Назовите способы образования видовых пар

Способы образования видовых пар глагола

По наличию или отсутствию противопоставленности по виду все глаголы русского языка можно разделить на три группы:

Выделяют следующие способы образования видовых пар глагола:

  • оправд ать — оправд ывать
  • законч ить — заканч ивать
  • выраст ить — выращ ивать
  • ст // щ
  • рисовать
  • печь
  • строить
  • нарисовать
  • испечь
  • построить
  • ронять — урон ить
  • вешать — повес ить
  • ш // с
  • брать — взять
  • класть — положить
  • ловить — поймать
  • говорить — сказать
  • насыпАть — насЫпать
  • разрезАть — разрЕзать
  • встреч ать — встрет ить
  • прощ ать — прост ить
  • накоплять — накопить
  • впуск ать — впуст ить
  • ч // т
  • щ // ст
  • пл // п
  • к // т

Перфективация — образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида — осуществляется двумя путями:

  • 1. при помощи префиксов с— , до— , пере— , на— и др.:
  • знать — узнать , вызнать , познать , признать , прознать , дознать ;
  • делать — сделать , доделать , переделать , наделать , обделать , подделать ;
  • 2. с помощью суффиксов: толкать — толк нуть , колоть — коль нуть .

Источник

Способы образования видовых пар

В выражении видовых различий глаголов участвуют разнооб­разные средства: префиксы, суффиксы, ударение, чередование со­гласных и гласных в основе, супплетивизм основ.

Наиболее продуктивным способом образования видовых пар на первой ступени является префиксальный – приставочный: писать – написать, читать – прочитать, делать – доделать и т.д.

Как правило, исходные бесприставочные основы несовершенного вида входят в видовую пару с одной из производных приставочных основ. Например, писать образует видовую пару с написать, но приписать, выписать, дописать и др. не образуют видовой пары с писать, так как обозначают качественно иные процессы. Они входят в видовые пары с суффиксальными образованиями: приписывать, вы­писывать, дописывать.

Встречаются случаи, когда в разных своих значениях исходные бесприставочные основы несовершенного вида коррелируют с разными приставочными основами. Ср.: стареть — постареть (он начал быстро стареть, постарел) и стареть —устареть (истинно художествен­ное произведение не стареет, не устареет никогда); глохнуть—ог­лохнуть (после болезни старик начал глохнуть, оглох) и глохнуть — заглохнуть (сад глохнет, заглох) и т. д.

Наибо­лее активны в формообразующей функции приставки с-, за-, про-, по-, от-. Приставки на-, о-, у- малопродуктивны. Непродуктивны в чистовидовой функции приставки вы-, из-, вз-, раз-, при-, пере-, под-, воз-.

Суффиксальный способ образования видовых пар.

Члены суффиксальной видовой пары отли­чаются друг от друга наличием или отсутствием суффикса: дать — давать, умыть – умывать и под. Это так называемый чистосуффиксальный способ образования глагольной пары, который характеризует 2 ступень образования.

Наиболее продуктивным образованием 2-ой ступени является не чистосуффиксальный способ образования видовой пары, а способ чередования или мены суффиксов: -а-/-и-, -а-/-ну-, -ну-/-ыва-, -ива-, -ва-.

Читайте также:  Засолка мокрых груздей холодным способом

Самым многочисленным типом суффиксальных корреляций явля­ются видовые пары, в которых форма несовершенного вида образу­ется при помощи суффикса -ива-(-ыва-). Форма совершенного вида в этих видовых парах может иметь суффиксы -а-, -и-, -е-, -ну- 1 , -ну- 2 ,

Одним из продуктивных типов видовых пар являются корреляции,

в которых форма совершенного вида образуется при помощи суффикса -ну со значением однократности. В качестве исходной здесь выступает основа несовершенного вида, имеющая суффиксы а-, -е-, -о-, -и-:кричать — крикнуть, глядеть — глянуть, колоть — кольнуть, па­лить — пальнуть и др.

Чередование гласных и согласных при образовании видовых пар в большинстве случаев лишь сопровождает суффиксацию.

Чередование согласных в выражении видовых значений участвует только вместе с суффиксами: прибавить — прибав­лять, укрепить — укреплять.

Чередование гласных в одних случаях лишь сопровож­дает суффиксацию (запереть—запирать, удвоить—удваивать), а в других случаях имеет самостоятельное видообразующее значение. Так, видовые формы некоторых глаголов в инфинитиве отличаются только чередованием гласных фонем с нулем: собрать — собирать, назвать — называть, послать—посылать, постлать—постилать и т.д.

Видовые пары префиксально-суффиксального

Или префиксально-постфиксального типа.

