- Кислоты — классификация, свойства, получение и применение.
- Таблица названий некоторых кислот и их солей
- Классификация кислот
- Свойства кислот
- Изменение цвета индикаторов в кислой среде
- Химические свойства кислот
- Получение кислот
- Применение кислот
- Конспект урока по химии на тему «Кислоты, их состав и названия» (8 класс)
Кислоты — классификация, свойства, получение и применение.
Кислоты (неорганические, минеральные) — это сложные соединения состоящие из катиона водорода (H + ) и аниона кислотного остатка(SO3 2- , SO4 2- , NO3 — и т.д).
Кислотам дали такое название не просто так. Большинство из них имеют кислый вкус. С некоторыми из них знаком каждый из вас. Это, например, уксусная кислота, которая есть в каждом доме, аскорбиновая кислота (она же витамин C), лимонная кислота и т.д. Но не стоит все кислоты пробовать на вкус. Кислоты являются очень едкими веществами. Даже всем нам привычная и известная аскорбиновая кислота в большой концентрации будет вредна нашему организму. А от более сильных кислот — серной, соляной и даже уксусной — можно получить очень сильные ожоги, вплоть до летального исхода. Поэтому при работе с кислотами нужно быть осторожными, а также соблюдать технику безопасности.
Таблица названий некоторых кислот и их солей
Название кислоты | Формула | Название соли |
---|---|---|
Серная | H2SO4 | Сульфат |
Сернистая | H2SO3 | Сульфит |
Сероводородная | H2S | Сульфид |
Соляная (хлористоводородная) | HCl | Хлорид |
Фтороводородная (плавиковая) | HF | Фторид |
Бромоводородная | HBr | Бромид |
Йодоводородная | HI | Йодид |
Азотная | HNO3 | Нитрат |
Азотистая | HNO2 | Нитрит |
Ортофософорная | H3PO4 | Фосфат |
Угольная | H2CO3 | Карбонат |
Кремниевая | H2SiO3 | Силикат |
Уксусная | CH3COOH | Ацетат |
Классификация кислот
По содержанию кислорода | |
---|---|
Кислородсодержащие (H2SO4) | Бескислородные (HCl) |
По количеству содержащихся катионов водорода (H+) | ||
---|---|---|
Одноосновные (HCl) | Двухосновные (H2SO4) | Трёхосновные (H3PO4) |
Понятие «одноосновная кислота» произошло по причине того, что для нейтрализации одной молекулы одноосновной кислоты нам понадобится одна молекула основания. для двухосновной — соответственно две молекулы и т. д.
По растворимости (в воде) | |
---|---|
Растворимые (HCl) | Нерастворимые (H2SiO3) |
По силе (степени диссоциации) | |
---|---|
Сильные (H2SO4) | Слабые (CH3COOH) |
По летучести | |
---|---|
Летучие (H2S) | Нелетучие (H2SO4) |
По устойчивости | |
---|---|
Устойчивые (H2SO4) | Неустойчивые (H2CO3) |
Свойства кислот
Изменение цвета индикаторов в кислой среде
Индикатор | Нейтральная среда | Кислая среда |
---|---|---|
Метилоранж | оранжевый | красный |
Лакмус | фиолетовый | красный |
Фенолфталеин | бесцветный | бесцветный |
Бромтимоловый синий | зеленый | желтый |
бромкрезоловый зеленый | синий | желтый |
Химические свойства кислот
- Взаимодействие с металлами (в ряду активности находящихся до водорода), протекает с выделением газообразного водорода и образованием солей:
H2SO4 + 2Na → Na2SO4 + H2↑
Металлы, находящиеся в ряду активности после водорода, не вступают в реакцию с кислотой (кроме концентрированной серной кислоты).
Азотная и концентрированная серная кислоты проявляют свойства окислителей, и продукты реакций будут зависеть от концентрации, температуры и природы восстановителя.
- Взаимодействуют с оксидами основных и амфотерных металлов с образованием солей и воды:
H2SO4 + MgO → MgSO4 + H2O
- С основаниями, с образованием солей и воды (так называемая реакция нейтрализации):
H2SO4 + 2NaOH → Na2SO4 + H2O
- Кислоты могут взаимодействовать с солями, если в результате реакции будет образовываться нерастворимая соль, или выделяться газ:
H2SO4 + K2CO3 → K2SO4 + H2O + CO2↑
- Сильные кислоты могут вытеснять из солей более слабые кислоты:
3H2SO4 + 2K3PO4 → 3K2SO4 + H3PO4
Получение кислот
- Взаимодействие кислотного оксида с водой:
H2O + SO3 →H2SO4
- Взаимодействие водорода и неметалла:
H2 + Cl2 → 2HCl
- Вытеснение слабой кислоты из солей, более сильной кислотой:
3H2SO4 + 2K3PO4 → 3K2SO4 + H3PO4
Применение кислот
В настоящее время, минеральные и органические кислоты находят множество сфер применения.
Серная кислота (H2SO4), находит широкое применение в химической технологии, для производства лакокрасочных материалов, производстве минеральных удобрений, в пищевой промышленности (пищевая добавка Е513), в качестве электролита в производстве аккумуляторных батарей.
