- Урок в 7-м классе «Производство химических волокон. Свойства химических волокон»
- Ход урока
- Презентация на тему «Химические волокна»7 класс
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Урок в 7-м классе «Производство химических волокон. Свойства химических волокон»
Разделы: Технология
Цели урока:
Образовательная:
- Ознакомить учащихся с технологическим процессом производства химических волокон.
- Ознакомить учащихся со свойствами тканей из искусственных и синтетических волокон.
Развивающая:
- Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
- Способствовать формированию и развитию интеллектуальных качеств личности.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к одежде из натуральных и химических волокон.
- Воспитывать уважительное отношение к труду людей.
Методическое оснащение урока:
- cхема «Текстильные волокна»;
- схема получения химических волокон;
- образцы тканей из химических волокон;
- учебник, рабочая тетрадь;
- лупы;
- материалы для контроля знаний учащихся – тесты.
Методы обучения:
- словесные (объяснение с демонстрацией);
- наглядные (использование компьютера с проектором);
- практические (лабораторная работа по изучению свойств тканей из искусственных, синтетических волокон, шерсти, хлопка).
Ход урока
(В Приложении 1 представлена презентация.)
I. Организация урока
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение, подготовка к изучению новой темы
- Назовите ткани из натуральных волокон. (Льняные, хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные.)
- Какие свойства тканей из натуральных волокон помогают спортсменам легче переносить нагрузки на тренировках? (Гигроскопичность и воздухопроницаемость, прочность и теплозащитность.)
III. Изучение нового материала
1. Словесно-иллюстративный рассказ
Учитель. Издавна, для производства тканей люди использовали те волокна, которые давала им природа. Вначале, это были волокна диких растений, затем волокна конопли, льна, а также шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень прочное волокно.
Но природное сырьё имеет свои недостатки, натуральные волокна слишком короткие, требуют сложной технологической обработки. И, люди стали искать сырьё, из которого можно было бы дешёвым способом получать ткань тёплую, как шерсть, лёгкую и красивую как шёлк, практичную, как хлопок.
Сегодня все текстильные волокна можно представить в виде следующей схемы:
Сейчас в лабораториях синтезируются всё новые и новые виды химических волокон, и ни одному специалисту не под силу перечислить их необъятное множество. Учёным удалось заменить даже шерстяное волокно – оно называется нитрон.
Производство химических волокон включает 5 этапов:
1. Получение и предварительная обработка сырья.
2. Приготовление прядильного раствора или расплава.
3. Формование нитей.
4. Отделка.
5. Текстильная переработка.
Хлопковые и лубяные волокна содержат целлюлозу. Было разработано несколько способов получения раствора целлюлозы, продавливания его сквозь узкое отверстие (фильеру) и удаления растворителя, после чего получались нити, похожие на шёлковые. В качестве растворителей использовали уксусную кислоту, щелочной раствор гидрооксида меди, едкий натр и сероуглерод. Полученные нити называются соответственно:
На рисунке центрифугальная прядильная машина, где
1- центрифуга,
2 — фильера.
А сама фильера схематично выглядит так:
1 — прядильный раствор,
2 — фильера,
3 — волокна.
При формовании из раствора по мокрому способу струйки попадают в раствор осадительной ванны, где происходит выделение полимера в идее тончайших нитей.
Большую группу нитей, выходящих из фильер, вытягивают, скручивают вместе и наматывают в виде комплексной нити на патрон. Количество отверстий в фильере при производстве комплексных текстильных нитей может быть от 12 до 100.
При производстве штапельных волокон в фильере может быть до 15000 отверстий. Из каждой фильеры получают жгутик волокон. Жгуты соединяются в ленту, которая после отжима и сушки режется на пучки волокон любой заданной длины. Штапельные волокна перерабатываются в пряжу в чистом виде или в смеси с натуральными волокнами.
Синтетические волокна вырабатывают из полимерных материалов. Волокнообразующие полимеры синтезируют из продуктов переработки нефти:
2. Сообщение ученицы
Изменяя состав исходного сырья и способы его переработки, синтетическим волокнам можно придавать уникальные свойства, которых нет у натуральных волокон. Синтетические волокна получают в основном из расплава, например, волокна из полиэфира, полиамида, продавливаемого через фильеры.
В зависимости от вида химического сырья и условий его формирования можно вырабатывать волокна с самыми различными, заранее намеченными свойствами. Например, чем сильнее тянуть струйку в момент выхода её из фильеры, тем прочнее получается волокно. Иногда химические волокна даже превосходят стальную проволоку такой же толщины.
Среди новых, уже появившихся волокон, можно отметить волокна – хамелеоны, свойства которых меняются в соответствии с изменениями окружающей среды. Разработаны полые волокна, в которые заливается жидкость, содержащая цветные магнетики. С помощью магнитной указки можно изменять рисунок ткани из таких волокон.
