Найдите имена прилагательные образованные способом сложения

Образование прилагательных путём сложения

При сложении берутся основы как независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и), так и зависимых друг от друга слов (от одного к другому можно поставить вопрос); при сложении основ зависимых друг от друга слов используется ещё и суффикс:

В прилагательных, образованных сложением, основы обычно присоединяются с помощью соединительных гласных о и е:

1. Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, по своему значению подчинённых одно другому; во второй — те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов.

Журнально-газетный, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древнерус..кий, рус..ко-француз..кий, нефт..наливной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйств..ый, народнохозяйств..ый, западн..европейский, чугун..литейный, рабоче-крестьянский, научно-фантастический.

Если прилагательные образованы путём сложения основ слов, одно из которых зависит от другого, такие прилагательные пишутся слитно.

Если прилагательные образованы путём сложения основ независимых друг от друга слов и между ними можно поставить союз и, то такие прилагательные пишутся через дефис.

Прилагательные, обозначающие цвет, пишутся через дефис.

Дефис сохраняется в прилагательных, образованных от существительных, которые пишутся через дефис.

2. Слитно или через дефис?

Образец рассуждения: (Вагоно)ремонтный — это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, из которых одно подчинено другому (ремонт вагонов). Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный. (Выпукло)вогнутый — это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга, слов выпуклый и вогнутый, между ними можно вставить союз и, значит, это слово надо писать через дефис: выпукло-вогнутый. Обозначьте орфограмму № 41.

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековый, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (дву)дольный, (чугуно)литейный.

К какому разряду относятся эти прилагательные?

Составьте словосочетания я прилагательное + существительное».

3. Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Что они обозначают? Запишите их, обозначьте орфограмму № 41.

Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый.

4. Образуйте сложные прилагательные из данных слов. Какие из них употребляются? Запишите их.

Образец: бледный, розовый, лицо — бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.

Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; белый, розовый, зуб.

5. Выпишите в одну колонку сложные прилагательные, а в другую прилагательные, образованные от сложных существительных. Какие из них вы напишете через дефис и почему?

(Светло)голубой, (багрово)красный, (тёмно)каштановый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зелёный, (паро)ходный, (тепло)возный, (верто)лётный, (ледо)кольный.

6. В следующих сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.

Образец: Завод для ремонта судов — судоремонтный завод.

Бумага, чувствительная к свету; дело первой очереди; здание в двенадцать этажей; многоугольник с равными сторонами; рабочая и крестьянская власть; плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна; женщина с седыми волосами; мужчина с широкими плечами; рабочие фабрик и заводов; требования санитарные и гигиенические; производство писчей бумаги; девушка.

7. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, поставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограмму № 41.

Словари, в которых средствами родного языка об..сняются слова чуж..го языка (и наоборот), называю(т,ть)ся переводными. Они могут быть как (дву)язычными, так и (много)язычными. Например, переводными словарями являю(т,ть)ся (русско)английский словарь (немецко)русский словарь (русско)француз..ий словарь (чеш..ко)русский словарь и другие.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Сложение как способ словообразования. Примеры

Сложение — это мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слож­ных слов путем соеди­не­ния целых слов, их частей, началь­ных букв и зву­ков. Способом сло­же­ния в рус­ском язы­ке обра­зу­ют­ся существительные.

Читайте также:  Чем отличается друг от друга способы сварки плавлением

Выясним, что такое сло­же­ние как спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов, рас­смот­рев спо­со­бы соеди­не­ния двух про­из­во­дя­щих основ в еди­ное целое.

Наиболее пло­до­твор­но сло­ва обра­зу­ют­ся мор­фо­ло­ги­че­ским спо­со­бом, кото­рый осу­ществ­ля­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве раз­лич­ных аффик­сов (при­став­ки, суф­фик­са, пост­фик­са) и их ком­би­на­ций. Новое сло­во мож­но полу­чить более слож­ным спо­со­бом, а имен­но сложением.

Что такое сложение в словообразовании?

Рассмотрим суть мето­да сло­же­ния как одно­го из эффек­тив­ных мор­фо­ло­ги­че­ских спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Сам тер­мин «сло­же­ние» про­зрач­но гово­рит о том, что что-то с чем-то складывается.

С помо­щью сло­же­ния воз­ни­ка­ют толь­ко слож­ные сло­ва. В сло­во­твор­че­стве участ­ву­ют как целые сло­ва, так и их части и даже началь­ные бук­вы и зву­ки сло­во­со­че­та­ний. В свя­зи с этим мож­но ука­зать сле­ду­ю­щие виды словосложения:

1. в еди­ное целое скла­ды­ва­ют­ся два само­сто­я­тель­ных сло­ва. Этот про­цесс сло­во­об­ра­зо­ва­ния осу­ществ­ля­ет­ся дву­мя способами:

а) без соеди­ни­тель­ной гласной

  • вагон-ресторан;
  • физик-ядерщик;
  • грусть-тоска;
  • друзья-приятели;

б) с соеди­ни­тель­ной гласной

  • пен о стек­ло;
  • шлак о блок;
  • звук о режис­сёр;
  • хлеб о завод;
  • бур е вест­ник;
  • юг о -восток;

2. соеди­не­ние части сло­ва с целым словом

  • заве­ду­ю­щий скла­дом → завскладом;
  • заме­сти­тель дека­на → замдекана;
  • тан­це­валь­ный зал → танцзал;
  • вете­ри­нар­ный врач → ветврач;

3. сло­же­ние сокра­щен­ных основ слов

  • физи­че­ский факуль­тет → физфак;
  • заве­ду­ю­щий гара­жом → завгар;
  • город­ской отдел здра­во­охра­не­ния → горздрав;

4. сло­же­ние назва­ний началь­ных букв словосочетаний

  • авто­ма­ти­че­ская теле­фон­ная стан­ция → АТС (а, тэ, эс);
  • неза­ви­си­мое телевиде­ние → НТВ (эн, тэ, вэ);
  • военно-воздуш­ные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
  • морской воен­ный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
  • жизнь знаме­ни­тых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);

5. сло­же­ние началь­ных зву­ков слов

  • госу­дар­ствен­ный инсти­тут теат­раль­но­го искус­ства → ГИТИС;
  • москов­ский авто­мо­биль­ный завод → МАЗ;
  • сред­ства массо­вой инфор­ма­ции → СМИ

Сложение сокра­щён­ных основ слов, букв и зву­ков обра­зу­ет новое сло­во, кото­рое назы­ва­ет­ся аббревиатурой.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­ва, а так­же выпол­няя тесто­вое зада­ние по рус­ско­му язы­ку, важ­но не при­нять любое слож­ное суще­стви­тель­ное или при­ла­га­тель­ное за обра­зо­ва­ние спо­со­бом сложения.

Многие лек­се­мы явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от слож­ных слов с помо­щью суф­фик­сов. Например, назва­ние воен­ной про­фес­сии «мино­мёт­чик» очень похо­же на слож­ное сло­во, обра­зо­ван­ное сло­же­ни­ем с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной -о-. А так ли это?

Определим, кто такой мино­мет­чик. Минометчик — это стре­лок из мино­ме­та. Вот и про­зву­ча­ло про­из­во­дя­щее сло­во «мино­мёт». Значит сло­же­ние было рань­ше, на преды­ду­щем эта­пе сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Чтобы понять это, соста­вим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепочку:

мин а, мета ть → мино­мёт → мино­мет чик

Приведем ана­ло­гич­ные при­ме­ры суф­фик­саль­но­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов:

  • пар , ходи ть → паро­ход → паро­ход ств о;
  • желез о, бетон → желе­зо­бе­тон → желе­зо­бе­тон н ый;
  • сад , води ть → садо­вод → садо­вод ческ ий;
  • перв ый, откры­ва­тель → пер­во­от­кры­ва­тель → пер­во­от­кры­ва­тель ниц а.

Сложносуффиксальный способ образования слов

Очень часто сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ слов с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной сопро­вож­да­ет­ся суффиксацией.

Сложносуффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся новые лек­се­мы, когда две про­из­во­дя­щие осно­вы свя­зы­ва­ют­ся в одно сло­во соеди­ни­тель­ной мор­фе­мой с добав­ле­ни­ем суф­фик­са к послед­ней части сложения:

бел ый снег → бел о снеж н ый.

Такой спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся очень продуктивным:

  • земл я, про­хо­ди ть → земл е про­ход ец ;
  • рук а, плес­ка ть → рук о плес­ка ни е;
  • левый, берег → лев о береж н ый.

Сложение сле­ду­ет так­же отли­чать от дру­го­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния слож­ных лек­сем — сра­ще­ния, или слияния.

Читайте также:  Способы принятия педагогических решений

Сложение или слияние?

Слияние (сра­ще­ние) — это лексико-синтаксический спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов. Суть его состо­ит в том, что новая лек­се­ма обра­зу­ет­ся путем «скле­и­ва­ния» его компонентов:

  • наре­чия + прилагательного;
  • наре­чия + причастия.

Понаблюдаем:

  • мно­го, обе­ща­ю­щий → мно­го­обе­ща­ю­щий взгляд;
  • низ­ко, летя­щий → низ­ко­ле­тя­щий самолёт;
  • быст­ро, рас­тво­ри­мый → быст­ро­рас­тво­ри­мый кофе;
  • высо­ко, точ­ный → высо­ко­точ­ный станок.

При этом спо­со­бе в сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ют наре­чия с конеч­ным суф­фик­сом -о/-е:

  • мног о — мал о ;
  • высок о — низк о ;
  • далек о — близк о ;
  • быстр о — мед­ленн о ;
  • легк о — трудно;
  • выш е — ниж е ;

В слож­ных сло­вах нет соеди­ни­тель­ной глас­ной в отли­чие от лек­сем, обра­зо­ван­ных сло­же­ни­ем. Обратим вни­ма­ние, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство слов, обра­зо­ван­ных сли­я­ни­ем, явля­ют­ся при­ла­га­тель­ны­ми. А сло­же­ние обра­зу­ет слож­ные существительные.

Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»

Источник

План-конспект урока по русскому языку «Образование имен прилагательных путем сложения (6 класс)

План-конспект урока по русскому языку для 6-го класса

Поляковой Екатерины Вачагановны

Тема: Образование имен прилагательных путем сложения.

Тип урока: комбинированный.

Цели: 1) обучающая: ознакомить учащихся с образованием имен прилагательных путем сложения;

2) развивающая: формировать умения определять морфемы, при помощи которых образованы сложные прилагательные, образовывать прилагательные путем сложения и приставочно-суффиксальным способом;

3) воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Оборудование: 1) учебник «Русский язык»: учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения/Л.А. Мурина [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 272с.

I Организационный момент;

II проверка домашнего задания;

III объяснение нового материала;

IV закрепление новых знаний, формирование умений и навыков;

V подведение итогов урока;

VI задание на дом.

Скажите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует?

Откройте тетради, запишите число и тему урока: « Образование превосходной степени сравнения имен прилагательных»

* сообщение целей урока.

II Проверка домашнего задания

Упражнение 359 (задание выполняется в соответствии с учебником)

Добрый, санитарный, общественный, дальний, логичный, законный, славный.

Добрый – недобрый, предобрый;

Санитарный – антисанитарный; общественный – противообщественный, антиобщественный; дальный – недальний, сверхдальний; логичный – нелогичный; законный – беззаконный, незаконный, противозаконный; славный – бесславный.

III Объяснение нового материала

Беседа с учениками для подготовки к восприятию нового материала

Условие: учитель вызывает ученика с места.

От каких частей речи образуются имена прилагательные при помощи приставок?

* Предполагаемый ответ учеников: только от имен прилагательных.

– Какие приставки используются для образования имен прилагательных?

* Предполагаемый ответ учеников: не-, пре-, пред-, про-, анти-, а- и другие.

Изложение нового материала

При образовании имен прилагательных путем сложения могут соединяться: основа + целое слово ( светло-зеленый ), две основы + суффикс ( правобережный ), целые слова ( глубокоуважаемый ).

Соединяемые слова могут быть равноправными, независимыми друг от друга: белорусско-русский (словарь). В этом случае между ними можно вставить союз и ( белорусский и русский ). Они могут быть и неравноправными, когда одно слово зависит от другого: синеглазый – синие глаза.

Образуются сложные прилагательные при помощи соединительной морфемы -о-, -е- (реже -и-, -а-, -у-, -ух-, -ех- ), а также при помощи соединительной морфемы и суффикса одновременно: немецко-русский , светловолосый, синеглазый, правосторонний, пятилетний, сорокаминутный, двусторонний, двухместный, трехлетний. Надо учитывать, что есть сложные прилагательные, образованные суффиксальным способом от сложных имен существительных с соединительной морфемой: пешеход – пешеходный .

Имена прилагательные могут быть образованы также приставочно-суффиксальным способом от основ существительных и глаголов в результате одновременного присоединения приставки и суффикса. Чаще других здесь используются приставки за-, без-, до-, на-, по-, при-, пред- и суффиксы -н-, -ск-, -ов- и другие : застольный ← за столом, приморский ← при море, наручный ← на руке .

