- Назовите единственный данный человеку природой способ себя обессмертить
- БЕССМЕРТИЕ
- 10 людей, пытавшихся достичь бессмертия
- 1. Японские буддийские монахи
- 2. Альберт Великий
- 3. Диана де Пуатье
- 4. Николя Фламель
- 5. Цинь Шихуанди
- 6. Император Цзяцзин
- 7. Александр Богданов
- 8. Исаак Ньютон
- 9. Граф Сен-Жермен
- 10. Ришар Шанфре
Назовите единственный данный человеку природой способ себя обессмертить
БЕССМЕРТИЕ
БЕССМЕРТИЕ – вера в нескончаемость человеческого существа, особенно души человека. Эта вера образует ядро мифов и религий. Истоками идеи бессмертия были убеждения в божественном происхождении души, ее простоте, нематериальности и неразрушимости. Понимание бессмертия различно в разных философских дискурсах. Из них можно вычленить четыре типа, в рамках которых представлены совершенно различные трактовки бессмертия: 1) эйдетический, связывающий бессмертие с приобщением к миру вечных идей, 2) христианский, исходящий из смертности человека как единства тела и души и связывающий бессмертие с Воскресением и причастием к благодати Св. Духа, 3) натуралистический, подчеркивающий бренность человеческой природы и бессмертие ее первоначал (мигрирующих атомов, «зародышевой плазмы», генетического кода и пр.), 4) социокультурный, усматривающий в бессмертии – сохранение достижений личности в памяти человечества. Эти типы философского дискурса о смерти и бессмертии обусловливают и различные типы духовных практик, в частности похоронных обрядов, ритуалов, призванных обеспечить загробную жизнь. В религиозных верованиях индусов и египтян существовала идея переселения душ (см. Метемпсихоз). В античной культуре идея бессмертия души возникает у орфиков (Диоген Лаэртский 1, 24) и пифагорейцев, отстаивавших идею «вечного возвращения» (там же, VIII, 14). Бессмертна душа, по Алкмеону (см.: Аристотель. О душе, I 2, 405 а 30). Согласно Платону, душа как первоначало жизни непорождаема и бессмертна («Федр», 245, 246 а, «Государство» X 608 d, 611 а) и родственна вечным идеям («Федон», 62). Трактовка Платоном судьбы души после смерти и ее возрождения на земле связана с орфико-пифагорейским учением о переселении душ. У Аристотеля душа есть форма тела и неотделима от него, бессмертием обладает лишь разумная часть души («О душе», III 5, 430 а 20). Для него неприемлема мысль о перевоплощении душ, поскольку каждое тело имеет свою собственную душу. Для Эпикура все живое смертно, бессмертны лишь атомы, из которых они состоят. Стоики (напр., Зенон) считают, что только разум бессмертен. Для Хрисиппа лишь мировая душа, составляющая часть души человека, обладает бессмертием (Диоген Лаэртский, VII 156). Бессмертна душа, по Цицерону («Тускуланские беседы», 1 27, 66). Эпиктет и Марк Аврелий отрицали индивидуальное бессмертие. О бессмертии духа говорили Филон Александрийский, Плотин. Против идеи бессмертия выступал Лукреций («О природе вещей», III, 410). Согласно античному мировоззрению, бессмертие означало «божественность». Поэтому для античной мысли бессмертие души тождественно ее вечности и божественности, причастности миру идей: лишь то, что не имеет начала, бессмертно. Смерть для греков – освобождение от телесности и возвращение в мир духа.
Христианство связано с новым пониманием смертности человека, вытекающим из представления о сотворении мира Богом (в т.ч. и человека). Хотя душа и сотворена Богом бессмертной, она из-за грехопадения оказывается смертной и лишь по благодати Божией станет бессмертной. Для христианина смерть – катастрофа, «возмездие за грех» (Рим 6:23), следствие грехопадения, нарушения взаимоотношений с Богом и отделения души от тела. Если в античной философии бессмертие понимается как пребывание в вечности – в вечном мире эйдосов, то в христианской философии бессмертие – это пребывание во времени, жизнь преображенной души и преображенной плоти, лишенной тления и косности. Христианская идея апокатастасиса предполагает восстановление каждого человека в полноте всей его природы, приведение всей твари к совершенству и нетлению. Поэтому, как заметил Г.Флоровский, «христиане, будучи христианами, не должны верить философским теориям бессмертия. Они должны верить во Всеобщее Воскресение. Человек – тварь. Самым своим существованием он обязан Богу. Человеческое бытие не необходимо. Оно – милость Божия. Но Бог сотворил человека для бытия, то есть для вечности. Достичь же вечности и обрести ее можно только в единении с Богом» (Флоровский Г. Догмат и история. М., 1998, с. 254). Христианство как религия спасения души и преображения ее плоти, как вера в Воскресение принципиальным образом отличается как от космотеизма греков, так и от натурализма Нового времени.
