- Как проверить слова с безударными гласными в корне?
- 1) Проверяемые безударные гласные
- 2) Непроверяемые безударные гласные
- 3) Чередующиеся безударные гласные
- Проверяемые безударные гласные в корне слова
- Ударение и проверяемые безударные гласные
- Правило
- Способы проверки безударных гласных в корне
- Примеры слов с проверяемыми безударными гласными
- Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»
- Способы проверки безударных гласных план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Как проверить слова с безударными гласными в корне?
В русском языке при произношении слов голосом выделяется один гласный звук (он называется ударным), а остальные гласные звуки оказываются в слабой фонетической позиции (такие звуки называются безударными).
Если в слове ударение падает на приставку, суффикс или окончание, то гласные в корне могут слышаться неясно, из-за чего возникает сомнение в выборе гласной буквы: О или А , Е или И .
В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
1) Проверяемые безударные гласные
В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я , когда они обозначают безударные гласные звуки.
Для безударных гласных в корне действует правило:
В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.
Способы проверки проверяемых безударных гласных в корне рассмотрим ниже.
2) Непроверяемые безударные гласные
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: в и н е грет, инж е нер, с о бака.
Чаще всего такие слова являются иноязычными.
3) Чередующиеся безударные гласные
В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).
Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения.
Примечание. Правописание чередующихся гласных в корне в начальной школе не изучают. Более подробную информацию по этой теме см. в книге «Курс русского языка» на странице: Правописание гласных в корне (п. 2.3.2).
Рассмотрим способы проверки проверяемых безударных гласных.
Правило
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Формы слова — это различные изменения одного и того же слова в речи. Например, существительные и прилагательные могут изменяться по числам и/или падежам, при этом основа слова остается одной и той же, меняются только окончания:
яблоки, яблоком, яблока — формы слова существительного яблоко,
белые, белого, белым — формы слова прилагательного белый.
Как изменить форму слова для проверки безударной гласной в корне?
- изменить число: д о ска (ед. ч.) — д о ски (мн. ч.), ш а ги (мн. ч.) — ш а г (ед. ч.)
- изменить падеж: з и ма (И. п.) — з и му (В. п.), к о та (Р. п.) — к о т (И. п.)
- изменить время глагола: пок а зал (прош. вр.) — пок а жет (буд. вр.)
- у глаголов прошедшего времени можно изменить род: вз я ла (ж. р.) — вз я л (м. р.)
Как подобрать однокоренное (родственное) слово?
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, близкие по смыслу. Однокоренные слова могут относиться к различным частям речи.
При проверке безударной гласной в корне можно воспользоваться следующими способами подбора однокоренного слова.
- «большой — маленький»: к о вёр — к о врик
- «маленький — большой»: л е сок — л е с
- назвать ласково: скв о рец — скв о рушка, к о за — к о зочка
- слово другой части речи: гр и бной — гр и б, взл е теть — взл ё т, затв е рдеть — тв ё рдый
Примечания. 1) Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е .
2) В корне слова может быть не одна, а две безударных гласных. Слова с двумя безударными гласными проверяют двумя проверочными словами: х о л о дильник — х о лод, хол о дный.
Памятка «Способы проверки безударных гласных в корне слова»
Чтобы скачать памятку, кликните на картинке правой кнопкой мыши и выберите пункт меню «Сохранить изображение как. ».
Источник
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые проверяют ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Выясним, что такое проверяемые безударные гласные, какими способами можно узнать, какую букву следует правильно написать в корне слова.
Ударение и проверяемые безударные гласные
Разберемся, в корне каких слов имеются проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:
- с о ло́ма
- укр а ше́ние
- при́г о р о дный
В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:
1. приставки
- на́д п и сь
- о́т св е т
- вы́ л и нять
2. суффикса
- отп и л и́ ть
- св е ж о́
- уд и вл е́ ние
3. окончания
- з о л о т о́й
- тр а в а́
- м о рск о́й
Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е» или «и». Во многих словах русского языка безударные гласные проверяются ударением.
Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.
Правило
Способы проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один — много в о лна — в о́ лны | 1. Большой — маленький к о вёр — к о́ врик |
2. Много — один п а руса — п а́ рус | 2. Маленький — большой пл о щадка — пл о́ щадь |
3. По вопросу: Где? м о ря — в м о́ ре Что делал? Что делает? п и сал — п и́ шет | 3. Назови ласково з и ма — з и́ мушка |
4. Какой? — Что? з е лёный — з е́ лень | |
5. Что делал? — Что? пл я сал — пл я́ ска |
Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов:
- вх о д и́ть — вход ;
- х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
- раз д е л и́ть — раз де́л ;
- загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.
Изменим грамматическую форму слов, чтобы убедиться в написании проверяемых безударных гласных в корне:
- нак о рми́ть — нако́рмит;
- хв а ли́ть — хва́лит;
- н о га́ — но́ги;
- зал и за́ть рану — ли́жет.
Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».
Примеры слов с проверяемыми безударными гласными
1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:
- гл а за́ — глаз, гла́зик;
- ч а стота́ — ча́стый;
- нак а ли́ть — накал;
- исп а ре́ние — пар;
- сокр а ти́ть — кра́ткий;
- пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
- ок а ти́лась водой из ведра — ка́тит;
- ш а ловли́вый — ша́лость;
- н а чала́ — на́чал.
2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:
- нак о ли́ бабочку — ко́лет;
- погл о ща́ть — гло́тка;
- угр о жа́ть — угро́за;
- ум о лять — мо́лит;
- вышк о ли́ть — шко́ла;
- т о пта́ть — то́пчет;
- оп о здать — по́здно;
- уг о мони́ть — го́мон.
3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:
- нав е ва́ть раздумья — ве́ять;
- об е жа́ть дом — бег;
- вп е рёд — спе́реди;
- прор е ди́ть посевы — ре́дкий;
- пот е ря́ть — поте́ря;
- с е рьга́ — се́рьги;
- осв е ще́ние — свет.
В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:
- п е строта́ — пёстрый;
- в е сна́ — вёсны;
- по́ч е рк — зачёркнутый;
- подв е сти́ — подвёл.
4. Буква «и» пишется в корне слов:
- об и жа́ть малыша — оби́да;
- прим и ри́ть недругов — мир, переми́рие;
- прож и ва́ть в доме — жить;
- ч и стота́ в кухне — чи́стый;
- сп и са́ть слова — пи́шет;
- ед и не́ние — еди́нство.
5. Проверим букву «я»:
- разр я ди́ть ружьё — разря́д;
- прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
- исс я ка́ть — исся́кнуть;
- посв я тить поэму — свя́тость;
- м я чи́ — мяч;
- ув я да́ть от жары — вя́лый.
Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»
Источник
Способы проверки безударных гласных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе . УМК » Школа России». Учащиеся знакомятся со способами проверки безударных гласных в слове, учатся проверять слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_proverki_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.docx | 97.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему:
«Способы проверки безударных гласных в корне слова».
- Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова;
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карта путешествия, записные книжки путешественников, презентация к уроку
Ожидаемые результаты : Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Приветствие гостей .
Повернитесь к гостям. Улыбнитесь им. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
II. Постановка целей урока.
-Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.
— Мы должны дойти до главного города этой страны, до города “Грамотеевск”. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
— А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа.
— Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, город Грамотеевск.) ( Слайд)
— Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.
На доске записаны буквы. А, Е, О, И, Я
-Что вы можете о них сказать?
— Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.
1) — Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.
— Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова.
П.суда, ст.кан, л.пата, с.бака, уч.ник, ул.ца, р.бята.
— Что вы можете сказать об этих словах? ( Имена существит.)
— Какие из них отвечают на вопрос кто?
— Какие отвечают на вопрос что?
— Какое слово лишнее?
— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.
IV. Постановка проблемы урока. Самоопределение к деятельности.
-Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». (Слайд)
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
— Почему так получилось?
— Какое правило не знал автор записки?
— Как правильно записать это слово?
с м…чом – м я ч – с м я чом ( Слайд)
— Исходя из этой проблемы, скажите, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
— Нам нужно будет ответить на вопросы.
V. Работа по теме урока.
— Итак, мы отправляемся в Долину безударных гласных. ( Слайд)
1. Работа по учебнику.
Откройте учебник на с. 53 и прочитайте вопрос Почемучки.
— Кто же может ответить на этот вопрос?
— Что надо проверить в первом слове? ( Безуд. гласный)
— Где он находится? ( В корне слова.)
— Как мы его проверим? ( Изменим слово так, чтобы гласный стал ударным)
— А ещё как можно проверить? ( Подобрать однокоренное слово)
— Прочитайте. Выполните задание.
— Прочитайте слова. Назовите безударный гласный и проверочное слово.
— Какой способ вы использовали, чтобы проверить безударный гласный?
2. Работа над правилом.
— Прочитайте правило на с. 54. Назовите два способа проверки безударных гласных.
— Приведите свои примеры.
— Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
3. Упражнение в проверке безударных гласных в корне.
VI. Физминутка для глаз ( Слайд)
VII. Закрепление изученного материала.
— Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:
-Какие гласные в корне слова надо проверять? ( Слайд)
-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
(-Изменить форму слова: трава-травы;
-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)
— Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным.
— Прочитайте предложения. Вам нужно найти ошибки и исправить их.
Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.
-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?
Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.
– Вот еще испытание. Перед вами карточка. Вам предстоит работа в парах. Вам нужно тихонько посовещаться со своим соседом по парте и вставить пропущенные буквы, помогая друг другу.
С ..лач, стр ..лок, хр..брец, см…льчак, зв..рёк, с…довый. ( Слайд)
Давайте вместе с профессором Грамотейкиным поработаем над заданиями, которые вы видите перед собой.
Задание выполним по карточке.
Слабый уровень ( на 3)
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
На (лес) л…сной (поле) п…лянке под берёзкой (явка) по…вились (вёсны) в…сенние (цвет) цв…ты.
Средний уровень (на 4)
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.
На (…..) л…сной (…..) п…лянке под берёзкой (…. ..) по…вились (……) в…сенние (……) цв…ты.
Сильный уровень (на 5)
Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.
П…лянке, в…сенние, под берёзкой, на л…сной, по…вились, цв…ты.
— Профессор Грамотейкин приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. На столе у вас таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.
М я сной, в о зить, с о ва, л е сной, р е ка, п е нёк, т и грица, гр а чи, к о ра.
– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура? ( Слайд)
Источник