Декоративная лепка. Основные способы украшения.
Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.
Дошкольники могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и товарищей. Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка ив процессе работы следовать ему, решать условно форму пред мета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным (ягоды, листья, травы, цветы и др.) или геометрическим орнаментом (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т.д.)). Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и др. настенные украшения. Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. В средней группе дети лепят посуду, бусы, настенные пластинки и т. д. В старшей изображают красивую кружку, бокал для карандашей, расписное блюдо, декоративные пластинки, фигурки людей и животных по мотивам народных игрушек. Детям шести лет предлагают эти же виды лепки, но способы их выполнения усложняются. Так, если в старшей группе ребята учатся лепить сосуды путем вдавливания, оттягивания с прищипыванием краев или ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде узкой формы, то в подготовительной группе дошкольники должны уметь не только пользоваться всеми перечисленными способами, но и знать способ кругового налепа (постепенно примазываются кольца ко дну сосуда). Детям показывают способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей.
В декоративной лепке используются инструменты. Некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток могут быть винты с крупными шляпками, колпачки от фломастеров и т. д.
Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.
65. Аппликация. Разновидности аппл. Разные способы образования аппл.
Это вид изо деят-ти, основанный на вырезывании, наложении и прикреплении к фону украшаемого изделия декоративных элементов. Ап. имеет много общего с другими видами искусства. С живописью ее сближает изображение на плоскости. По способу создания ближе всего к Апл. стоят инкрустация и мозаичные работы. Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы. Эти формы носят обобщенный хар-р, не выделяются мелкие детали как по контуру, так и внутри его. Ограничено цветовое решение. Простота и легкость исполнения Апл. делают ее доступной для детского творчества. Т.о., занятия АПЛ. способствуют формированию изобр-х умений и навыков, развитию творческих способностей детей. Виды:предметная, сюжетная, декоративная; плоскостная, полуобъемная, объемная; монохромный, полихромный. Этапысоздания аппликации: вырезывание, наложение, прикрепление — приклеивание (бумага, картон); пришивание (кожа, мех, ткани); степлер, проволока, пластилин, тополиный пух к шероховатой бумаге – без ничего (держится сам). Материалы:бумага всех сортов,природный мат-л, доп-й мат-л (бросовый), ножницы с тупыми концами и острыми лезвиями; клей ПВА, крахмал, мука, тряпочки, клееночки, подставки для деталей. Подгот. упр-ми к освоению этого вида деят-ти явл. игры с мозаикой; АПЛ. без наклеивания; наклеивание готовых форм (декорат.- из геом. и растит. форм и предметное – из отдельных частей и силуэтов); дид-е игры, к-е направлены на форм-е у детей сенсорной ориентировки (цвета, формы, расположение в пространстве).
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник
Семинар-практикум. Деловая игра «Педагогический пробег». Тема: художественно — эстетическое развитие детей
Кокоева Залина
Семинар-практикум. Деловая игра «Педагогический пробег». Тема: художественно — эстетическое развитие детей
Деловая игра «Педагогический пробег»
Совершенствовать работу в ДОУ по художественно -эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствовать сплочению педагогического коллектива.
Ход деловой игры:
— Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Предлагаю считать деловую игру своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области развития творческих способностей к художественному творчеству, формированию культуры.
Участники игры делятся на две команды, придумываются названия командам.
Итак, особое внимание сегодня мы уделяем художественно — эстетическому развитию, которое способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны, повышает познавательную активность.
Вопросы взаимоотношение человека с искусством по праву можно назвать
актуальным. Его можно решить, но при наличии у каждого ребенка художественно
-эстетической культуры, эстетического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Одна из отличительных особенностей дошкольника –способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений и, что важно для нас, произведений искусства. В ДОУ дети получают знания об искусстве,знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, театром. Поэтомы в ДОУ необходимо создавать условия, способствующих эстетическому развитию ребенка путем использования различных видов искусства во всех видах деятельности.
В ДОУ произведения искусства используются в трех направлениях:
• как неотъемлемая часть эстетической среды в повседневной жизни;
• как содержание образования (детей знакомят с разными видами искусства, а также с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами выразительными средствами).
• как эталоны прекрасного в разных видах художественной деятельности, что служит развитию детского художественного творчества.
Основными участниками художественно-эстетического развития являются дети,
педагоги, родители, а также сама социально-педагогическая среда.
Занятия художественным творчеством создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают эмоционально положительное состояние. Поэтому так
важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия
художественной, творческой деятельностью.
Итак, отправляемся в путешествие по стране художественного творчества.
Разрезные картинки. Каждая команда собирает по 1 картинки и угадывает её название. Команда справившееся, быстрее, чем соперники и ответившая правильно, получает 1 балл.
Первая остановка «Мозговой штурм»
Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ,
получает оценочную фишку.
• Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь,
кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
• Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
• Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
• Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
• Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
• Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
• Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
• Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)
• Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
• Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой.
(Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
• Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп,
углубленный рельеф при помощи стеки.)
Вторая остановка «Угадай — ка»
Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника–торга (ярмарки, на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глинянуюсвистульку или берестяную дудку.
1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полхов- Майдан
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково,Филимоново, Каргопольскаяя. (Игрушка.)
7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести (Скульптура.)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославилисьГородецкие мастера. (Прялка).
Итак, ярмарка эта называется свистуньей.
3 этюд: «Найди лишнее». (слайд 15-31)
Нужно найти лишнее в представленных иллюстрациях и объяснить почему.
1. Хохлома (Городецкая роспись)
2. Филимоново (Дымковская игрушка)
3. Картины К. Л. Хетагурова (картина А. Кумаритова)
4. Портрет (детский и групповой портрет)
5. Материал дерево (глина)
6. Картины И. И. Левитана (картина А. И. Куинджи «Березовая роща»)
7. Портреты художника И. И. Шишкина (портрет П. М. Третякова)
8. Теплая цветовая гамма (холодная гамма).
1. Жостово (Хохлома)
2. Дымка (Каргапольская игрушка)
3. Картины М. С. Туганова (картина А. В. Джанаева)
4. Натюрморт (пейзажная композиция)
5. Материал металл (дерево)
6. Картины А. К. Саврасова (картина В. Д. Поленова «Монастырь над рекой»)
7. Портреты художника И. Е. Репина (портрет И. Н. Крамского)
8. Холодная цветовая гамма (теплая гамма).
6 этюд «Аленький цветочек». (слайд 35)
В заключение нашей встречи, я предлагаю написать на лепестке цветка свой отзыв или отношение к мероприятию (участникам раздаются заготовки лепестков, они записывают и закрепляют их на стебле). После того как цветок собрали, ведущий отмечает наиболее оригинальные отзывы.
Пока участники заполняют «Аленький цветочек», жюри подводят итоги. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.
V. Динамическая пауза «Пантомима»
Команда показывает знаменитую картину – остальные должны отгадать, что это за картина. За каждый правильный ответ, команда получает
Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.
Художественно-эстетическое развитие детей Хочу поделиться радостью. В нашем детском саду прошел конкурс на лучший уголок творчества. И наша группа заняла 3 место! Нам есть на кого.
Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельноси тема «Лес» (художественно-эстетическое развитие) Конспект итоговой НОД (Художественно-эстетическое развитие) Тема: «Лес» Возрастная группа: подготовительная 6-7 лет Форма организации (групповая,.
Конспект НОД «Чудо-дерево» (Художественно-эстетическое развитие) (возраст детей: 6–7 лет) Конспект НОД «Чудо-дерево» (Художественно-эстетическое развитие) (возраст детей: 6-7 лет) Цель: закрепить умения выполнять работу в технике.
Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.
Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.
Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.
Источник