- Способы образования видовых пар глагола
- Способы образования видовых пар
- Видовые пары глаголов
- Парные глаголы
- Способы образования видовых пар глаголов
- Образование глаголов совершенного вида
- Образование глаголов несовершенного вида
- Видеоурок (6 класс)
- Видовые пары глаголов
- Объединение глаголов в пары
- Способы образования пар
- Образование пары от глаголов несовершенного вида
- Образование пары от глаголов совершенного вида
Способы образования видовых пар глагола
По наличию или отсутствию противопоставленности по виду все глаголы русского языка можно разделить на три группы:
Выделяют следующие способы образования видовых пар глагола:
- оправд ать — оправд ывать
- законч ить — заканч ивать
- выраст ить — выращ ивать
- ст // щ
- рисовать
- печь
- строить
- →
- →
- →
- нарисовать
- испечь
- построить
- ронять — урон ить
- вешать — повес ить
- ш // с
- брать — взять
- класть — положить
- ловить — поймать
- говорить — сказать
- насыпАть — насЫпать
- разрезАть — разрЕзать
- встреч ать — встрет ить
- прощ ать — прост ить
- накоплять — накопить
- впуск ать — впуст ить
- ч // т
- щ // ст
- пл // п
- к // т
Перфективация — образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида — осуществляется двумя путями:
- 1. при помощи префиксов с— , до— , пере— , на— и др.:
- знать — узнать , вызнать , познать , признать , прознать , дознать ;
- делать — сделать , доделать , переделать , наделать , обделать , подделать ;
- 2. с помощью суффиксов: толкать — толк нуть , колоть — коль нуть .
Источник
Способы образования видовых пар
В выражении видовых различий глаголов участвуют разнообразные средства: префиксы, суффиксы, ударение, чередование согласных и гласных в основе, супплетивизм основ.
Наиболее продуктивным способом образования видовых пар на первой ступени является префиксальный – приставочный: писать – написать, читать – прочитать, делать – доделать и т.д.
Как правило, исходные бесприставочные основы несовершенного вида входят в видовую пару с одной из производных приставочных основ. Например, писать образует видовую пару с написать, но приписать, выписать, дописать и др. не образуют видовой пары с писать, так как обозначают качественно иные процессы. Они входят в видовые пары с суффиксальными образованиями: приписывать, выписывать, дописывать.
Встречаются случаи, когда в разных своих значениях исходные бесприставочные основы несовершенного вида коррелируют с разными приставочными основами. Ср.: стареть — постареть (он начал быстро стареть, постарел) и стареть —устареть (истинно художественное произведение не стареет, не устареет никогда); глохнуть—оглохнуть (после болезни старик начал глохнуть, оглох) и глохнуть — заглохнуть (сад глохнет, заглох) и т. д.
Наиболее активны в формообразующей функции приставки с-, за-, про-, по-, от-. Приставки на-, о-, у- малопродуктивны. Непродуктивны в чистовидовой функции приставки вы-, из-, вз-, раз-, при-, пере-, под-, воз-.
Суффиксальный способ образования видовых пар.
Члены суффиксальной видовой пары отличаются друг от друга наличием или отсутствием суффикса: дать — давать, умыть – умывать и под. Это так называемый чистосуффиксальный способ образования глагольной пары, который характеризует 2 ступень образования.
Наиболее продуктивным образованием 2-ой ступени является не чистосуффиксальный способ образования видовой пары, а способ чередования или мены суффиксов: -а-/-и-, -а-/-ну-, -ну-/-ыва-, -ива-, -ва-.
Самым многочисленным типом суффиксальных корреляций являются видовые пары, в которых форма несовершенного вида образуется при помощи суффикса -ива-(-ыва-). Форма совершенного вида в этих видовых парах может иметь суффиксы -а-, -и-, -е-, -ну- 1 , -ну- 2 ,
Одним из продуктивных типов видовых пар являются корреляции,
в которых форма совершенного вида образуется при помощи суффикса -ну— со значением однократности. В качестве исходной здесь выступает основа несовершенного вида, имеющая суффиксы —а-, -е-, -о-, -и-:кричать — крикнуть, глядеть — глянуть, колоть — кольнуть, палить — пальнуть и др.
Чередование гласных и согласных при образовании видовых пар в большинстве случаев лишь сопровождает суффиксацию.
Чередование согласных в выражении видовых значений участвует только вместе с суффиксами: прибавить — прибавлять, укрепить — укреплять.
