Назовите наиболее физиологичный способ голосоведения

Лаврова . Основы фонопедии (стр. 9 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Каждый человек, а тем более тот, кто использует голос профессионально, должен знать срочные меры, необходимые при появлении признаков простуды, и своевременно принимать их. Это так называемая доврачебная помощь. (1988) предлагает следующие мероприятия.

1. Горячие ножные ванны первые три дня (если нет противопоказаний для тепловых процедур). В более поздние сроки такие ванны уже бесполезны.

2. Горчичники на область грудины, спины, икр и подошв.

3. Домашние ингаляции — заварить кипятком одну-две столовые ложки листьев эвкалипта, шалфея или ромашки, добавить туда пять таблеток валидола. Сосуд с содержимым накрыть воронкой из толстой бумаги, узкое ее горлышко взять в рот и дышать, пока жидкость горячая.

После тепловых процедур нельзя выходить на холодный воздух. В настоящее время в аптеках имеется широкий выбор ингаляторов, которыми можно пользоваться.

Полезны полоскания горла раствором ромашки, шалфея, эвкалипта, календулы. На один стакан кипятка берется столовая ложка травы, настаивается около часа. Полоскать следует теплым настоем через каждые 2 ч.

Благотворно действует на слизистую оболочку глотки сок красной свеклы: выжать сок, сделать его раствор из расчета две чайных ложки на стакан теплой воды и полоскать им горло.

Другой способ приготовления полоскания — измельчить небольшую свеклу, заварить ее стаканом кипятка, тепло укрыть настой, чтобы он лучше настоялся, или приготовить его в термосе. Теплый, но не горячий настой использовать для полоскания в течение дня.

Многие жалуются на постоянную или периодическую сухость в горле. Такие ощущения иногда возникают после длительной голосовой нагрузки, а у некоторых они постоянны, если ранее была операция по удалению миндалин. Люди часто без совета специалиста закапывают в нос масло. Несмотря на безобидность таких манипуляций следует знать, что нельзя закапывать облепиховое масло. Оно вызывает еще большую сухость, так как показано для лечения мокнущих ран. Даже при тяжелых формах ларингита его применяют лишь в смеси с другими маслами. Поэтому для смягчения горла надо употреблять оливковое, персиковое масло, масло шиповника.

Фонопедия, являясь системой функциональных тренировок голосового аппарата, полностью перестраивает его функцию, восстанавливает фоноторную активность голосовых складок и оказывает благотворное влияние на секреторную деятельность слизистой оболочки гортани. В ходе ее проведения восстанавливается не только полноценный, выносливый голос, но и исчезают дискомфортные ощущения в глотке и гортани.

Соблюдение гигиенических правил, постановка голоса и постоянное его поддержание выполнением дыхательных и голосовых упражнений позволяют сохранить профессиональный голос до старости.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие нарушения голоса относятся к профессиональным?

2. Что является причиной возникновения профессиональных заболеваний гортани?

3. Можно ли отнести к профессиональным расстройствам гипо — и гипертонусные дисфонии и почему?

4. Какие условия являются патогенными для возникновения профессиональных нарушений голоса?

5. Какие меры профилактики предупреждают голосовые расстройства?

6. Что служит превентивными мероприятиями для сохранения здорового голоса?

7. Объясните разницу между профилактикой и превентивными мероприятиями, направленными на сохранение профессионального голоса.

8. Перечислите мероприятия доврачебной помощи при начинающихся простудных заболеваниях.

9. Какие причины и признаки голосовых расстройств позволяют отнести гипотонусные дисфонии к профессиональным нарушениям?

10. Чем можно объяснить большую распространенность голосовых расстройств у преподавателей?

11. Составьте план лекции (на 40 мин) для преподавателей на тему «Профессиональные расстройства голосового аппарата и меры их предупреждения».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В пособии описаны наиболее часто встречающиеся нарушения голоса, которые устраняются приемами фонопедии.

Проблемы расстройств голоса и их коррекции составляют самостоятельный учебный курс в программе обучения логопедов дефектологических факультетов педагогических вузов. Однако в небольшом пособии нам не представлялось возможным осветить все многообразие голосовых расстройств.

В фониатрии и фонопедии имеется немало нерешенных проблем. Сам феномен порождения голоса до сих пор до конца не изучен, хотя в этом направлении давно работают исследователи разных областей знаний.

Читайте также:  Источником формой права называют способ

Из существующих трех теорий голосообразования каждая содержит рациональное начало, но полностью не отвечает на вопрос о том, что представляет собой такое явление, как человеческий голос, как он формируется, почему одни обладают певческим голосом, в то время как большинство людей со здоровой, полноценной гортанью вокальными данными не обладают.