Иногда форма совершенного вида глагола образуется от формы несовершенного вида префик­сально-суффиксальным путем: вешать — повесить (флаги), кланять­ся—поклониться (низко кому-либо), ронять—уронить (деньги на пол), сажать—посадить (картофель), цепляться—уцепиться (за что-либо), глотать—проглотить (пилюлю). В одной видовой паре префиксально-суффиксальным образованием является, наоборот, фор­ма несовершенного вида: купить — покупать.

Образование видовых пар путём передвижения ударения.

При помощи ударения различаются видовые формы префиксальных глаголов, обра­зованных от резать и сыпать: 1) нарезать (сов. вид) — нарезать (несов. вид); обрезать (сов. вид) — обрезать (несов. вид) и др.;

2)за­сыпать (сов. вид) — засыпать (несов. вид), насыпать (сов. вид) — насыпать (несов. вид) и др.

Супплетивные видовые пары. Члены супплетивных видовых корреляций не имеют морфологических связей, один коррелят не является производным от другого. К разным словам восходят члены следующих видовых пар: ловить—поймать, говорить—сказать, брать — взять.

Члены супплетивных видовых пар являются лексически тождественными, совпадают во всех значениях или в части значений. Ср. по значению, например, брать и взять:

Видовых пар типа брать — взять в русском языке всего четыре. Члены остальных супплетивных видовых пар исторически

восходят к однокоренным образованиям: лечь — ложиться, сесть — садиться, стать — становиться, лопнуть — лопаться. В таких ви­довых парах один член корреляции не является уже производным от другого. Формы несовершенного вида более сложны по составу в сравнении с формами совершенного вида, однако те различия, кото­рые существуют между ними, невозможно объяснить фонетическими и морфологическими закономерностями, действующими в современном русском языке.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1869 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Видовые пары глаголов

Видовые пары гла­го­лов — это одно­ко­рен­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида с одним и тем же лек­си­че­ским значением.

Читайте также:  Способ обрезки когда срезают часть однолетнего прироста многолетней ветви

Парные глаголы

В рус­ском язы­ке само­сто­я­тель­ная часть речи гла­гол име­ет харак­тер­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — вид.

Эта кате­го­рия выра­жа­ет харак­тер про­те­ка­ния дей­ствия во вре­ме­ни, его сопря­жён­ность с опре­де­лён­ным пре­де­лом, или резуль­та­том, обо­зна­ча­ет закон­чен­ность или неза­кон­чен­ность дей­ствия. С этой точ­ки зре­ния у гла­го­лов раз­ли­ча­ют два вида:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дей­ствие как дли­тель­ный про­цесс без ука­за­ния на его пре­дел или результат.

Примеры:

Глаголы совер­шен­но­го вида, напро­тив, обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие, огра­ни­чен­ное в сво­ей дли­тель­но­сти какими-то пределами.

Примеры:

Большинство одно­ко­рен­ных гла­го­лов рус­ско­го язы­ка соот­но­сят­ся меж­ду собой по при­зна­ку видо­вой при­над­леж­но­сти и обра­зу­ют видо­вые пары. В такой паре один гла­гол име­ет кате­го­рию совер­шен­но­го вида, а дру­гой — несо­вер­шен­но­го вида.

Отметим, что в рус­ском язы­ке несколь­ко видо­вых пар гла­го­лов име­ют раз­ные кор­ни. Они обра­зу­ют суп­пле­тив­ные фор­мы вида:

Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся видо­вые пары гла­го­лов в рус­ском языке.

Способы образования видовых пар глаголов

Видовые пары обра­зу­ют как гла­го­лы совер­шен­но­го вида в каче­стве исход­но­го сло­ва, так и гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Образование глаголов совершенного вида

1. Многие гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида:

Причем учтем, что при пре­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния не долж­но менять­ся лек­си­че­ское зна­че­ние про­из­вод­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида.

К при­ме­ру, гла­го­лы «читать» и «пере­чи­тать» не явля­ют­ся видо­вой парой, так как сло­во «пере­чи­тать» име­ет иное лек­си­че­ское зна­че­ние «про­чи­тать сно­ва».

2. Видовая пара воз­ни­ка­ет от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -и-, -ну-:

  • объ­яв­лять → объявить;
  • решать → решить;
  • про­щать → простить;
  • воз­ни­кать → возникнуть;
  • при­вы­кать → привыкнуть;
  • поги­бать → погибнуть;
  • про­мо­кать → промокнуть.

Отметим чере­до­ва­ния соглас­ных в корне глаголов.

3. Видовые пары обра­зу­ют­ся с помо­щью сме­ны ударения:

  • отреза́ть — отре́зать;
  • засыпа́ть (щеб­нем) — засы́пать;
  • выреза́ть — вы́резать.

Образование глаголов несовершенного вида

1. Глаголы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют одно­ко­рен­ную видо­вую пару с помо­щью суф­фик­сов -ыва-/-ива-, -ва-:

  • под­ска­зать → под­сказ ыва ть;
  • выкро­ить → вык­ра ива ть;
  • издать → изда ва ть;
  • созреть → созре ва ть;
  • осо­знать → осозна ва ть.

