. Это косвенные расходы, которые могут распределяться между производствами, видами продукции и списываются с учетом выбранного организацией способа. Состав ОХР, порядок учета, методика их распределения и списания, как правило, определяются видом деятельности хозяйствующего субъекта.
Общехозяйственные расходы в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Что относят к ОХР
Согласно Инструкции по применению Плана счетов (пр. 94н Минфина) к ОХР правомерно отнести:
- оплату труда АУП центрального офиса с отчислениями в Фонды;
- амортизацию ОС, НМА, используемых в управленческом процессе;
- арендные платежи, если здания непроизводственного назначения используются по договору аренды;
- расходы на содержание непроизводственных зданий, в том числе выплаты коммунальным службам;
- расходы на охрану труда;
- оплату командировок АУП;
- расходы представительского характера;
- канцелярские, банковские, расходы, на услуги аудиторов и пр.
Исчерпывающего списка ОХР нормативные акты на сегодняшний день не содержат. Главным признаком, позволяющим отнести затраты к этой категории, является тот факт, что они не связаны непосредственно с производством товаров, работ или оказанием услуг.
На заметку! При решении вопроса, считать расходы общепроизводственными или общехозяйственными, например, если у организации имеется филиал, целесообразно, кроме отношения его затрат непосредственно к процессу производства, оценить такой фактор, как участие ответственных лиц филиала в производстве продукции (управлении организацией в целом). В определенных случаях играет роль территориальная удаленность подразделения (филиала) от центрального офиса компании.
Распределение и списание ОХР
Общехозяйственные расходы в производстве по окончании учетного периода должны быть распределены, поскольку носят косвенный характер. Если организация выпускает один вид продукции, все ОХР переносятся на затраты по этому виду продукции целиком, т.е. можно сказать, что они «распределены» на него в полном объеме. Если видов продукции несколько, то ОХР распределяются на них пропорционально.
Базой распределения могут стать:
- оплата труда работников производства;
- прямые производственные затраты;
- выручка от продажи продукции;
- объем выработанной продукции и пр.
Организация самостоятельно принимает решение о выборе базы распределения ОХР и закрепляет ее в учетной политике. Одним из наиболее распространенных является распределение по заработной плате рабочих, занятых в производстве.
Пример распределения ОХР по базе – по оплате труда на производстве продукции
Распределению ОХР = ОХР периода/производственный ФОТ по периоду, где «период», как правило, — это «год», но могут быть взяты и предыдущий квартал, и полугодие.
Распределение ОХР по видам продукции А, В, С:
ОХР (А) = К * ФОТ (А),
ОХР (Б) = К * ФОТ (Б),
ОХР (С) = К * ФОТ (С).
Расчет: Пусть условно имеется субъект малого бизнеса, чьи непроизводственные затраты минимизированы, по сравнению с производственными. Сумма ОХР за период составила 200000 рублей. ФОТ производства за период – 600000 рублей, по продукции А — 300000, Б — 200000, С — 100000 рублей. Получаем:
- К распред. ОХР = 200000 / 600000 = 0,3333.
- ОХР (А) = 0,3333 * 300000 = 100000.
- ОХР (Б) = 0,3333 * 200000 = 66667.
- ОХР (С) = 0,3333 * 100000 = 33333.
Зная объем выпущенной продукции по видам, можно путем деления общей суммы затрат по видам на количество единиц соответствующей продукции исчислить ОХР в с/сти единицы изделия.
Аналогично ведется расчет и по другим, выбранным организацией, базам распределения.
Списывают ОХР тремя способами:
- С использованием счета 20 «Основное производство», переносом накопленных затрат в дебет этого счета с кредита 26 «ОХР», как об этом говорилось выше: на один вид продукции полной суммой, либо используя распределение по видам продукции.
- С использованием счета 90, субсчет «С/сть продаж». Затраты таким образом списывают организации и фирмы, оказывающие различные услуги (бухгалтерское сопровождение, консалтинг и т.п.), ведущие непроизводственную деятельность.
- С использованием т.н. метода директ-костинг. Суть его заключается в разделении затрат: на счете 20 собираются все производственные расходные статьи, которые затем подлежат списанию на продукцию, а на счет 90 полной суммой списываются ОХР (см. ПБУ10/99, абз. 2 п. 9).
Вопрос: Может ли РСО при ежемесячном списании общехозяйственных расходов на счета учета затрат на производство распределять их по объектам калькулирования (видам оказываемых услуг) с применением установленных коэффициентов, а не пропорционально сумме прямых затрат на эти услуги? Что должно быть прописано в учетной политике для целей бухгалтерского учета?