Не выяснены и многие причины появления голосовых нарушений. Из этого следует, что и врачи, и логопеды, подбирая адекватные приемы коррекции голосового дефекта, иногда идут как бы на ощупь. Приведем пример. Подростку была удалена опухоль, невринома, образовавшаяся по ходу нерва на шее. В результате операции возникли паралич языка (периферическая дизартрия), парезы мягкого нёба и одной половины гортани. При сохранении физиологических механизмов речи человек полностью был лишен коммуникативной функции. Он обращался во многие учреждения и нигде не получал помощи. Логопеды не готовы работать с людьми, имеющими полиморфные расстройства. Но в силу разных причин таких нарушений становится все больше, и нам необходимо быть к этому профессионально готовыми.

Нередко при мозговых катастрофах развивается афазия с нарушением голоса, а иногда лишь одно нарушение голоса. Здесь требуется не только коррекция афазии, но и восстановление голосообразования. В подобных случаях фонопедия приобретает особую специфическую направленность, учитывающую поражение центральной нервной системы. И, вероятно, при разработке приемов коррекции сложится фонопедическая методика с целенаправленным подходом к дефекту, с какими-то новыми технологиями. И каждый раз на любом приеме убеждаешься, что проблемы голосовой патологии значительно шире, чем они представляются даже нам, специалистам, работающим в области коррекции нарушений речи.

В заключение хочу подчеркнуть, что сами логопеды должны обладать выносливыми и даже красивыми голосами. А всем людям хорошо бы слышать и обращать внимание на то, каким голосом говорит их собственный ребенок, их учащиеся и даже просто окружающие их современники.

в одном из своих рассказов писал: «Это был голос низкий, чистый, открытый. Петров подумал, что на такой голос можно идти, как на далекий зов — через пустыни, непроглядные ночи, ледяные перевалы, — идти, сбивая в кровь ноги, а когда не хватит сил, то упасть и ползти. Лишь бы увидеть, схватиться за косяк двери, сказать: «Вот. я пришел. Не прогоняйте меня». Есть голоса, как обещание счастья» («Белая радуга». — М., 1945).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Внимательно прочитайте задание и выберите правильные ответы.

Задание 1. Перечислите основные функции гортани.

1. Дыхательная, пищеводная, голосообразовательная.

2. Рефлекторная, защитная.

3. Голосообразовательная, рефлекторная.

4. Дыхательная, голосообразовательная, защитная.

Задание 2. Укажите объективные характеристики голоса.

1. Частота основного тона.

2. Способ голосоподачи.

5. Тоновый диапазон.

6. Динамический диапазон.

Задание 3. Назовите наиболее физиологичный способ голосоведения.

1. Придыхательная атака звука.

2. Твердая атака звука.

3. Мягкая атака звука.

Задание 4. Какой акустический признак характеризует высоту голоса?

1. Способ голосоподачи.

3. Частота колебаний голосовых складок.

4. Окраска голоса.

Задание 5. По какому свойству узнают голос знакомого человека?

1. Специфическому резонированию.

2. Частоте основного тона.

3. Силе звучания.

Задание 6. Какие физиологические механизмы формируют тембр голоса?

1. Колебания голосовых складок.

2. Резонаторные явления.

3. Изменения частоты основного тона.

4. Увеличение силы подскладочного давления воздуха.

5. Возбуждение лицевого и тройничного нервов при фонации.

Задание 7. Укажите наиболее продуктивный тип фонационного дыхания.

Задание 8. В какой теории голосообразования ведущая роль отводится центральной нервной системе?

Задание 9. Укажите признаки мутационных изменений в гортани у юношей.

1. Уменьшение угла между пластинками щитовидного хряща, выступающий верхний край щитовидного хряща.

2. Увеличение подъязычной кости.

3. Ярко гиперемированная слизистая гортани, несмыкание голосовой щели, уменьшение силы и тембра голоса.

4. Болезненное глотание.

Задание 10. Выберите из перечисленных симптомов и клинических признаков те, которые будут соответствовать состоянию голоса при патологической мутации.

1. Неподвижность левой половины гортани.

2. Скопление слизи на голосовых складках.

3. Гиперемия слизистой оболочки гортани.

4. Узелки на голосовых складках.

5. Несмыкание голосовых складок по типу треугольника в заднем отделе.

Читайте также:  Возврат денег покупателю способы

6. Отсутствие голоса.

7. Ощущение дискомфорта в глотке и гортани.

8. Утомляемость голоса.

9. Неустойчивость голоса, соскальзывание голоса с низких тонов на фальцет.

10. Сужение динамического диапазона голоса.

