- Словообразование наречий в русском языке
- Словообразование наречий
- Приставочный способ
- Суффиксальный способ образования наречий
- Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
- Постфиксальный способ
- Сложение
- Слияние
- Переход из одной части речи в другую
- Таблица
- Видеоурок
- Какими способами образуются наречия?
- Приставочный способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный способ
- Постфиксальный способ
- Сложение основ
- Слияние
- Переход из одной части речи в другую
- Найдите наречия образованные суффиксальным способом?
- Подчеркни буквы , обозначающие мягкие согласные звуки?
- Ветер принес издалёка Песни весенней намек, прилагательные с суффиксом «н»?
- Спят грачи, далекий шум потока В темноте таинственно заглох?
- Разряд местоимений робко, тёмно, глубоко, ярко , издалека, тихо, тускло, сквозь, осторожно, таинственно?
- Проведите синтаксический разбор одного простого осложнённого предложения (на выбор)?
- Найдите слова соответствующим схемам?
- Определить разряды наречий : Издалёка, светло, глубоко, робко, темно, ярко, тихо, тускло, печально, осторожно, таинственно?
- Выписать из текста слова, в которых все согласные звуки являются звонкимиВетер принес издалёкаПесни весенней намек,Где — то светло и глубокоНеба открылся клочок?
- Выпишите из стихотворения обстоятльства, распределяя их в соответствии с вопросами, на которые они отвечают(где?
- Выразительно прочитай стихотворение?
Словообразование наречий в русском языке
Словообразование наречий — это приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ, а также сложение и слияние. Большая группа наречий образована способом перехода слов других частей речи.
Словообразование наречий
В русском языке наречие сформировалась на базе других самостоятельных частей речи. Наречия возникли от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и их грамматических форм. Укажем основные способы образования наречий в русском языке:
- приставочный
- суффиксальный
- приставочно-суффиксальный
- постфиксальный
- сложение
- слияние
- переход из одной части речи в другую.
Рассмотрим подробно, с помощью каких способов образуются наречия.
Приставочный способ
Приставочный способ словообразования характерен для всех самостоятельных частей речи русского языка. Слова одной и той же части речи образуются с помощью приставки, или префикса.
Понаблюдаем, какие наречия образованы этим способом:
- нельзя → до нельзя;
- ныне → до ныне;
- всегда → на всегда;
- против → на против;
- сквозь → на сквозь;
- вне → из вне;
- всюду → ото всюду.
Отрицательные местоименные наречия образованы от относительных наречий с помощью приставки не- и ни-:
- куда → не куда;
- когда → не когда;
- зачем → не зачем;
- откуда → ни откуда;
- где → ни где;
- как → ни как.
Суффиксальный способ образования наречий
Суффиксальный способ востребован при словообразовании наречий от прилагательных и числительных.
С помощью суффиксов -о и -е образуем наречия от полных форм качественных прилагательных:
- радостный → радостн о смеяться;
- внятный → внятн о объяснить;
- внутренний → внутренн е расслабиться;
- скрипучий → скрипуч е прошептать.
Обратим внимание, что суффикс -е образует наречия от слов с основой на шипящий или мягкий согласный.
С помощью суффикса -и образуем наречия от прилагательных:
- сатирический → описать сатирическ и ;
- комический → изобразить комическ и ;
- мастерский → изготовить мастерск и .
От количественных числительных суффиксальным способом были образованы наречия:
- один → одна жды ;
- два → два жды посолить;
- три → три жды перекреститься;
- четыре → четыре жды переписать.
Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
С помощью сразу двух морфем, приставки и суффикса, образуем наречия от существительных:
- верх → с верх у ;
- начало → в начал е ;
- нутро → из нутр и ;
- век → во век и ;
- даль → в дал и .
От кратких форм прилагательных с помощью приставок из-/ис-, до-, с- и суффикса -а образованы наречия:
- из далек а
- ис кос а
- до сух а
- с лев а
Аналогично приставки в-, на-, за- и суффикс -о образуют слова этой же части речи:
Весьма продуктивно словообразование наречий от прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и суффиксов -ому-/-ему, -и:
- домашний → по -домашн ему приготовить;
- новый → по -нов ому сделать;
- приятельский → по -приятельск и общаться;
- мужской → по -мужск и ответить;
- свой → поступить по -сво ему ;
- всякий → делать по -всяк ому .
Многие наречия образованы от прилагательных с помощью приставок в- и на- и суффикса -ую:
- темный → сыграть в тёмн ую ;
- круговой → занять оборону в кругов ую ;
- сухой → разгромить в сух ую ;
- рукопашный → драться в рукопашн ую ;
- прямой → идти на прям ую .
Порядковые числительные образуют наречия с помощью приставок в-/во- и суффикса -ых/-их:
- второй → во -втор ых ;
- седьмой → в -седьм ых ;
- третий → в -треть их .
Собирательные числительные являются производящей основой для ряда наречий:
- четверо → в четвер о сложить лист;
- двое → в дво ем работать;
- шестеро → в шестер ом справились;
- трое → на трое разрубить.
