- Мораль. Структура.
- Структура морали.
- Элементы морали:
- Моральное сознание.
- Нравственное сознание.
- Нравственная деятельность.
- Моральные нормы.
- Моральные принципы.
- Нравственные идеалы.
- Высшие ценности морали.
- Мораль. Функции, требования и принципы морали
- Содержание:
- Подходы к изучению морали
- Функции морали
- Моральные требования
- Отличие морали от правовых норм
- Моральные принципы
- Сущность, структура и функции морали
- функции и Структура сознания. Видеоурок по обществознанию 10 класс
Мораль. Структура.
Структура морали.
Структура морали – это элементы морали как системы и способы их взаимодействия.
Элементы морали:
- моральное сознание,
- нравственное сознание и нравственность,
- нравственная деятельность.
Моральное сознание.
Моральное сознание включает в себя взгляды, идеи, представления, идеалы, нормы, принципы, обычаи, убеждения чувства и т. д.
Моральное сознание предписывает людям определенные виды поведения и поступки в качестве их долга. Оно дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступок, его мотивы, поведение, образ жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям.
Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти.
Нравственное сознание.
Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения.
Нравственная деятельность.
Нравственная деятельность — объективная сторона утверждения морали и может быть реализована в следующих формах:
а) этическое просвещение;
б) нравственное воспитание;
в) нравственное самовоспитание.
Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации.
Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.
Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
Элементы, образующие структуру морали как функциональной системы:
- моральные нормы,
- принципы,
- нравственные идеалы,
- моральные ценности и др.
Моральные нормы.
Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением.
Основу моральных норм составляют реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле, действующие в обществе, и т. д.
Нарушение моральных норм влечет за собой моральные санкции: в отрицательная оценка и осуждение поведения человека.
Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (Десять заповедей от Моисеея), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).
Моральные принципы.
Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.
Основные моральные принципы:
- гуманизм – признание человека высшей ценностью,
- альтруизм – бескорыстное служение ближнему,
- милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся,
- коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу;
- отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.
Принципы, относящиеся к способам выполнения моральных требований:
- сознательность,
- формализм,
- фетишизм,
- фатализм,
- фанатизм,
- догматизм.
Нравственные идеалы.
Нравственные идеалы – это конечная цель, обобщенный образ, к которому направлено нравственное развитие.
Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания.
Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.
Высшие ценности морали.
Верховным регулятором социальных отношений выступают понятия о высших ценностях морали как таковой.
К ним обычно относят свободу, смысл жизни и счастье.
Каждое из качеств проявляется многообразно в самых разных поступках.
Источник
Мораль. Функции, требования и принципы морали
Содержание:
Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.
Подходы к изучению морали
Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.
Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.
Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.
Выдвигаются 3 основания морали:
- Традиции, обычаи и нравы – культурные особенности того или иного этноса (народа). С помощью социализации проходит усвоение обычаев и норм данного общества, которые становятся привычкой, формирующей личностную сторону человека. В следствии все действа будут носить характер «так принято» или «так не принято».
- Общественное мнение – регуляция норм поведения через одобрение или осуждение других индивидов в обществе. В качестве награды за соблюдение моральных норм – честь, уважение, признание, а за нарушения – стыд, изоляция.
- Сознательность личности – согласованность личностных и общественных интересов. Совесть – главный регулятор поведения. Мораль представляется формой саморегуляции, являясь бескорыстной и личностной. Выбор поступков характеризуется добровольностью.
Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.
Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.
Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.
Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.
- Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
- Характеристика поступков личности;
- Достоинства индивида, коллектива, общества;
- Характеристика общественных институтов;
- Ценностные понятия
- Категории морали – добро и зло, справедливость.
Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.
Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.
Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.
Долг – как относится индивид к социуму.
