Назначение как способ формирования органов власти

Назначение как способ формирования органов власти

Статья 11. Формирование органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации

1. Формирование законодательного (представительного) органа государственной власти и исполнительных органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации должно быть завершено не позднее 31 декабря 2007 года.

2. Выборы депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва проводятся 15 апреля 2007 года.

3. Законодательное Собрание нового субъекта Российской Федерации первого созыва избирается сроком на пять лет и состоит из 52 депутатов, при этом:

1) 22 депутата избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории нового субъекта Российской Федерации, за исключением территорий административно-территориальных единиц с особым статусом, на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории нового субъекта Российской Федерации, кроме избирателей, зарегистрированных на территориях административно-территориальных единиц с особым статусом, на число одномандатных избирательных округов (22);

2) 4 депутата избираются по многомандатным избирательным округам. В этих целях на территории каждой административно-территориальной единицы с особым статусом образуется по одному многомандатному избирательному округу, в каждом из которых избирается по 2 депутата;

3) 26 депутатов избираются по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за краевые списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями.

4. Выборы депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва назначает, организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва начинается со дня официального опубликования решения временной избирательной комиссии о назначении выборов.

5. Организация и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдуме, а в части, им не урегулированной, — в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

6. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями первого губернатора нового субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации Законодательным Собранием нового субъекта Российской Федерации сроком на пять лет.

7. Предложение по кандидатуре первого губернатора нового субъекта Российской Федерации вносится Президентом Российской Федерации в Законодательное Собрание нового субъекта Российской Федерации первого созыва не позднее чем через 35 дней со дня завершения его формирования в правомочном составе.

8. Внесение и рассмотрение предложения по кандидатуре первого губернатора нового субъекта Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом наименование законодательного (представительного) органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации и наименование должности высшего должностного лица нового субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации), а также сроки их полномочий устанавливаются для Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва и первого губернатора нового субъекта Российской Федерации. В последующем наименование законодательного (представительного) органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации и наименование должности высшего должностного лица нового субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации), а также сроки их полномочий определяются уставом нового субъекта Российской Федерации.

Источник

Выборные процедуры и политические назначения как способы формирования высших и центральных органов власти.

Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т.д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты в любых общностях людей. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Читайте также:  Способы обработки рук перед началом смены

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе.

. 9. Модели правительственной политики.

Управление работой правительственной структуры (администрации президента, правительства, министерства, ведомства и т.д.) предусматривает построение структуры управления, налаживание информационных потоков, отработку модели и процедур принятия правительственных (политических, экономических и др.) решений.

Структура объекта управления строится с учетом таких факторов, как правовое поле регламентации деятельности этого объекта управления, функции, которые он выполняет, традиции работы объекта управления и т.д.

Под правовым полем понимают полномочия, например, президента страны или правительства, которые определены конституцией или другими законодательными актами (законами, постановлениями, указами, распоряжениями. Согласно этому возникает проблема реализации тех или иных функций управления указанным объектом управления. Итак, учитывая определенные юридические ограничения и необходимость реализации управленческих функций, создается структура объекта управления.

Скажем, в законодательном акте зафиксированы полномочия президента в области решения вопросов гражданства. Понятно, что для того, чтобы реализовать эти функции, нужно создать соответствующую службу, отдел или другое структурное подразделение, которое бы предварительно прорабатывало документы, поступающие в адрес президента, и готовило проекты решений (резолюций, ответов). Аналогично создаются и структурные подразделения других сфер компетенции определенного объекта управления: политической, экономической, внешних связей, связей с общественностью, прессой и т.д.

В этих вопросах, безусловно, надо учитывать и политический опыт и традиции функционирования и организации работы подобных объектов управления, что, конечно, следует делать, учитывая местную специфику.

Вообще процесс принятия любого политического, правительственного или иного решения предусматривает прохождение следующих этапов:

• сбор, обработка и интерпретация информации;

• выделение альтернативных проектов решений;

• выбор на основе принятых процедур окончательного варианта решений из имеющихся альтернатив;

• реализация на практике принятого решения;

• контроль за выполнением определенного решения;

• корректировки (в случае необходимости) этого решения. Поскольку мы уже рассмотрели информационные аспекты работы правительственных структур, можем переходить к изучению процедур принятия решений. По мнению социопсихолога А. Джорджа, существуют три основные модели принятия решений: формальная, соревновательная и коллегиальная.

Формальная модель предусматривает наличие четко построенной иерархии системы коммуникации и процедур прохождения информации, отход от которых не допускается.

Соревновательная модель способствует выдвижению альтернативных информационных потоков и соответствующих проектов решений. Такая модель принятия решений открыта для поступления альтернатив не только общепринятым путем снизу-вверх, но и обходя отдельные звенья бюрократической иерархии.

Коллегиальная модель требует коллективного труда в поисках наиоптимальнейшего проекта решений. Но в отличие от соревновательной модели деятельности центра принятия решений облегчается работой коллегиальных команд, которые формируются независимо от социального статуса работников аппарата и принадлежности их к определенным организационным структурам. В соревновательной модели все же сохраняется определенная иерархия, хотя и санкционируются иногда поступления альтернатив из среднего звена непосредственно в центр принятия решений без согласования с чиновниками высшего уровня.

Формальная модель благодаря четкой структуре прохождения информации и проектов решений обеспечивает тщательный анализ альтернатив и экономит время центра принятия решений. Но такой подход не способствует открытому обсуждению проблемы, а в случае кризисной ситуации делает невозможным оперативное реагирование на изменение ситуации. Кроме того, существует реальная угроза искажения информации при прохождении инстанциями.

Читайте также:  Что не является способами проведения разведки пожара

Соревновательная модель требует гораздо больше затрат времени и энергии центром принятия решений в сочетании с фрагментарностью информации и субъективностью ее селекции. Иначе говоря, при использовании этой модели возникает угроза реализации субъективных интересов отдельных людей и структур за счет общих интересов объекта управления (государства, администрации, правительства и т.д.).

Коллегиальная модель требует от центра принятия решений (лидера) слишком много времени для межличностного общения, усредняет ролевые статусы членов администрации, а их совместная деятельность способствует так называемому групповом мышлению, когда команда зацикливается только на собственных идеях.

Напоследок отметим, что, анализируя выбранную политическим лидером модель принятия решений, следует учесть такие факторы, как политико-психологические особенности стиля его руководства, психобиографические аспекты его служебной карьеры, политический опыт и особенности мышления его ближайшего окружения (как известно, «свита» все-таки «играет короля»). Не стоит игнорировать и соответствующие традиции, и конституционные нормы, политическую культуру политической и правящей элиты, а также политическую культуру общества вообще.

Стоит заострить также проблему внедрения уже принятых политических решений, конкретных исполнителей, сроков и средств достижения целей и контроля за их выполнением. Невыполнение этих условий может привести к провалу даже самых правильных и оптимальных решений, какую бы благородную цель они ставили.

Источник

3. Выборы, наследование, узурпация, кооптация и политическое назначение как способы формирования органов власти и управления

Формирование государственных органов является многоаспектным понятием. Данное понятие означает, во-первых, процесс, состоящий из стадий и соответствующих процедур, связанных с деятельностью определенных субъектов конституционного права по осуществлению их прав и полномочий в сфере формирования государственных органов, в результате которой возникают особые правоотношения. Во-вторых, формирование государственных органов является элементом их правового статуса, выражается в соответствующем способе образования конкретного органа и вместе с другими элементами статуса (социально-политическая роль, структура, компетенция, ответственность и др.) составляет наиболее полную характеристику правового положения государственного органа. В-третьих, формирование государственных органов является институтом в системе конституционного права, в который входят нормы, закрепляющие способы и процедуры формирования государственных органов, устанавливающие круг субъектов конституционного права, наделенных соответствующими правами и полномочиями, а также случаи и порядок реализации таких полномочий.

Способы формирования государственных органов по российскому законодательству: избрание, назначение, образование, утверждение. Влияние способа формирования государственного органа на его правовой статус.

Однако, вышеописанными способами формирования не ограничивается весь перечень возможных способов формирования органов власти и управления. Поэтому рассмотрим их подробнее:

1. Выборы. Выборы — это формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т.д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос. власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Читайте также:  Народные способы отлучения от груди

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.

Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.

Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), желательно ученую степень в области права.

2. Наследование, то есть переход властных полномочий по наследству. Формирование государственного органа наследованием осуществляется при монархической форме правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т.д.) и, как правило, передаётся по наследству.

3. Узурпация — захват власти насильственным путём, совершённый с нарушением закона, либо незаконное присвоение властных полномочий. Совершается одним лицом или группой лиц.

К узурпации относят также выборы, проведённые с грубыми нарушениями и фальсификация их результатов. Частным случаем узурпации является злоупотребление властными полномочиями.

Согласно п.4 ст.3 Конституции Российской Федерации:

«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Узурпацию одной ветвью власти властных полномочий других ветвей власти призвана предотвращать реализация концепции разделения властей.

Лицо, совершившее узурпацию власти, называют узурпатором.

4. Кооптация — введение в состав выборного органа новых членов либо кандидатов собственным решением данного органа без проведения дополнительных выборов. Кооптация может в дальнейшем утверждаться на общем собрании соответствующей организации, если того требуют её учредительные документы.

Можно отметить следующие особенности кооптации:

Кооптация являет собой вид «избрания сверху», чем потенциально создаёт почву для злоупотреблений: руководящие работники, таким образом, получают возможность оградить себя от влияния нижестоящей массы, избирая только «удобных» для себя членов-единомышленников. Поэтому она часто подвергается критике, как недемократический метод выборов.

Для некоторых организаций, тем не менее, кооптация является единственно практикуемой формой избрания членов — таковы, в частности, различные академии наук. Другие организации могут практиковать кооптацию при определённых условиях: например, в период 1908-1917 гг. партия большевиков, изначально придерживавшаяся принципа выбора руководителей «снизу», вынуждена была в условиях репрессий со стороны царского правительства официально применить метод кооптации для избрания руководящих органов, что было надлежащим образом закреплено в Уставе партии. Именно путём кооптации в Центральный комитет коммунистической партии был избран И.В. Сталин.

После Октябрьской революции принцип кооптации в компартии был формально упразднён, однако, с течением времени, фактически возродился в партийной и государственной жизни СССР в форме безальтернативных выборов: предложения руководящими кругами единственной кандидатуры для выборов с последующим «единогласным одобрением» массой избирателей. Такая практика действительно привела к большим злоупотреблениям и доказала порочность подмены демократической процедуры выборов широкомасштабной кооптацией.

В наши дни подобная практика существует при выборе Президиума Российской академии художеств.

5. Политическое назначение — способ формирования политического класса путем назначения на должность руководством. Еще при В.И. Ленине был создан особый правящий класс — номенклатура (перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждались партийными органами).

В РФ назначения на государственные должности происходит в соответствии с Государственной кадровой политикой и отдельными законодательными актами, регламентирующими назначения на конкретные должности в системах государственной власти.

Источник

Оцените статью
Разные способы