Посмотреть ответ
Учет ОХР
Бухучет
Общехозяйственные расходы учитываются на активном счете 26. По окончании периода они переносятся на счет 20 (23) либо на счет 90. Фирмы, чья деятельность носит непроизводственный характер, могут и основные расходы собирать на счете 26, а затем переносить их на счет 90 (кроме предприятий торговли).
- Дт 26 Кт 76, 70, 71, 68, 69, 60, 23, 29, 10, 05, 02 и пр.- отражение непроизводственных затрат. Счета 23 и 29 применяются, если в организации есть вспомогательные и обслуживающие производства, которые оказывали услуги непроизводственного характера для АУП.
- Дт 20, 23 Кт 26 – списание ОХР на основное и вспомогательное производство (если последнее имеется в организации).
- Проводка Дт 20 Кт 26 делается по видам продукции на основании произведенных расчетов или полной суммой, если вид продукции у фирмы один. Распределение ОХР между основным и вспомогательным производствами можно произвести пропорционально их производственным затратам за период.
- При использовании счета 90 формируют проводку: Дт 90 Кт 26 по соответствующим субсчетам (2-если фирма оказывает услуги на сторону, 8-если используется директ-костинг).
Аналитика по счету 26 организуется в разрезе статей затрат и подразделений:
- Расходы на управление (командировки АУП, представительские расходы, оплата труда с отчислениями АУП и т.д.).
- Хозяйственные затраты (оплата труда и отчисления общехозяйственных рабочих и персонала, охрана труда, амортизационные отчисления и т.д.).
- Прочие ОХР (коммунальные платежи, канцелярия, почтовые расходы и т.п.).
Приведенный вариант учета — лишь один из возможных.
Налоговый учет
Затраты в НУ, касающиеся производства и реализации, подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318-1 НК РФ). При этом перечень внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) отнести к ним ОХР не позволяет. Порядок отнесения к тем или иным расходам организация может выбрать самостоятельно и закрепить его в учетной политике (ст. 319 -1 НК РФ). Следовательно, ОХР могут для целей НУ учитываться как прямые и как косвенные. Основное отличие в том, что косвенные расходы есть возможность учесть для целей НУ в текущем периоде, в то время как прямые исчисляются с учетом сальдо по незавершенному производству.
Несмотря на относительную свободу в вопросе разделения затрат по категориям, фискальные органы напоминают, что отнесение тех или иных затрат к косвенным законно лишь в случае, если отсутствует реальная возможность учесть их как прямые (письмо ФНС №КЕ-4-3/2952 от 24.02.2011 г. и ряд аналогичных документов).
Фирмы, оказывающие услуги, могут полностью учитывать свои затраты в текущем налоговом периоде.
Можно ли принять к вычету НДС по общехозяйственным расходам, если в налоговом периоде отсутствует реализация по основному виду деятельности?
Источник
Какие проводки делаются при списании общехозяйственных расходов
Проводки по счетам 20 и 90: выбираем способ списания расходов
Списание общехозяйственных расходов может производиться одним из двух способов. Проводки по списанию общехозяйственных расходов в зависимости от выбранного способа представлены на рисунке:
Выбранный порядок списания общехозяйственных расходов нужно закрепить в учетной политике.
Справиться с составлением учетной политики на 2021 год поможет эта публикация.
Там же потребуется указать показатель, пропорционально которому общехозяйственные расходы будут распределяться на себестоимость разных видов продукции, если их списание производится в дебет счета 20 «Основное производство». Это может быть зарплата основных производственных рабочих, выручка, объем производства и другие показатели.
Технологию распределения и списания общехозяйственных расходов покажем на примере.
Схема списания общехозяйственных расходов на себестоимость продукции (основное производство)
Итак, списаны общехозяйственные расходы на основное производство — какие проводки нужно сделать в бухгалтерском учете?
ООО «Энергия Плюс» производит два вида продукции:
- Конденсаторы (устройства для накопления заряда и энергии электрополя);
- Транзисторы (преобразователи электрических сигналов).
С начала года в учетной политике ООО «Энергия Плюс» закреплен порядок списания общехозяйственных расходов по объектам калькулирования (видам продукции). База распределения — зарплата производственных рабочих.
За январь сумма общехозяйственных расходов составила 774 023 руб. Как «Энергия Плюс» распределило расходы, показано в таблице:
Показатель
По видам продукции
Итого
Зарплата основных производственных рабочих (включая страховые взносы) за январь, руб.
