- Основные компоненты обучения
- Цель обучения
- Содержание обучения
- Формы обучения
- Основные компоненты обучения: цель, содержание, формы, методы и средства, их взаимосвязь и взаимозависимости
- Содержание и цели процесса обучения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Формы, методы, средства обучения и их взаимосвязь
- Основные компоненты процесса обучения, его цели и задачи
- Содержание обучения
- Формы обучения
- Методы обучения
- Средства обучения
- Взаимосвязь методов, содержания, форм и средств, целей, задач процесса обучения
Основные компоненты обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цель обучения
Обучение — это целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта.
Это необычная форма отношений, выражающаяся в осознании ценности знаний, важности преемственности в их передаче следующим поколениям, в потребности и необходимости дальнейшего исследования мира.
Обучение направлено на развитие личности. В обучении это выражено через организацию усвоения учениками научных знаний и способов деятельности.
Таким образом, основная цель обучения заключается в поддержании общественного прогресса.
Содержание обучения
Содержание обучения – это информация, использующаяся в процессе обучения.
Содержание обучения состоит из четырех элементов: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. Учебная информация зависит от социального заказа системе образования со стороны личности, общества и государства. Смена исторических эпох, порождает новую культуру и создает свойственные ей педагогические теории и перестраивает содержание обучения.
Документы, определяющие содержание обучения включают: стандарты, учебные планы, программы и учебники.
Содержание общего образования позволяет человеку участвовать в социальной и непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию и отношение к миру, позволяет понять свое место в жизни.
Содержание специального образования наделяет человека знаниями и умениями, необходимыми в конкретной профессиональной области деятельности.
При определении содержания обучения важно соблюдать определенные требования, в частности:
- материал должен быть дидактически обработан, адаптирован к условиям обучения и временным ресурсам;
- при выборе учебной информации необходимо учитывать психологические особенности обучаемых, их возраст и уровень подготовки;
- необходимо обеспечить связь теории с практикой, обучения с воспитанием;
- содержание обучения должно соответствовать социальным целям развития человека, общества и государства, обусловленным характером цивилизации, культуры и уровнем развития науки.
Формы обучения
Форма обучения представляет собой организованное взаимодействие педагога и обучаемого. Важным является характер взаимодействия педагога с учениками в процессе передачи знаний и формировании умений и навыков. Форм обучения существует достаточно много, в частности:
- очная,
- заочная,
- вечерняя,
- самостоятельная работа обучаемых;
- лекции,
- семинары,
- практические занятия,
- экскурсии,
- производственная практика,
- факультативные занятия,
- консультации,
- зачеты,
- экзамены,
- индивидуальная форма обучения,
- индивидуально-групповая форма обучения.
Они имеют разную направленность. Например, лекции, семинары, экскурсии, конференции, консультация, различная самостоятельная работа направлены на теоретическую подготовку обучаемых. На практическую подготовку направлены: практические занятия, все виды практики.
Источник
Основные компоненты обучения: цель, содержание, формы, методы и средства, их взаимосвязь и взаимозависимости
Вы будете перенаправлены на Автор24
Процесс обучения характеризуется целостностью и системностью. Он являет собой сосредоточение разнообразных элементов, которые взаимосвязаны друг с другом и в процессе тесного взаимодействия составляют основу организация процесса обучения.
По своей структуре процесс обучения состоит из:
- целевого элемента;
- мотивационного;
- содержательного;
- операционного;
- координационного;
- аналитического.
Рисунок 1. Процесс обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый элемент учебного процесса имеет свое особое значение и выполняет конкретную функцию.
Содержание и цели процесса обучения
Наличие целевого компонента в образовательном процессе связано с выполнением им системообразующей функции. Постановка целей является первоначальным этапом организации учебного процесса. От целеполагания зависит содержание образовательного процесса, его методы и формы организации, используемые в ходе его осуществления средства.
Цели образования отражают разрешение вопроса «для чего необходимо обучение?» и «что оно принесет в конечном итоге?». Постановка целей определяет разрешение конкретных проблемных моментов в различных сферах жизнедеятельности т.е. определяется совокупность знаний и навыков, развитие способностей решения проблем и преодоления трудностей, формирование убеждений, установок учащегося по итогам прохождения процесса обучения.
Постановка учебных целей должна носить полный и разнообразный характер. Они должны быть сформулированы на языке тех задач, которые предполагают усвоение системы знаний и навыков в процессе протекания учебного процесса, чтобы их успешно разрешить.
