- Образование прилагательных путём сложения
- Сложение как способ словообразования. Примеры
- Что такое сложение в словообразовании?
- Сложносуффиксальный способ образования слов
- Сложение или слияние?
- Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
- План-конспект урока по русскому языку «Образование имен прилагательных путем сложения (6 класс)
Образование прилагательных путём сложения
При сложении берутся основы как независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и), так и зависимых друг от друга слов (от одного к другому можно поставить вопрос); при сложении основ зависимых друг от друга слов используется ещё и суффикс:
В прилагательных, образованных сложением, основы обычно присоединяются с помощью соединительных гласных о и е:
1. Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, по своему значению подчинённых одно другому; во второй — те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов.
Журнально-газетный, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древнерус..кий, рус..ко-француз..кий, нефт..наливной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйств..ый, народнохозяйств..ый, западн..европейский, чугун..литейный, рабоче-крестьянский, научно-фантастический.
Если прилагательные образованы путём сложения основ слов, одно из которых зависит от другого, такие прилагательные пишутся слитно.
Если прилагательные образованы путём сложения основ независимых друг от друга слов и между ними можно поставить союз и, то такие прилагательные пишутся через дефис.
Прилагательные, обозначающие цвет, пишутся через дефис.
Дефис сохраняется в прилагательных, образованных от существительных, которые пишутся через дефис.
2. Слитно или через дефис?
Образец рассуждения: (Вагоно)ремонтный — это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, из которых одно подчинено другому (ремонт вагонов). Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный. (Выпукло)вогнутый — это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга, слов выпуклый и вогнутый, между ними можно вставить союз и, значит, это слово надо писать через дефис: выпукло-вогнутый. Обозначьте орфограмму № 41.
(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековый, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (дву)дольный, (чугуно)литейный.
К какому разряду относятся эти прилагательные?
Составьте словосочетания я прилагательное + существительное».
3. Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Что они обозначают? Запишите их, обозначьте орфограмму № 41.
Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый.
4. Образуйте сложные прилагательные из данных слов. Какие из них употребляются? Запишите их.
Образец: бледный, розовый, лицо — бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.
Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; белый, розовый, зуб.
5. Выпишите в одну колонку сложные прилагательные, а в другую прилагательные, образованные от сложных существительных. Какие из них вы напишете через дефис и почему?
(Светло)голубой, (багрово)красный, (тёмно)каштановый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зелёный, (паро)ходный, (тепло)возный, (верто)лётный, (ледо)кольный.
6. В следующих сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.
Образец: Завод для ремонта судов — судоремонтный завод.
Бумага, чувствительная к свету; дело первой очереди; здание в двенадцать этажей; многоугольник с равными сторонами; рабочая и крестьянская власть; плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна; женщина с седыми волосами; мужчина с широкими плечами; рабочие фабрик и заводов; требования санитарные и гигиенические; производство писчей бумаги; девушка.
7. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, поставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограмму № 41.
Словари, в которых средствами родного языка об..сняются слова чуж..го языка (и наоборот), называю(т,ть)ся переводными. Они могут быть как (дву)язычными, так и (много)язычными. Например, переводными словарями являю(т,ть)ся (русско)английский словарь (немецко)русский словарь (русско)француз..ий словарь (чеш..ко)русский словарь и другие.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник
Сложение как способ словообразования. Примеры
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
- вагон-ресторан;
- физик-ядерщик;
- грусть-тоска;
- друзья-приятели;
б) с соединительной гласной
- пен о стекло;
- шлак о блок;
- звук о режиссёр;
- хлеб о завод;
- бур е вестник;
- юг о -восток;
2. соединение части слова с целым словом
- заведующий складом → завскладом;
- заместитель декана → замдекана;
- танцевальный зал → танцзал;
- ветеринарный врач → ветврач;
3. сложение сокращенных основ слов
- физический факультет → физфак;
- заведующий гаражом → завгар;
- городской отдел здравоохранения → горздрав;
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
- автоматическая телефонная станция → АТС (а, тэ, эс);
- независимое телевидение → НТВ (эн, тэ, вэ);
- военно-воздушные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
- морской военный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
- жизнь знаменитых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);
5. сложение начальных звуков слов
- государственный институт театрального искусства → ГИТИС;
- московский автомобильный завод → МАЗ;
- средства массовой информации → СМИ
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мин а, мета ть → миномёт → миномет чик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
- пар , ходи ть → пароход → пароход ств о;
- желез о, бетон → железобетон → железобетон н ый;
- сад , води ть → садовод → садовод ческ ий;
- перв ый, открыватель → первооткрыватель → первооткрыватель ниц а.
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
бел ый снег → бел о снеж н ый.
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
- земл я, проходи ть → земл е проход ец ;
- рук а, плеска ть → рук о плеска ни е;
- левый, берег → лев о береж н ый.
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
- наречия + прилагательного;
- наречия + причастия.
Понаблюдаем:
- много, обещающий → многообещающий взгляд;
- низко, летящий → низколетящий самолёт;
- быстро, растворимый → быстрорастворимый кофе;
- высоко, точный → высокоточный станок.
При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:
- мног о — мал о ;
- высок о — низк о ;
- далек о — близк о ;
- быстр о — медленн о ;
- легк о — трудно;
- выш е — ниж е ;
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
Источник
План-конспект урока по русскому языку «Образование имен прилагательных путем сложения (6 класс)
План-конспект урока по русскому языку для 6-го класса
Поляковой Екатерины Вачагановны
Тема: Образование имен прилагательных путем сложения.
Тип урока: комбинированный.
Цели: 1) обучающая: ознакомить учащихся с образованием имен прилагательных путем сложения;
2) развивающая: формировать умения определять морфемы, при помощи которых образованы сложные прилагательные, образовывать прилагательные путем сложения и приставочно-суффиксальным способом;
3) воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Оборудование: 1) учебник «Русский язык»: учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения/Л.А. Мурина [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 272с.
I Организационный момент;
II проверка домашнего задания;
III объяснение нового материала;
IV закрепление новых знаний, формирование умений и навыков;
V подведение итогов урока;
VI задание на дом.
Скажите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует?
Откройте тетради, запишите число и тему урока: « Образование превосходной степени сравнения имен прилагательных»
* сообщение целей урока.
II Проверка домашнего задания
Упражнение 359 (задание выполняется в соответствии с учебником)
Добрый, санитарный, общественный, дальний, логичный, законный, славный.
Добрый – недобрый, предобрый;
Санитарный – антисанитарный; общественный – противообщественный, антиобщественный; дальный – недальний, сверхдальний; логичный – нелогичный; законный – беззаконный, незаконный, противозаконный; славный – бесславный.
III Объяснение нового материала
Беседа с учениками для подготовки к восприятию нового материала
Условие: учитель вызывает ученика с места.
От каких частей речи образуются имена прилагательные при помощи приставок?
* Предполагаемый ответ учеников: только от имен прилагательных.
– Какие приставки используются для образования имен прилагательных?
* Предполагаемый ответ учеников: не-, пре-, пред-, про-, анти-, а- и другие.
Изложение нового материала
При образовании имен прилагательных путем сложения могут соединяться: основа + целое слово ( светло-зеленый ), две основы + суффикс ( правобережный ), целые слова ( глубокоуважаемый ).
Соединяемые слова могут быть равноправными, независимыми друг от друга: белорусско-русский (словарь). В этом случае между ними можно вставить союз и ( белорусский и русский ). Они могут быть и неравноправными, когда одно слово зависит от другого: синеглазый – синие глаза.
Образуются сложные прилагательные при помощи соединительной морфемы -о-, -е- (реже -и-, -а-, -у-, -ух-, -ех- ), а также при помощи соединительной морфемы и суффикса одновременно: немецко-русский , светловолосый, синеглазый, правосторонний, пятилетний, сорокаминутный, двусторонний, двухместный, трехлетний. Надо учитывать, что есть сложные прилагательные, образованные суффиксальным способом от сложных имен существительных с соединительной морфемой: пешеход – пешеходный .
Имена прилагательные могут быть образованы также приставочно-суффиксальным способом от основ существительных и глаголов в результате одновременного присоединения приставки и суффикса. Чаще других здесь используются приставки за-, без-, до-, на-, по-, при-, пред- и суффиксы -н-, -ск-, -ов- и другие : застольный ← за столом, приморский ← при море, наручный ← на руке .
IV Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков
Условие. Сравнить прилагательные и словосочетания, на базе которых они образованы. Назвать основы, использованные для образования прилагательных.