Удельный вес зарплаты рабочих
42,35% (2 027 133 / 4 786 559 × 100%)
(2 759 426 / 4 786 559 × 100%)
Расчет суммы общехозяйственных расходов, приходящейся на каждый вид продукции, руб.
327 798,74 (774 023 × 42,35%)
В учете ООО «Энергия Плюс» произведены следующие проводки по списанию общехозяйственных расходов:
Согласно рабочему плану счетов ООО «Энергия Плюс», по счету 20 организован аналитический учет по субсчетам 20.1 «Производство конденсаторов» и 20.2 «Производство транзисторов».
Такими проводками списаны общехозяйственные расходы на себестоимость продукции в учете ООО «Энергия Плюс» в январе. Аналогичным образом будут распределяться и списываться общехозяйственные расходы в течение всего года.
К общехозяйственным относятся и представительские расходы. В бухгалтерском и налоговом учете такие затраты учитываются по-разному. Как именно, рассказали эксперты КонсультантПлюс: в бухучете — в этом Готовом решении, в налоговом — в этой публикации. А если у вас нет доступа к К+, получите пробный демо-доступ и бесплатно изучите материал.
Выручка нулевая: что делать с общехозяйственными расходами
В условиях отсутствия деятельности также могут возникать общехозяйственные расходы. Как с ними быть? Общехозяйственные расходы (как и остальные виды расходов) в бухгалтерском учете должны признаваться своевременно: в том отчетном периоде, в котором они фактически произведены:
Если в ожидании появления выручки расходы не учитывать, будут искажены показатели бухгалтерского учета и отчетности. Пользователи отчетности будут введены в заблуждение показателем безубыточности деятельности компании в условиях, когда убыток фактически имеется (расходы есть при отсутствии доходов). Кроме того, за грубое нарушение правил ведения учета доходов и расходов предусмотрены штрафы (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП).
Возникает вопрос: как могут оштрафовать по статье Налогового кодекса, если нарушен порядок бухгалтерского учета расходов? Ответ содержится в п. 3 ст. 120 НК РФ. В тексте статьи расшифровано, что понимать под выражением «грубое нарушение правил учета доходов и расходов»:
Таким образом, в условиях отсутствия деятельности общехозяйственные расходы подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета и своевременному списанию. В следующем разделе мы расскажем, какой проводкой списываются общехозяйственные расходы в таком случае.
Проводка с участием счета 91: как списываются расходы при отсутствии доходов
Коммерческая деятельность может не приносить доход в стадии становления бизнеса, в сезонных работах или при других обстоятельствах. В таких условиях может отсутствовать выручка, а также иные доходы и расходы, но без общехозяйственных расходов обойтись можно не всегда. Они накапливаются на счете 26 и требуют своевременного списания.
Какая в таком случае производится проводка при списании общехозяйственных расходов? Возможные способы списания для такой ситуации представлены на рисунке:
Выбор способа 1 предполагает распределение общехозяйственных расходов по объектам калькулирования (производство продолжается, но выручки от реализации продукции пока нет). В условиях отсутствия продаж общехозяйственные расходы будут учитываться в остатках незавершенного производства.
При выборе способа 2 общехозяйственные расходы ежемесячно списываются на прочие расходы. Такой способ применяется при полном отсутствии деятельности, когда признать общехозяйственные расходы расходами по обычным видам деятельности нельзя.
С видами прочих расходов вас познакомит этот материал.
Итоги
В дебет счетов учета затрат 20, 23, 29 списываются общехозяйственные расходы в том случае, если продукция учитывается по полной производственной себестоимости. Если компания определяет сокращенную себестоимость продукции, общехозяйственные расходы списываются на себестоимость продаж. При отсутствии деятельности и выручки от продаж в проводках по списанию расходов участвует счет 91.2 «Прочие расходы».
3. Задача. В журнале регистрации хозяйственных операций составить бухгалтерские проводки по данным хозяйственным операциям.
Хозяйственные операции за период:
№ п\п Содержание операции Сумма (руб)
1. Получен долгосрочный заем от другого хозяйственного органа
300 000
2. Реализованы долгосрочные ценные бумаги по покупной стоимости:
— номинальная стоимость
— разница между покупной и номинальной стоимостью
60 000
3. Списывается разница между покупной и номинальной стоимостью
?
4. Получен на расчетный счет краткосрочный кредит банка для приобретения материалов
450 000
5. Начислены проценты за пользование кредитом
28 445
6. Погашен полученный краткосрочный кредит ?
7. Уплачены проценты за пользование кредитом
?