Раствор двухромовокислого калия в серной кислоте (хромовая смесь) используются в лабораториях для мытья химической посуды. Являясь сильным окислителем, хромка позволяет отмывать посуду от следов загрязнений органическими веществами. Так же, хромовая смесь используется в органическом синтезе.
Борная кислота (H3BO3) используется в медицине как антисептик, в качестве флюса при пайке металлов, как борсодержащее удобрение, в домашнем хозяйстве используется как средство от тараканов.
Широко известны в домашнем использовании при выпечке уксусная и лимонная кислоты. Также в быту их используют для удаления накипи.
Знакомая всем с детства аскорбиновая кислота, более известная в народе как витамин С, применяется при лечении простудных заболеваний.
Азотная кислота (HNO3) находит применение при производстве взрывчатых веществ, при производстве минеральных азотсодержащих удобрений (аммиачная, калиевая селитра), в производстве лекарственных средств (нитроглицерин).
Источник
Конспект урока по химии на тему «Кислоты, их состав и названия» (8 класс)
Урок по теме: «Кислоты, их состав и названия».
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Образовательная: сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот;
Развивающая: совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека, развить у учащихся умение обобщать, сравнивать, выделять самое необходимое;
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах, воспитывать личностные качества учащихся и расширять их кругозор, обратить внимание учащихся на правила работы с кислотами.
Тип урока : комбинированный
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.
Проверка домашнего задания и усвоения основных понятий предыдущих уроков.
Какие вещества (соединения) называются оксидами?
Какие вещества (соединения) называются основаниями?
Какие реакции называются качественными?
Как называются вещества, с помощью которых производят распознавания ?
Какие знаете индикаторы?
Как меняется их окраска в растворе оснований?
Что такое «амфотерность»?
Задания 1. Напишите уравнения реакций соединения с водой оксидов натрия, углерода (IV), кальция, серы ( I V).
Задания 2. Напишите уравнения реакции, с помощью которых можно осуществить следующее превращение:
3. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжим изучение веществ. А вот каких именно?
Посмотрите на картинки, которые я вам принесла.
Как видите, здесь представлены плоды, продукты питания. А что же между ними общего? Как вы думаете?
Вспомните вкус аскорбинки, яблока, лимона.
Кислоты довольно распространены в природе. Лимонная кислота в плодах лимонов, яблочная —в яблоках, щавелевая – в листьях щавеля. При скисании молоко образуется молочная кислота, а в выделениях муравьев содержится муравьиная кислота.
Серную, соляную, азотную, фосфорную кислоты получают искусственным путем.
В кабинете химии чаще всего используют растворы кислот — соляной и серной. Они попадая на кожу, вызывают раздражение. Концентрированная серная кислота разъедает ткани, бумагу, кожу. Следует очень осторожно обращаться с ними. В случае попадания на руки и одежду кислоты, нужно быстро смыть её водой, затем раствором соды.
4. Изучение нового материала.
Итак сегодня мы будем изучать Кислоты.
Запишите тему урока в тетрадях.
Сейчас я на доске запишу формулы некоторых кислот, а вы сделайте вывод, что же в их строении общего и почему они объединены в один класс:
HCl, H 2 SO 4, HNO 3, H 3 PO 4, HBr, H 2 CO 3. ( Наличие водорода).
В состав кислот обязательно входит водород. Причём водород всегда стоит на первом месте в формуле соединения. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком.
Кислоты — это сложные вещества, имеющие в своём составе кислотный остаток и водород, способный замещаться на металл.
Записываем уравнение реакции на доске: 2HCI + Zn = Zn CI 2 +H 2
Обратите внимание на формулы кислот, которые написаны на доске.
Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит, различно содержание атомов водорода. Учитель разъясняет, что классифицировать кислоты можно по нескольким признакам:
-по числу атомов водорода;
-по наличию кислорода в кислотном остатке;
-по растворимости;
I . По числу атомов водорода ( основность кислот):
одноосновные двухосновные трехосновные
( HCl , HNO 3) ( H 2 S , H 2 SO 4, H 2 CO 3) ( H 3 PO 4)
II . По наличию кислорода:
бескислородные кислородсодержащие
( HCl , H 2 S ) ( HNO 3 , H 2 SO 4, H 2 CO 3, H 3 PO 4)
III . По растворимости : ( по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые)
растворимые нерасворимые
HCl H 2 SO 4 H2S i O3
Сила кислот убывает в ряду:
Номенклатура неорганических кислот прошла долгий путь развития и складывалась постепенно. Наряду с систематическими названиями кислот широко применяются традиционные и тривиальные. Некоторые распространённые кислоты могут в различных источниках иметь разные названия: например, водный раствор HCl может именоваться соляной, хлороводородной, хлористоводородной кислотой.
Традиционные русские названия кислот образованы прибавлением к названию элемента морфем -ная или -овая (хлорная, серная, азотная, марганцовая).
Учитель составляет таблицу с названиями кислот, кислотных остатков и названий кислотных остатков:
Источник