Функции морали
Функция | Содержание |
Мировоззренческая | – мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе. |
Познавательная | – даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества. |
Регулятивная | – мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение. |
Оценочная | – явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д. |
Воспитательная | – обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение. |
Мотивационная | – человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать. |
Контролирующая | – контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести. |
Координационная | – взаимодействие людей в различных обстоятельствах. |
Интегрирующая | – единстве общества и целостности внутреннего мира человека. |
Моральные требования
- Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
- Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
- Нравственные принципы (альтруизм)
- Психологические механизмы (совесть)
- Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
- Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.
Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)
Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.
Отличие морали от правовых норм
- Правовые нормы обязуют беспрекословное подчинение правилам, а мораль – свободный и осмысленный выбор.
- Ценности различны для каждого народа, эпохи, социальных групп, но мораль общая – задаёт правила поведения всему миру.
- Исполнение правовых норм основано на страхе и привычке, а мораль базируется на совести и чувстве долга.
Моральные принципы
Принцип | Содержание |
Принцип Талиона | – находит проявление в Библии – «око за око, зуб за зуб, вендетта». В древние времена принцип осуществлялся в виде кровавого наказания, соответствующее причинённому вреду. |
Принцип нравственности | – заповеди древних мудрецов (Конфуций, Мухаммед, Христос). |
Принцип золотой середины | – следует избегать крайностей и знать меру. Все нравственные добродетели – среднее между крайностями. |
Принцип наибольшего счастья | – индивид должен вести себя таким образом, чтобы предоставить счастье наибольшему числу людей. |
Принцип справедливости | –– каждый индивид имеет равные права в обществе. |
Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.
Источник
Сущность, структура и функции морали
1. функции и Понятие морали.
2. Структура морали.
3. долг и Совесть, как морально-психотерапевтические механизмы.
4. Самоконтроль личности.
функции и Понятие морали
Моралью значительно чаще именуют идеально-теоретический уровень нравственного сознания.
Мораль – это форма публичного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра и зла, несправедливости и справедливости и закрепляющая в форме нравственных совершенств, правил, правил и норм поведения требования, предъявляемые обществом либо классом к человеку в его повседневной жизни.
Функции морали.Своеобразная сущность морали конкретно раскрывается во сотрудничестве ее исторически сформировавшихся функций:
а) регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Сущность в том, что не одни люди осуществляют контроль жизнь вторых, а любой сам сооружает собственную позицию, ориентируясь по моральным сокровищам. Идет саморегуляция и саморегулирование личности социальной среды в целом;
б) ценностно-ориентирующая. Мораль содержит крайне важные для человека ориентиры. И пускай они не носят конкретно практического значения, они нужны чтобы жизнь отечественная была людской, а не только биологической. Это представления о смысле судьбы, о предопределении человека, о ценности всего человеческого. Мы не думаем об этом каждый день, и лишь в то время, когда ценности нашей жизни постигает кризис, снова и снова задаемся вопросом: для чего живем? Так, задача морали – придавать повседневности отечественного бытия верховный суть, создавая его совершенную возможность;
в) познавательная. В морали имеется знания о нравственных понятиях, о правилах общежития людей, т.е. это не знание само по себе, а знание преломленное в сокровищах. Эта функция морали доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентируют его в мире окружающих культурных сокровищ, предопределяет предпочтение тех либо иных, каковые отвечают его интересам и потребностям;
г) воспитательная. Мораль ставит задачу приобщения индивида к ее понятиям, к выработке стереотипа поведения, превращения баз этики в привычку.
Но нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму свойство руководствоваться высшими соображениями и «идеальными» нормами, т.е. учит его поступать как должно, сохраняя наряду с этим собственную автономию.
В разные исторические эры существуют различные структуры нравственного сознания. Однако, возможно сказать о некоторых неспециализированных чертах структуры морального сознания. Ее главными элементами являются система ценностей и ценностных ориентаций, этические эмоции, нравственные суждения, и нравственные совершенства. В качестве элементов теоретического уровня нравственного сознания в его структуру входит исторически сложившаяся совокупность категорий морали (категории носят конкретно исторический темперамент – зло не всегда зло). Это категории хороша и связанные с ними категории смысла жизни, счастья, справедливости, совести. Разглядим эти элементы.
