Показатели ловкости у дошкольников
Возраст, год | Пол | Оббегание препятствий на дистанции 10 м, с |
м. | 8,5 | |
д. | 9,5 | |
м. | 7,2 | |
д. | 8,0 | |
м. | 5,6 | |
д. | 6,0 |
Для измерения выносливости используется бег на расстояние. Он проводится в удобном для ребенка темпе (умеренном). Ребенок бежит до тех пор, пока не откажется сам бежать дальше. Фиксируется расстояние и время его преодоления. Дети 3—5 лет бегут за лидером (воспитателем), а дети 6 лет — самостоятельно. В 3 года дети способны пробежать в заданном темпе 240 — 255 м (соответственно девочки и мальчики), в 4 года — 370 — 460 м, в 5 лет — 450 — 600 м, в 6 лет — 660 — 680 м. При обследовании общей выносливости используются дистанции, соответствующие каждой возрастной группе: 5 лет — 90 м (30,6 — 20,0 с); 6 лет — 120 м (35,7 — 29,2 с). Желательно, чтобы старт и финиш находились в одном месте. Дается одна попытка.
Выносливость.Дети пробегают заданную дистанцию: 90 м (дети 4-х лет), 120 м (5-ти лет), 150 м (6-ти лет). Фиксируется время пробегания дистанции в секундах.
Гибкостьопределяется по расстоянию наклона, стоя на гимнастической скамейке. Ребенок наклоняется вперед, стремясь не согнуть колени, и тянется к полу, на котором закреплена линейка с делениями (отсчет делений сверху). Регистрируется то расстояние, до которого ребенок дотянулся пальцами. Если он дотрагивается до поверхности, на которой находится скамейка, его гибкость считается удовлетворительной, если он может дотронуться пальцами до уровня на 5 см ниже — хорошей, а если на 10 см ниже — отличной.
Показатели гибкости у дошкольников
Возраст, год | Пол | Наклоны туловища вперед, стоя на скамейке, см |
м. | 1—4 | |
д. | 3—7 | |
м. | 2—7 | |
д. | 4—8 | |
м. | 3—8 | |
д. | 5—9 |
Функция равновесияопределяется продолжительностью удержания такой позы: стоять на одной ноге, опираясь на голень опорной. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Равновесие считается потерянным, если ребенок начинает опираться на две ноги.
|
Показатели равновесия у дошкольников
Возраст, год | Пол | Удержание равновесия на одной ноге, с |
м. | 3,3—5 | |
д. | 5,2—8 | |
м. | 22—30 | |
д. | 25—30 | |
м. | 40—60 | |
д. | 50—60 |
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА
1. Выявление настойчивости
2. определение состояния решительности
3. Выявление выдержки
Понятие «воля»отражает сознательное усилие человека в преодолении преград на пути к цели, в создании дополнительного мотива к действию, его поддержание и укрепление.
Выявлению особенностей развития волевых качеств, с которыми тесно связано двигательное поведение ребенка, могут способствовать подвижные игры и физические упражнения.
Выявлению настойчивости— способности длительно, не снижая активности, стремиться к намеченной цели, может способствовать игровое упражнение «достать погремушку». Для его выполнения между двумя стойками натягивается веревка, на которой висит погремушка. Высота для каждого ребенка устанавливается индивидуально с учетом высоты поднятых вверх рук с исходного положения, стоя на цыпочках, а также высоты выявленного ранее прыжка вверх с места. Ребенок подскакивает и бьет по погремушке рукой. Задание дается в такой форме: «Ты должен прозвонить погремушкой столько раз, сколько сможешь. Для этого нужно подпрыгнуть и ударить по погремушке рукой». Это упражнение ребенок выполняет на протяжении 3 мин. Фиксируется время, на протяжении которого ребенок активно подскакивает, количество попыток, поведение ребенка во время выполнения задания.
Для определения состояния решительности— уверенности в действиях, способности своевременно находить и принимать обдуманные решения, возникающие в игровых ситуациях, может быть использована подвижная игра «У медведя во бору». По условиям игры на одной стороне площадки размещается «берлога» медведя. На расстоянии 30 м от нее делается разметка — дом, в котором «живут» дети. Со словами:
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит и на нас рычит,
Дети подходят к «берлоге», после слова «рычит» — убегают.
