- Степени сравнения прилагательных в русском языке
- Формы сравнительной степени прилагательных
- Образование простой сравнительной степени
- Образование составной сравнительной степени
- Образование превосходной степени
- Составная форма превосходной степени прилагательных
- Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных
- Упражнение
- Видеоурок «Образование степеней сравнения имён прилагательных»
- Способы образования степеней сравнения имен прилагательных
Степени сравнения прилагательных в русском языке
Степени сравнения свойственны качественным прилагательным. Степени сравнения прилагательных в русском языке образуются при участии формообразующих суффиксов и с помощью слов «более», «менее», «самый», «всех».
Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть у него в большей или меньшей степени. В соответствии с этим у прилагательных выделяют две степени сравнения:
По форме каждая степень сравнения может быть простой (состоит из одного слова) и составной (складывается из двух слов).
Формы сравнительной степени прилагательных
Образование простой сравнительной степени
Прилагательное в форме сравнительной степени показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом, например:
Сегодня летняя ночь была светлее вчерашней.
Сравним:
А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни (В. Шукшин).
В первом предложении описывается летняя ночь, которая была не просто светлая, как сообщает русский писатель В. Шукшин, а светлее, то есть признак предмета выражен более интенсивно. Это достигается с помощью формообразующих суффиксов -е, -ее. Так образуется простая сравнительная степень качественных прилагательных, например:
У некоторых прилагательных при образовании простой степени сравнения меняется корень слова, то есть это супплетивные формы.
Форма простой сравнительной степени прилагательных может быть образована с помощью приставки по- и суффиксов -е, -ее:
Прилагательные с приставкой по- свойственны разговорной речи.
В предложении прилагательные в форме сравнительной степени выступают в роли сказуемого или несогласованного определения:
Я теперь скромнее стал в желаньях (С. Есенин).
Дайте мне книгу (какую?) поинтереснее.
Также обратим внимание, что некоторые качественные прилагательные не образуют простой степени сравнения:
слова древнего происхождения:
прилагательные со значением цвета:
названия мастей животных:
слова, образованные путем перехода относительных прилагательных в качественные или от глаголов с помощью суффиксов:
- -ск- : дружеский, комический, человеческий, издевательский, юмористический;
- -ов— : деловой, огневой, передовой, боевой;
- -н- : наливной, напускной, наживной, лишний;
- -л- : хриплый, загорелый, рослый, усталый, жилой.
В некоторых случаях придет на помощь составная сравнительная степень прилагательных.
Образование составной сравнительной степени
Составная сравнительная степень имен прилагательных образуется с использованием начальной формы прилагательного (именительный падеж единственного числа мужского рода) и с помощью слов «более», «менее», например:
- загорелый — более/менее загорелый;
- усталый — более/менее усталый;
- товарищеский — более/менее товарищеские отношения.
Составные формы прилагательных имеют более книжный характер по сравнению с простыми.
Образование превосходной степени
Превосходная степень сравнения имен прилагательных показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, например:
Ближайшая деревня будет в пятнадцати километрах отсюда.
Мы считаем, что наши доводы самые убедительные.
Рассматриваемая степень сравнения прилагательного также имеет простую и составную форму.
Простая форма превосходной степени образуются суффиксальным путем присоединения к основе слова формообразующих суффиксов -ейш-, -айш-:
Понаблюдаем, что суффикс -айш- участвует в образовании формы прилагательного с основой на заднеязычные согласные «г», «к», «х»:
Укажем трудные формы прилагательных:
Для усиления превосходной степени иногда используется приставка наи-, которая подчеркивает высокую, до предела степень качества предмета, например:
- умный — наиумнейший;
- сильный — наисильнейший;
- хороший — лучший — наилучший.
Составная форма превосходной степени прилагательных
Её роднит с простой составной сравнительной степенью то, что она также складывается из начальной формы прилагательного (единственное число, мужской род, именительный падеж), но её образуют другие слова — «самый», «наиболее», «наименее», например:
- легкий — самый легкий, наиболее/наименее лёгкий;
- грустный — самый грустный, наиболее/наименее грустный.
Это первый способ образования превосходной степени сравнения. Существует и второй:
сравнительная степень прилагательного + слово «всех» (форма родительного падежа местоимения «все»), например:
Прилагательные в форме превосходной степени сравнения изменяются по числам, родам и падежам.
Самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках (Ю. Нагибин).
О самой грустной поре листопада русскими поэтами сложено множество прекрасных стихов.
Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных
Несоблюдение морфологических норм образования сравнительных степеней прилагательных вызывает возникновение подобных речевых ошибок:
- эта лента краснее этой;
- эта конфета слаже той вместо слаще;
- платье оказалось коротковатее вместо короче;
- твой голос звончее вместо звонче;
- характер твердее вместо тверже;
- ты более умнее вместо более умный;
- форвард более быстрее вместо более быстрый;
- выводы более глубже вместо более глубокие;
- кисель стал более жиже вместо более жидким;
- это самая известнейшая мелодия вместо самая известная;
- самый тончайший намёк вместо самый тонкий намёк.
С точки зрения морфологической нормы русского языка недопустимо соединять формы простой сравнительной и составной степеней в одну.
Неправильно говорить:
Чтобы усвоить морфологические нормы образования степеней сравнения прилагательных в русском языке, выполним упражнение.
Упражнение
Укажем номера предложений, в которых является правильным первый вариант ответа:
- Наши связи с российскими вузами становятся (более крепкими, более крепче).
- (Ближейший, ближайший) медпункт находится в километре от нас.
- Новое платье (более короче, короче), чем то, что было на мне вчера.
- Эти факты требуют (самого серьёзного, самого серьёзнейшего) анализа.
- Артист цирка смог выполнить (более сложнейший, более сложный) трюк без дублей.
- В истории фигурного катания эта пара сыграла (самую важнейшую, самую важную) роль.
- Яркие жёлтые тюльпаны (более радостнее, радостнее) в лучах весеннего солнца.
- Вторая часть романа (менее интересная, менее интереснее).
Видеоурок «Образование степеней сравнения имён прилагательных»
Источник
Способы образования степеней сравнения имен прилагательных
Сравнительная степень (компаратив) указывает на то, что у данного предмета (лица) свойство проявляется в большей мере, чем у других предметов (лиц), или на то, что у данного предмета свойство проявляется в большей степени, чем у того же предмета в иных случаях. Это значение компаратива может выражаться: простой формой (синтетической) или сложной (аналитической).
Простая форма (синтетический способ) образуется от основы положительной степени с помощью аффиксов -е- или —ее-: тонкий — тоньше, теплый — теплее. В процессе формообразования иногда происходит чередование звуков в основе (с//ш, ч//ж, к//ч, т//ч, з//ж ст//щ): высокий — выше, богатый — богаче. Иногда сравнительная форма бывает осложнена приставкой по-, которая ослабляет признак: добрее — подобрее, сложный—посложнее.
Сложная форма (аналитический способ) образуется при помощи слов более,менее, которые присоединяются к формам положительной степени: более теплый, менее теплый.
Супплетивная форма (единичные случаи формообразования): хороший — лучше, плохой — хуже, малый — меньше.
Ряд лингвистов, в том числе В.А. Белошапкова, не считают сравнительную степень формой прилагательного, так как формально, по их мнению, она ничем не отличается от наречия. Ср.: Брат выше сестры. Подняться выше дома. Ученые, разделяющие это мнение, относят эту форму к особому разряду наречий, так как наречия могут выражать признак и глагола и существительного.
Превосходная степень (суперлятив) показывает, что свойство, названное прилагательным, проявляется в нем в сравнении с другими однородными в наивысшей степени.
Простая форма (синтетический способ)превосходной степени образуется от основы положительнойстепени при помощи суффиксов -айш-, — ейш-: простейший, мудрейший.
Превосходная степень может быть осложнена приставками наи-, пре-: наисильнейший, предобрейший.
Сложная форма (аналитический способ) более продуктивна, образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее, сочетающихся с формами положительной степени: самый обходительный, наиболее отчетливый.
Особая форма сложной превосходной степени образуется сочетанием слов всего, всех и форм сравнительной степени: всех милее, всего дороже.
Формы превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам:самый умный ученик, самая умная студентка, самое умное решение, самые умные ответы.
Недопустимо смешение различных способов формообразования прилагательных.
15)Переход прилаг из разряда в разряд. Субстантивация. Исп прилаг в худ речи.
Некоторые имена прилагательные могут употребляться в переносном значении и приобретать признаки, не характерные для слов своего разряда. В результате возможны случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой. Так, притяжательные прилагательные (в основном с суффиксом -j) могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные — в разряд качественных, качественные (редко) — в разряд относительных.
Качественное значение | Относительное значение | Притяжательное значение |
Лисий взгляд | Лисий воротник | Лисий хвост |
Заячья натура | Заячья шапка | Заячий след |
Сердечное отношение | Сердечная мышца | — |
Деревянная походка | Деревянная скульптура | — |
Цветные картинки | Цветные металлы | — |
Лёгкий характер | Лёгкая промышленность | — |
При переходе из одного разряда в другой меняются не только значения, но и грамматические признаки прилагательных. Так, например, качественные прилагательные, употребляясь в относительном и притяжательном значениях, теряют способность к образованию простых форм и наречий на -о, -е, а относительные прилагательные, становясь качественными, наоборот, эту способность приобретают. Ср.: лёгкая походка (кач.) — походка легка, дышится легко, но: лёгкая промышленность (отн.); деревянная тумба (отн.), но: деревянная походка (кач.) — походка деревянна, глядеть тупо, деревянно.
Имена прилагательные (чаще всего относительные) могут иногда переходить в разряд имен существительных, т.е. способны субстантивироваться.
Переходя в класс имен существительных, прилагательные утрачивают свое основное значение качества и приобретают значение предметности, являющееся семантической основой имен существительных.
Степень субстантивации прилагательных может быть различной. Так, одни прилагательные (чаще всего относительные) полностью перешли в существительные, утратив способность изменяться по родам (вселенная, городничий, запятая, мостовая, портной, родословная и др.). Их связь с прилагательными с точки зрения современного языка утрачена. Такие образования являются немотивированными. Другие прилагательные могут употребляться как в роли существительных (Врач терпеливо выслушал все жалобы больного ), так и в роли прилагательных (Врач осмотрел больного ребенка). Такими прилагательными являются прилагательные — борзая, гнедой, верховой, дозорный, военный, ванная, кривая, плясовая и многие другие. Подобные образования являются мотивированными. В данном случае можно говорить о степени субстантивации
В класс имен существительных переходят и отдельные качественные прилагательные, но при этом они резко изменяют свое лексическое значение. Ср., например: Между жарким и бланманже цимлянское несут уже (П.). — Солдаты сбежались в кучку и жарким ружейным огнем встречали наступавших турок (Гарш.). Или: Как-то он заболел воспалением легкого (Ч.). — А на корабле, да еще в боевой обстановке, мы очень скромны, кроме легкого вина ревизор никогда ничего не выставит на стол (Степ.).
16)Имя числ как чр. Классиф числ по структуре
Имя числительное — часть речи, обозначающая отвлеченные числа, количество предметов или их порядок при счете и выражающая эти значения в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно). В предложении числительные выполняют функцию подлежащего или дополнения, а также определения.
Класс числительных характеризуется особыми формами склонения и словообразования. Числительные обладают способностью сочетаться в качестве количественного определителя с именами существительными, образуя с ними синтаксически неразложимые словосочетания, функционирующие как единый член предложения. Числительные не могут иметь определения, в сочетаниях с существительными могут быть и главными, и зависимыми словами: пять (чего?) книг, книга (какая?) пятая.
Слова неопределенно-количественного значения типамного, мало, сколько, нисколькорассматриваются в русском языке как местоимения, если отвечают на вопрос числительных(сколько, нисколько) и как наречия, если отвечают на вопрос наречий(мало, много).
Разряды числительных по структуре:простые(в морфемной структуре только один корень: один, двенадцать, тридцать),сложные (в морфемной структуре два корня и два окончания: пятьдесят, семьсот, двести),составные(составлены из нескольких числительных:сто сорок два, триста восемьдесят пятый, две третьих).
Грамматическая категория рода присуща лишь некоторым числительным. Значение мужского, женского и среднего рода есть у числительного один (один удар, одна встреча, одно письмо).Значение мужского и женского имеют числительныедва, оба, полтора: (два бойца, две подруги, оба мальчика, обе девочки, полтора метра, полторы страницы).Женский род имеет числительноетысяча. Мужского рода числительныемиллион, миллиард.Формы зависимого рода есть также у всех порядковых числительных:первый урок, первая книга, первое свидание.