С 1972 года запущено производство арамидных волокон, которые разделяют по двум группам. Арамидные волокна одной группы (номэкс, конэкс, фенилон) используют там, где необходима стойкость к пламени, и термическим воздействиям. Вторая группа (кевлар, терлон) имеет высокую механическую прочность в сочетании с малой массой.
Высокую механическую прочность и хорошую устойчивость к химическим реагентам имеют керамические волокна, основной вид которых состоит из смеси оксида кремния и оксида алюминия. Керамические волокна можно использовать при температуре около 1250 o С. Они отличаются высокой химической стойкостью, а устойчивость к радиации позволяет применять их в космонавтике.
3. Ознакомление с различными свойствами текстильных волокон
Таблица «Классификация тканей по волокнистому составу» (Её можно распечатать по количеству учениц и раздать, для укрепления её в тетрадь, в целях экономии времени).
Наименование ткани
Положительные свойства
Отрицательные свойства
Обладают хорошей прочностью, лёгкостью, мягкостью. Они легко впитывают влагу, пропускают воздух, легко стираются и не осыпаются при раскрое. Легко разглаживаются.
Они сильно сминаются
Обладают высокой прочностью. Они хорошо пропускают воздух, впитывают влагу и не осыпаются. Легко разглаживаются.
Они жёсткие, толстые, сильно сминаются.
Очень тёплые, хорошо драпируются, мало сминаются.
При замачивании изменяют свой размер, т.е. «садятся»
Прочные, они хорошо впитывают влагу, быстро высыхают, свободно пропускают воздух, мало сминаются.
Они растягиваются и при раскрое сильно осыпаются.
Прочные, они хорошо драпируются. Обладают гигроскопичностью.
Сильно сминаются. В мокром состоянии теряют свою прочность. При раскрое – осыпаются.
Обладают упругостью и прочностью. Не мнутся, не дают усадки, хорошо сохраняют форму.
Они плохо впитывают влагу и сильно осыпаются при раскрое.
IV. Лабораторно — практическая работа «Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств»
Инструменты и материалы: образцы тканей из искусственных и синтетических волокон, шерсти, хлопка; игла; сосуд с водой; тигели для поджигания нитей.
«Таблица свойств химических волокон»
Волокно
Блеск
Извитость
Прочность
Сминаемость
Горение
понижается во влажном состоянии
горит хорошо, пепел серый, запах жжёной бумаги.
понижается во влажном состоянии
меньше, чем у вискозного
быстро горит жёлтым пламенем, остаётся оплавленный шарик
плавится с образованием твёрдого шарика
горит медленно, образует твёрдый тёмный шарик
Источник
Презентация на тему «Химические волокна»7 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Химические волокна Учитель технологии Оснач О.И.
Повторить классификацию текстильных волокон и дополнить знания учащихся по теме « Классификация волокон». Ознакомить учащихся с процессом получения химических волокон и их свойствами. Научить использовать свойства волокон при изготовлении изделий. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Воспитывать практичность
В современном мире все больше тканей производят из искусственного волокна. В XVII в. англичанин физик Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна, и впервые эти волокна были получены в конце XIX века, но попытки их получения были намного раньше, стеклянные нити вырабатывали еще в Древнем Египте, их использовали для украшений . В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в 1913 году в Подмосковье (г. Мытищи).
Химические волокна Искусственные Синтетические Полиэфирные Ацетатные Полиамидные Полиакрилонитрильные Вискозные Эластановые Медноамиачные
Для искусственных волокон –сырьем служит целлюлоза, которую получают из древесины ели или отходов хлопка. Для синтетических волокон – сырьем являются газы – продукты переработки каменного угля и нефти.
1- прядильный раствор, 2- фильера, 3- волокна Схема фильеры
Процесс производства химических волокон включает три этапа: I этап: Получение прядильного раствора. Для искусственного волокна: целлюлозную массу растворяют в щелочи. Для синтетического волокна: массу получают путем химических реакций различных веществ. II этап: Формирование волокна. Вязкий раствор продавливают через фильеры. Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч. Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити, эти нити соединяют в одну, вытягивают , наматывают на бобины. III этап: Отделка волокна. Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температурой. Отбеливают, красят.
Древесина – еловая щепа Целлюлоза (листы картона) Приготовление вискозы (жидкость) Текстильная обработка волокон (вытягивание, кручение, перемотка) Формирование волокон из раствора (продавливание через фильеры) Схема получения ткани из искусственных волокон
Сырье — древесная целлюлоза (еловая щепа , опилки) и химические вещества. Ткань похожа на шелк, хлопок, поверхность блестящая и матовая. По прочности уступает шелку. В мокром состоянии прочность уменьшается. Хорошо впитывает влагу. Горят волокна быстро, ярким пламенем с запахом жженой бумаги.