Готовые работы на аналогичную тему
Процесс образования является социально значимым и организуемым по определенным правилам и нормам. Он основывается на передаче социального опыта между поколениями, посредством которого происходит развитие личности и ее социализация. В этой связи, цели образования должны быть поставлены таким образом, чтобы их реализация позволила учащимся освоить определенный объемом знаний и развить конкретные навыки, а итоговый результат достижения цели должен приносить обществу пользу.
В процессе достижения целей образования происходит раскрытие и развитие творческих способностей личности. Мероприятия по достижению целей должны быть ориентированы на раскрытие проблем современного общества и рассмотрение ситуации в обширном контексте связей.
Поставленные образовательные цели определяют последующее содержание образования, программ обучения и воспитания. Содержание образования должно включать в свой состав следующие компоненты:
- опыт познавательной деятельности, включающий теоретические знания и практические навыки в различных сферах жизнедеятельности: природе, социальной среде, политике, технологической сфере, физиологическом устройстве организма, мыслительной деятельности. Формирование этих знаний позволяет создать образ реальной картины мироздания в сознании учащихся, развить навыки оптимального методологического подхода к процессу познания и практической реализации, освоенной информации;
- опыт репродуктивной деятельности, состоящий и усвоения различных приемов деятельности, проявляющихся в виде реальных умений и их практической реализации;
- опыт творческой деятельности, базирующийся на выборе нестандартных методов и средств для решения определенных задач и способности применения знаний и умений в новых, необычных ситуациях;
- опыт эмоционально-ценностных отношений. Он основывается на выработке определенного отношения к окружающей действительности: природе, обществу и людям. В процессе обучения происходит формирование системы ценностей, на которой основывается эмоциональное восприятие личности.
Формы, методы, средства обучения и их взаимосвязь
На основе поставленной цели образования осуществляется выбор форм, методов и средств, применяемых для продуктивной организации процесса обучения.
Методы и средства должны однозначно соответствовать цели образования, его содержанию и закономерностям организации. При этом, они не всегда имеют связь друг с другом, поскольку одни и те же средства подходят для применения с разными методами.
Методы обучения являются способами, путями и направлениями деятельности всех участников образовательного процесса, ориентированными на решение образовательных задач и достижения целей. Методы обучения могут иметь наглядный вид, словесный, иметь форму видеопредставления, проходить в форме экспериментальной деятельности.
В качестве средств обучения применяются разнообразные объекты, которые создаются непосредственно человеком или природной средой и используются для организации продуктивной образовательной деятельности.
Средства обучения выполняют познавательную функцию т.е. способствуют усвоению знаний и облегчают этот процесс. Помимо этого, им отводится формирующая и дидактическая функция. Формирующая функция связана с развитием познавательных способностей, личностных качеств. Дидактическая функция средств обучения является стимулирующей, поскольку она помогает развить познавательную активность учащихся и делает процесс обучения проще и доступнее.
Применение средств обучения происходит либо посредством их реализации в готовом виде, либо, путем их конструирования в совместной деятельности педагога и учащегося и разработки алгоритма их применения.
В любом случае между всеми составными элементами образовательного процесса прослеживается тесная взаимосвязь. Цель образования определяет итоговый показатель педагогического взаимодействия, который должен быть достигнут при взаимодействии педагога и учащегося в процессе прохождения совместного учебно-воспитательного процесса.
Содержание образовательного процесса конкретизируется для достижения, поставленных целей обучения, а методы и формы передают содержание образования.
Формы образовательного процесса необходимы для логического обоснования педагогического процесса. Они определяют каким именно образом будет происходить взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса, чтобы реализовать содержание обучение и достичь продуктивных результатов и поставленных целей.
Рисунок 2. Взаимосвязь компонентов обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Источник
Основные компоненты процесса обучения, его цели и задачи
Обучением называют целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта.
Данная форма выражает осознанность ценности знаний, важности преемственности в их передаче следующим поколениям, потребности и необходимости дальнейшего познавания мира.
Обучение направлено на развитие личности. Во время обучения это производится посредством организации усвоения учениками знаний и способов деятельности.
Основная цель обучения в педагогике – это поддержание общественного прогресса.
Содержание обучения
Чем обуславливаются цели и содержание обучения?
Содержанием обучения называют информацию, используемую в процессе обучения.
Его структура выделяет компоненты процесса обучения:
- целевой;
- стимулирующе-мотивационный;
- содержательный;
- операционно-действенный;
- контрольно-регулировочный;
- оценочно-результативный.
Обучение базируется на четырех элементах: знаниях, умениях, опыте творческой деятельности и опыте эмоционально-ценностного отношения к действительности. Информация, предназначенная для проведения учебного процесса, зависит от выдвигаемых требований системы образования со стороны личности, общества и государства. При смене исторических эпох порождается новая культура, создаются свойственные ей педагогические теории, перестраивается само содержание обучения.