Формы числа есть только у порядковых числительных: пятый ряд, пятые ряды. Числительное один имеет форму одни во множественном числе для употребления с существительнымиpl.t.: в одни ворота, одни сутки. В остальных случаях слово один в форме множественного числа не является числительным. Мы остались одни.
Формы падежа присущи всем без исключения числительным. Именно наличие грамматической категории падежа позволяет отнести числительные к именным частям речи.
17)Классиф числ по значению. Счетные слова
Разряды числительных по значению: количественные, которые обозначают целое отвлеченное число или количество предметов: один, двадцать, тысяча; дробныеобозначают дробную величину:одна вторая, три целых пять десятых, полтора;порядковыеобозначают порядок следования предметов при счете: первый, одиннадцатый, двадцать пятый, сорокатысячный, стомиллионный; собирательныеобозначают количество предметов как совокупность:оба, обе, двое, троеи так до десятеро. Некоторые лингвисты относят дробные числительные в разряд количественных, а порядковые числительные (В.А. Белошапкова, Н.М Шанский) считают прилагательными.
Ограничения в употреблении имеют собирательные числительные. Они могут употребляться:
1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола:трое учеников, двое дежурных;
2) со словами дети, ребята;
3) с названиями детенышей животных: четверо котят;
4) с парными существительными и с существительными pluraliatantum: шестеро сапог, двое саней;
5) с личными местоимениями: нас трое.
Термин «числительное» традиционно употребляется также для наименования всех слов с количественно-числовым и счетно-порядковым значениями. Такие слова отвечают на вопросы «сколько?» и «который?»: два, три, пятеро, тысяча, миллион, нуль (и ноль); первый, второй, десятый, сотый. Слова эти принадлежат к разным частям речи: к числительным, существительным, прилагательным; их объединяет то что все они являются счетными словами.
Помимо сходства лексической семантики все счетные слова обладают и некоторыми общими грамматическими особенностями: их лексические значения часто препятствуют последовательному выражению в них морфологической категории числа. Например, счетное прил. многие, определяющее существительные в форме мн. ч., не имеет форм ед. ч.; соотношение словоформ один – одни не обозначает противопоставления по числу: словоформа одни (за исключением тех случаев, когда она определяет сущ. pluralia tantum или, реже, названия парных предметов: одни ножницы, одни перчатки) выступает в знач. (только) (в группе были одни девочки) или в знач. неопределенного местоимения (какие-то, некоторые) (одни мои знакомые недавно переехали в другой город).
Однако грамматическая неоднородность счетных слов значительно сильнее их грамматического сходства: различия в морфологических категориях и парадигматике таких слов, как два и второй, оба и второй, трое и третий, много и многие, определяют их принадлежность к разным частям речи.
Счетно-порядковые прил. типа второй, третий, десятый (называемые иногда также порядковыми числительными), а также счетно-местоименное слово один не имеют своих собственных, отличающих их от прилагательных морфологических признаков. С другой стороны, такие слова, как миллион, миллиард, нуль, не имеют морфологических признаков, отличающих их от существительных. В особую часть речи – имя числительное – выделяются только те количественные и собирательные слова, которые обладают своими собственными морфологическими признаками, не позволяющими объединить их ни с существительными, ни с прилагательными (подробнее см. ниже).
Счетно-порядковые прилагательные и счетно-местоименное слово один во всех падежах с определяемым существительным последовательно согласуются. Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.
18)Изм числ по родам, числам и падежам.
1. Согласование сказуемого и подлежащего, в составе которого есть числительные.
Количественное составное числительное, оканчивающееся на один, в составе подлежащего предполагает сказуемое в форме единственного числа мужского, женского или среднего рода: Двадцать один вагон отправлен. Тридцать одна тонна зерна отгружена.
Количественное числительное в составе подлежащего, оканчивающееся на 2, 3, 4, 5 и т.д., может согласовываться со сказуемым как в форме единственного числа среднего рода, так и в форме множественного числа: Пять человек не пришло (не пришли) на семинар. Тридцать два ученика награждено (награждены) грамотами.
Источник