Назови первые способы познания людьми окружающего мира

Обществознание

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Потребность в познании

Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.

Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.

Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:

  1. Наличие сознания.
  2. Врожденное любопытство.
  3. Стремление к истине.
  4. Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
  5. Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
  6. Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.

Познание окружающего мира – непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.

Виды и способы познания

Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное — мышлении.

Так же выделяют формы познания:

  1. Житейское (бытовое). Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.

Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.

  1. Научное познание. Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем – результат продолжительного научного познания.
  2. Религиозное познание – вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
  3. Художественное познание – восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
  4. Социальное познание – непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
  5. Философское познаниеосновано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.
Читайте также:  Явление электромагнитной индукции способы получения индукционного тока

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

  • 1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

  • 2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

  • 3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Рациональное познание

Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

  • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
  • Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

  • Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

Методами рационального познания являются:

  • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
  • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
  • наблюдение;
  • измерение;
  • сравнение (определение отличий, сходств);

На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

Самопознание

С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.

Самопознание состоит из нескольких уровней:

  1. Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
  2. Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
  3. Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
  4. Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.

Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.

Богатый внутренний мир человека

Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки — складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.

Источник

Способы познания окружающего мира. Теоретическая часть

Урок 11. Информатика 6 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Читайте также:  Ив роше средство от выпадения волос способ применения

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Способы познания окружающего мира. Теоретическая часть»

Информацию человек начинает получать с раннего детства. Получая информацию, маленькие дети учатся понимать, говорить, играть. Когда человек идёт в школу, он начинает учиться писать, читать и считать, обрабатывать различную информацию.

Трудно представить, что случится, если человек лишится привычной для него информации и способов её получения: новостей по телевидению и радио; сведений из книг, газет, журналов и сети Интернет; разговор по телефону, бесед с друзьями и родственниками.

Информация – это сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.

В процессе общения с другими людьми человек передаёт и получает информацию.

Приёмник – это объект, который получает информацию.

Источник – это объект, который передаёт информацию.

Давайте рассмотрим несколько ситуаций и ответим на вопрос, кто является источником, а кто приёмником.

Первая ситуация: Мальчик смотрит телевизор. Источником является телевизор, приёмником – человек.

Вторая: Учитель объясняет ученикам тему. Источник – учитель, приёмники – ученики.

Третья ситуация: Человек по годовым кольцам определяет, сколько лет дереву. Источник – дерево, приёмник – человек.

Четвертая: Дрессировщик в цирке даёт команду тигру. Источник – дрессировщик, приёмник – тигр.

Обмен информацией происходит по-разному: с помощью жестов, сигналов, в письменной, устной и прочих формах. Для обмена информацией используется определённый язык (английский, русский и другие), главное, чтобы выбранный язык был понятен всем людям, которые участвуют в общении.

Без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества. Человек научился накапливать информацию и хранить её не только в своей памяти, но и в книгах, блокнотах, электронных носителях информации (магнитные и лазерные диски, flаsh-накопители и прочие).

Например, историк собирает информацию человечества из книг, рассказов очевидцев и записывает все в одну книгу или на электронный носитель.

Информацией, кроме человека, могут обмениваться объекты живой природы и технические устройства. Но, в отличие от других живых существ человек способен обрабатывать информацию, то есть понимать её и делать выводы. К примеру, человек посмотрел прогноз погоды на следующий день, проанализировал и сделал вывод нужно ли одеться тепло, взять зонтик или нет.

Любая информация имеет свойства:

Полезная, то есть та информация, которая может пригодиться человеку в дальнейшем. Возьмём в качестве примера все тот же прогноз погоды. Данная информация полезна для человека, так как он будет знать, как ему одеться.

Понятная. Это та информация, которая доступна для восприятия человека и выражена на доступном языке. Например, шестиклассника Антона на уроке математики попросили рассказать таблицу умножения. Он сможет это сделать, так как понимает, что от него хочет учитель. А если попросить рассказать теорему Пифагора, то Антон не сможет ответить на данный вопрос, так как не знает, что это такое и не понимает, каким должен быть ответ.

Актуальная. Информация ценная в данный момент. И снова возвращаемся к примеру, с прогнозом погоды на завтрашний день: эта информация будет полезна только ближайшие сутки, а потом станет не актуальной.

Полная. Информация, которая раскрывает суть вопроса или описание объекта. Но это не вся информация об объекте. Например, для описания квадрата достаточно сказать, что у него четыре равных угла и четыре равных стороны.

Достоверная. Или другими словами правдивая. Не вся информация, находящаяся в интернете или рекламе достоверна. Некоторая информация может оказаться ложной.

Существуют две формы познания информации: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое или абстрактное мышление.

С самого рождения человек воспринимает окружающий мир. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – это средства приёма информации из окружающего мира для передачи в мозг человека.

По способам восприятия информация бывает:

Визуальная (зрительная). Данная информация воспринимается при помощи органов зрения. Позволяет человеку воспринимать форму, размер и цвет предметов, наблюдать за перемещением объектов.

Звуковая. Воспринимается при помощи органов слуха. Они дают человеку возможность воспринимать звуки: речь, музыку, пение птиц, телефонные звонки и так далее.

Тактильная или осязательная. Получение такой информации осуществляется с помощью органов осязания. На ощупь человек может определить характер поверхности предмета: гладкая или шершавая, мокрая или сухая и другие.

Вкусовая. Восприятие данной информации происходит при помощи органов вкуса. С помощью языка человек определяет вкус пищи: сладкая, кислая, солёная и так далее.

Обонятельная. Получение данной информации происходит при помощи органов обоняния. С помощью носа человек различает запахи: как пахнет тот или иной цветок, фрукт и другие.

Читайте также:  По способу смесеобразования различают двигатели внутреннего сгорания

Давайте попробуем соотнести информацию с органами её восприятия.

Итак, на первом рисунке показано как мальчик ест клубнику. Информация воспринимается органом вкуса – языком. Значит это вид вкусовой информации.

На втором рисунке мальчик слушает музыку. Данный вид информации относится к звуковой, так как воспринимается при помощи органов слуха.

На третьем рисунке, девочка нюхает цветок. Это обонятельная информация, так как она воспринимается при помощи органов обоняния (носа).

На четвёртом рисунке показано, как ученик читает книгу. Восприятие информации происходит при помощи органов зрения (глаз), значит это визуальная информация.

Также информация по форме представления делится на текстовую, графическую, звуковую и комбинированную. Рассмотрим более подробно каждый из видов информации.

Итак, текстовая информация содержит в себе цифры, буквы и знаки. Пример данной информации можно обнаружить в ваших тетрадях по русскому языку.

Графическая информация может быть представлена в виде фотографий, картин, рисунков, которые не содержат текстов. Например, фотографии с отдыха с родителями или картины в музее или на выставке.

К звуковой информации относятся звук, речь, шум. К данному виду информации относятся песни, шум моря и другие.

Комбинированная или смешанная информация представляет собой сочетание нескольких её видов. Примером комбинированной информации является учебник по информатике – в нем содержится как текстовая, так и графическая информации. Или мультфильм, в котором сочетается как графическая, так и звуковая информации.

Рассмотрим рисунки и выберем, к какому типу по форме представления относится данная информация.

На первом рисунке показаны колонки, которые проигрывают песню. Значит это звуковая информация.

На втором изображена картина. Эта информация относится к графической.

На третьем рисунке человек смотрит телевизор. Видео относится к комбинированной информации.

На четвёртом находится математическая формула. Она состоит из букв и цифр. Значит это текстовая информация.

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения. Например, мы ощущаем ветер, вкус яблока и так далее.

Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Объекты человек узнает не по одному ощущению или органу чувств, а по их совокупности.

Например, оранжевый, круглый, сладкий, с дольками – это апельсин. Или металлическая, открывается, с ручкой – это дверь. И прочие.

Восприятие – это представление объекта в целом, который воздействует на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений. К примеру мальчик угостил девочку конфеткой. При помощи глаз она видит обёртку, форму и цвет, при помощи языка – шоколадная, леденец или карамелька, с начинкой или без. А если собрать это все в одно, то получим восприятие.

Каждый человек воспринимает один и тот же объект по-разному. Например, если ребёнку подарить игрушку, то он отнесётся к этому с радостью. А если взрослому человеку подарить игрушку, то он, конечно, не обрадуется так сильно.

Если человек услышит слово «Солнце», то он сможет мысленно изобразить и описать его свойства.

Представление – это образ объекта, которого в данный момент нет с нами, но ранее мы его видели.

Чувственное познание – это познание отдельных предметов и явлений окружающего мира при помощи органов чувств.

При помощи мышления мы можем составить планы на некоторый срок, сделать какое-то открытие или составить прогноз погоды и т. д. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются главные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов. Например, «солнце», «трава», «стол», «компьютер».

Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.

Например, «Все стороны квадрата равны», «Масса грузовой машины составляет около 5 тонн» и так далее.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение. Например, размер диска CD-R 700 мегабайт. Одна энциклопедия в электронном варианте занимает 100 мегабайт. Значит на одном диске можно сохранить 7 копий энциклопедии.

Информация – это сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.

Приёмник – это объект, который получает информацию.

Источник – это объект, который передаёт информацию.

Свойства информации: полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная.

Виды информации классифицируются по способам её восприятия и по форме представления.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются главные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.

Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.

Источник

Оцените статью
Разные способы