Постфиксальный способ
Постфиксальный способ укажем в образовании неопределенных местоименных наречий с помощью частиц -то, либо, -нибудь:
- где → где- то ;
- куда → куда- либо ;
- как → как- нибудь .
Частица -таки образует новые слова этой части речи от однокоренных наречий:
- совсем → совсем- таки ;
- так → так- таки ;
- наконец → наконец- таки ;
- слишком → слишком- таки .
Сложение
Способом сложения образуются сложные наречия:
Слияние
Способ слияния двух слов в одно образовал наречия:
- сей час → сейчас;
- тот час → тотчас;
- сего дня → сегодня.
Переход из одной части речи в другую
Многие наречия образованы путем прямого перехода слов других частей речи и их грамматических форм.
Существительные в форме винительного и творительного падежа пополнили категорию наречий:
- потерпи капельку;
- помоги чуточку;
- спуститься с лестницы бегом;
- отправился следом;
- кататься на санках зимой.
Часть наречий возникла способом перехода глагольных форм:
Таблица
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ | ||
Мотивирующая основа | Способ словообразования | Примеры |
1. прилагательного | суффиксальный | привычн о , вызывающ е , творческ и , бос ик ом |
приставочно-суфф. | по — делов ому , по ровн у , в рассыпн ую , во общ е , из редк а , на легк е , с горяч а | |
2. существительного | суффиксальный | дн ем , чуд ом , гусь ком , дуг ой , весн ой , дом ой , пор ою , рысь ю , времен ами |
приставочно-суфф. | в верх ø , во круг ø , на изнанк у , по близост и , из дал и , на утр о | |
слож.-пр.-суффикс. | в пол сил ы , в пол голос а | |
3. числительного | суффиксальный | одна жды , два жды |
приставочно-суфф. | в дво ем , на дво е | |
4. глагола | суффиксальный | стой мя , мельк ом , молч ком , уме ючи |
приставочно-суфф. | в плавь ø , в догонк у , на угад ø , в тороп ях | |
слож.-суффикс. | мимо + ход ить ← мимоход ом | |
слож.-пр.-суффикс. | в пол у леж а | |
5. причастия | суффиксальный | утверждающ е , ожидающ е |
6. наречия | ||
приставочный | на всегда, ото всюду, не зачем, по за вчера | |
приставочно-суфф. | внутрь → во внутрь ø |
Видеоурок
Источник
Какими способами образуются наречия?
Наречие – это одна из самостоятельных и независимых частей речи, роль которой заключается в указании на признак качества или действия того или иного предмета. Отвечает на вопросы «как?», «когда?», почему?», «где?» и другие. Как правило, оно относится к разряду глаголов.
Наречие образовалось из независимых частей речи. Его создание происходит тем или иным образом, в зависимости, от чего оно образовано. Возникает вопрос: с помощью каких способов образуются наречия?
Среди основных методов образования выделяют:
- Присоединение суффикса;
- Добавление приставки;
- Присоединение постфикса;
- Изменение части речи;
- Сочетание нескольких основ;
- Слияние;
- Сложение суффикса и приставки.
Приставочный способ
Приставка – это аффикс, стоящий в начале слова до корня или другой приставки. Она играет важную роль в образовании слов или форм слова.
Известно, что большинство лексем возникло именно приставочным способом. Чаще всего используются такие приставки, как «до-», «на-», «из-», «от-» и так далее.
Создание наречий из остальных самостоятельных частей речи (за исключением наречия) с помощью присоединения приставки невозможно!
Суффиксальный способ
Суффикс – это особенный аффикс, который расположен после корня и до окончания. Он играет важную роль в процессе образования слов.
Чаще всего используются следующие суффиксы: «-о», «-е», «-и», «-жды» и другие. При этом суффиксы «-и», «-е» и «-о» образуют наречия от качественных прилагательных, а «-жды» – от количественных числительных.
Приставочно-суффиксальный способ
Суффикс и приставка – это аффиксы, крайне важные для словообразования. С их помощью новые слова создаются от прилагательных, порядковых и собирательных числительных, существительных, а иногда и от местоимений.
Особенно части используются приставки «из-», «ис-», «до-», «с-», «от-» в сочетании с суффиксом «-а», приставки «в-», «на-», «за-» в сочетании с суффиксом «-о», приставка «по» в сочетании с суффиксами «-ему», «-и», «-ому», «-ую» и так далее. Приставочно-суффиксальный метод считается самым распространенным способом словообразования.
Постфиксальный способ
Постфикс – это часть слова, расположенная в самом конце лексемы. Играет немаловажную роль в процессе образования новых слов.
С помощью постфиксального метода образуются новые формы, называемые неопределенными местоименными. Из существительных, глаголов и прилагательных образовывать наречия постфиксальным способом невозможно!
Для их образования используются различные частицы, например, «-то», «-либо», «-нибудь», «-таки».