Итого:
4. Задача. Согласно учредительным документам уставный капитал
организации составляет — 800 500 руб. Задолженность по вкладам погашается учредителями следующим образом:
-денежными средствами – 480 000 руб. (450 000 руб.- на расчетный счет, 30 000 руб. – в кассу организации;
-объектами основных средств – 250 000 руб.;
-материалами –120 000 руб.
Объекты основных средств приняты к учету. Составить бухгалтерские проводки.
п/п Наименование документа и краткое содержание операции. сумма
1
Ведомость распределения расхода материалов.
Отпущены материалы на:
А) Производство продукции. 11000
Б) Содержание оборудования. 1300
В) Общие нужды цеха. 1000
Г) Общие нужды заводоуправления. 1700
2
Свод заработной платы и ведомость распределения.
Начислена заработная плата:
А) Рабочим за производство продукции.
25000
Б) Рабочим за наладку оборудования.
3000
В) Специалистам, служащим и младшему обслуживающему персоналу цеха
2000
Г) Руководителям, специалистам, служащим, и МОП заводоуправлениям
1000
3 Ведомость распределения заработной платы: ЕСН 30%
А) От з/платы рабочим за производство продукции.
?
Б) От з/платы рабочим за наладку оборудования.
?
В) От з/платы Специалистам, служащим и младшему обслуживающему персоналу цеха.
?
Г) От з/платы руководителям, специалистам, служащим, и МОП заводоуправлениям
4
Платёжное требование – поручение. Акцептованный счёт поставщиков:
А) Воду потребленную. 600
Б) Хозяйственные нужды заводоуправления 400
5 Расчёт амортизаций основных средств. Начислена амортизация (износ) на:
А) Оборудование цеха.
3000
Б) Прочие основные средства.
2000
В) Основные средства общего заводского назначения.
1900
6 Требования. Передан хозяйственный инвентарь стоимостью.
310
7 Ведомость распределения услуг по электро-цеху. Списывается себестоимость электроэнергий потребляемой на:
А) Производственные цели. 600
Б) Освещение цеха. 200
В) Освещение заводоуправления. 350
8 Ведомость распределения. В конце месяца списывается в основное производство:
А) Расходы по содержанию и эксплуатаций оборудования ?
Б) Общепроизводственные (цеховые) расходы ?
В) Общехозяйственные расходы (суммы определить ) ?
9 Ведомость выпуска готовой продукций. Сдана на склад готовая продукция-машины серий ЭК-2 в количестве 100 шт, по фактической себестоимости. ( сумму определить. Незавершенного производства на начало и конец месяца нет) Определить фактическую себестоимость одной машины серий ЭК-2.
Наименование документа и краткое содержание операции.
Ведомость распределения расхода материалов.
Отпущены материалы на:
А) Производство продукции.
Б) Содержание оборудования.
В) Общие нужды цеха.
Г) Общие нужды заводоуправления.
Свод заработной платы и ведомость распределения.
Начислена заработная плата:
А) Рабочим за производство продукции.
Б) Рабочим за наладку оборудования.
В) Специалистам, служащим и младшему обслуживающему персоналу цеха
Г) Руководителям, специалистам, служащим, и МОП заводоуправлениям
Ведомость распределения заработной платы: ЕСН 30%
А) От з/платы рабочим за производство продукции.
Б) От з/платы рабочим за наладку оборудования.
В) От з/платы Специалистам, служащим и младшему обслуживающему персоналу цеха.
Г) От з/платы руководителям, специалистам, служащим, и МОП заводоуправлениям
Платёжное требование – поручение. Акцептованный счёт поставщиков:
А) Воду потребленную.
Б) Хозяйственные нужды заводоуправления
Расчёт амортизаций основных средств. Начислена амортизация (износ) на:
А) Оборудование цеха.
Б) Прочие основные средства.
В) Основные средства общего заводского назначения.
Требования. Передан хозяйственный инвентарь стоимостью.
Ведомость распределения услуг по электро-цеху. Списывается себестоимость электроэнергий потребляемой на:
А) Производственные цели.
Б) Освещение цеха.
В) Освещение заводоуправления.
Ведомость распределения. В конце месяца списывается в основное производство:
А) Расходы по содержанию и эксплуатаций оборудования
Б) Общепроизводственные (цеховые) расходы
В) Общехозяйственные расходы (суммы определить )
Ведомость выпуска готовой продукций. Сдана на склад готовая продукция-машины серий ЭК-2 в количестве 100 шт, по фактической себестоимости. ( сумму определить. Незавершенного производства на начало и конец месяца нет) Определить фактическую себестоимость одной машины серий ЭК-2.
Источник