Замечено, что часть детей не подходит близко к «медведю», а останавливается в пределах 3—4 м от него. С учетом этого обстоятельства определены правила игры, помогающие оценить решительность детей. Перед «берлогой» медведя проводятся три линии (кладут три разноцветные ступеньки), которые во время игры должны преодолеть дети. Первая — на расстоянии 1 м от «берлоги», условно она обозначает высокий уровень развития решительности. Вторая — на расстоянии 2 м. Она отвечает среднему уровню развития решительности. Третья — на расстоянии 3 м. Условно она обозначает низкий уровень развития данного качества.
Фиксируется: расстояние, на котором остановились дети, ожидая сигнала к возвращению, а также поведение детей во время игры.
Выявлению выдержки — способности управлять своими действиями в условиях эмоционального возбуждения — может способствовать игра «Лягушки и журавль». На земле чертится большой прямоугольник — это «болото». На одной стороне его на расстоянии 50 см друг от друга чертятся круги — «кочки» для лягушек. В стороне от «болота» обозначается «гнездо» журавля. Лягушки скачут в «болото» и двигаются по нему прыжками на двух ногах. На сигнал «Журавль!» они прыгают к своим «кочкам». Журавль идет большими шагами и стремится поймать лягушку. По условиям задания бегать в игре не разрешается. Показателем волевых усилий является выполнение игроками правил игры.
Фиксируется: время, на протяжении которого ребенок скачет на двух ногах, его поведение во время игры.
Можно использовать и физические упражнения, которые включают знакомые и доступные всем детям движения: приседания, прыжки, подымание и опускание рук, бег. Знакомость и доступность позволяет детям тратить меньше усилий на технику и качество упражнений и сконцентрировать внимание на выполнении требований задания.
Особенности выполнения упражнений:
1. Глубокое многоразовое приседание с произвольной скоростью. Исходное положение (И.п.): ноги на ширине ступни, руки на поясе. Выполнение (В.): низко присесть, вернуться в И.п., снова присесть, выпрямиться. Выполнять до тех пор, пока ребенок сам не остановится. Регистрируется время, количество приседаний и темп (на протяжении 10 мин).
2. Многоразовое перепрыгивание обеими ногами через набивной мяч — 20 см. И.п.: ребенок становится перед мячом, положение рук и ног произвольное. В.: перескочить через мяч, повернуться на 180° и опять перескочить через него. Выполнять до того времени, пока ребенок сам не остановится.
3. Многоразовое поднимание и опускание набивного мяча (масса 1 кг). И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу, в руках ребенок держит мяч. В.: поднять руки с мячом вверх, вернуться в И.п. Выполняется до того времени, пока ребенок сам не остановится.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основные движения:
· Бег – 30 м (в конце учебного года 4 года)
· Прыжок в длину с места (в конце учебного года 4 года)
· Прыжок вверх с места (в конце учебного года 4 года)
· Бросание мяча вдаль
Физические качества:
· Скорость — бег – 10 м (в конце учебного года 4 года)
· Мышечная сила кистей рук (в конце учебного года 4 года)
· Сила мышц спины (становая сила) (в конце учебного года 4 года)
· Скоростно-силовые качества – бросание набивного мяча (1 кг)
(в конце учебного года 4 года) или по прыжку в длину и вверх с места.
· Ловкость – бег 10 м с предметами (в конце учебного года 4 года)
· Выносливость – бег на расстояние. Дети бегут за лидером.
· Гибкость – наклон на гимнастической скамейке (в конце учебного года 4 года)
· Функция равновесия – удержание позы, стоя на одной ноге.
Волевые качества:
· Выявление настойчивости – «Достань погремушку»
· Определение решительности – п/и «У медведя во бору»
· Выявление выдержки – п/и «Лягушки и журавль».
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основные движения:
· Прыжок в длину с места
· Прыжок в длину с разбега
· Прыжок вверх с места
· Прыжок вверх с разбега
· Бросание мяча вдаль
· Лазание по гимнастической стенке, канату, шесту (по выбору ребенка)
Физические качества:
· Скорость — бег – 10 м
· Мышечная сила кистей рук
· Сила мышц спины (становая сила)
· Скоростно-силовые качества – бросание набивного мяча (1 кг)
или по прыжку в длину и вверх с места.