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Круглосуточный ← круглые сутки, разноцветный ← разные цвета, темно-зеленый ← темный и зеленый, седобородый ← седая борода.
Круглосуточный ← круглые сутки, разноцветный ← разные цвета, темно-зеленый ← темный и зеленый, седобородый ← седая борода.
Условие. Выписать по группам имена прилагательные: а) образованные на базе словосочетаний с зависимыми словами; б) образованные от независимых друг от друга слов; в) сложные прилагательные, образованные от сложных существительных.
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Научно-фантастический, пароходный, левобережный, средневековый, фабрично-заводской, красно-белый, вертолетный, девятидневный, многочисленный, двухтомный, малоизвестный, четырёхбалльный, двуликий.
А) левобережный ←левый берег, средневековый ←средние века, девятидневный←девять дней, двухтомный←два тома, четырехбалльный ←четыре балла, двуликий←два лика, многочисленный←много чисел, малоизвестный←мало известный.
Б) научно-фантастический←научный и фантастический, фабрично-заводской←фабричный и заводской, красно-белый←красный и белый.
В) пароходный←пароход, вертолетный←вертолет.
Упражнение 391 (задание выполняется в соответствии с учебником)
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Человек высокой нравственности, комбинат писчей бумаги, школа в пять этажей, специалист высокого класса, плодовые и ягодные культуры.
Человек высокой нравственности – высоконравственный человек;
комбинат писчей бумаги – писчебумажный комбинат;
школа в пять этажей – пятиэтажная школа;
специалист высокого класса – высококлассный специалист;
плодовые и ягодные культуры – плодово-ягодные культуры.
Полученные прилагательные уместны в официально-деловом стиле, а исходные – в разговорной речи.
Упражнение 392 (задание выполняется в соответствии с учебником)
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Белый ствол (береза); красный, белый (флаг); высокий, культура (человек); темный, синий (небо); север, запад (район); целлюлозный, бумажный (комбинат).
Мы остановились у белоствольной березы.
Красно-белый флаг развевался на ветру.
В музее работают высококультурные люди.
Во время дождя было темно-синее небо.
В северо-западном районе нашего города построили библиотеку.
Моя мама работает на целлюлозно-бумажном комбинате.
Упражнение 393 (задание выполняется в соответствии с учебником)
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Заокеанский, научно-технический, предрассветный, рукописный, досрочный, антинаучный, разноголосый, книжный, черноморский, прибрежный, безродный.
Заокеанский←за океаном (приставочно-суффиксальный);
научно-технический←научный и технический (сложение);
предрассветный←перед рассветом (приставочно-суффиксальный);
досрочный←до срока (приставочно-суффиксальный);
разноголосый←разные голоса (сложение с нулевой суффиксацией); книжный←книга (суффиксальный);
черноморский←Черное море (сложение с суффиксацией);
прибрежный←при береге (приставочно-суффиксальный);
V Подведение итогов урока
*Ребята, сегодня мы с вами продуктивно поработали, а теперь подведем итоги и ответим на несколько вопросов.
*Учитель вызывает ученика с места. Если ученик отвечает неверно, то отвечает дугой. Выслушиваются все точки зрения, из которых учитель далее формулирует единую правильную (форма проведения здесь и далее).
– Как образуются имена прилагательные путем сложения?
* Предполагаемый ответ учеников: При образовании имен прилагательных путем сложения могут соединяться: основа + целое слово ( светло-зеленый ), две основы + суффикс ( правобережный ), целые слова ( глубокоуважаемый ).
– Какими могут быть соединяемые слова?
* Предполагаемый ответ учеников: Соединяемые слова могут быть равноправными, независимыми друг от друга: белорусско-русский (словарь). В этом случае между ними можно вставить союз и ( белорусский и русский ). Они могут быть и неравноправными, когда одно слово зависит от другого: синеглазый – синие глаза.
– Назовите соединительные морфемы?
* Предполагаемый ответ учеников: Образуются сложные прилагательные при помощи соединительной морфемы -о-, -е- (реже -и-, -а-, -у-, -ух-, -ех- ).
Выставление и комментирование отметок активным ученикам.
§55(выучить), упражнение 394.
*задание выполняется в соответствии с учебником.
Источник