Состоит из ацетилцеллюлозы, полученной из отходов древесины и хлопка. Ткани внешне похожи на натуральный шелк. Прочность в мокром состоянии уменьшается. Плохо впитывает влагу, имеет большую упругость, горит быстро, сворачиваясь в шарик, пахнущих уксусом.
Каменный уголь, нефть, газ Предварительная обработка сырья Приготовление прядильного раствора или расплава Формирование нитей, жгута или волокон (продавливание через фильеры, вытягивание, термофиксация) Текстильная переработка, кручение, вытягивание, перемотка Ткацкое производство, получение ткани Отделочный процесс
Полиэстер, лавсан, кримплен, элан – ткани мягкие, гибкие, прочные, не мнутся, хорошо закрепляют форму, устойчивы к действию света, но плохо впитывают влагу. Кримплен Элан Полиэстер
Нейлон, капрон, дедерон – самые прочные синтетические волокна. Ткани жесткие, имеют гладкую поверхность, прочные, мало мнутся, плохо впитывают влагу и чувствительны к высоким температурам. Капрон Дедерон
Акрил, нитрон, бамбуковый кашмилон – по внешнему виду похожи на шерсть, Свойства, как у полиэфирных волокон, но чувствительны к высоким температурам: быстро плавится, приобретая коричневый цвет, затем горят коптящим пламенем, образуя твердый шарик. Нитрон Кашмилон Акрил
Лайкра, дорластан – чрезвычайно эластичны, увеличивают свою длину в 7 раз, возвращаясь в первоначальное состояние, поэтому ткани носят названия «стрейч». Используются для пошива одежды обтягивающего силуэта. Лайкра Дорластан
Искусственные ткани: вискоза, ацетатный шелк. Положительные свойства Отрицательные свойства Имеют красивый внешний вид Подвержены электризации Хорошо драпируются Не пропускают воздух Мало сминаются Во влажном состоянии теряют прочность Прочные Синтетические ткани: кримплен, капрон, акрил, эластан. Положительные свойства Отрицательные свойства Самые прочные Пониженная гигроскопичность Высокая упругость Низкая воздухопроницаемость Хорошие теплозащитные свойства Высокая электризуемость Стойкость к действию химических веществ и микроорганизмов
О каких новых волокнах вы узнали на уроке? Что является сырьем для производства искусственных волокон? Что является сырьем для производства синтетических волокон? Назовите основные этапы процесса производства волокон? Зачем людям потребовались новые виды волокон?
При выборе ткани важно не только обратить внимание на эстетический вид но и на свойства ткани. В нашей жизни необходимы не только натуральные ткани, но и ткани из химических волокон. Как вы уже знаете, определить вид ткани можно по ее внешнему виду, на ощупь, по характеру горения нитей. При покупке тканей старайтесь прочитать все показания на прикрепленном к образцу ярлыке. Зная вид ткани, при шитье следует учитывать ее технологические свойства.
Ответьте, каким требованиям должно отвечать каждое из следующих изделий, и подберите для него ткань, оптимальную по сырьевому составу: летнее платье; шторы для окон; обивка мебели; ночное белье.
Нарисовать смайлику улыбку: Урок отличный, интересный, заставляющий работать – улыбка; Урок нормальный, обычный – полоска; Урок скучный, бесполезный, не интересный – нарисовать опущенные уголки губ.
Н.В.Чернякова «Технология обработки ткани» учеб. для 7-9 кл. изд. Просвещение»1999г.; О .В. Павлова « Технология» 7 класс (девочки):поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко-Волгоград:Учитель,2009.-191с. (http://www.tek-style.ru/poliester.html); И.В. Червякова « Технология» 7 класс(вариант для девочек). Поурочные планы по учебнику В.Д. Симоненко в 2ч. Часть I—Волгоград:Учитель-АСТ,2003.-96с.; С. Е .Маркуцкая. Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5-9классы. Обслуживающий труд/С.Э. Маркуцкая.-2-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Экзамен»,2009.-94,(2)с. (Серия «Учебно-методический комплект»); И. Н. Федорова, Л.Ф. Голик Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах: Работа с тканью. Метод. Разработки уроков /Под ред. И.Н. Федоровой.-2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвящение,1981.-223с.,ил.; Литература Технология. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. Москва, Вентана Граф. Сайты Интернета: http://www.tek-style.ru/poliester.html; http://multiurok.ru/tex/files/otkrytyi-urok-khimichieskiie-volokna.html.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 477 человек из 71 региона
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
- Курс добавлен 29.09.2021
- Сейчас обучается 51 человек из 32 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1558376
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник