Назовите способы формования химических волокон технология 7 класс

Урок в 7-м классе «Производство химических волокон. Свойства химических волокон»

Разделы: Технология

Цели урока:

Образовательная:

  • Ознакомить учащихся с технологическим процессом производства химических волокон.
  • Ознакомить учащихся со свойствами тканей из искусственных и синтетических волокон.

Развивающая:

  • Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
  • Способствовать формированию и развитию интеллектуальных качеств личности.
  • Развивать логическое мышление.

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к одежде из натуральных и химических волокон.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду людей.

Методическое оснащение урока:

  • cхема «Текстильные волокна»;
  • схема получения химических волокон;
  • образцы тканей из химических волокон;
  • учебник, рабочая тетрадь;
  • лупы;
  • материалы для контроля знаний учащихся – тесты.

Методы обучения:

  • словесные (объяснение с демонстрацией);
  • наглядные (использование компьютера с проектором);
  • практические (лабораторная работа по изучению свойств тканей из искусственных, синтетических волокон, шерсти, хлопка).

Ход урока

(В Приложении 1 представлена презентация.)

I. Организация урока

  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение, подготовка к изучению новой темы

  • Назовите ткани из натуральных волокон. (Льняные, хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные.)
  • Какие свойства тканей из натуральных волокон помогают спортсменам легче переносить нагрузки на тренировках? (Гигроскопичность и воздухопроницаемость, прочность и теплозащитность.)

III. Изучение нового материала

1. Словесно-иллюстративный рассказ

Учитель. Издавна, для производства тканей люди использовали те волокна, которые давала им природа. Вначале, это были волокна диких растений, затем волокна конопли, льна, а также шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень прочное волокно.

Но природное сырьё имеет свои недостатки, натуральные волокна слишком короткие, требуют сложной технологической обработки. И, люди стали искать сырьё, из которого можно было бы дешёвым способом получать ткань тёплую, как шерсть, лёгкую и красивую как шёлк, практичную, как хлопок.

Сегодня все текстильные волокна можно представить в виде следующей схемы:

Сейчас в лабораториях синтезируются всё новые и новые виды химических волокон, и ни одному специалисту не под силу перечислить их необъятное множество. Учёным удалось заменить даже шерстяное волокно – оно называется нитрон.

Производство химических волокон включает 5 этапов:

1. Получение и предварительная обработка сырья.
2. Приготовление прядильного раствора или расплава.
3. Формование нитей.
4. Отделка.
5. Текстильная переработка.

Хлопковые и лубяные волокна содержат целлюлозу. Было разработано несколько способов получения раствора целлюлозы, продавливания его сквозь узкое отверстие (фильеру) и удаления растворителя, после чего получались нити, похожие на шёлковые. В качестве растворителей использовали уксусную кислоту, щелочной раствор гидрооксида меди, едкий натр и сероуглерод. Полученные нити называются соответственно:

Читайте также:  Способы защиты от нлп манипулирования

На рисунке центрифугальная прядильная машина, где

1- центрифуга,
2 — фильера.

А сама фильера схематично выглядит так:

1 — прядильный раствор,
2 — фильера,
3 — волокна.

При формовании из раствора по мокрому способу струйки попадают в раствор осадительной ванны, где происходит выделение полимера в идее тончайших нитей.

Большую группу нитей, выходящих из фильер, вытягивают, скручивают вместе и наматывают в виде комплексной нити на патрон. Количество отверстий в фильере при производстве комплексных текстильных нитей может быть от 12 до 100.

При производстве штапельных волокон в фильере может быть до 15000 отверстий. Из каждой фильеры получают жгутик волокон. Жгуты соединяются в ленту, которая после отжима и сушки режется на пучки волокон любой заданной длины. Штапельные волокна перерабатываются в пряжу в чистом виде или в смеси с натуральными волокнами.

Синтетические волокна вырабатывают из полимерных материалов. Волокнообразующие полимеры синтезируют из продуктов переработки нефти:

2. Сообщение ученицы

Изменяя состав исходного сырья и способы его переработки, синтетическим волокнам можно придавать уникальные свойства, которых нет у натуральных волокон. Синтетические волокна получают в основном из расплава, например, волокна из полиэфира, полиамида, продавливаемого через фильеры.

В зависимости от вида химического сырья и условий его формирования можно вырабатывать волокна с самыми различными, заранее намеченными свойствами. Например, чем сильнее тянуть струйку в момент выхода её из фильеры, тем прочнее получается волокно. Иногда химические волокна даже превосходят стальную проволоку такой же толщины.

Среди новых, уже появившихся волокон, можно отметить волокна – хамелеоны, свойства которых меняются в соответствии с изменениями окружающей среды. Разработаны полые волокна, в которые заливается жидкость, содержащая цветные магнетики. С помощью магнитной указки можно изменять рисунок ткани из таких волокон.

С 1972 года запущено производство арамидных волокон, которые разделяют по двум группам. Арамидные волокна одной группы (номэкс, конэкс, фенилон) используют там, где необходима стойкость к пламени, и термическим воздействиям. Вторая группа (кевлар, терлон) имеет высокую механическую прочность в сочетании с малой массой.

Высокую механическую прочность и хорошую устойчивость к химическим реагентам имеют керамические волокна, основной вид которых состоит из смеси оксида кремния и оксида алюминия. Керамические волокна можно использовать при температуре около 1250 o С. Они отличаются высокой химической стойкостью, а устойчивость к радиации позволяет применять их в космонавтике.