При суф­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния в корне неко­то­рых слов с без­удар­ной глас­ной «о» про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние с уда­ря­е­мым «а»:

  • оп о зда́ть → опа́здывать;
  • при­торм о зи́ть → приторма́живать;
  • вы́п о рхнуть → выпа́рхивать.

Если же кор­не­вое «о» удар­ное, то в про­из­вод­ном гла­го­ле несо­вер­шен­но­го вида оно сохраняется:

  • приуро́чить → приуро́чивать;
  • подыто́жить → подыто́живать;
  • сосредото́чить → сосредото́чивать.

Однако в корне мно­гих гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида отме­тим под уда­ре­ни­ем чере­до­ва­ние глас­ных а//о, а так­же соглас­ных основы:

  • заболо́тить → забола́чивать;
  • под­мо­ро­зить → подмора́живать;
  • сбро́сить → сбра́сывать;
  • успоко́ить → успока́ивать.

2. Чередование зву­ков в корне, часто сопро­вож­да­е­мо­го суф­фик­са­ци­ей, обра­зу­ет гла­гол несо­вер­шен­но­го вида:

Видеоурок (6 класс)

Источник

Видовые пары глаголов

Видовые пары глаголов – глаголы разного вида, объединенные в пары по лексическому значению. Как правило, они имеют один корень и указывают на одно действие.

Объединение глаголов в пары

Каждый глагол имеет грамматический признак, который его характеризует: вид. Эта грамматическая категория передает характер протекания действия во времени, его длительность, ограниченность, завершенность.

Читайте также:  Определитель высшего порядка способ его вычисления

Таким образом, вид отражает совершение или несовершение какого-либо действия. Отсюда название вида глагола: «совершенный» и «несовершенный».

От характера протекания действия формируются вопросы:

На первый вопрос отвечают глаголы с неопределенным сроком совершения. Они могут отражать бесконечное протекание действия во времени, многократное повторение, постоянное его совершение.

Что делать? – рисовать, писать, читать, мастерить. Такие глаголы относят к глаголам несовершенного вида.

На второй вопрос отвечают глаголы с ограничением срока совершения действия, уверенным результатом в его выполнении, законченностью.

Что сделать? – нарисовать, написать, прочитать, смастерить. Это глаголы совершенного вида.

Пары образуют глаголы разного вида, но с одним лексическим значением.

  • Рисовать – нарисовать.
  • Писать – написать.
  • Читать – прочитать.
  • Мастерить – смастерить.

Исключение из правила составляет группа парных глаголов с разным корнем, представленных в таблице ниже:

Несовершенный вид Совершенный вид
брать взять
класть положить
ловить поймать
искать найти
наложить накладывать
вложить вкладывать

Такие формы называются «супплетивными». Эти глаголы необходимо запомнить.

Способы образования пар

Любой из глаголов, независимо от вида может образовать себе пару. Для этого используется несколько способов словообразования.

Образование пары от глаголов несовершенного вида

«Прямой» метод перехода от «процесса» к «результату» имеет несколько способов образования.

  1. Приставочный (префиксальный). Добавлении приставки к исходному глаголу: пилить-спилить, пить-выпить.

При этом необходимо обращать внимание на значение слова.

Например, однокоренные глаголы «писать – переписать» не образуют видовую пару. Они имеют разное лексическое значение, так как слово «переписать» означает «написать снова».

Пара образуется с помощью суффиксов: —и-, —ну-.

Решать – реш-и-ть, проникать – проник-ну-ть, привыкать – привык-ну-ть.

При таком способе образования в корнях могут происходить чередование гласных и согласных.

Предлагать — предложить, прощать — простить, отвечать — ответить.

При образовании с помощью суффикса –ну— в корне могут отсутствовать последние согласные в корне.

Двигать – дви-ну-ть, кидать – ки-ну-ть, плескать – плес-ну-ть.

Способ, при котором слово остается без изменения, а перенос ударения меняет вид глагола.

Выреза́ть — вы́резать, высыпа́ть — вы́сыпать, насыпа́ть — насы́пать.

Образование пары от глаголов совершенного вида

«Обратный» способ образования пар от «результата» к «процессу» происходит с помощью суффиксов: —а-, —я-, —ыва-, —ива-, —ва-.

Спасти — спас-а-ть, смять – смин-а-ть, вставить – вставл-я-ть, придумать — придум-ыва-ть, расколоть – раскал-ыва-ть, вышить – выш-ива-ть, одеть – оде-ва-ть.

При таком способе часто наблюдается чередование звуков в корне.

При образовании видовых пар глаголов обязательно должно сохраняться лексическое значение по правилу: от «процесса» к «результату» и наоборот.

Источник

Оцените статью
Разные способы