Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 9
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю».
Урок 10. Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования
В языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано слово, надо:
1) увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;
2) определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.
Возьмём существительное ноша. Ноша это то, что носят, то есть изначально в сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось значение предмета как результата этого действия. Следовательно, существительное ноша образовалось путём усечения суффикса от глагола носить.
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
Существует два способа образования в языке новых слов и, следовательно, обогащения лексики: морфологический и неморфологический.
1. Морфологический способ:
1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история — предыстория (то, что было «до» истории), делать — сделать;
2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый — красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое), мочить — мочёный (признак, возникший в результате действия: хлеб мочили — он стал мочёный);
3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус — безвкусица (то, что лишено вкуса);
4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) — образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть — свист, бороться — борьба (результат получился из процесса), белый — белизна (существительное имеет признак цвета);
5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;
6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег — белоснежный; ферма для птиц — птицеферма;
7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета — стенгазета, Московский государственный университет — МГУ;
8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.
2. Неморфологический способ — образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) — среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) — ампер (единица измерения силы тока).
2) при помощи перехода одной части речи в другую (лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. — Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая. — Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное — красивая новенькая, предлог — у новенькой.
Лексико-синтаксическим способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительное течение — предлог в течение; деепричастие благодаря — предлог благодаря и т. п.
1. Определите способ словообразования слов объективность, лисонька, подоконник, направо. Определите, новые слова или формы слов рисующий, проехала, красивее, переходя.
2. Исправьте ошибки, допущенные в словообразовании выделенных слов. Проверяйте себя по орфографическому словарю.
1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Старик Дубровский не мог вынести измываний соседа.
4) Развитие движения разночинцев показано в романе «Отцы и дети» с большой шириной и глубиной.
5) Ехай скорей с горы!
6) Сегодня солнце так и жгёт.
7) Вы не хочете отдохнуть после обеда?
3. Укажите номер (номера), где слово образовано приставочно-суффиксальным способом:
1) разглядеть
2) разговаривать
3) тишь
4) прочитать
5) походка
6) соломенный
7) самолёт
8) прочитанный
Источник
Неморфологические способы словообразования
Способ словообразования — это вид отличия производных слов от производящих, выражаемый с помощью словообразовательных средств, или формантов.
Неморфологический способ — изменение структуры существующего в языке слова или словосочетания, в результате которого образуется новая лексическая единица.
В 60-70 годах классификация была пересмотрена. Многие случаи неморфологического словообразования являются фактами истории языка (Земская, Лопатин). В настоящее время неморфологические способы уже не выделяются в аккадемической грамматике 1980 года.
То, что относится среди неморфологических способов к синхронии с точки зрения современности, распределяется по разным способам.
Неморфологические способы словообразования
I. Лексико-синтаксический способ
Это сращение, смешение слов, составляющих словосочетание в одно слово.
В рамках этого способа наблюдаются явления как синхронные, так и диахронические.
Синхрония — большая часть этих слов является непроизводными.
Вышеизложенный — выше изложенный (образовалось прилагательное, которое пишется слитно).
Это один из способов сложения, а именно сращение. По современной классификации выделяется среди безаффиксных способов.
II. Морфолого-синтаксический способ
Это способ образования нового слова путем перехода слова (словоформы) в другую часть речи.
Диахрония: шагом, зимой, утром, ощупью (существительное в творительном падеже перешло в наречие); сбоку, сверху, втайне (предложно-падежные формы); благодаря, включая (деепричастие перешло в прелог), хотя (деепричастие перешло в союз).
Синхрония: большинство слов образуются аффиксальными способами.
Сверху
Источник
Назовите неморфологические способы словообразования
Морфологический способ:
1. Суффиксальный способ — это образование новых слов путём присоединения к производящей основе суффиксов: гордый — гордость, глаз — глаз-н-ой.
2. Приставочный способ — это образование новых слов путём присоединения к производящему слову приставок: группа — под-группа, грузить — разгрузить.
3. Приставочно-суффиксальный способ — это образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: берёза — под-берёзовик, окно — под-окон-ник.
Следует отличать слова, образованные одновременным присоединением приставки и суффикса, от слов, в которых приставка и суффикс добавлялись постепенно, на разных этапах словообразования, например: оружие — вооружить (способ образования морфологический, приставочно-суффиксальный) ; вооружить —► вооружение (способ образования морфологический, суффиксальный) ; люди —нелюдимый (приставочно-суффиксальный способ образования) ; нелюдимый —нелюдимость (суффиксальный способ образования) и т. д.
4. Бессуффиксный способ — это образование имён существительных от основ глаголов и прилагательных, при котором производящая основа без присоединения каких-либо суффиксов становится основой существительного: выходить — выходу, заплывать — заплыв^, зелёный — зелень^, сухой — сушъ\^\.
5. Сложение — это способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов. В зависимости от того, что объединяется при образовании новой лексической единицы, различаются способы сложения слов и сложения основ.
При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис: выставка-продажа, диван-кровать, плащ-палатка.
Неморфологический способ:
1. Морфолого-синтаксический (способ перехода одной части речи в другую). Заводская столовая, вкусное мороженое.
2. Лексико-синтаксический (сращение). это способ словообразования, при котором производное слово образуется в результате сращения (слияния) целого сочетания слов в одно слово: за благо рассудится — заблагорассудится; с ума сшедший — сумасшедший; вечно зелёный — вечнозелёный;
3. Лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы). способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате изменений значений уже существующих слов, т. е. в результате распада многозначного слова на омонимы. С течением времени разные значения многозначного слова могут утратить смысловую связь друг с другом и превратиться в самостоятельные слова-омонимы. Например: титан — 1) гигант, вступивший в борьбу с врагами; 2) большой кипятильник для воды; 3) серебристо-белый твёрдый металл
Морфологический способ — образование производного слова в результате присоединения словообразовательных аффиксов к мотивирующей основе.
Неморфологический способ — изменение структуры существующего в языке слова или словосочетания, в результате которого образуется новая лексическая единица.
Источник
Неморфологические способы словообразования
Это способы словообразования новых слов, при которых производное слово образуется без участия морфем и производящих основ. Выделяются следующие неморфологические способы словообразования.
1. Морфолого-синтаксический способ (конверсия) – это такой способ словопроизводства, при котором производное слово возникает путем перехода из одной части речи в другую: прачечная, столовая комната (прил.) — прачечная, столовая. Это активный в СРЯспособ образования новых слов. Переход прилагательных в существительное – субстантивация, переход причастия в прилагательное – адъективация (блестящие на солнце сосульки – блестящие способности), переход деепричастия в наречие – адвербиализация (молча).
2. Лексико-синтаксический способ (сращение) – это такой способ словопроизводства, при котором производное слово возникает путем сращения словосочетания в одно слово (тот час – тотчас, сего дня — сегодня, долго играющая – долгоиграющая; сильнодействующий, труднодоступный, вечнозеленый, втридорога). Нужно отличать от сложения!
3. Лексико-семантический способ – это такой способ словопроизводства, при котором производное слово возникает путем переосмысления уже имеющихся в языке слов: ударник, маяк (сооружение — человек). Это способ диахронического словообразования. В результате лексико-семантического способа образуются лексические омонимы.
Контрольные вопросы
Список рекомендуемой литературы
1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознанаия. – М., 2006.
2. Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.Ч. 2 / Под ред. Дибровой Е.И. (3-е изд., стер.) – М., 2009.
3. Современный русский язык. – М., 2009.
4. Современный русский язык./Под ред. П.А. Леканта. – М., 2009.
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема. Морфология как грамматическое учение о форме слова
Цель:
План лекционного занятия
Морфология как раздел науки о языке. Предмет и задачи морфологии. Основные этапы в изучении морфологии русского языка. Части речи и принципы их классификации. Явление переходности в системе частей речи.
Содержание лекционного занятия
Наука, изучающая грамматический строй языка, называется грамматикой (от лат. gramma – буква). В античном искусстве грамматика, диалектика и риторика изображались в виде 3-х женщин. У Грамматики в правой руке нож, чтобы подчищать ошибки, в левой руке – розги.
В широком смысле грамматика — это все стороны языка, все разделы, начиная с фонетики. В узком понимании грамматика включает 2 раздела – морфологию и синтаксис. Морфология (morphe – форма) – учение о грамматических формах, грамматических категориях и частях речи. Термин морфология пришел из ботаники (строение). Синтаксис изучает связи между словами и основными синтаксическими единицами (словосочетаниями и предложениями).
История изучения
Изучение морфологии связано с именем Ломоносова (18 век, «Российская грамматика»). В 19 веке появляется очень много трудов по грамматике, сложилось несколько направлений в изучении грамматического строя.
1. Формальное (Фортунатов Ф.Ф.). Грамматические явления изучаются с точки зрения их формального выражения.
2. Семантическое (Потебня А.А.). Грамматические явления изучаются с точки зрения их значения.
3. Структурно-семантическое (Щерба Л.В., Виноградов В.В., Шахматов А.А.). Учитываются и структурные, и семантические признаки языковых единиц.
Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 1341 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник