Перечислите основные способы декорирования керамики
Сырые изделия – отформованные необожженные изделия из глиняной массы.
Способы декорирования: связанные с созданием рельефа:
1- лощение — всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т. п.
2- налепные узоры – приставные детали к форме (жгуты, катыши и тд) из той же массы, что и само изделие.
3- гравировка — узоры, прочерченные на поверхности глиняного изделия всевозможными палочками, вырезанными из твердой древесины или кости.
4- пальцевые защипы — вид тиснения, где основные, и единственные, инструменты, которыми оно выполняется, — это пальцы рук.
5- штампы — декорирование штампами с контррельефом, штампы вырезаются из глины, находящейся в кожетвердом состоянии, дерева и линолеума.
6- тиснение – декорирование накатками, фактурными предметами, лентами, шнурами и тд.
7- процарапывание – линейный рисунок, нанесённый острым предметом.
8-ажур – вырезание узора со множеством небольших сквозных участков, разделённых тонкими перемычками и создающих сложную композицию
9- резьба – глубокое прорезание (но не сквозное) орнамента или рисунка, и ,как правило, залитое окрашенным ангобом (молетаж – если залито)
10 – инкрустация — несквозное вырезание узоров на поверхности, которые заполняют окрашенными массами, ангобами, глазурями.
Связанные с окрашиванием:
1- ангобирование — частичное или сплошное покрытие «сырца» беложгущейся или цветной глиняной суспензией – ангобом.
2- томление — В конце обжига в гончарный горн кладут смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым. После томления посуда выходила из горна глубокого черного цвета, только лощеные узоры на бархатистом фоне отливали металлическим блеском с синевой, как у вороненой стали.
3- отводка — лента представляющая собой непрерывные круговые полоски с использованием ангобов
4- пастилаж – В резиновую грушу вставляют оттянутую с одного конца стеклянную трубочку (или гусиное перо). Кончик сжатой груши окунают в шликер (ангоб) и набирают его. При соприкосновении с сырой поверхностью черепка белый или окрашенный шликер оставляет рельефный след, который и образует рисунок, если равномерно проводить грушей по поверхности изделия.
5- фляндровка — на изделии, которое установлено на турнетке, с помощью рожка, груши отводятся пояса различного цвета ангобами, которые соприкасаются друг с другом. Затем мастер быстрым движением (при круговом вращении турнетки) рассекает эти полосы специально заточенной палочкой или толстой иглой, проводя ряд вертикальных, ритмично чередующихся линий. При этом вязкая ангобная масса сдвигается острием иглы, образуя зигзагообразные волнистые линии, расположенные симметрично по окружности изделия.
6- мраморизация — в разные места наносят пятнами несколько окрашенных шликеров, причем пятна можно смешать с небольшим наплывом одного на другое, легко наклоняя изделие в разные стороны, сразу же после нанесения пятен, пока шликер не впитался в массу.
7- роспись – свободная роспись ангобами.
8-резерваж — Рисунок наносится на материал, например, салом или воском. Затем декорируемое изделие обливают ангобом. В силу того, что последний не пристаёт к жирной поверхности, после обжига на ангобном фоне получается рисунок, который был выполнен жировым веществом, подчёркивающий цвет основного материала.
9- сграффито- Эта техника осуществляется путем процарапывания рисунка острым инструментом сквозь подсушенный ангоб до весьма контрастного выявления основного цвета черепка
10- эстампаж — копия поверхности с рельефом, достигаемая приемом тиснения, штампования, набивания. (гидравлическим прессом)
Декорирования утильных изделий.Утильное изделие – обожженное не глазурованное изделие из керамической массы. Декорирование:
13)– подглазурная роспись – роспись утильного изделия подглазурными красками
14)– глазурование — процесс образования стекловидного, плотно прилегающего слоя с помощью обжига при высокой температуре.
15)– обвар — производится сразу же после того, как еще горячая посуда вынута из горна. Придерживая щипцами, ее окунали в заранее заготовленный жидкий раствор клейстера из ржаной или овсяной муки.
16)– аэрография — напыление суспензии керамических красок на изделие, закрытое трафаретом
17)— шелкография — метод нанесения изображений при помощи трафарета — печатной формы, через которую краска проникает на текстиль в местах, соответствующих изображению. При шелкографии печать подходящими красками может проводиться по почти бесконечному числу материалов — по текстилю, бумаге, пластику, стеклу, дереву, металлам и т. д.
18)– перевод печати – способ нанесения тонкого контурного рисунка темного цвета с отдельными заштрихованными участками. Оттиск на папиросной бумаге с непросохшей краской накладывают на поверхность изделия и прокатывают войлочным валиком, в результате чего рисунок с бумаги переходит на поверхность изделия.
19) Роспись растворами солей – роспись (как акварелью) азотнокислыми, а также хлористыми и сернокислыми солями красящих металлов (хрома, кобальта, меди, золота)
20)Золочение – покрытие поверхности утильного изделия препаратами драгоценных металлов (золота в данном случае)
21)Серебрение — покрытие поверхности утильного изделия препаратами драгоценных металлов (серебра в данном случае)
22)Штамп, или способ нанесения одноцветного рисунка, воспроизводящего несложный повторяющийся узор, резиновой или каучуковой печаткой с вырезанным на ней рельефным рисунком.
23)инкрустация — несквозное вырезание узоров на поверхности, которые заполняют окрашенными массами, ангобами, глазурями.
24)Лазерная гравировка – выжигание лазером верхнего слоя материала
Источник
Способы декорирования керамики ручной работы
Расписные керамические поделки и посуда радуют глаз, поднимают настроение своим многоцветьем. Наполняют дом красотой, добавляют неповторимость и уникальность жилью. Фарфоровая посуда может выглядеть удивительно красивой за счёт тонкой, изящной росписи или объемных лепных деталей. Декорирование керамики производится разными способами и ниже рассмотрим какие именно.
Рельефный декор
Рельефный (скульптурный): посуда отливается с готовыми деталями или они формируются отдельно и лепятся на стенки изделий, а также прорезаются линии, бороздки, ямки. Различаются несколько видов узоров на керамике:
Орнамент: волнистый, выемчатый, гребенчатый и т. д. Нанесение прямых, волнистых линий, выемок происходит на еще влажную заготовку с помощью острого или круглого предмета, гребня. Выемки заполняются белой глиной для создания интересных сочетаний и переходов тёмного к светлому оттенку и наоборот.
Граффити—на поверхности просто процарапываются надписи, различной формы фигурки.
Гравировка, практически такое же декорирование посуды, только прочерчиваются очень длинные линии на свежей заготовке, находящейся на гончарном круге.
Каннелюры или орнамент с широкими желобками.
Тиснение, выполняется на только что слепленных изделиях из глины, ещё не подвергнутых обжигу. Используются предметы разнообразных форм для получения причудливых углублений, потом керамика отправляется на обжиг.
Налепные узоры: раскатываются жгуты, катыши и другой формы детали руками на гладкой доске. Когда глина подсохнет до кожетвёрдого состояния, на её поверхность, смоченную водой или жидкой глиной, выкладываются узоры из этих деталей. Только потом следует обжиг в печи.
Гладкое или красочное декорирование
заключается в нанесении рисунка вручную или с помощью распыления. Ручная роспись изделий из керамики производится красками, эмалями с помощью кисти и ангобами, жидкими белыми или цветными глинами. Смешивание разных цветов природных глин приводит к созданию красивых и причудливых оттенков. Наносятся жидкие глины на заготовки с сырой поверхностью (до 20% влажности), иначе осыплются при дальнейшем обжиге.
Пастилаж или декорирование керамики ангобами происходит таким образом: набирается жидкая глина в пластмассовый флакон и проводятся тонкие или жирные линии в зависимости от нажима. Если текстура керамики пористая, поверхность нужно полностью покрыть ангобом, она станет матовой, а затем расписать её красками. Потом покрыть бесцветным лаком.
Техники и способы красочного декорирования керамики
- Покрытие сплошное, керамическое изделие полностью покрывается краской.
- Частичное покрытие—наносится только полоска краски от 20 мм и больше.
- Покрытие с прочисткой: в сплошном слое счищается краска, образуются не прокрашенные пятна.
Художественная живопись
Наносится кистью или пером. При этом используются краски, жидкое золото, люстры (покрытие с металлическим отливом). Ручная роспись часто обрамляется тонкой полоской, не больше 1 мм—усиком или отводкой, шириной 3мм., лентой—до 10 мм и больше.
Глазурование
После обжига материала его покрывают плотным прозрачным слоем глазури, придающим блеск и гладкость изделию, также добавляя прочности, защищая яркие рисунки.
Подглазурная роспись
происходит с помощью кисти: наносится рисунок на поверхность керамики перед обжигом, краска при этом используется особая, устойчивая к высокой (до 1400 градусов) температуре. Сначала накладываются темные, затем более светлые тона. Затем изделие покрывается прозрачным слоем глазури и снова обжигается. В результате создается эффект прозрачности красок, нанесенных в несколько слоёв. Эта нежная роспись по керамике придаёт изделию очарование и неповторимость.
Надглазурная роспись
тоже наносится кистью, но уже после обжига и на поверхность покрытую глазурью. Способ проще, отличается многообразием расцветок, потому что второй обжиг происходит при меньших температурах. Немного страдает износостойкость, прочность красок ниже, чем у подглазурного способа украшения.
Травление
Сверху на изделие переводится картинка, нарисованная асфальтовым лаком. После погружения материала в кислоту, участки без рисунка делаются матовыми. Удаляется лак, керамическое изделие покрывается жидким золотом, обжигается. Получается разная цветовая гамма, интересное сочетание глянцевых и матовых участков.
Печать
В этом случае используется только один цвет краски, поэтому этот способ декора лучше сочетать с дополнительным раскрашиванием. Делится на два вида:
Прямая печать
Применяется на поверхности без сложных изгибов с помощью трафарета. Шаблон из фольги крепится к изделию, краска наносится вручную или распыляется. Можно использовать последовательно несколько трафаретов. У готового изделия получаются четко очерченные края, отсутствуют мелкие детали в рисунке.
Непрямая или трансферная печать
производится немного по-другому: сначала рисунок создается на бумаге, затем переносится на готовое изделие. Обычно это связано со сложной поверхностью исходного материала. Тоже подразделяется на виды:
Тампопечать—изображение находится на клише из силикона, который легко отдаёт краску керамике при соприкосновении. Благодаря своей эластичности, тампон переносит красочный рисунок на сложные (изогнутые) и труднодоступные места
Декалькомания, изображение передаётся по принципу переводных картинок. Специальными красками рисуется картинка, покрывается сверху лаком и погружается в воду. Лак отстает от бумаги, это пятно осторожно помещают на керамику и отправляют в печь. Краска запекается на поверхности, лаковый фон выгорает. Процесс переноса рисунка возможен только вручную, это влияет на себестоимость изделия, получается трудоемкая и дорогая работа. Зато декорировать можно посуду с самой сложной формой, изображения получаются надёжные, ярких и сочных цветов
Сублимационная, сверху материал покрывается полимерной пленкой, к которой плотно прижимается картинка, выполненная сублимационными чернилами. При нагревании они проникают в поверхность, прочно закрепляясь в ней. Рисунок оказывается надежно защищенным от любого механического воздействия
Шелкография
Трафаретами служат тканевые сетки из шёлка. Краска продавливается через сетку роликом. Толщина слоя краски зависит от толщины нити. Изображения получаются рельефными. Для получения многоцветного рисунка также нужно несколько трафаретов, каждый слой необходимо подсушивать или применять термопластичные краски, ускоряющие процесс сушки. Краски почти сразу застывают, соприкоснувшись с прохладной керамикой.
Для декорирования керамики созданы необычные текстуры:
- Пестрение—использование контрастных красок в разных сочетаниях
- Создание текстуры мрамора, дерева для керамики: если использовать скалку из плотного бука, то на сыром изделии хорошо отпечатываются все мелкие линии, возникнет еще один необычный рисунок
- Золочение—роспись жидким золотом
- Арабеска—повторение одного и тоже узора несколько раз
Для украшения посуды и другой керамики часто сочетаются разные способы, дополняющие друг друга, повышающие прочность и яркость рисунков, позволяющие создавать уникальные и повторяющиеся творения. А если хотите попробовать больше способов декорирования и лепки предлагаем посетить гончарную школу Колокол .
Источник