Задание 11. Отберите из перечисленных форм нарушений голоса в первую группу органические, во вторую — функциональные.

2. Парезы и параличи гортани.

4. Миопатические парезы.

5. Хронические ларингиты.

6. Психогенные афонии.

7. Расщелины нёба.

8. Состояния после удаления гортани.

11. Патологическая мутация.

Задание 12. Определите причину нарушения голоса на основании следующих жалоб: очень тихий, охрипший голос, поперхивание, желание постоянно откашливаться, утомление при разговоре. Картина гортани при ларингоскопии: неподвижность правой половины гортани, при фонации правая голосовая складка не доходит до средней линии (интермедиальная позиция), полностью неподвижна и слегка провисает, продолжительность фонации резко снижена.

Задание 13. Выделите три направленности коррекционной работы при восстановлении голоса. В первую — отнесите задачи общие для всех форм патологии, во вторую — при гипотонусных нарушениях, в третью — при гипертонусных.

1. Активизация нервно-мышечного аппарата гортани.

2. Рациональная психотерапия.

3. Коррекция физиологического и фонационного дыхания.

4. «Подгонка» возвратного импеданса.

5. Мягкая атака звука.

6. Твердая атака звука.

7. Придыхательная атака звука.

8. Координация дыхания и фонации.

9. Снятие мышечных зажимов.

10. Расширение диапазона голоса.

11. Расширение динамического диапазона голоса.

Задание 14. Укажите на соответствие терминов, обозначенных цифрами и буквами: 1 — органические нарушения голоса; 2 — функциональные нарушения голоса:

а) хронические ларингиты, узелки певцов, парез гортани;

б) фонастения, миопатический парез, функциональная афония, патологическая мутация;

в) опухоль, папилломатоз, удаление гортани.

Задание 15. Больной 42 лет, страдающий опухолью левого легкого, направлен на консультацию по поводу охриплости. При осмотре гортани признаков воспаления и опухолевидного роста не обнаружено, левая половина гортани неподвижна. Выберите правильный диагноз (ответ).

1. Парез голосовых мышц.

2. Паралич возвратного или нижнегортанного нерва.

4. Миопатический парез.

Задание 16. Назовите нерв, осуществляющий: а) чувствительную иннервацию гортани; б) двигательную иннервацию гортани.

1. Нижний гортанный или возвратный нерв.

2. Верхний гортанный нерв.

Задание 17. В структуру каких речевых расстройств входят нарушения голоса?

Задание 18. Укажите, форму хронического ларингита, при которой наиболее тяжело нарушается голос.

Задание 19. Какие коррекционные приемы не следует применять при хроническом ларингите?

1. Коррекция дыхания.

2. Мягкая атака звука.

3. Дутье в губную гармошку.

4. Твердая атака звука.

5. Массаж передней поверхности шеи.

Задание 20. Какие приемы коррекции следует применять при обучении пищеводному голосу?

1. Подача голоса «в маску».

2. Подгонка возвратного импеданса.

3. Дыхательные упражнения.

4. Мягкая атака звука.

5. Активизация верхнего отдела пищевода.

6. Дутье в губную гармошку.

Задание 21. Определите нарушение голоса (диагноз) по перечисленным признакам.

1. Голос звучный, тембр не изменен.

2. Патологических изменений в гортани не выявлено.

3. При голосовой нагрузке появляется утомление.

4. При голосовой нагрузке падает сила голоса, появляется осиплость.

Задание 22. Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для функциональной (психогенной) афонии.

1. Охриплость голоса.

2. Неподвижность половины гортани.

3. Изменчивость формы несмыкания голосовых складок.

4. Гиперемия слизистой оболочки гортани.

5. Отсутствие голоса.

6. Сужение динамического диапазона.

7. Наличие звучного кашля.

Задание 23. Какие из перечисленных приемов логопедической работы используются для коррекции голоса при спастических нарушениях?

1. Дутье в губную гармошку.

2. Формирование твердой атаки голосоподачи.

3. Становление костно-абдоминального дыхания.

4. Использование придыхательной атаки звука.

5. Артикуляционные упражнения.

6. Формирование мягкой голосоподачи.

Задание 24. Распределите перечисленные симптомы в две группы. В первую отнесите признаки гипотонусных нарушений голоса, во вторую — гипертонусных.

1. Стойкое несмыкание голосовой щели по типу овала.

2. Включение в фонацию вестибулярных складок.

3. Слабый охриплый голос.

4. Выраженная дискоординация дыхания и фонации.

5. Постоянное использование твердой атаки звука.

6. Напряжение артикуляционного аппарата.

7. Сдавленный прерывающийся голос.

8. Сильная голосовая утомляемость.