Для определения содержания документов применяется стандарты, учебные планы, программы, учебники.
Содержание общего образования способствует участию в социальной и непрофессиональной деятельности, формированию гражданской позиции и отношения к миру, позволяя определиться со своим местом в жизни, наделяет человека знаниями, умениями, необходимыми для конкретной деятельности профессиональной области.
При определении содержания важно соблюдение определенных требований:
- правильно дидактически обработанный материал, адаптированный для обучения;
- учитывание психологических особенностей, возраста, уровня подготовки учащихся при выборе информации;
- обеспечение наличия связи между теорией и практикой, обучением и воспитанием;
- соответствие содержания обучения социальным целям развития человека, общества и государства с разным характером цивилизаций, культуры и уровня развития науки.
Формы обучения
Формой обучения называют организованное взаимодействие учителя и обучаемого. Важным аспектом является характер этого взаимодействия и формирование умений и навыков. Различают несколько форм обучения:
- очная;
- заочная;
- вечерняя;
- самостоятельная;
- лекции;
- семинары;
- практические занятия;
- экскурсии;
- производственная практика;
- факультативные занятия;
- консультации;
- зачеты;
- экзамены;
- индивидуальная форма обучения;
- индивидуально-групповая.
Они обладают разными направленностями. Лекции, семинары, конференции, самостоятельная работа предусматривают предварительную теоретическую подготовку учащихся. Все виды практики и практические занятия относят к практической подготовке.
Методы обучения
Методами обучения называют различные способы исследования, подходы к изучению материала для постепенного научного познания и получения результата.
В качестве метода используются системы операций при работе на оборудовании, приемы научного исследования и подачи материала.
Характеризуя общедидактические методы, выделяют те, которые используют в обучении и применяют для любой дисциплины. К эффективным общепедагогическим методам относят:
- лекции, при помощи которых сообщается новый материал, содержащий описание сложных систем, связей, зависимостей причинно-следственного характера;
- упражнения, которые нацелены на активизацию двигательно-моторных способностей человека, на отрабатывание умений и навыков при постоянном их повторении;
- учебная дискуссия, основанная на организации учебной группы для обмена взглядами и мнениями по конкретному вопросу;
- работа с учебными пособиями, что способствует получению информации, находясь в любом месте;
- видео-метод, являющийся комплексной дидактической технологией;
- метод обучающей игры, основанный на создании, имитации реальных ситуаций.
Выбор метода для обучения не может быть случайным. Он основывается на требованиях теории обучения о соответствии методов, содержании обучения, особенностях учащихся и временном ресурсе. Обучение является творческим процессом и зависит от имеющихся средств обучения и опытности, личных способностей, качеств педагога.
Средства обучения
Средствами обучения называют совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения различных методов обучения.
Самая сложная группа технических средств учебного заведения – компьютеры. Материальные объекты, изображения, учебники, дидактические материалы рассматриваются в качестве средств обучения.
Для понимания содержания предложенного понятия выделено несколько уровней. На ступени отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включены:
- материальные средства (знание с наличием учебного оборудования);
- организационные средства (системы и методы обучения, их продолжительность и характер).
Изучение отдельных предметов предусматривает выделение нескольких групп средств обучения:
- словесные (учебная литература, пособия, дополнительные источники);
- визуальные ( микроскоп, дифракционная решетка, диаскоп и другие);
- аудиальные (проигрыватели);
- аудиовизуальные (проектор, телевизор,);
- средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети);
- учебно-методические материалы, размещенные на сайте учебного заведения.
Взаимосвязь методов, содержания, форм и средств, целей, задач процесса обучения
Процессом обучения называют специально организованное взаимодействие учителя и учащегося, учитывая содержание образования и воспитания, использование различных педагогических средств, направленных на реализацию задач определенного плана.
Данные задачи способны удовлетворить потребности общества и личности при ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс рассматривается как система из пяти взаимосвязанных элементов:
- цель обучения;
- содержание информации;
- методы, приемы, средства;
- педагог;
- учащийся.
Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся учитель и ученик. Принципы определяют основные направления для достижения цели. Содержание информации передается ученикам для того, чтобы поставленная цель была достигнута. Методы характеризуются действиями их взаимодействия для передачи содержания.
Средствами называют материализованные предметные способы связи с содержанием, поэтому их использование удачно в единстве с методами. При наличии форм организации процесса обучению придается логическая законченность. Основная роль контроля процесса ложится на учительские плечи. При правильном дозировании взаимосвязи форм, методов, средств обучения и компетентности педагога класс может достичь максимальных результатов на занятиях за короткие сроки.
Источник