Чередование гласных в одних случаях лишь сопровождает суффиксацию (запереть—запирать, удвоить—удваивать), а в других случаях имеет самостоятельное видообразующее значение. Так, видовые формы некоторых глаголов в инфинитиве отличаются только чередованием гласных фонем с нулем: собрать — собирать, назвать — называть, послать—посылать, постлать—постилать и т.д.
Видовые пары префиксально-суффиксального
Или префиксально-постфиксального типа.
Иногда форма совершенного вида глагола образуется от формы несовершенного вида префиксально-суффиксальным путем: вешать — повесить (флаги), кланяться—поклониться (низко кому-либо), ронять—уронить (деньги на пол), сажать—посадить (картофель), цепляться—уцепиться (за что-либо), глотать—проглотить (пилюлю). В одной видовой паре префиксально-суффиксальным образованием является, наоборот, форма несовершенного вида: купить — покупать.
Образование видовых пар путём передвижения ударения.
При помощи ударения различаются видовые формы префиксальных глаголов, образованных от резать и сыпать: 1) нарезать (сов. вид) — нарезать (несов. вид); обрезать (сов. вид) — обрезать (несов. вид) и др.;
2)засыпать (сов. вид) — засыпать (несов. вид), насыпать (сов. вид) — насыпать (несов. вид) и др.
Супплетивные видовые пары. Члены супплетивных видовых корреляций не имеют морфологических связей, один коррелят не является производным от другого. К разным словам восходят члены следующих видовых пар: ловить—поймать, говорить—сказать, брать — взять.
Члены супплетивных видовых пар являются лексически тождественными, совпадают во всех значениях или в части значений. Ср. по значению, например, брать и взять:
Видовых пар типа брать — взять в русском языке всего четыре. Члены остальных супплетивных видовых пар исторически
восходят к однокоренным образованиям: лечь — ложиться, сесть — садиться, стать — становиться, лопнуть — лопаться. В таких видовых парах один член корреляции не является уже производным от другого. Формы несовершенного вида более сложны по составу в сравнении с формами совершенного вида, однако те различия, которые существуют между ними, невозможно объяснить фонетическими и морфологическими закономерностями, действующими в современном русском языке.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1869 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Видовые пары глаголов
Видовые пары глаголов — это однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида с одним и тем же лексическим значением.
Парные глаголы
В русском языке самостоятельная часть речи глагол имеет характерный грамматический признак — вид.
Эта категория выражает характер протекания действия во времени, его сопряжённость с определённым пределом, или результатом, обозначает законченность или незаконченность действия. С этой точки зрения у глаголов различают два вида:
Глаголы несовершенного вида обозначают действие как длительный процесс без указания на его предел или результат.
Примеры:
Глаголы совершенного вида, напротив, обозначают законченное действие, ограниченное в своей длительности какими-то пределами.
Примеры:
Большинство однокоренных глаголов русского языка соотносятся между собой по признаку видовой принадлежности и образуют видовые пары. В такой паре один глагол имеет категорию совершенного вида, а другой — несовершенного вида.
Отметим, что в русском языке несколько видовых пар глаголов имеют разные корни. Они образуют супплетивные формы вида:
Рассмотрим, как образуются видовые пары глаголов в русском языке.
Способы образования видовых пар глаголов
Видовые пары образуют как глаголы совершенного вида в качестве исходного слова, так и глаголы несовершенного вида.
Образование глаголов совершенного вида
1. Многие глаголы совершенного вида образуются с помощью приставки от однокоренного глагола несовершенного вида:
Причем учтем, что при префиксальном способе образования не должно меняться лексическое значение производного глагола совершенного вида.
К примеру, глаголы «читать» и «перечитать» не являются видовой парой, так как слово «перечитать» имеет иное лексическое значение «прочитать снова».
2. Видовая пара возникает от глагола несовершенного вида с помощью суффиксов -и-, -ну-:
- объявлять → объявить;
- решать → решить;
- прощать → простить;
- возникать → возникнуть;
- привыкать → привыкнуть;
- погибать → погибнуть;
- промокать → промокнуть.
Отметим чередования согласных в корне глаголов.
3. Видовые пары образуются с помощью смены ударения:
- отреза́ть — отре́зать;
- засыпа́ть (щебнем) — засы́пать;
- выреза́ть — вы́резать.
Образование глаголов несовершенного вида
1. Глаголы совершенного вида образуют однокоренную видовую пару с помощью суффиксов -ыва-/-ива-, -ва-:
- подсказать → подсказ ыва ть;
- выкроить → выкра ива ть;
- издать → изда ва ть;
- созреть → созре ва ть;
- осознать → осозна ва ть.
