Система (механизм) правового регулирования.
Тест А
Как соотносятся понятия «правовое воздействие» и «правовое регулирование»?
Правовое воздействие – шире и включает в себя правовое регулирование.
2. Правовое регулирование включает правовое воздействие.
3. Равновеликие понятия.
4. Различные понятия, не связанные друг с другом.
5. Находятся в диалектической взаимосвязи.
Как называется данное понятие: «Совокупность правовых явлений, выраженных в инструментах и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права»?
1. Механизм правового регулирования.
2. Правовое воздействие.
Правовые средства.
4. Правовые принципы.
5. Правовые акты.
Как называется подход, в котором право рассматривается как средство для решения юридических задач?
Инструментальный.
Что выступает в качестве правовых средств?
1. Нормы и принципы права, правоприменительные акты.
2. Договоры, юридические факты, субъективные права и юридические обязанности.
3. Запреты, льготы, меры поощрения и наказания, акты реализации прав и обязанностей.
4. Нормативные правовые акты.
5. Нормы и принципы права, правоприменительные акты + Договоры, юридические факты, субъективные права и юридические обязанности + Запреты, льготы, меры поощрения и наказания, акты реализации прав и обязанностей + Нормативные правовые акты.
Назовите признаки правовых средств.
1. Выражают юридические способы обеспечения интересов субъектов права.
2. Выступают основными частями действия права, правового регулирования.
3. Имеют юридическую силу и поддерживаются государством.
4. Выражают юридические способы обеспечения интересов субъектов права + Выступают основными частями действия права, правового регулирования + Имеют юридическую силу и поддерживаются государством.
5. Являются неинституциолизированными
Что означает данное понятие: «Воздействие права на общественные отношения при помощи системы специальных юридических средств»?
Правовое регулирование.
2. Правовое воздействие.
3. Реализация права.
5. Систематизация права.
Что характеризует понятие: «Система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения»?
1. Правовое воздействие.
2. Правовое регулирование.
Механизм правового регулирования.
4. Правовые принципы.
5. Правовая культура.
Какая из названных не является стадией правового регулирования?
1. Регламентация общественных отношений путем издания норм права.
Анализ фактических обстоятельств дела и юридическая квалификация.
3. Возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей.
4. Реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Применение права.
5. Регламентация общественных отношений путем издания норм права + Анализ фактических обстоятельств дела и юридическая квалификация + Возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей.
Как называется метод правового регулирования, основанный на властно-императивных началах, централизованном регулировании?
Авторитарный.
10. Какой тип правового регулирования действует по принципу: «Дозволено все, кроме …»?
Общедозволительный.
Тест Б
В заданиях дано несколько правильных ответов
1. Правовое регулирование – это:
Нормативно-организационное воздействие на общественные отношения
Воздействие при помощи правовых средств
Воздействие с целью упорядочения, охраны и развитие общественных отношений
4. Регулирование неинституциональное
5. Воздействие публичное
2. Правовыми средствами являются:
1. Правомерное поведение субъектов права
Нормы и принципы права
Нормативные правовые акты
Правоприменительные акты
3. Способы правого регулирования:
Дозволение
Обязывание
Запрет
4. Методы правового регулирования:
Императивный
Диспозитивный
Рекомендательный
5. Элементы механизма правового регулирования:
1. Юридические факты
2. Толкование права
Нормы права
Правоотношения
Акты реализации и применения права
Тест В
1. Сопоставьте понятия:
1. Правовое регулирование 2. Правовые средства 3. Способы правового регулирования 4. Методы правового регулирования | А. Это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера (императивный и диспозитивный) Б. Приемы регулирования общественных отношений (дозволение, обязывание, запрет) В. Воздействие на общественные отношения при помощи системы специальных юридических средств Г. Это юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и осуществляется правовое регулирование. |
Б2Г3А4В
В2Г3Б4А
Б2А3Г4В
А2Г3Б4В
2. Сопоставьте понятия:
1. Тип правового регулирования 2. Правовое воздействие 3. Механизм правового регулирования 4. Эффективность правового регулирования | А. Результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения, которое оказывает специальная система собственно правовых средств, так и иных правовых явлений Б. Система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения с целью упорядочения В. Достижение целей, которые преследовал законодатель, издавая правовые нормы. Г. Определенное сочетание способов регулирование: дозволения, обязывания и запрета |
Г2А3Б4В
А2Б3В4Г
В2Г3А4Б
Г2Б3А4В
3. Сопоставьте понятия:
1. Императивный метод правового регулирования 2. Диспозитивный метод правового регулирования 3. Общедозволительный тип правового регулирования 4. Общезапретительный тип правового регулирования | А. В основе лежит принцип: «Дозволено все, кроме запрещенного законодательством» Б. В основе лежит принцип: «Запрещено все, кроме разрешенного законодательством» В. Децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны Г. Это централизованное регулирование общественных отношений между государством и частными лицами, построенное на субординации, власти и подчинении |
А2В3Г4Б
Г2А3Б4В
Б2В3А4Г
Г2В3А4Б
Блок XVII.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник
Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник