Назови способы проверки безударных гласных

Как проверить слова с безударными гласными в корне?

В русском языке при произношении слов голосом выделяется один гласный звук (он называется ударным), а остальные гласные звуки оказываются в слабой фонетической позиции (такие звуки называются безударными).

Если в слове ударение падает на приставку, суффикс или окончание, то гласные в корне могут слышаться неясно, из-за чего возникает сомнение в выборе гласной буквы: О или А , Е или И .

В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

1) Проверяемые безударные гласные

В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я , когда они обозначают безударные гласные звуки.

Для безударных гласных в корне действует правило:

В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.

Способы проверки проверяемых безударных гласных в корне рассмотрим ниже.

2) Непроверяемые безударные гласные

Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).

Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: в и н е грет, инж е нер, с о бака.

Чаще всего такие слова являются иноязычными.

3) Чередующиеся безударные гласные

В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).

Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения.

Примечание. Правописание чередующихся гласных в корне в начальной школе не изучают. Более подробную информацию по этой теме см. в книге «Курс русского языка» на странице: Правописание гласных в корне (п. 2.3.2).

Рассмотрим способы проверки проверяемых безударных гласных.

Правило

Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Формы слова — это различные изменения одного и того же слова в речи. Например, существительные и прилагательные могут изменяться по числам и/или падежам, при этом основа слова остается одной и той же, меняются только окончания:

яблоки, яблоком, яблока — формы слова существительного яблоко,
белые, белого, белым — формы слова прилагательного белый.

Как изменить форму слова для проверки безударной гласной в корне?

  • изменить число: д о ска (ед. ч.) — д о ски (мн. ч.), ш а ги (мн. ч.) — ш а г (ед. ч.)
  • изменить падеж: з и ма (И. п.) — з и му (В. п.), к о та (Р. п.) — к о т (И. п.)
  • изменить время глагола: пок а зал (прош. вр.) — пок а жет (буд. вр.)
  • у глаголов прошедшего времени можно изменить род: вз я ла (ж. р.) — вз я л (м. р.)

Как подобрать однокоренное (родственное) слово?

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, близкие по смыслу. Однокоренные слова могут относиться к различным частям речи.

При проверке безударной гласной в корне можно воспользоваться следующими способами подбора однокоренного слова.

  • «большой — маленький»: к о вёрк о врик
  • «маленький — большой»: л е сокл е с
  • назвать ласково: скв о рецскв о рушка, к о за — к о зочка
  • слово другой части речи: гр и бнойгр и б, взл е тетьвзл ё т, затв е рдеть — тв ё рдый

Примечания. 1) Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е .
2) В корне слова может быть не одна, а две безударных гласных. Слова с двумя безударными гласными проверяют двумя проверочными словами: х о л о дильник — х о лод, хол о дный.

Памятка «Способы проверки безударных гласных в корне слова»

Читайте также:  Синхровитал лекарство способ применения

Чтобы скачать памятку, кликните на картинке правой кнопкой мыши и выберите пункт меню «Сохранить изображение как. ».

Источник

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы слова.

Безударные глас­ные в корне сло­ва могут быть про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми. Выясним, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные, каки­ми спо­со­ба­ми мож­но узнать, какую бук­ву сле­ду­ет пра­виль­но напи­сать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов име­ют­ся про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без ударения:

  • с о ло́ма
  • укр а ше́ние
  • при́г о р о дный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой морфемы:

1. при­став­ки

  • на́д п и сь
  • о́т св е т
  • вы́ л и нять

2. суф­фик­са

  • отп и л и́ ть
  • св е ж о́
  • уд и вл е́ ние

3. окон­ча­ния

  • з о л о т о́й
  • тр а в а́
  • м о рск о́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся ударением.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Правило

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • вх о д и́ть — вход ;
  • х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
  • раз д е л и́ть — раз де́л ;
  • загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • нак о рми́ть — нако́рмит;
  • хв а ли́ть — хва́лит;
  • н о га́ — но́ги;
  • зал и за́ть рану — ли́жет.

Приведём при­ме­ры слов с без­удар­ны­ми про­ве­ря­е­мы­ми глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной гласной:

  • гл а за́ — глаз, гла́зик;
  • ч а сто­та́ — ча́стый;
  • нак а ли́ть — накал;
  • исп а ре́ние — пар;
  • сокр а ти́ть — кра́ткий;
  • пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
  • ок а ти́лась водой из вед­ра — ка́тит;
  • ш а ловли́вый — ша́лость;
  • н а чала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим ударением:

  • нак о ли́ бабоч­ку — ко́лет;
  • погл о ща́ть — гло́тка;
  • угр о жа́ть — угро́за;
  • ум о лять — мо́лит;
  • вышк о ли́ть — шко́ла;
  • т о пта́ть — то́пчет;
  • оп о здать — по́здно;
  • уг о мони́ть — го́мон.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми гласными:

  • нав е ва́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • об е жа́ть дом — бег;
  • вп е рёд — спе́реди;
  • прор е ди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • пот е ря́ть — поте́ря;
  • с е рьга́ — се́рьги;
  • осв е ще́ние — свет.