· Ловкость – бег 10 м с предметами
· Выносливость – бег на расстояние. Дети бегут за лидером.
· Гибкость – наклон на гимнастической скамейке
· Функция равновесия – удержание позы, стоя на одной ноге.
Волевые качества:
· Выявление настойчивости – «Достань погремушку»
· Определение решительности – п/и «У медведя во бору»
· Выявление выдержки – п/и «Лягушки и журавль».
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Образовательный стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе»
Двигательные умения и навыки:
· Бег (дистанция 30 м, с)
· Прыжки в длину с места, см
· Прыжки в длину с разбега, см
· Метание (теннисный мяч, см):
Физические качества:
· Быстрота (бег на 10 м, см)
· Скоростно-силовые качества (бросание набивного мяча массой 1 кг)
· Ловкость (челночный бег 3 по 10 м, с)
· Общая выносливость (бег на расстояние, м)
Источник
Методика развития ловкости у детей дошкольного возраста
Елена Торбина
Методика развития ловкости у детей дошкольного возраста
Методы и средства развития ловкости у детей дошкольного возраста
В методической литературе (Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степаненкова, и др.) можно увидеть два пути тренировки ловкости:
1) накопление разнообразных двигательных навыков и умений,
2) совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Наибольшее распространение в практике развития ловкости получили следующие методические приёмы:
-предлагать детям выполнять знакомые упражнения из непривычных положений. Например, бег из исходного положения сидя, лежа, спиной назад, на коленях; прыжки в длину из глубокого приседа и др. ;
-изменять скорость и темп движения;
-изменять пространственное расположение (в играх изменение места сбора; непривычное расположение пособий);
-выполнять знакомые движения в разном сочетании («полоса препятствий»);
-использовать упражнения с предметами разной формы, массы, качества (мяч, мешочки, шишки, ленточки, обручи и др.);
-учить выполнять сложные сочетания основных движений (бег змейкой, ходьба по скамейке с пролезанием в обруч, прыжки через вращающуюся веревку и др.);
-усложнять условия игр (несколько водящих, разные цвета ленточек и т. д.);
-согласовывать выполнение упражнений парами, тройками, небольшими группами;
-использовать упражнения со сложными координациями
Для развития координационных способностей используют методы:
1) Стандартно-повторного упражнения
Этот метод используют при разучивании сложных двигательных действий.
2) Вариативного упражнения.
Его подразделяют на два под-метода:
• Со строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения.
• С не строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения
3) Игровой метод с дополнительными заданиями и без них.
4) Соревновательный метод .
Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.
Важную роль в формировании двигательных навыков будет играть активизация идеомоторных представлений посредством словесной инструкции.
По мнению Д. В. Хухлаевой, Н. А. Ноткиной, основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложно сти.
Общеразвивающие упражнения оказывают тренирующее и коррекционное воздействие на кору больших полушарий — «гимнастика для мозга». Общеразвивающие упражнения выполняются ребенком с предметами: мячами, флажками и т. д. Предметы позволяют варьировать, уточнять, корректировать качество упражнений. Упражнения с предметами вырабатывают правильный мышечный тонус качества движений.
Основные движения — это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.
Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка:
1) сознательно управлять своими движениями;
2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;
3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;
4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.
1. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М., 2005.
2. Фарфель B.C. Движение — развитие, здоровье. М., 1964.
3. Филиппова С. О., Пономарёва Г. Н. Теория и методика физической культуры дошкольников. СПб., 2004.
4. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2006.
Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы) В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.
«Подвижные игры как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста» «Подвижные игры как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста» Актуальность. Физическая культура играет важную роль в укреплении.
Аспекты развития ловкости у детей дошкольного возраста в ходе непосредственно образовательной деятельности Содержание непосредственно образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и.
Диагностическая методика «Социальные домики» для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста Актуальность Дошкольный возраст-время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со.
Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. «Любая реформа образования должна опираться.
Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.
Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.
Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста» ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно.
Методическое пособие для развития координации движений, моторики рук, ловкости, быстроты реакции «Чья игрушка быстрее?» Материал:Кусочки фетра черного цвета (основа для всех насекомых, драпа; 3 веревочки длиной по 2м 3-х разных цветов;деревянный черенок.
Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одаренных детей дошкольного возраста Одаренный ребенок — это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей детей. Теоретический.
Источник