Один из первых христиан-апологетов, Иустин, считал, что Бог есть жизнь, а душа как нечто тварное лишь может иметь жизнь, дух. Татиан подчеркивал, что душа смертна, но может и не умирать (Oratio ad Graecos, 13). Согласно Иринею Лионскому, душа пребывает столько, сколько Богу угодно. Климент Александрийский говорит о том, что лишь божественная благодать делает душу бессмертной. Бессмертие души как дар Божий отстаивали Тертуллиан (De an. 41), Григорий Нисский (De creat, horn. 27), Ориген («О началах» II, 8), Лактанций (Inst. V 18). Августин, согласно которому душа причастна вечным истинам («О количестве души», гл. XIII–XIV), подчеркивал, что бессмертие души не абсолютно и ее можно назвать смертной. В противовес платонизму он говорил о «смерти души» и «смерти тела», о смерти всего человека («О Граде Божьем», XIII, 12), о двух смертях: «первая смерть изгоняет против воли душу из тела; смерть вторая против воли будет держать душу в теле» (там же, XXI, 3). Бессмертие понимается им как преображение, когда «самая субстанция получит такие свойства, которые через удивительное изменение окажутся соответствующими телам бессмертным», обновится к лучшему даже плоть (там же, XX, 16). О бессмертии духовной части души учили Маймонид, Ибн Сина, Ибн Рушд. (Аверроэс). Аверроисты считали, что бессмертием обладает только всеобщий ум-интеллект.
Мыслители эпохи Возрождения, тяготея к космотеизму античности, стремились возродить античное понимание смерти и бессмертия. Некоторые из них (напр., Помпонацци) отрицали бессмертие души, другие, особенно тяготевшие к неоплатонизму (Фичино, Агриппа, Николай Кузанский, Д.Бруно), учили о бессмертии души, приобщенной к мировой душе. Среди мыслителей Нового времени также не было единодушия в трактовке бессмертия души. Для Спинозы «человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное» («Этика», V, теорема 23). Бессмертие души отстаивали Декарт и Гассенди. Лейбниц полагал, что все живые существа смертны, лишь личность, обладающая совестью и рефлексией, обладает индивидуальным бессмертием («Теодицея», 1, 89). Натуралистическую трактовку природы, в т.ч. и природы человека, дали мыслители Просвещения 18 в., которые отстаивали идею бренности человека и бессмертие его природных первоначал. Вольтер называл идею бессмертия химерой (Метафизический трактат. – Вольтер. Соч. М., 1988, с. 257). Юм, обсуждая метафизические, моральные и физические аргументы при доказательстве смертности души, отрицал ее бессмертие (О бессмертии души. – Юм Д. Соч., т. 2. М., 1985, с. 798–806). Дидро связывал бессмертие с продолжением жизни в памяти других поколений. Гёте, выступая против смешения религиозного и философского понимания бессмертия, подчеркивал: «Для меня убежденность в вечной жизни вытекает из понятия деятельности» (Эккерман И.П. Разговоры с Гёте. Ереван, 1988, с. 272). Для Канта бессмертие души не может быть доказано логически и является постулатом практического разума. Согласно Фихте, Я обладает бессмертием, поскольку жизнь человека принадлежит вечной жизни. По Гегелю, дух вечен и бессмертен. Э.Гартман относил бессмертие к метафизическому субъекту, а не к эмпирическому Я. Ницше называл идею бессмертия личности великой ложью. Натуралистическое понимание бессмертия развивали материалисты – от Фейербаха до Бюхнера и Геккеля, которые связывали бессмертие с сохранением материи. Позитивисты – от Конта до Маха – объясняли возможное бессмертие культурными достижениями, которые сохраняются в памяти человечества. Этот же подход характерен и для М. де Унамуно, который, говоря о «голоде на бессмертие», связывал идею бессмертия с жаждой «обессмертить свои имя и славу», «пережить себя в памяти других людей и будущих поколений» («О трагическом чувстве жизни». М., 1997, с. 69). Для марксистов бессмертие – или иллюзия, или сохранение в памяти будущих поколений. Между этими двумя позициями – позицией нигилистического отношения к любым дискурсам о смерти и о бессмертии и позицией, трактующей бессмертие как вклад личности в социокультурное наследие человечества, – марксистская мысль и колеблется. Такого рода подход к проблеме бессмертия, который можно назвать социокультурным, поскольку даже в оценке смертности и бессмертия человека он исходит из ориентации на социальное, на оценку вклада личности в культурное наследие, на бессмертие в памяти человечества, присущ не только марксизму, но и многим философским течениям 20 в. Все эти четыре варианта философских дискурсов о смерти и бессмертии сосуществуют и в наст. время, показывая воочию всю сложность современной культуры и многообразие мировоззренческих ориентаций личности.
1. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М., 1961;
2. Флоровский Г.В. Догмат и история. М., 1998;
3. Salmond S.D.F. The Christian doctrine of immortability. L., 1895;
4. Royce J. The Idea of Immortability. N. Y., 1900;
5. Keyserling H. Unsterblichkeit. В., 1907;
6. Scholz H. Der Unsterblichkeitsgedanke als philosophisches Problem. В., 1922.
Источник
10 людей, пытавшихся достичь бессмертия
Бессмертие с давних времен восхищало людей в той же степени, в какой смерть пугала нас.
Чтобы жить вечно, японские монахи практиковали мумификацию, а европейские алхимики пытались создать эликсир жизни.
Даже во время Второй мировой войны, по крайней мере, один честолюбивый ученый пытался найти ключ к вечной молодости.
1. Японские буддийские монахи
Чтобы предотвратить разложение во время мумификации обычно удаляют внутренние органы. Потому ученые были совершенно обескуражены, обнаружив в провинции Ямагата в Японии в 1960-х годах мумии совершенно в неизменном состоянии — их органы начали высыхать еще до смерти.
Чтобы избавиться от иллюзии физического мира, заслужить больше миллиона лет на небесах и достичь просветления до реинкарнации, самые преданные буддисты сингон мумифицировали себя в качестве акта спасения человечества.
Монахи питались только фруктами и орехами в течение трех лет, а затем сосновыми иглами и корой в течение еще трех лет. Некоторые даже пили отравленный чай, чтобы отгонять насекомых от тела.
И наконец, монах медитировал через дыхательную трубочку , находясь в могиле. Время от времени он подавал сигнал с помощью колокольчика о том, что он жив, а когда останавливался, помощники запечатывали могилу. Через три года они открывали ее, если его тело не разложилось, ему поклонялись, как живому Будде. Даже, если его тело подвергалось разложению, его хоронили с особыми почестями. Из сотен монахов только 24 достигли статуса «живых Будда».
В 1877 году самомуммификация была отменена японским императором Мейдзи.
2. Альберт Великий
Альберт Великий, живший в 1200-х годах, достиг 80-ти лет, и, возможно, его долголетие объясняется слухами, связанными с его поиском бессмертия.
Это был один из великих немецких философов и теологов в Средние века, который также занимался алхимией. Многие приписывают ему открытие мышьяка и первые эксперименты с фоточувствительными веществами.
Согласно легенде Альберт наблюдал за превращением других материалов в золото. Затем он открыл философский камень и передал его своему ученику Томасу Аквинасу.
3. Диана де Пуатье
Во Франции 1500-х годов в качестве лекарств часто использовали паутину, дождевых червей, лягушачью икру и масло скорпиона. Однако любовница Короля Генри II пыталась достичь вечной молодости другим путем – она употребляла напиток из золота, которое, как считалось, использовало энергию Солнца.
На самом деле, красота Дианы, о которой ходили легенды, объяснялась хорошей генетикой и активной жизнью – она любила ездить на лошадях, охотиться и регулярно плавала.
Когда Генри был тяжело ранен во время рыцарского турнира, вокруг его копья была обмотана ее ленточка. Это означало, что он сражался во имя Дианы, и это вызвало такой гнев у его жены, что она не допустила Диану к его похоронам.
Диана умерла в возрасте 66 лет, через 2 года после того, как сломала ногу во время поездки на лошади. Золото, которое она пила, оставило на ней отпечаток благородной бледности и слабые кости. После перезахоронения, когда изучили ее волосы, был обнаружен уровень золота, превышавший норму в 500 раз, а также ртуть, которая являлась одним из ингредиентов эликсира.
4. Николя Фламель
Фламель – ученый и писатель жил в конце 14-го и начале 15-го веков. Он посвятил свою жизнь переводу таинственной книги по алхимии из 21 страницы, в которой заключался рецепт философского камня, превращавшего металлы в золото. По легенде он и его жена Перенелль достигли бессмертия, раскрыв секрет книги.
Хотя по некоторым данным он умер в Париже в 1418 году, после вскрытия его могилы, она оказалась пустой. Позже несколько людей утверждали, что видели Фламеля, например, в Парижской опере в 1761 году.
5. Цинь Шихуанди
Цинь Шихуанди был первым лидером объединенного Китая, и первым, кто использовал термин «император» вместо «король». Под его правлением была построена Великая китайская стена, национальная система дорожного движения и Терракотовая армия.
Император пережил множество попыток покушения, однако его погубило его высокомерие. Отчаявшись найти бессмертие, он отправил слугу с кораблями, на которых было сотни людей, на поиски мифического острова Пенглай – места бессмертия и эликсира жизни.
Находясь в поездке по восточной части Китая, Цинь Шихуанди умер предположительно от ртути, отравившись пилюлями бессмертия, сделанными алхимиками. Его могилу никогда не вскрывали, и считается, что она окружена рекой ртути.
Цинь Шихуанди был первым из множества китайских императоров, который пытался жить вечно.
6. Император Цзяцзин
Император Цзяцзин был одиннадцатым императором в династии Мин, которого считали жестоким правителем, толкнувшим Китай в волну коррупции и хаоса. В 1542 году несколько наложниц императора задумали убить его путем удушения. Попытка не удалась, и женщины вместе с их семьями были подвергнуты медленной и мучительной смерти.
Это стало поворотным моментом для императора, который покинул дворец, нанял новых юных 13-летних наложниц и начал тратить все средства на постройку даосских храмов.
Также он обратился к алхимии в погоне за вечной жизнью, призвав лучших китайских алхимиков. Он умер от отравления ртутью в попытке создать эликсира жизни из редких металлов.
7. Александр Богданов
Александр Богданов – советский врач, философ и деятель был уникальным мыслителем. Он считается изобретателем тектологии – предшественника теории систем.
В 1924 году Богданов основал Институт Гематологии и переливания крови, предполагая, что сможет достичь вечной молодости с помощью крови.
Богданов провел на себе не меньше 11 переливаний крови. Кровь последнего пациента была заражена малярией и туберкулезом либо была просто несовместима с кровью Богданова, и он умер. Есть предположения, что Богданов мог убить себя сам, так как перед смертью написал странное письмо, и у него было несколько политических врагов.
8. Исаак Ньютон
Один из самых влиятельных ученых всех времен жил в мире, где наука тесно переплеталась с суевериями и псевдонаукой. До существования химии, как науки, Ньютон занимался алхимией и оккультными знаниями. Он даже пытался найти науку в Библии, предсказав, что конец света наступит в 2060 году.
Кроме того, были найдены тексты, которые указывают на то, что он также искал Философский камень. Работая над алхимией в второй половине своей жизни Ньютон страдал от нервных срывов, испытывая бессонницу, апатию, потерю аппетита и паранойю, возможно, из-за отравления ртутью, мышьяком и свинцом.
Многие считают, что Ньютону удалось сделать важные открытие в алхимии, но он уничтожил все свидетельства перед смертью.
9. Граф Сен-Жермен
Никто точно не знает, когда родился граф Сен-Жермен, и некоторые утверждают, что он никогда не умирал. Это был аристократ с черными волосами, который был известен под десятками разных имен, что было вполне привычно в то время.
Судя по всему, граф был весьма странным, возможно, просто аферистом. Он был дамским угодником, продававшим косметику и краску, и был очень богат. Он мастерски играл на скрипке и пианино, рисовал, говорил на 10 языках, изучал философию и науку. Кроме того, он почти не спал и не ел.
Граф избегал вопросов о своем прошлом и утверждал, что ему сотни лет. Он был знаком с Антоном Месмером, Казановой, Мадам де Помпадур, Вольтером, Королем Людовиком XV, Екатериной Великой и Джорджем Вашингтоном.
В 1779 году Сен-Жермен путешествовал в Шлесвиг и повстречал покровителя алхимиков принца Чарльза Гессе-Касселя, утверждая, что ему 88 лет. Чарльз финансировал алхимию графа, что включало новые методы окрашивания ткани, слияния алмазов и создания драгоценных камней
В 1784 году было зарегистрировано, что граф умер и был захоронен. Однако многие его личные вещи так и не были найдены.
10. Ришар Шанфре
Француз Ришар Шанфре родился в Лионе в 1940 году, утверждая, что он является бессмертным графом Сен-Жерменом. Он объявил об этом в Париже в 70-х годах, появившись на французском телевидении, где превращал свинец в золото на походной плите.
С 1972 по 1981 Шанфре был любовником известной певицы Далиды. Шанфре исчез в 1983 году в Сен-Тропе, предположительно покончив жизнь самоубийством, задохнувшись выхлопными газами в автомобиле. В 1987 году Далида также наложила на себя руки, приняв большую дозу антидепрессантов и оставив записку: «Жизнь стала невыносимой для меня … Прости меня».
Согласно легенде графа Сен-Жермена с тех пор видели в разных частях света .
Источник