9. Состояние тетануса голосовых складок.

Задание 25. Укажите, какие из перечисленных нарушений голоса относятся к профессиональным.

Читайте также:  Все способы борьбы с токсикозом

1. Парез одной (двух) половин гортани.

2. Спастическая дисфония.

3. Вентрикулярный (продуцируемый вестибулярными складками) голос.

5. Узелки певцов.

6. Состояние после удаления гортани.

7. Гипотонусные дисфонии (миопатические парезы).

8. Хронический ларингит.

Задание 26. Выберите мероприятия, которые послужат снятию усталости голосового аппарата и сохранению полноценного голоса.

1. Режим молчания.

2. Увеличение силы голоса при речевой нагрузке.

3. Использование мягкой атаки звука.

4. Владение костно-абдоминальным дыханием.

5. Использование придыхательной атаки голоса.

6. Специальные функциональные тренировки голосового аппарата.

7. Рациональное распределение голосовой нагрузки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Здесь мы приводим комплексы физических упражнений, составленные врачом лечебной физкультуры , которые постоянно и широко используются логопедами в коррекционно-восстановительной работе[7].

Упражнения, рекомендуемые детям с нарушениями голоса

Стоя, руки опущены вдоль

Ходьба обычная, на носочках; затем в полуприсяде, опять обычная с постепенным замедлением

Корпус держать прямо, дыхание свободное

Поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох; опустить руки — выдох

Развести руки в стороны — вдох; наклонить туловище — выдох; выпрямиться

Вдох быстрый, на выдохе произнести звук [ш]

Повороты туловища в

5—6 раз в каждую

Подняться на носки, затем на пятки — «перекатываться»

Корпус держать прямо

Стоя, руки опущены вдоль туловища

На вдох — развести руки в стороны, на выдохе — поднять прямую ногу и сделать «хлопок» под коленом

Наклоны туловища в

Спокойно вдохнуть, на выдохе произнести ж-ж-жук [ж] — длительное

Спокойно вдохнуть, на выдохе присесть три раза с вытянутыми вперед руками

Темп медленный, выдох удлиненный

Ходьба на месте с высоким подниманием колена

Следить за дыханием

Прыжки на месте,

Дыхание свободное, темп средний

Стоя, руки опущены вдоль

Поднять руки вверх — вдох; наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями — выдох

Круговые движения локтями

4 в каждую сторону

Стоя, руки опущены вдоль туловища

Ходьба с движениями рук к плечам, в стороны, вниз; затем с подниманием рук вверх, опусканием их с расслаблением

Упражнения для больных с удаленной гортанью

Сидя на стуле, руки на поясе

Отвести руки в сторону, с поворотом туловища — вдох, руки на пояс — выдох

Сидя на стуле, руки на коленях

Развести руки в стороны — вдох, руки на колени — выдох

Выдох длинный, медленный

Сидя на стуле, пальцы рук сжаты в кулак

На счет «раз» пальцы разжать, на счет «два» — снова сжать в кулак

Дыхание произвольное, темп средний

Сидя на стуле, руки опущены вдоль туловища

Поднять плечи — вдох, опустить — выдох

Темп медленный, выдох

Сидя на стуле, руки на коленях

Развести руки в стороны — вдох, обхватить колено руками (поочередно), подтянуть к груди — выдох, вернуться в исходное положение, расслабиться

сокращать мышцы живота

Сидя на стуле, руки опущены вдоль

Поднять руки через стороны вверх над головой — вдох, опустить — выдох

Вдох быстрый, выдох медленный

Сидя на стуле, пальцы рук к плечам

Движения локтями: вперед вверх — вдох, назад вниз — выдох

Сидя на стуле, руки на коленях, ноги на ширине плеч

Развести руки в стороны — вдох, наклониться, коснувшись пальцами пола, — выдох. Вернуться в исходное положение, расслабиться

При наклоне смотреть перед собой

Сидя на стуле, руки на поясе

Наклон головы вниз — выпрямиться, назад — выпрямиться, вправо — выпрямиться, влево — выпрямиться

Дыхание произвольное, темп медленный

Отвести руку в сторону — вдох, на выдохе поднять ее над головой и одновременно наклониться в сторону, затем вернуться в исходное положение

Сидя на стуле, прислонившись к его спинке, руки на коленях, прямые ноги вытянуты вперед

Развести в сторону руки и ноги — вдох, вернуться в исходное положение — выдох, расслабиться

Пятки скользят по полу; при удлиненном выдохе сокращаются мышцы живота

Сидя на стуле, руки опущены вдоль туловища

В исходном положении сделать вдох, на выдохе обнять себя руками

Источник

Оцените статью
Разные способы