Сложение основ
Сложение двух основ – это еще один метод словообразования, при котором два одинаковых или разных слова объединяются в одно с помощью соединительной гласной или дефиса (-).
С помощью данного метода образуются исключительно сложные наречия. Для образования сложных соединяются две одинаковые основы при помощи дефиса (-).
Слияние
Слияние – не такой распространенный способ образования слов, при котором два отдельных слова объединяются в одно новое.
- сей час – сейчас;
- мимо ходом – мимоходом
- сего дня – сегодня
- полу шутя – полушутя.
Переход из одной части речи в другую
В русском языке можно встретить большое количество наречий, образованных переходом одной части речи, в частности, существительного, в другую.
Существительные образовывают наречия только в том случае, когда имеют форму творительного и винительного падежа.
Наречия образуются от глаголов только, если те в измененной форме.
Источник
Найдите наречия образованные суффиксальным способом?
Русский язык | 5 — 9 классы
Найдите наречия образованные суффиксальным способом.
1) Ветер принес издалека 2) Ярко светит зорька Песни весенней намек, В небе голубом,
Где — то светло и глубоко Тихо всходит солнце
Неба открылся клочок Над большим селом.
Робко темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалека
Звучные песни твои.
3) Тускло месяц дальний 4) Журавли , друг друга окликая,
Светит сквозь туманы, Осторожно тянутся гурьбой.
И лежит печально
5) Спят грачи ; далекий шум потока В темноте таинственно заглох.
Светло, глубоко, ярко, тихо, тускло, печально, осторожно.
Подчеркни буквы , обозначающие мягкие согласные звуки?
Подчеркни буквы , обозначающие мягкие согласные звуки.
Ярко светит зорька В небе голубом.
Тихо всходит солнце Над большим селом.
Ветер принес издалёка Песни весенней намек, прилагательные с суффиксом «н»?
Ветер принес издалёка Песни весенней намек, прилагательные с суффиксом «н».
Спят грачи, далекий шум потока В темноте таинственно заглох?
Спят грачи, далекий шум потока В темноте таинственно заглох.
Скажите, пожалуйста, это сложносочиненное предложение или сложноподчиненное?
Разряд местоимений робко, тёмно, глубоко, ярко , издалека, тихо, тускло, сквозь, осторожно, таинственно?
Разряд местоимений робко, тёмно, глубоко, ярко , издалека, тихо, тускло, сквозь, осторожно, таинственно.
Проведите синтаксический разбор одного простого осложнённого предложения (на выбор)?
Проведите синтаксический разбор одного простого осложнённого предложения (на выбор)!
1)Ветер принёс издалека Песни весенний намёк, Где — то светло и глубоко, Неба открылся клочок.
Робко, тёмно и глубоко Плакали струны мои.
Ветер принёс издалёка.
Звучные песни твои.
2)Ярко светит зорька, В небе голубом, Тихо всходит солнце Над большим селом.
3) Тускло месяц дальний Светит сквозь туманы, И лежит печально Снежная поляна.
4) Журавли, друг друга окликая, Осторожно тянуться гурьбой.
5) Спят грачи, далёкий шум потока, В темноте таинственно заглох.
Найдите слова соответствующим схемам?
Найдите слова соответствующим схемам.
Как схемы подсказывают что это неизменяемые слова?
Ветер принес издалека Песни весенней намек, Где — то светло и глубоко Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимнии бури, Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко Плакали струны мои.
Ветер принес издалека Звучные песни твои.
2) назовите глаголы в прошедшего времени.
Какой суффикс помог вам их найти?
3) Выпишите слова с приставками.
Обозначьте приставки объясните их значение.
Определить разряды наречий : Издалёка, светло, глубоко, робко, темно, ярко, тихо, тускло, печально, осторожно, таинственно?
Определить разряды наречий : Издалёка, светло, глубоко, робко, темно, ярко, тихо, тускло, печально, осторожно, таинственно.
Выписать из текста слова, в которых все согласные звуки являются звонкимиВетер принес издалёкаПесни весенней намек,Где — то светло и глубокоНеба открылся клочок?
Выписать из текста слова, в которых все согласные звуки являются звонкими
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где — то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
Выпишите из стихотворения обстоятльства, распределяя их в соответствии с вопросами, на которые они отвечают(где?
Выпишите из стихотворения обстоятльства, распределяя их в соответствии с вопросами, на которые они отвечают(где?
Как? ) Ветер принес издалека Песни весенней намек.
Где то светло и глубоко Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко Плакали струны мои.
Ветер принес издалека звучные песни твои.
2. Выпиште слова, в которых все согласные звуки являются звонкими.
Выразительно прочитай стихотворение?
Выразительно прочитай стихотворение.
Выпиши обстоятельства , распределяя их в соответствии с вопросами, на которые они отвечают( где?
Ветер принёс из далека песни весенней намёк.
Где — то светло и глубоко неба открылся клочок.
На странице вопроса Найдите наречия образованные суффиксальным способом? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
Источник