При суффиксальном способе образования в корне некоторых слов с безударной гласной «о» происходит чередование с ударяемым «а»:
- оп о зда́ть → опа́здывать;
- приторм о зи́ть → приторма́живать;
- вы́п о рхнуть → выпа́рхивать.
Если же корневое «о» ударное, то в производном глаголе несовершенного вида оно сохраняется:
- приуро́чить → приуро́чивать;
- подыто́жить → подыто́живать;
- сосредото́чить → сосредото́чивать.
Однако в корне многих глаголов несовершенного вида отметим под ударением чередование гласных а//о, а также согласных основы:
- заболо́тить → забола́чивать;
- подморозить → подмора́живать;
- сбро́сить → сбра́сывать;
- успоко́ить → успока́ивать.
2. Чередование звуков в корне, часто сопровождаемого суффиксацией, образует глагол несовершенного вида:
Видеоурок (6 класс)
Источник
Видовые пары глаголов
Видовые пары глаголов – глаголы разного вида, объединенные в пары по лексическому значению. Как правило, они имеют один корень и указывают на одно действие.
Объединение глаголов в пары
Каждый глагол имеет грамматический признак, который его характеризует: вид. Эта грамматическая категория передает характер протекания действия во времени, его длительность, ограниченность, завершенность.
Таким образом, вид отражает совершение или несовершение какого-либо действия. Отсюда название вида глагола: «совершенный» и «несовершенный».
От характера протекания действия формируются вопросы:
На первый вопрос отвечают глаголы с неопределенным сроком совершения. Они могут отражать бесконечное протекание действия во времени, многократное повторение, постоянное его совершение.
Что делать? – рисовать, писать, читать, мастерить. Такие глаголы относят к глаголам несовершенного вида.
На второй вопрос отвечают глаголы с ограничением срока совершения действия, уверенным результатом в его выполнении, законченностью.
Что сделать? – нарисовать, написать, прочитать, смастерить. Это глаголы совершенного вида.
Пары образуют глаголы разного вида, но с одним лексическим значением.
- Рисовать – нарисовать.
- Писать – написать.
- Читать – прочитать.
- Мастерить – смастерить.
Исключение из правила составляет группа парных глаголов с разным корнем, представленных в таблице ниже:
Несовершенный вид | Совершенный вид |
брать | взять |
класть | положить |
ловить | поймать |
искать | найти |
наложить | накладывать |
вложить | вкладывать |
Такие формы называются «супплетивными». Эти глаголы необходимо запомнить.
Способы образования пар
Любой из глаголов, независимо от вида может образовать себе пару. Для этого используется несколько способов словообразования.
Образование пары от глаголов несовершенного вида
«Прямой» метод перехода от «процесса» к «результату» имеет несколько способов образования.
- Приставочный (префиксальный). Добавлении приставки к исходному глаголу: пилить-спилить, пить-выпить.
При этом необходимо обращать внимание на значение слова.
Например, однокоренные глаголы «писать – переписать» не образуют видовую пару. Они имеют разное лексическое значение, так как слово «переписать» означает «написать снова».
Пара образуется с помощью суффиксов: —и-, —ну-.
Решать – реш-и-ть, проникать – проник-ну-ть, привыкать – привык-ну-ть.
При таком способе образования в корнях могут происходить чередование гласных и согласных.
Предлагать — предложить, прощать — простить, отвечать — ответить.
При образовании с помощью суффикса –ну— в корне могут отсутствовать последние согласные в корне.
Двигать – дви-ну-ть, кидать – ки-ну-ть, плескать – плес-ну-ть.
Способ, при котором слово остается без изменения, а перенос ударения меняет вид глагола.
Выреза́ть — вы́резать, высыпа́ть — вы́сыпать, насыпа́ть — насы́пать.
Образование пары от глаголов совершенного вида
«Обратный» способ образования пар от «результата» к «процессу» происходит с помощью суффиксов: —а-, —я-, —ыва-, —ива-, —ва-.
Спасти — спас-а-ть, смять – смин-а-ть, вставить – вставл-я-ть, придумать — придум-ыва-ть, расколоть – раскал-ыва-ть, вышить – выш-ива-ть, одеть – оде-ва-ть.
При таком способе часто наблюдается чередование звуков в корне.
При образовании видовых пар глаголов обязательно должно сохраняться лексическое значение по правилу: от «процесса» к «результату» и наоборот.
Источник