3. Ознакомление с различными свойствами текстильных волокон

Таблица «Классификация тканей по волокнистому составу» (Её можно распечатать по количеству учениц и раздать, для укрепления её в тетрадь, в целях экономии времени).

Наименование ткани

Положительные свойства

Отрицательные свойства

Обладают хорошей прочностью, лёгкостью, мягкостью. Они легко впитывают влагу, пропускают воздух, легко стираются и не осыпаются при раскрое. Легко разглаживаются.

Читайте также:  Способ быстрых платежей сбербанк что это

Они сильно сминаются

Обладают высокой прочностью. Они хорошо пропускают воздух, впитывают влагу и не осыпаются. Легко разглаживаются.

Они жёсткие, толстые, сильно сминаются.

Очень тёплые, хорошо драпируются, мало сминаются.

При замачивании изменяют свой размер, т.е. «садятся»

Прочные, они хорошо впитывают влагу, быстро высыхают, свободно пропускают воздух, мало сминаются.

Они растягиваются и при раскрое сильно осыпаются.

Прочные, они хорошо драпируются. Обладают гигроскопичностью.

Сильно сминаются. В мокром состоянии теряют свою прочность. При раскрое – осыпаются.

Обладают упругостью и прочностью. Не мнутся, не дают усадки, хорошо сохраняют форму.

Они плохо впитывают влагу и сильно осыпаются при раскрое.

IV. Лабораторно — практическая работа «Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств»

Инструменты и материалы: образцы тканей из искусственных и синтетических волокон, шерсти, хлопка; игла; сосуд с водой; тигели для поджигания нитей.

«Таблица свойств химических волокон»

Волокно

Блеск

Извитость

Прочность

Сминаемость

Горение

понижается во влажном состоянии

горит хорошо, пепел серый, запах жжёной бумаги.

понижается во влажном состоянии

меньше, чем у вискозного

быстро горит жёлтым пламенем, остаётся оплавленный шарик

плавится с образованием твёрдого шарика

горит медленно, образует твёрдый тёмный шарик

Источник

Урок по технологии для 7 класса «Химические волокна»

Тема программы: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Материаловедение.

Тема урока: Химические волокна

Познакомить с историей возникновения химических волокон, с видами химических волокон, с их свойствами, со способами ухода за одеждой из химических волокон.

Научить определять ткани из химических волокон, использовать эти знания на практике.

Развитие профессионального интереса.

УМО: виды волокон, кусочки ткани, образцы тканей из искусственных и синтетических волокон

Что такое волокно?

Что такое текстильное волокно?

Получение натуральных волокон

Виды химических волокон

В зависимости от исходного материала (вида сырья) химические волокна могут быть

Искусственные (вискоза ацетат)

Синтетические (капрон, лавсан, нитрон)

Стеклянные (из силикатного стекла)

Металлические (из сплавов меди (люрикс))

Искусственные волокна получают промышленным путем при химической переработке природных материалов: древесины ели, отходов хлопка

Синтетические волокна получают промышленным путем, синтезируя продукты переработки нефти, угля, сланцев, газов. В результате синтеза получают смолы, называемые полимерами.

Получение химических волокон

Сырье для производства химических волокон растворяют или расплавляют и получают жидкую, вязкую массу. Массу выдавливают тоненькими струйками через отверстия фильеры в ванну с особым химическим раствором, где они застывают (мокрый способ) или под действием горячего воздуха (сухой способ). Так получаются нити. Они могут иметь любую заданную толщину. В фильере может быть до 40 тысяч отверстий. Нити промывают, сушат, крутят, отбеливают, красят, обрабатывают раствором мыла для мягкости (по необходимости).

Свойства тканей их химических волокон

Искусственный шелк (вискоза)

Синтетический шелк (капрон)

раздвижка нитей в швах

Лавсан и нитрон – синтетические волокна – трудно отличить от шерсти.

Читайте также:  Дорогой есть два способа похудеть

При производстве тканей химические волокна в различных пропорциях добавляют к натуральным волокнам. Отчего последние приобретают новые свойства: повышенную износостойкость, меньшую сминаемость, пониженную усадку.

Зная свойства тканей, легко определить поведение ткани при раскрое, пошиве, ВТО, носке.

Ассортимент изделий из тканей с химическими волокнами:

Подкладочные ткани (саржа, сатин)

Сорочечно- плательные (платья, юбки, костюмы, брюки, шарфы)

Отделочные материалы (ленты, кружева, тесьма)

Обивочная ткань, парашютная, канаты, сети…

Ковры, брезент, одеяло, пледы …

Виды химических волокон

Сырье для получения химических волокон

Свойства тканей из химических волокон

Уход за изделиями

Практическая работа «Определение вида ткани»

Показатели свойства ткани

Прочность в мокром виде

Остается серый пепел.

Запах жженной бумаги

Желтое пламя с образованием желтого наплыва

Плавится. Твердый шарик. Запах сургуча

Горит слабовато-желтым цветом с выделением черной копоти

Горит вспышками. Интенсивно, выделяя черную копоть

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 477 человек из 71 региона

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

  • Курс добавлен 29.09.2021
  • Сейчас обучается 51 человек из 33 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-074088

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы