Назовите духовные потребности присущие вам какие способы их удовлетворения вы можете назвать 6 класс

Духовные потребности: понятие, примеры, виды, особенности

Что такое духовные потребности?

Духовные потребности – это разновидность потребностей человека, связанных с обогащением внутреннего мира посредством саморазвития, эстетического удовлетворения, приобщения к искусству, занятия творчеством.

В основе духовных потребностей — желание человека достичь некоторой внутренней гармонии, счастья, а также состояния души, когда на общем эмоциональном фоне преобладает душевное равновесие, спокойствие и умиротворенность. При этом духовность также подразумевает познание мира, любовь, дружбу, самореализацию, стремление к творчеству и саморазвитию.

Существенный вклад в изучение природы потребностей человека сделал Абрахам Маслоу — он разработал пирамиду потребностей Маслоу. В этой пирамиде Маслоу отобразил иерархию потребностей, на самую вершину которой он поставил как раз духовные потребности.

Однако, по его мнению, человек переходит к удовлетворению потребностей более высокой ступени только тогда, когда удовлетворены потребности с нижних ступеней. Таким образом, чтобы приступить к удовлетворению духовных потребностей, человек должен удовлетворить физиологические нужны; потребность в безопасности; любви и принадлежности; признании и уважении. Именно после этого, как правило, наступает этап удовлетворения потребностей духовного плана.

Примеры духовных потребностей

Давайте рассмотрим несколько примеров духовных потребностей, разбив их на несколько крупных категорий. Итак:

Читайте также:  Признаки достаточности молока у матери способы проверки

1. Потребность в саморазвитии

Саморазвитие предполагает целый комплекс направлений, в рамках которых личность совершенствуется, получает новые знания и открывает перед собой новые горизонты.

Одним из основных, базовых способов удовлетворения потребности в саморазвитии является чтение. Выбирая литературу, каждый человек ориентируется на собственный комплекс представлений о том, литература какого жанра поможет ему развиваться как личности. Для кого-то таким жанром является психология, кто-то выбирает художественную литературу, а кто-то научную. При этом чтение не только способствует общему развитию, но и наталкивает личность на новые идеи, открытия, перемены в жизни.

Если Вы хотите начать читать книги, но никак не можете найти в себе мотивацию для этого, у меня есть для Вас отличная мотивирующая статья: «как заставить себя читать?«.

2. Потребность в искусстве

Искусство является одним из величайших учителей, который демонстрирует истинные проявления духовности.

Все художественные, философские, живописные, музыкальные и архитектурные шедевры различных поколений показывают, что человеческая мысль может быть невероятно глубокой и изящной, затрагивать самые глубокие аспекты человеческой жизни. При этом приобщение к духовной культуре — это не просто способ удовлетворить духовные запросы, но и способ получить эстетическое удовольствие.

В свою очередь познавательная сторона искусства, а также приобретенных с его помощью знаний, позволяет раскрыть все лучшие качества человека, а также использовать их для личного и общественного блага.

3. Поиск смысла жизни

Все думающие люди в той или иной степени склонны философствовать, особенно в самые сложные и кризисные периоды собственной жизни. Это объясняется желанием проанализировать особенности своего существования, а также поставить перед собой совершенно новые цели.

Зачастую, если человеку не удастся найти ответы на глубинные вопросы, то они будут вынуждены сталкиваться с внутренними конфликтами, которые со временем могут перерасти в апатию и депрессию. Чтобы не допускать подобных негативных проявлений психики, требуется прислушиваться к собственному внутреннему «Я», а также почаще анализировать происходящее вокруг. К тому же, помните, что не следует требовать от себя невозможного, а все поставленные цели должны быть посильными и достижимыми. В противном случае вы рискуете стать заложником собственных ожиданий.

4. Познание окружающего мира

С древних времен люди стремились познавать мир, пытаясь понять закономерности устройства окружающего их мира и пространства. Поверхностный анализ происходящих событий привел к появлению различных суеверий, мифов и верований. Древний человек объяснял практически все потусторонними силами, поскольку ему были непонятны многие явления природы. Это был самый простой способ объяснить грозу, дождь и другие события.

При этом именно тяга к знаниям позволила человечеству выйти на совершенно новый уровень эволюции, что позволяет нам продолжить совершенствовать собственную среду обитания. Каждый человек признает важность познавательной деятельности. В ходе поиска собственного жизненного пути человек пытается в первую очередь определить интересные для себя сферы изучения, а также подходящие его формы.

5. Потребность в образовании

Образование – процесс усвоения некоторых систематизированных знаний, навыков и умений. При этом образование является одним из важнейших этапов становления человека, которая позволяет ему подготовиться к будущему труду и взаимодействию в обществе.

Особенности духовных потребностей

Все духовные потребности формируются непосредственно человеком, к тому же, их достаточно трудно удовлетворить, поскольку они предварительно требуют реализации всех других нужд. Еще одной проблемой является поиск занятия по душе, поскольку многие люди долго не могут определиться, какие именно творческие направления деятельности помогут им удовлетворить духовные потребности.

В целом, признаками духовных потребностей являются следующие факторы:

  • Формирование в сознании человека — духовные потребности не навязываются обществом, а зарождаются в душе;
  • Относительный характер важности — неудовлетворение их не приводит к летальному исходу (как неудовлетворение физиологических потребностей), но в то же время качество жизни без них ухудшается;
  • Возможность выбирать способы достижения — способ удовлетворения духовных потребностей для каждого человека абсолютно индивидуален и неповторим;
  • Свободное время определяет потенциал к достижению — если свободное время ограничено, то приоритет отдаётся потребностям с более низких ступеней, например, физиологическим;

Разновидности духовных потребностей

В наиболее общем виде духовные потребности можно разделить на две основных категории, первая из которых связана с раскрытием внутреннего потенциала человека:

  • Стремление приобщиться к прекрасному, слушать и созерцать;
  • Саморазвитие и самореализация;

Вторая категория связана с вопросами реализации в обществе:

  • Стремление окружить себя разносторонними и интересными личностями;
  • Ведение трудовой деятельности;
  • Освоение моральных ориентиров.

Отличия духовных потребностей от материальных

Главная особенность духовных потребностей заключается в том, что если они не будут удовлетворены, то человек не умрет, а также не получит каких-либо опасных последствий для здоровья. Основные трудности будут лишь с его эмоциональным и психическим состоянием.

К тому же, существенное отличие заключается в мотивации и причинах, которые заставляют вести ту или иную деятельность. Материальные ценности всегда возникают в связи с непосредственной нуждой, что отражает сиюминутные особенности жизни. Духовные ценности определяются опираются на боле долгосрочные и фундаментальные категории.

Источник

В чем заключаются духовные потребности человека

Что такое духовные потребности человека

В мотивах деятельности индивида проявляются его потребности.

Потребностью называют нужду человека в чем-либо.

Удовлетворение потребностей — условие существования человека.

Потребности различают по видам:

  • биологические:
  1. Органические — в пище.
  2. Материальные — в одежде, жилище.
  • социальные:
  1. ­В общении с другими людьми.
  2. В общественном признании.
  3. В социализации.
  • духовные:
  1. Идейные — в творческой деятельности, создании прекрасного.
  2. Познавательные — в знаниях.

Виды потребностей взаимосвязаны между собой. Когда удовлетворены основные потребности человека — биологические — осуществляется переход к социальным и духовным потребностям.

Под духовными потребностями понимают объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности.

По классификации А. Маслоу, духовные потребности являются вторичными или приобретенными. Сущность выражается в самоактуализации, самореализации.

На первом месте у человека — удовлетворение физиологических потребностей. Это основание пирамиды потребностей А. Маслоу.

На втором месте — безопасность и стабильность как условия успешной интеграции в социум.

На третьем — потребность в любви, семье, обусловленная необходимостью приобщения человека к социальной жизни в конкретной социальной ячейке.

На четвертом — потребность в уважении и признании, базирующаяся на удовлетворении предыдущих потребностей.

И на пятом месте — потребность в самореализации.

  • не могут быть удовлетворены в полной мере;
  • не должны противоречить нравственным нормам общества.

Духовная жизнь человека проявляется в основе его практической деятельности. Это форма отражения окружающего мира и средство взаимодействия с ним.

К элементам духовной жизни относят: мораль, науку, искусство, религию, право.

Описание и характеристика

Духовные потребности человека связаны с обогащением внутреннего мира с помощью саморазвития, эстетического удовлетворения, приобщения к искусству и творческого выражения.

Основой духовных потребностей выступает желание индивида достичь гармонии внутри себя, личностного счастья, душевного равновесия и спокойствия.

К признакам или особенностям духовных потребностей относят:

  • возникновение их в сознании индивида — процесс зарождения потребностей происходит в душе человека и не навязывается социумом;
  • существование возможности выбора удовлетворения — каждый сам выбирает, каким образом выражать потребность;
  • удовлетворение зависит от наличия свободного времени, моральных сил и желания участвовать в их реализации — потребность носит относительный характер важности: качество жизни без них может ухудшиться, но к гибели не приведет;
  • бескорыстный характер — важно само действие, процесс;
  • неограниченность процесса.

Духовные потребности формируют духовную культуру.

Культура — процесс активной творческой деятельности, в ходе которого создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое сознание.

Процесс формирования духовных потребностей

Процесс формирования духовных потребностей характеризуется совокупностью факторов:

  • воспитание: в семье индивид получает первичные представления о личных и общественных ценностях и нормах;
  • социализация: интеграция в общество оказывает влияние на становление и существование личности, формирование новых желаний и установок;
  • психическое и физическое состояние: здоровье влияет на возможности человека воспринимать окружающий мир и формировать определенные потребности;
  • образование: образовательные учреждения оказывают воздействие на индивида, формируя у него комплекс навыков и знаний;
  • трудоваядеятельность: коллектив провоцирует человека проявлять активность и адаптивность к меняющимся условиям деятельности.

На основе этих факторов у каждого индивида формируется индивидуальный набор духовных потребностей, которые он стремится удовлетворить.

Разновидности духовных потребностей

Духовные потребности разделяют на группы:

  1. Раскрытие внутреннего потенциала личности:
  • достигается путем стремления приобщиться к прекрасному, созерцанию;
  • имеет место саморазвитие и самореализация.
  1. Реализация в обществе:
  • окружение себя интересными личностями;
  • становление трудовой деятельности;
  • формирование морально-нравственных ориентиров.

Духовные потребности могут быть основаны на формировании способов духовного развития. Проявляются в наблюдении за реальными и нереальными субъектами — книги, спектакли, фильмы; получении наслаждения от природы, музыки; расширении границ с помощью научно-познавательной деятельности; поддержании здоровья.

Другим основанием духовных потребностей является использование накопленных знаний социума. Проявляется в:

  • материализации духовных потребностей с помощью трудовой активности;
  • сопоставлении личностных установок с принятыми в обществе;
  • приверженности определенной позиции.

Отличие от материальных потребностей

Духовные потребности не удовлетворяют биологические и материальные нужны, например, потребности в тепле, пище, доме. Они нацелены на наполнение внутреннего мира человека.

При этом неудовлетворение определенных материальных потребностей может привести к гибели индивида. А неудовлетворение духовных потребностей не способствует возникновению потенциально опасных для здоровья ситуаций. Трудности коснутся человека в эмоциональном и психическом планах.

Еще одно отличие духовных потребностей от материальных проявляется в мотивации. Материальные ценности связаны с необходимостью, непосредственной нуждой в определенное время. А духовные потребности не ограничены временным промежутком. Они долгосрочные.

Как удовлетворить духовные потребности

Способы удовлетворения духовных потребностей зависят от наличия сформированной потребности и личностных особенностей.

Если у человека есть потребность в саморазвитии, то удовлетворить ее можно с помощью:

  • литературных источников по интересующей теме;
  • прохождения курсов;
  • открытия новых карьерных путей.

Проявление потребности приобщения к искусству, расширения кругозора — посещение музеев, выставок, просмотр научно-популярных фильмов.

Потребность в самовыражении актуализируется в процессе индивидуальной деятельности человека. Она может выражаться в творчестве, карьерных достижениях, индивидуальной позиции.

Моральные потребности реализуются в дружбе, заботе о других людях, любви.

Примеры духовных потребностей

Примерами духовных потребностей выступают:

  • потребность в искусстве;
  • в саморазвитии;
  • в поиске смысла жизни;
  • в познании окружающего мира;
  • в образовании.

Искусство — неотъемлемая часть жизни. Познавательная составляющая позволяет формировать эстетически подкованного человека, способного раскрыть свой потенциал.

Саморазвитие — непрерывный процесс деятельности, когда индивид получает новые знания или совершенствует уже имеющиеся навыки. Самый простой способ — чтение. Литературные источники многогранны.

Отсутствие понимания смысла жизни может привести к внутреннему конфликту личности. Часто это случается в сложных периодах жизни. Поэтому стремление познать мир и найти свое место в нем благоприятно складывается на состоянии личности.

Познание окружающего мира сопутствует человеку на протяжении всего периода его существования. Индивид определяет интересующие его сферы жизни и развивается в соответствующих направлениях. Полученные знания применяют на практике.

Образование служит формированию необходимых навыков анализа, верификации и классификации знаний и умений. Благодаря им человек удовлетворяет другие нужды.

Развитый и образованный человек способен:

  • грамотно организовать свою деятельность, делегировать обязанности;
  • принимать решения с опорой на разум, а не исключительно чувственную составляющую;
  • быстро находить необходимую информацию по проблеме и анализировать ее;
  • сохранять в памяти необходимые элементы структурных единиц;
  • качественно концентрировать внимание на выполнении конкретной задачи;
  • повысить свой уровень жизни, реализовать себя в профессиональном плане.

Источник

Оцените статью
Разные способы