Читайте также:  Способ уменьшенного остатка амортизация это

IV Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков

Условие. Сравнить прилагательные и словосочетания, на базе которых они образованы. Назвать основы, использованные для образования прилагательных.

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

Круглосуточный ← круглые сутки, разноцветный ← разные цвета, темно-зеленый ← темный и зеленый, седобородый ← седая борода.

Круглосуточный ← круглые сутки, разноцветный ← разные цвета, темно-зеленый ← темный и зеленый, седобородый ← седая борода.

Условие. Выписать по группам имена прилагательные: а) образованные на базе словосочетаний с зависимыми словами; б) образованные от независимых друг от друга слов; в) сложные прилагательные, образованные от сложных существительных.

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

Научно-фантастический, пароходный, левобережный, средневековый, фабрично-заводской, красно-белый, вертолетный, девятидневный, многочисленный, двухтомный, малоизвестный, четырёхбалльный, двуликий.

А) левобережный ←левый берег, средневековый ←средние века, девятидневный←девять дней, двухтомный←два тома, четырехбалльный ←четыре балла, двуликий←два лика, многочисленный←много чисел, малоизвестный←мало известный.

Б) научно-фантастический←научный и фантастический, фабрично-заводской←фабричный и заводской, красно-белый←красный и белый.

В) пароходный←пароход, вертолетный←вертолет.

Упражнение 391 (задание выполняется в соответствии с учебником)

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

Человек высокой нравственности, комбинат писчей бумаги, школа в пять этажей, специалист высокого класса, плодовые и ягодные культуры.

Человек высокой нравственности – высоконравственный человек;

комбинат писчей бумаги – писчебумажный комбинат;

школа в пять этажей – пятиэтажная школа;

специалист высокого класса – высококлассный специалист;

плодовые и ягодные культуры – плодово-ягодные культуры.

Полученные прилагательные уместны в официально-деловом стиле, а исходные – в разговорной речи.

Упражнение 392 (задание выполняется в соответствии с учебником)

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

Белый ствол (береза); красный, белый (флаг); высокий, культура (человек); темный, синий (небо); север, запад (район); целлюлозный, бумажный (комбинат).

Мы остановились у белоствольной березы.

Красно-белый флаг развевался на ветру.

В музее работают высококультурные люди.

Во время дождя было темно-синее небо.

В северо-западном районе нашего города построили библиотеку.

Моя мама работает на целлюлозно-бумажном комбинате.

Упражнение 393 (задание выполняется в соответствии с учебником)

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

Заокеанский, научно-технический, предрассветный, рукописный, досрочный, антинаучный, разноголосый, книжный, черноморский, прибрежный, безродный.

Заокеанский←за океаном (приставочно-суффиксальный);

научно-технический←научный и технический (сложение);

предрассветный←перед рассветом (приставочно-суффиксальный);

досрочный←до срока (приставочно-суффиксальный);

разноголосый←разные голоса (сложение с нулевой суффиксацией); книжный←книга (суффиксальный);

черноморский←Черное море (сложение с суффиксацией);

прибрежный←при береге (приставочно-суффиксальный);

V Подведение итогов урока

*Ребята, сегодня мы с вами продуктивно поработали, а теперь подведем итоги и ответим на несколько вопросов.

*Учитель вызывает ученика с места. Если ученик отвечает неверно, то отвечает дугой. Выслушиваются все точки зрения, из которых учитель далее формулирует единую правильную (форма проведения здесь и далее).

– Как образуются имена прилагательные путем сложения?

* Предполагаемый ответ учеников: При образовании имен прилагательных путем сложения могут соединяться: основа + целое слово ( светло-зеленый ), две основы + суффикс ( правобережный ), целые слова ( глубокоуважаемый ).

– Какими могут быть соединяемые слова?

* Предполагаемый ответ учеников: Соединяемые слова могут быть равноправными, независимыми друг от друга: белорусско-русский (словарь). В этом случае между ними можно вставить союз и ( белорусский и русский ). Они могут быть и неравноправными, когда одно слово зависит от другого: синеглазый – синие глаза.

– Назовите соединительные морфемы?

* Предполагаемый ответ учеников: Образуются сложные прилагательные при помощи соединительной морфемы -о-, -е- (реже -и-, -а-, -у-, -ух-, -ех- ).

Выставление и комментирование отметок активным ученикам.

§55(выучить), упражнение 394.

*задание выполняется в соответствии с учебником.

Источник

Оцените статью
Разные способы