Найдите правила торговли дистанционным способом бад
Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты (пищевая продукция, продовольственные товары, продукты питания) — продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище, жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное сырье.
В соответствии с п. 3 Методических указаний МУК 2.3.2.721-98 «2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 15 октября 1998 г.) (далее — Методические указания) биологически активные добавки к пище — это композиции натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона отдельными пищевыми или биологически активными веществами и их комплексами.
В свою очередь, согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты — это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Таким образом, биологически активные добавки к пище отнесены не к лекарственным средствам, но к пищевым продуктам. Соответственно, на них не распространяются ограничения, связанные с оборотом лекарственных средств и медицинских изделий.
Отметим, что на основании п. 4.7.1 Методических указаний производство биологически активных добавок к пище должно осуществляться в соответствии с нормативной и технической документацией и отвечать требованиям санитарных правил и норм в области обеспечения качества и безопасности. Кроме того, организация, осуществляющая реализацию биологически активных добавок к пище, обязана обеспечить условия реализации в соответствии с согласованными при регистрации регламентами, а также санитарными правилами и нормами в области обеспечения ее безопасности (п. 4.14 Методических указаний).
Требования, обязательные для исполнения при разработке и производстве БАД, их ввозе, хранении, транспортировке и реализации на территории Российской Федерации, были установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 17 апреля 2003 г.) (далее — СанПиН 2.3.2.1290-03). Данные правила являлись обязательными для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией организаций по производству БАД, с ввозом и оборотом БАД, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 7.4.1 СанПиН 2.3.2.1290-03 розничная торговля БАД осуществлялась через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски) и только в потребительской упаковке. При этом реализуемые БАД должны были соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией.
Не допускалась реализация БАД:
— не прошедших государственной регистрации;
— без удостоверения о качестве и безопасности;
— не соответствующих санитарным правилам и нормам;
— с истекшим сроком годности;
— при отсутствии надлежащих условий реализации;
— без этикетки, а также в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государственной регистрации;
— при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как видно из приведенных норм, СанПиН 2.3.2.1290-03 допускал только розничную торговлю БАД. Иные продажи (дистанционные, сетевые др.) не предусматривались действующим на тот момент законодательством в области оборота БАД. Аналогичный запрет на дистанционную продажу БАД как пищевых (продовольственных) продуктов был закреплен и в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55.
Более того, Роспотребнадзор, равно как и другие контролирующие и правоприменительные органы, неоднократно обращал внимание, что в случае выявления рекламы биологически активных добавок (БАД)*(1) с указанием на дистанционный способ их продажи, такая реклама может быть признана ненадлежащей, содержащей нарушение, в том числе п. 1 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» (письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям от 17, 31 августа 2004 г. NN 0100/1130-04-32, 1/5333 «О взаимодействии при осуществлении надзора (контроля) за производством и оборотом БАД», письмо Федеральной антимонопольной службы от 22 марта 2016 г. N АК/17858/16 «О рекламе дистанционной продажи БАДов», информационное письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 июня 2011 г. «О мошенничестве с продвижением БАДов», письма ФАС N АК/37252 от 28.10.2010 и N АК/47797 от 30.12.2010, а также п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2018) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.)).
Однако постановлением Правительства России от 8 октября 2020 г. N 1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора» СанПиН 2.3.2.1290-03 отменен с 1 января 2021 г. Соответственно, по нашему мнению, запрет на дистанционную продажу БАД также утратил силу с 1 января 2021 г.
Отметим, что на данный момент какой-либо нормативный документ, регламентирующий требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД), отсутствует.
Вместе тем законодательство содержит правовую норму, а именно ч. 7 ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», согласно которой аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать, в том числе дистанционным способом, медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни. Таким образом, законодательством прямо разрешена торговля БАД дистанционным способом аптекам и ИП, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность.
К сожалению, установить, достоверно действует ли разрешение на продажу дистанционным способом биологически активных добавок (БАД) и для других организаций (ИП) — продавцов, не представляется возможным ввиду отсутствия каких-либо нормативных актов и официальных разъяснений. В связи с изложенным рекомендуем обратиться с данным вопросом в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (https://www.rospotrebnadzor.ru/).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
13 сентября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) О требованиях к рекламе БАД смотрите в материале: Вопрос: Можно ли в рекламе БАД использовать слова «помощь при восстановлении после COVID-19»?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
О дистанционной продаже биологически активных добавок
Довольно часто в средствах массовой информации звучит реклама волшебного лекарственного средства (реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке). В рекламе, как правило, утверждается, что товар имеет особые лечебные свойства, сообщается телефон и адрес организации, в которой можно было приобрести данный товар. Многие потребители после такой рекламы спешат заказать чудодейственный товар. Однако, чтобы не оказаться обманутым, необходимо помнить, рекламируемый товар может оказаться просто биологически активной добавкой (далее — БАД). Реализация последних запрещена дистанционным способом на основании п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 (далее — Правила № 612).
Пунктом 7.4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» установлено, что «розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и др.), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски)».
Продажа БАДов дистанционным способом, т.е. после консультации и размещения заказа по телефонным номерам, указанным в рекламном объявлении в средствах массовой информации (газетах, по радио и телевидению), с доставкой товара потребителям курьером — является нарушением вышеуказанных норм законодательства.
В соответствии с положением, закрепленным в ст. 12 Закона «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора достоверную информацию о товаре (работе, услуге), он вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков.
Поскольку БАД был приобретен по договору купли-продажи дистанционным способом, т.е. в нарушение установленного порядка, то по общему правилу такой договор должен быть расторгнут, а стороны приведены в первоначальное положение.
Ст. 22 Закона «О защите прав потребителя» срок исполнения требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы ограничен десятью сутками. Размер неустойки (пени) за просрочку выполнения требований потребителя установлен в размере 1% за каждый день просрочки.
Следовательно, потребитель может расторгнуть договор купли-продажи БАД и взыскать с продавца в свою пользу не только денежные средства, уплаченные за БАД, но и неустойку в размере, понесённые убытки.
В случае отказа продавца от исполнения законных требований, потребитель имеет право подать заявление в суд и, помимо вышеназванного потребовать ещё компенсацию морального вреда, а также просить суд взыскать с ответчика в свою пользу штраф в размере 50% присужденной судом суммы.
Кроме того, потребитель может письменно пожаловаться на незаконную рекламу БАД в Управление федеральной антимонопольной службы по Тверской области по адресу: ул. Советская, д.23,г.Тверь, 170100
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17 Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85 Источник РоспотребнадзорРоспотребнадзорО продаже биологически активных добавок (БАД) к пище — ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙЗащита прав потребителейО продаже биологически активных добавок (БАД) к пищеО продаже биологически активных добавок (БАД) к пище До сих пор в печатных и электронных средствах массовой информации, на радио и по телевидению встречается размещение недостоверной рекламы, в которой часто приводится информация о лечебных свойствах биологически активных добавок (далее БАД). В результате такой недостоверной информации в первую очередь страдают самые незащищенные граждане — пожилые люди, инвалиды многие из которых имеют сразу несколько хронических заболеваний. К сожалению, потребители не задумываются о различиях между средствами БАД и лекарственными препаратами. Они продолжают ждать наступления обещанного лечебного эффекта и зачастую на фоне приема БАД отказываются от применения официальных лекарств. Чтобы не попасть на уловки недобросовестных людей, Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу акцентирует внимание на необходимость знать потребителям:
Разграничение понятий БАД и лекарственного средства:
Основные отличия БАД от лекарств:
Где можно покупать БАД? В соответствии требованиям п. 7.4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 апреля 2003 года розничная продажа БАД разрешена только через:
В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 и Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 не допускается осуществлять розничную продажу БАД:
На что следует обращать внимание перед покупкой БАД? Прежде чем приобрести БАД обратите внимание:
Документы, подтверждающие качество и безопасность БАД:
Какие БАДы не допускаются к реализации? Не допускается реализация БАД:
В случае окончания срока действия свидетельства о государственной регистрации (декларации о соответствии) допускается реализация БАД с не истекшим сроком годности при наличии документов, подтверждающих дату выпуска в период действия свидетельства о государственной регистрации (декларации о соответствии).
Источник |