В неко­то­рых сло­вах в напи­са­нии бук­вы «е» в корне сло­ва необ­хо­ди­мо учи­ты­вать чере­до­ва­ние е//ё. Если в корне про­ве­роч­но­го сло­ва пишет­ся бук­ва «ё», то в без­удар­ном поло­же­нии выбе­рем бук­ву «е»:

  • п е стро­та́ — пёстрый;
  • в е сна́ — вёсны;
  • по́ч е рк — зачёркнутый;
  • подв е сти́ — подвёл.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • об и жа́ть малы­ша — оби́да;
  • прим и ри́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прож и ва́ть в доме — жить;
  • ч и сто­та́ в кухне — чи́стый;
  • сп и са́ть сло­ва — пи́шет;
  • ед и не́ние — еди́нство.

5. Проверим бук­ву «я»:

  • разр я ди́ть ружьё — разря́д;
  • прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
  • исс я ка́ть — исся́кнуть;
  • посв я тить поэ­му — свя́тость;
  • м я чи́ — мяч;
  • ув я да́ть от жары — вя́лый.

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

Источник

Способы проверки безударных гласных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка во 2 классе . УМК » Школа России». Учащиеся знакомятся со способами проверки безударных гласных в слове, учатся проверять слова.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_proverki_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.docx 97.76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему:

«Способы проверки безударных гласных в корне слова».

  • Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова;
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: карта путешествия, записные книжки путешественников, презентация к уроку

Ожидаемые результаты : Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

2. Приветствие гостей .

Повернитесь к гостям. Улыбнитесь им. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

II. Постановка целей урока.

-Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

— Мы должны дойти до главного города этой страны, до города “Грамотеевск”. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

— А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа.

— Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, город Грамотеевск.) ( Слайд)

— Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

На доске записаны буквы. А, Е, О, И, Я

-Что вы можете о них сказать?

— Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.

1) — Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.

— Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова.

П.суда, ст.кан, л.пата, с.бака, уч.ник, ул.ца, р.бята.

— Что вы можете сказать об этих словах? ( Имена существит.)

— Какие из них отвечают на вопрос кто?

— Какие отвечают на вопрос что?

— Какое слово лишнее?

— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

IV. Постановка проблемы урока. Самоопределение к деятельности.

-Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». (Слайд)

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал автор записки?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – м я ч – с м я чом ( Слайд)

— Исходя из этой проблемы, скажите, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

— Нам нужно будет ответить на вопросы.

V. Работа по теме урока.

— Итак, мы отправляемся в Долину безударных гласных. ( Слайд)

1. Работа по учебнику.

Откройте учебник на с. 53 и прочитайте вопрос Почемучки.

— Кто же может ответить на этот вопрос?

— Что надо проверить в первом слове? ( Безуд. гласный)

— Где он находится? ( В корне слова.)

— Как мы его проверим? ( Изменим слово так, чтобы гласный стал ударным)

— А ещё как можно проверить? ( Подобрать однокоренное слово)

— Прочитайте. Выполните задание.

— Прочитайте слова. Назовите безударный гласный и проверочное слово.

— Какой способ вы использовали, чтобы проверить безударный гласный?

2. Работа над правилом.

— Прочитайте правило на с. 54. Назовите два способа проверки безударных гласных.

— Приведите свои примеры.

— Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

3. Упражнение в проверке безударных гласных в корне.

VI. Физминутка для глаз ( Слайд)

VII. Закрепление изученного материала.

— Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:

-Какие гласные в корне слова надо проверять? ( Слайд)

-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

— Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным.

— Прочитайте предложения. Вам нужно найти ошибки и исправить их.

Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.

-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.

– Вот еще испытание. Перед вами карточка. Вам предстоит работа в парах. Вам нужно тихонько посовещаться со своим соседом по парте и вставить пропущенные буквы, помогая друг другу.

С ..лач, стр ..лок, хр..брец, см…льчак, зв..рёк, с…довый. ( Слайд)

Давайте вместе с профессором Грамотейкиным поработаем над заданиями, которые вы видите перед собой.

Задание выполним по карточке.

Слабый уровень ( на 3)

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

На (лес) л…сной (поле) п…лянке под берёзкой (явка) по…вились (вёсны) в…сенние (цвет) цв…ты.

Средний уровень (на 4)

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.

На (…..) л…сной (…..) п…лянке под берёзкой (…. ..) по…вились (……) в…сенние (……) цв…ты.

Сильный уровень (на 5)

Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.

П…лянке, в…сенние, под берёзкой, на л…сной, по…вились, цв…ты.

— Профессор Грамотейкин приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. На столе у вас таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

М я сной, в о зить, с о ва, л е сной, р е ка, п е нёк, т и грица, гр а чи, к о ра.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура? ( Слайд)

Источник

Читайте также:  Умирает каждый день чтобы найти способ выжить
Оцените статью
Разные способы