Назовите основные способы воздействия с помощью сказкотерапии

Сказкотерапевтические методы
консультация на тему

Основные методы сказкотерапии

По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.

Скачать:

Вложение Размер
skazkoterapevticheskie_metody.docx 18.63 КБ

Предварительный просмотр:

1.1. Основные методы сказкотерапии

По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.

Ткач Р.М. описывает возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы.

1.1.1. Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом.

Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается, отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния.

1.1.2. Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.

1.1.3. Метод «Изготовление кукол»

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л.Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

С точки зрения З.Фрейда, все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Изготовление куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:

1. Проведение психодиагностики.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Развитие самосознания.

6. Развитие грубой и мелкой моторики.

7. Разрешение внутренних конфликтов.

8. Профилактика и коррекция страхов.

9. Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11. Коррекция отношений в семье.

12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

1.1.4. Метод использования карт «Мастер сказок»

В работе используются архетипические карты, разработанные на основании концепции Универсальных Архетипов. Автором архетипических карт «Мастера сказок» является Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.

Всего используется 50 сюжетов сказок на основании 10 архетипов:

Доброе сердце — холодное сердце

В колоде используется 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для размышления, задания для взрослых и детей.

1.1.5. Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей.

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.

Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами).

Х. Дж. Джинотт рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша.

Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу. Для этого можно использовать куклу из фольги, размером 30 на 30 см.

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя.

Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:

Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;

Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;

Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

Сказкотерапия являясь эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии , арт-терапии. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать, как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.

Как пишет Сакович Н.А., «в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др.

1.1.7. Метод «Кататимный подход в сказку»

Я.Обухов разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:

Фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.

Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.

Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.

Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.

Однако при использовании этой методики имеются следующие противопоказания:

1. Острые или хронические психозы, или близкие к психозу состояния;

2. Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме;

3. Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;

4. Недостаточная мотивация.

В заключении можно сказать, что специалист-сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, уметь писать метафоры под проблему клиента, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различных видов кукол, присоединяться к клиенту и следованию за ним.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапевтическая программа

Этот материал может быть использован для развития эмоциональной сферы ребенка. Мной предложенны примерные мероприятия для детей.Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные .

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии: «Путешествие в Волшебный мир царевны Ярославы».

Сказкотерапевтическое занятие по теме «Почему исчезают животные?»в старшей группе

: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащат.

Использование сказкотерапевтических методов в работе с детьми

Методы сказкотерапии в работе с детьми.

«Сказкотерапевтическая песочная терапия». детям с проблемами социальной адаптации по методу песочной и сказкотерапии.

Песочную терапию используют не только в детской психиатрии: эта методика помогает и вполне нормальным, здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью.

Сказкотерапевтический метод «Песочный остров». Конспект индивидуального занятия с детьми дошкольного возраста из семей, находящихся в социально опасном положении.

Жизнь любого человека берет начало в семье. Там он формируется под воздействием воспитания, учится взаимодействовать с окружающим миром, общаться с другими людьми, Ребенок во всем берет пример с родит.

Сказкотерапевтические методы дошкольникам.

laquo;Сказочная» мама — это философия воспитания детей, в основе которой лежит терапевтическая сказка. Сказка учит, сказка лечит, сказка помогает жить.

Источник

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Источник

Читайте также:  Способы обработки керамических изделий
Оцените статью
Разные способы