Статья «Приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. «
Панасюк Наталья Владимировна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
города Черногорска Республики Хакасия
Приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо без общения.
Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:
· потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
· владение вербальными и невербальными средствами общения;
· эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
· умение слушать собеседника.
Коммуникативные УУД формируются, когда ученик учится отвечать на вопросы; задавать вопросы; вести диалог; пересказывать сюжет; слушать.
В начальной школе необходимо создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем.
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, давать обучающимся не только знания, но и формировать УУД, согласно современным требованиям образования, я использую в работе такие технологии, как:
· Технология группового обучения
· Технология критического мышления
· Проблемно — диалогическая технология
· Технология продуктивного чтения.
· Игровые технологии и др.
В ходе работы в рамках этих технологий учащиеся:
· учатся вырабатывать собственное мнение, на основе осмысления опыта, представлений идей;
· приобретают навык строить умозаключения и логические цепи доказательств;
· учатся слушать и слышать , выражать свои мысли ясно, уверенно и по отношению к окружающим корректно.
Для формирования коммуникативных УУД на уроках использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые, так как они создают условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем.
Формировать коммуникативные умения в совместной деятельности начинаю с первого класса постепенно.
На начальном этапе специально подбираю задания — ловушки, с которым учащиеся не могут справиться индивидуально .
Например, на уроке ИЗО раскрасить сегменты рисунка определённым цветом. В конце урока проводится рефлексия, на которой выясняется, что если бы ребята работали в паре, то справились бы с заданием быстрее. У детей возникает потребность работать сплоченно.
На следующем этапе работы формирую у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. На уроке ребята делают аппликацию, распределив обязанности, но не спланировав при этом работу и не представив конечный результат. Поэтому у некоторых в выполненном задании нет соответствия в цвете, расположении. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать.
На последнем этапе учащиеся осознают нормы простой коммуникации. Это даёт возможность организовать работу в паре по типу простой коммуникации, где ученики пытаются понять высказывание друг друга.
1) прочитайте текст, определите героев произведения;
2) распределите роли, прочитайте текст по ролям;
3) сообщите о выполненном задании условным сигналом.
Таким образом, в сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, что позволяет построить субъектные отношения по типу:
Ученик – ученик , ученик — учитель.
Работа в парах. Например, на уроке математике работая в паре дети получают задание, собрать цветочек «Состав числа»; проверить, друг у друга, правильно ли решены примеры. На уроке окружающего мира распределить животных по группам, подготовить вместе с соседом по парте сообщение об одном из животных или группе животных. На уроке литературного чтения подготовиться к чтению по ролям, распределив самостоятельно роли. Прочитать текст, составить план пересказа произведения.
Задания, направленные на формирование коммуникативных навыков, отличаются тем, что ориентируют на сотрудничество, на установление партнёрских отношений.
Такие задания должны, содержать инструкции: «Расскажите…», «Объясните…», «Обоснуйте свой ответ», «Докажите».
Пример из практики.
Обучение грамоте . Совместная игра.
Коммуникативные УУД : умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.
Задание. Вместе с соседом по парте поиграй в игру «Кто быстрее составит слово». Предлагаю составить слова из букв и слогов: о, д, м; у, д, б; в, о, р, д; с, д, а; р, о, д, в, а; т, е, д, и; ре, во, де.
Если игра тебе понравилась, поиграй в неё дома со своими близкими.
Инициативное сотрудничество, предполагающее взаимоконтроль.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.
Задание . В русском языке есть много одинаковых приставок и предлогов. Проверьте друг друга: можете ли вы узнать приставки вне слова?
У, за, к, над, рас, с, пере, по, возле, из, от, вос, в, до, на, перед, бес, под, около, про, над, раз, без, воз, из-под.
Запишите приставки. Проверьте правильность своей записи. Устно назовите друг другу примеры слов с записанными приставками. Оцените точность подбора слов.
Работа, предполагающая учёт позиции собеседника (взаимодействие).
Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, учитывая позиции собеседников.
Задание. Запиши предложение из сказки.
Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку и на работницу
Найди и подчеркни грамматическую основу предложения. После этого ты без труда найдёшь однородные второстепенные члены предложения.
Аня считает, что это однородные дополнения, и доказывает это, задавая к ним вопросы. Ваня думает, что это однородные обстоятельства, и тоже подтверждает это с помощью вопросов. А как думаешь ты? Объясни соседу по парте.
Совместное выполнение задания.
Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, рефлексия своих действий.
Задание . Работа в группе. Прочитайте слова. Вода ,водяной, водоём.
Близки ли они по смыслу? Выделите корень. Объясните соседу по парте как вы нашли корень слова. Прочитайте правило в учебнике.
Взаимные диктанты в паре.
Коммуникативные УУД : умение слушать и слышать собеседника, управлять поведением партнёра.
Задание . Подготовьтесь к письму слов под диктовку. В каких частях речи и в каких частях слова нужно вставить буквы? Как вы их будете выбирать?
Н-летел, -тплыл, -тец, оз-ро, п-дарил, -бед, -шибка, з-движка, з-вод, п-купка, п-ставить.
Продиктуйте друг другу слова по порядку (через одно). Укажите части речи.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.
Работа в паре помогает каждому ученику сформировать такие важные качества и умения школьника, как:
· желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности;
· умение презентовать себя – рассказать о себе, своих возможностях;
· умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения поставленной цели).
Обучение навыкам работы в паре осуществляется на доступном учебном материале; на знаниях, которые актуальны для учеников; на опыте, который знаком каждому.
Активные методы обучения предполагают групповую форму работы.
Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
В парной или групповой деятельности, учащиеся могут :
· проверить друг у друга выполнение устного или письменного задания;
· задать друг другу или всему классу вопросы, например, по изученной теме или по прочитанному тексту;
· проанализировать работу своего одноклассника;
· оценить работу товарища по заданным критериям.
Для результативной групповой работы, необходимо соблюдать следующие требования:
· цель, которая ставится перед учащимися, должна быть посильной для них, а содержание задания должно обеспечивать активность всех школьников;
· задания должны способствовать возникновению различных мнений и являться основой для совместного обсуждения, носить поисковый характер, так как групповая работа тесно связана с проблемным обучением;
· материал заданий должен быть структурирован так, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные ученики в рамках одной группы;
· каждая группа должна иметь возможность видеть взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп и всего класса;
· учебный материал и применяемые при его изучении методы должны дать возможность каждому ученику реализовать свои способности в рамках групповой работы, применить имеющиеся знания и умения.
На уроках использую разнообразные методы работы: «Мозговой штурм», «Пила», «Вертушка», взаимные вопросы и задания , взаимообъяснение (учащиеся выступают в роли учителя), интервью .
Для диагностики коммуникации, предполагающей рефлексию усваиваемого содержания образования и собственного развития как субъекта деятельности, предлагаю такие виды заданий:
· составь задание партнёру;
· напиши отзыв на работу товарища;
· групповая работа по составлению кроссворда;
· «отгадай, о ком говорим»;
· диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи).
Дают хорошие результаты такие приёмы как взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий:
· выполнять задание, комментируя свои действия соседу по парте;
· раскрывать содержание задания какого-либо упражнения;
· объяснить друг другу понятие слова («предложение»);
· помочь своему однокласснику;
· продиктовать друг другу заданный материал (предложение);
· совместно выполнить практическое задание.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
1. Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. – 2-е изд. Просвещение-2010.
2. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре: компоненты коммуникативной компетентности. Занятие «Варежки» на формирование умения сотрудничать в паре. Комментарии психолога. / И.Н. Агафонова.// Управление начальной школой. – 2009. – №3–С.4 – 9.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Методы и приемы формирования коммуникативныхУУД
Содержание обучения информатике в современных условиях не может быть ограничено только изучением стремительно меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед учителем информатики встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы формирования коммуникативныхУУД»
В настоящее время перед школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, к постоянному саморазвитию и возможности получения дальнейшего образования, в том числе и с использованием современных информационных технологий обучения.
Потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) учащихся, являющихся одной из основных составляющих универсальных учебных действий, или умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, обусловила научные исследования в этой области. Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных работах В. А. Канн-Калика, Л. А. Петровской, Г. М. Андреевой. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Актуальность данной темы нашла отражение в основных нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как: Закон «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики», а также в требованиях Федерального образовательного стандарта [4,5,6,7,8].
В соответствии с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода [1] как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Реализация новых стандартов в образовательном процессе требует новой организации всего учебного процесса, в том числе и уроков информатики. Содержание обучения информатике в современных условиях не может быть ограничено только изучением стремительно меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед учителем информатики встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.
С точки зрения А. Г. Асмолова [2], коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Похожая статья: Проектирование урока информатики, направленного на формирование универсальных учебных действий
В соответствии с этим подходом можно выделить следующие коммуникативные УУД:
1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;
2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
Как отмечают исследователи, информатика как учебный предмет имеет ряд особенностей от других дисциплин, а также условий, которые позволяют успешно формировать КУУД. В их число входят:
— наличие специальных технических средств;
— каждый ученик имеет, с одной стороны, персональное рабочее место, а с другой — имеет доступ к общим ресурсам;
Похожая статья: Применение статистики на уроках информатики
— ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места;
— на уроках информатики активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся,
— создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом [1].
Эти особенности позволяют учителю информатики использовать на своих уроках разнообразные методы и приемы.
Как показывает анализ литературы, понятия «метод обучения» и «прием обучения» — весьма многозначны. Мы будем рассматривать методы и приемы обучения как способы и действия учителя, направленные на достижение целей образования, в нашем случае — на формирование коммуникативных УУД. С этой точки зрения можно выделить следующую систему, представленную в таблице 1.
Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики
Методы и приемы формирования
Результат сформированности КУУД
общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией
умение слушать и слышать друг друга;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;
готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,
умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.
способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия
составление плана решения задачи в парах;
составление алгоритма в парах и определение результатов его выполнения.
понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
составление плана решения задачи в парах;
совместное составление алгоритмов;
обсуждение и заполнение пропусков;
чтение алгоритма и определение результатов его выполнения;
определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
планирование общих способов работы;
обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность).
работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
поиск и исправление ошибок в парах;
задание на сопоставление в парах;
умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников;
умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу — через анализ ее условий.
следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
задания на сопоставление в парах;
составление вопросов в группах;
уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
адекватное межличностное восприятие;
готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Опираясь на предложенные А. Г. Асмоловым типовые задания [3], мы разработали собственные, которые и предлагаем к использованию с целью формирования коммуникативных УУД.
Типовые задания на формирование коммуникативных УУД учащихся
Учёт позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках
«Общее мнение» по вопросу
Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Работа в парах или в группах по 3–4 человека
Совместная таблица в документах Google
На организацию и осуществление сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках
Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Работа в парах или в группах по 3–4 человека.
Совместный рисунок в графическом редакторе Paint
На передачу информации и отображению предметного содержания
Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Работа в парах или в группах по 3–4 человека
Совместная презентация в документах Google
Игра «Компьютерное королевство»
Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии.
Работа в 2–4 группах
Как показывает наш опыт, использование описанных выше методов и приемов на уроках информатики и ИКТ, а также данных типовых заданий позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия на уроках информатики.
Источник