Моральные нормы – это устойчивая, утвердившаяся в публичном сознании расстановка узловых моральных сокровищ, воплощающаяся – с теми либо иными вариациями – и в сознании личном. В моральных нормах, как регуляторах публичной судьбе, в особенности четко выступает их особенное свойство – повелительность (императивность). В нормах аккумулируется в виде повеления нужный социально-исторический опыт многих поколений людей. Осознанная совокупность принципов и норм в большинстве случаев определяется как моральный кодекс.
Ценностная ориентация.Истории известны люди, подчинившие все собственные планы, надежды, эмоции какой-то одной возвышенной цели. И в обыденной жизни мы замечаем аналогичных людей. За каждой из этих целей прячется та либо другая моральная сокровище, на которую личность ориентируется в собственной жизнедеятельности, как на высшую (причем разные практические ориентации, к примеру, опытные – стать педагогом, доктором — смогут скрывать в себе одну и ту же неспециализированную моральную сокровище – помогать людям, испытать и показать собственные способности; и, наоборот, одинаковая практическая ориентация, скажем по приобретению той либо другой профессии, может скрывать разные ценностные ориентации: на принесение пользы людям через реализацию собственного призвания, на достижение престижа и известности, на накопление материальных благ). Свойство нравственного сознания направлять действия и помыслы человека на достижение той либо другой моральной ценности возможно охарактеризована как ценностная ориентация. В большинстве случаев число моральных сокровищ, на каковые ориентируется отдельный человек, не сводится лишь к какой-то одной-единственной. Вероятнее, это комплекс нескольких сокровищ, тесно между собой взаимосвязанных. Но в обычной для людей того либо иного общества структуре нравственного сознания возможно выделить одну, господствующую ценностную ориентацию, определяющую неспециализированную целенаправленность их поведения. В феодальном обществе это была ценностная ориентация на большой сословный статус, на достижение «хорошего» места в сословно-корпоративной иерархии. В буржуазном обществе – это ориентация на достаток как на высшую публичную и личную цель жизнедеятельности. Пронизывая все этажи психики человека, ценностная ориентация разрешает человеку мгновенно, обычно интуитивно, выбрать верную линию морального поведения. Она объединяет все компоненты нравственного сознания, подчиняя их единой цели, цементирует волю человека, придавая ей последовательность и целеустремлённость. Мировоззренческое осознание ценностной ориентации во большое количество крат увеличивает ее регулятивную мощность, повышает свойство человека к нравственному предвидению целей собственного поведения. Тут ценностная ориентация сопрягается с высшими представлениями о должном – с идеалом, пониманием смысла жизни и т.д. Ценностные ориентации смогут быть направлены как на ценности настоящие, так и фальшивые. Личность может с той либо другой степенью глубины осознавать либо по большому счету не осознавать собственную ценностную ориентацию. Случается, что настоящие ориентации прикрываются декларативными, призванными оправдать поведение личности. Бывает и так, что человек честно принимает внешнюю ориентацию, закрывающую его настоящие, эгоистические цели, за настоящую, за собственный настоящее намерение в поведении. Помимо этого, личность обычно усваивает кое-какие социально серьёзные сокровища формально; в этом ориентация и случай на них будет носить формальный темперамент. Так, установить настоящую ценностную ориентацию сознания человека очень сложно, часто ее возможно выяснить только по поведению в течении последовательности лет.
Степень моральности личности сильно зависит от укорененности в ее психике стойких ориентаций на ценности судьбы (причем ориентаций настоящих и действенных). Лишь тогда, в то время, когда у человека выкованы такие ценностные ориентации, можно считать, что обеспечена его неспециализированная моральная надежность.
функции и Структура сознания. Видеоурок по обществознанию 10 класс
Источник